Родительское собрание на тему "Развиваем речь ребенка"
учебно-методический материал (старшая группа)

Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству, совместно решать задачи речевого развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_razvivaem_rech_rebenka.docx25.59 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Протокол № 1

Родительского собрания в старшей группе МКДОУ Садовский детский сад ОРВ по теме: «Развиваем речь ребенка»

Дата проведения:   25  сентября 2022г.

Подготовила воспитатель: Максименкова Татьяна Николаевна.

Количество присутствующих:      человек.

Цель: Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству: совместно решать задачи речевого развития детей.

Задачи:

- Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребенка.

- Расширить представление родителей о речевом развитии детей 5-6 лет.

- Познакомить с речевыми играми для их использования в домашних условиях.

Повестка родительского собрания:

1.Вступительное слово воспитателя по теме «Совсем немного науки». Цели и задачи на год.

2.Особенности развития детей от 5-6 лет. Развивающие речевые игры.

3.Памятка для родителей «Как читать детям»

4.Итоги анкетирования.

5.Организационные вопросы.

План родительского собрания:

 Воспитатель Максименкова Т.Н. рассказала о задачах речевого развития детей, факторах успешного речевого развития, предложила решить проблемную ситуацию, в ходе решения которой дала понять, как следует развивать речь ребенка. Здесь же Татьяна Николаевна провела с родителями развивающие речевые игры. Предложила родителям памятки «Как читать детям» и провела беседу по анкетированию,  выслушала высказывания родителей о способах и приемах развития речи детей в домашних условиях.

Председатель:                                           Секретарь:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение                                                           Садовский детский сад общеразвивающего вида.

Родительское собрание в форме литературного досуга в старшей группе МКДОУ Садовский детский сад ОРВ на тему: «Развиваем речь ребенка»

Дата проведения:   сентября.

Количество присутствующих:    человек.

Форма проведения: Игра-путешествие

Подготовила воспитатель: Максименкова Татьяна Николаевна.

Цель: Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству: совместно

решать задачи речевого развития детей.

Задачи:

- Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребѐнка.

- Расширить представление родителей о речевом развитии детей 5-6 лет.

- Познакомить с речевыми играми для их использования в домашних

условиях.

Предварительная работа:

Анкета для родителей.

Раздаточный материал (памятки для родителей)

Консультация в родительском уголке.

                         Повестка родительского собрания:

1.Вступительное слово воспитателя по теме «Совсем немного науки» Цели и задачи на год.

2.Особенности развития детей от 5 до 6 лет. Развивающие речевые игры.

3.Памятка для родителей «Как читать детям»

4.Итоги анкетирования.

5.Организационные вопросы.

                                       Ход собрания:

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в круговороте

дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады

видеть вас.

1 часть: «Совсем немного науки»

Задачи речевого развития в ФГОС ДО:

овладение речью как средством общения и культуры, (это значит, надо

сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали

трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим), обогащение активного словаря, (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы), развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неѐ является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения), развитие речевого творчества, (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия), знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей), развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи) формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.

Основные задачи речевого развития детей 5-6 лет

Задачи на развитие свободного общения с взрослыми и детьми:

-Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.

-Развивать умение учитывать в процессе общения настроение, эмоциональное состояние собеседника.

-Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.

-Расширять представления детей о правилах речевого этикета и способствовать осознанному желанию и умению детей следовать им в процессе общения.

Задачи на развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности:

-Развивать связную монологическую речь: учить детей составлять повествовательные рассказы по игрушкам, картинам, из личного и коллективного опыта.

-Стимулировать и развивать речевое творчество детей.

-Развивать умение участвовать в коллективных разговорах.

-Развивать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.

-Развивать умение замечать ошибки в речи сверстников и доброжелательно исправлять их.

-Воспитывать интерес к языку, желание говорить правильно.

-Воспитывать интерес к письменным формам речи.

-Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.

Задачи на практическое овладение нормами речи (освоение речевого

этикета):

-Стимулировать желание самостоятельно выполнять основные правила речевого этикета.

-Расширять представления детей о культуре речевого общения.

-Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия.

Достижения ребенка к концу учебного года

1. Ребенок проявляет инициативу и активность в общении; решает бытовые и игровые задачи посредством общения со взрослыми и сверстниками; узнает новую информацию, выражает просьбу, жалобу, высказывает желания, избегает конфликта; без напоминания взрослого здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста».

2. Инициативен в разговоре, отвечает на вопросы, задает встречные. Проявляет интерес и самостоятельность в использовании простых форм объяснительной речи.

