Интервью для родителей «Мяч в жизни ребёнка»
статья

Марухина Елена Сергеевна

Интервью для родителей «Мяч в жизни ребёнка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intervyu_dlya_roditeley_myach_v_zhizni_rebyonka.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

 

МБДОУ Гагинский детский сад №1

Составитель:

инструктор по физической культуре

Марухина Е. С

Для развития организма ребёнка – дошкольника и его разнообразной двигательной деятельности большую ценность представляют основные движения. Задачи обучения технике выполнения движений в нашем ДОУ наиболее успешно решаются на физкультурных занятиях, где усвоение происходит в специально созданной обстановке, упражнения подбираются в определённой последовательности, с усложнением.

Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Упражнения с мячами различного объёма развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки.

Поэтому работа с мячом занимает одно из главных мест в физкультурно – оздоровительной работе с детьми. Основная задача – научить всех детей владеть мячом на достаточно высоком уровне. Игры с мячом пользуются у детей наибольшей популярностью, и это неудивительно. Мяч, (большой или маленький) – это снаряд, который требует проворных рук и повышенного внимания. Сюжеты упражнений с мячом разнообразны. Мяч можно перебрасывать, надо уметь его ловить, мячом можно пятнать, выбивать. Для детей мяч, это круглый, лёгкий, упругий, привлекательный снаряд, нередко символизирует приобщение к спортивным играм: волейболу, баскетболу, футболу. В мяч играют в помещении и на улице. В игре принимает участие различное количество детей.

Действия с мячом занимают значительное место среди других средств физического воспитания, усложняясь от группы к группе за счёт введения дополнительных заданий, а также новых способов их выполнения.

В младшей группе дети начинают знакомиться с формой, объёмом, свойствами резинового мяча, учат играть с мячом. Прежде чем приступить к специальным упражнениям, малыш должен научиться брать, держать и переносить мяч двумя руками и одной рукой. С этой целью проводится игра «Догони мяч». Дети с живым интересом, весело бегут за мячами, собирают их, приносят и кладут в корзину. Большие мячи они берут и несут двумя руками, маленькие – одной. Дети младшей группы учатся прокатывать, бросать мяч. Главное в работе с мячом для малышей – обеспечить возможность произвольно упражняться в действиях с мячами, чтобы у них появилась непринуждённость в движениях (держать мяч, брать, класть, переносить).

На пятом году жизни возможности ребёнка в бросании и ловле предметов повышаются в связи с увеличением физической силы, развитием координации движений и глазомера. Дети приучаются отталкивать мяч симметрично обеими руками, придавая ему нужное направление движения. Важно научить ребёнка регулировать силу отталкивания: отталкивать мяч не только сильно, но и слабо, не отпуская его далеко от рук. Следует учить детей правильно ловить мяч, бросать мяч из – за головы двумя руками.

В старшей группе навыки катания мячей получают дальнейшее развитие. Разнообразнее и сложнее становятся упражнения в бросании и ловле мяча. Дети должны иметь разносторонние навыки владения мячом. Они должны уметь его ловко принимать, непринуждённо держать, быстро и точно передавать в разных направлениях. Много времени уделяется  упражнениям в бросании и ловле мяча индивидуально, в парах, по кругу, в кругах с водящим. Не все дети в старшей группе достаточно ловки при ловле мячей. Они ещё не умеют учитывать ряд условий, от которых зависит правильность выполнения действия. Так, при ловле определяется направление и скорость летящего предмета, его объём и масса. От этого зависит способ ловли. Например, при ловле мяча двумя руками перед собой основная задача – погасить скорость летящего предмета и удержать его кистями рук. При ловле мяча чрезвычайно важно быть наготове, подойти к мячу на удобное расстояние: подойти вперёд, отойти назад, сделать выпад или шаг в сторону, подпрыгнуть, присесть.

В играх и упражнениях с мячом нужно приучать детей бросать друг другу мяч так, чтобы товарищу было удобно его поймать. В старшей группе дети должны уметь подбрасывать и ловить мяч после отскока от земли, пола не менее 10 раз подряд.

Навыки ловли успешно формируются в индивидуальной работе с детьми. Хорошему владению мячом способствуют и разнообразные индивидуальные и разнообразные индивидуальные упражнения «Школа мяча».

В таких упражнениях, как подбрасывание мяча вверх и ловля его с хлопком, с поворотом вокруг себя, дети учатся подбрасывать мяч повыше и прямо над собой, чтобы успеть хлопать в ладоши или повернуться вокруг себя и поймать мяч.

В работе со старшими дошкольниками имеют место и упражнения в бросании, ловле и отбивании мяча одной рукой. Эти упражнения постепенно усложняются с увеличением высоты подбрасывания, количества подбрасываний подряд. Подбрасывание и ловля мяча требуют дифференцированных действий: захвата мяча, силы замаха, согласования со способами бросания (снизу, от груди, от плеча, сбоку, сзади). При разучивании этих движений обращают внимание детей на фазы: приготовиться, прицелиться, бросить. В игровых заданиях движения выполняются слитно.

Необходимо следить, чтобы дети проделывали упражнения правой