3. Все звуки произносит чисто, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности.

4. Самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, с небольшой помощью взрослого составляет описательные и сюжетные рассказы, сочиняет загадки.

5. Проявляет словотворчество, интерес к языку, различает понятия «слово» и «звук». Вычленяет первый звук в слове, слышит слова с заданным первым звуком. Различает на слух гласные и согласные звуки. Работа по развитию речи ребѐнка в дошкольном учреждении осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

И сейчас мы предлагаем вам окунуться в детство и на мгновенье

превратиться в детей.

2 часть. Развивающие речевые игры.

Давайте разделимся на две команды.

1. Конкурс. «Конкурс капитанов».

Командам дается задание рассказать как можно больше потешек.(по четыре

потешки)

2. Конкурс. «Волшебный ящик».

Для первой команды:

- здесь находится герой сказки, который любил говорить; - «У меня не усы, аусищи, у меня не лапы, а лапищи, у меня не зубы, а зубищи – я никого не боюсь». («Заяц - хваста»).

Для второй команды;

- здесь находится героиня сказки, которая говорила; - «Шла я по дорожке, нашла скалочку, за скалочку взяла курочку, за курочку взяла гусочку, за гусочку взяла девочку ». («Лисичка со скалочкой»).

3 Конкурс «Узнай сказку по отрывку».

Воспитатель по очереди каждой команде читает отрывок из сказки, а команды должны отгадать, из какой сказки данный отрывок.

«Ну, что же сказала лиса, - хоть и помалу, зато поровну! И, насмешливо помахав хвостом, была такова. Так – то бывает с теми, кто жадничает». («Два жадных медвежонка».)

- «Как увидели, что у блина полбока съедено, еще пуще заплакали. Тут блин и говорит; -«Так всегда бывает, когда один на другого кивает, а сам своего дела делать не хочет». Тут воробей со стыда под лавку и забился. («Крылатый, мохнатый да масляный»).

-«Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из – за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать» («Колосок»).

- «Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Вернулась девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась туда – сюда – нету! Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, - братец не откликался». («Гуси - лебеди»).

4 Конкурс «Закончи пословицу».

Воспитатель читает начало пословицы, а родители проговаривают ее конец, объясняют смысл пословицы.

Без труда не вытащишь………………..рыбку из пруда.

В тесноте……………………………….да не в обиде.

Всякому овощу………………………..свое время.

Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной.

Друга ищи,……………………………..а найдешь – береги.

Как посеешь,……………………………так и пожнешь.

Поспешишь – людей насмешишь,………а сам наплачешься.

Хлеб-…………………………………….всему голова.

Делу время,………………………………а потехе – час.

Кончил дело – …………………………..гуляй смело.

Сам себя губит,……………………………кто других не любит.

Один за всех,………………………………все за одного.

Физкультминутка.

Три медведя шли домой.(Ходьба на месте ).

Папа был большой – большой (дети поднимают руки вверх),

Мама с ним поменьше ростом (руки перед собой),

А сынок малютка просто (дети присели),

С погермушками ходил – дзинь – дзинь – дзинь (руки сжимают в кулачки и

размахивают ими).

5 Конкурс «Загадывание друг другу загадок».

Участники команды в порядке очереди загадывают друг другу загадки и отгадывают их.

6 Конкурс « Отгадай».

- в какой сказке есть чудесный пень, где сесть косолапому не лень, только вот одна беда – не смог он скушать пирожка. («Маша и медведь»).

- быстро лето пролетело, осень тоже вслед ушла. Работа закипела, за дело принялись друзья. Заготовили все в прок, нос не сунет серый волк. Живите на здоровье – построено…(«Зимовье»).

- дом построили друзья, жили весело, пока не пришел под вечерок мишка, мишенька – дружок. Был низок и высок расчудесный… («Теремок»).

- назовите имя сказочной героини, которая путешествует в ступе с помелом.

(баба яга).

3 часть. Памятка для родителей старшей группы

«Как читать детям».

1. Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребѐнка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещивсѐ то, что может помешать, ребѐнку слушать рассказ или сказку.

2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастом и индивидуальным способностями ребѐнка.

3. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать делать логические ударения в нужных местах, соблюдать паузы.

4. Показывайте ребѐнку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте всѐ воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы иллюстрации были как можно более реалистичны.

5. Во время прочтения произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около15 минут. Найдите эти 15 минут для своего ребѐнка.

6. Обязательно задайте ребѐнку вопросы по прочитанному.

7. Прививайте ребѐнку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.

4 часть.

1.Итоги анкетирования.

Как видно из анкет, некоторые дети заговорили в возрасте до года – 1,5 года, что является физиологической нормой. Некоторые начали говорить в период 2 – 3 лет. У многих детей сегодня наблюдается задержка речевого развития. Какой бы вы хотели видеть речь ребёнка к моменту поступления в школу?

В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребёнка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Рассмотрим, с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой:

Односложная речь – состоящая из одних простых предложений;

Бедная речь – недостаточный словарный запас;

Слова - «паразиты» - употребление нелитературных слов и выражений;

Неправильное звукопроизношение;

Несвязность, сбивчивость, невыразительность речи.

2.Что мы интересного делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме?

В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию:

- составлению творческих рассказов  

- составлению рассказов по картине, по серии картин  

 - пересказам

Очень важно с детьми разучивать стихи - это способствует развитию выразительности, тренирует память. Выступая друг перед другом («Конкурс чтецов») дети в школе уже не будут комплексовать на уроках.     Что способствует улучшению звукопроизношения – это скороговорки, чистоговорки. Очень любят дети отгадывать и загадывать  загадки, то занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребёнка «как догадался?», «почему». И ещё учёными доказано, что через игру ребёнок усваивает знания быстрее.                                                                                                                                                                    Анкетирование показало, что дома вы с детьми в основном занимаетесь над развитием речи: разучиваете скороговорки, стихи, пытаетесь учить буквы. Но вы признаётесь, что у вас нет опыта, знаний, чтобы грамотно и толково заниматься с детьми. А также у некоторых родителей нет достаточного времени пообщаться с ребёнком, поиграть, позаниматься с ним.

Что дома делать надо:

В первую очередь, разговаривая с ребёнком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть чёткой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребёнок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью.

Во-вторых, как можно чаще общайтесь с ребёнком. И если вы заметили, что у ребёнка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу, психиатру).

Чаще читайте ребёнку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребёнка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть чётким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное.

Задумайтесь, как часто вы говорите ребёнку эти фразы:                                                                                      

 - Ты очень многое можешь!  

 - Я помогу тебе.                                                      

    – Я радуюсь твоим успехам.                                        

4. Задание родителям и детям.

Конечно, все дети любят сказки: слушать, пересказывать, драматизировать. Мы предлагаем вам – сочините с ребёнком свою сказку, запишите её тетрадь или блокнот, а ребёнок будет иллюстратором этих сочинений.

5 часть. Организационные вопросы.

                        Решение родительского собрания:

1.Принять к сведению информацию о задачах и целях  детского сада на новый учебный год, о способах развития речи детей и планах группы на год.

2.Знакомиться с информацией родительского уголка.

3.Принимать активное участие в жизни нашей группы.

Ответственные – воспитатели, родители.

Срок исполнения – постоянно.

Председатель родительского комитета:

Секретарь родительского комитета:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания «ТЕМПЕРАМЕНТ – основа поведения ребенка»

В конспекте дана характеристика 4 видов темперамета, тест и памятка для родителей....

Родительское собрание для пап "Зачем ребенку нужен папа?"

Если заглянуть на любое родительское собрание в детском саду или школе, то 90%, а то и все 100% из  присутствующих там - это мамы. К сожалению, мужчины зачастую самоустраняются от воспитания дете...

Родительское собрание "Значимость эмоционального благополучия ребенка для сохранения и укрепления психического здоровья ребенка в семье"

Выступление педагога-психолога на родительском собрании в средней группе о значимости эмоционального благополучия ребенка для сохранения и укрепления психического здоровья ребенка в семье....

Информационно-тематическое родительское собрание «Родителям о речи ребенка»

Познакомить родителей с тем, как развивается речь ребенка в норме, патологии, о необходимости устранения отклонений в речевом развитии ребенка до школы....

Презентация к родительскому собранию, тема: "Хорошая речь ребенка-дошкольника - залог успешного обучения в школе"

Презентация к родительскому собранию, тема: "Хорошая речь ребенка-дошкольника - залог успешного  обучения в школе"...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ПО ТЕМЕ «МОЙ РЕБЕНОК – ТАЛАНТЛИВЫЙ РЕБЕНОК»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕПО ТЕМЕ «МОЙ РЕБЕНОК – ТАЛАНТЛИВЫЙ РЕБЕНОК»...

Родительское собрание на тему: "Успешный ребенок - тактика родительской поддержки"

Родительское собрание на тему: "Успешный ребенок - тактика родительской поддержки"...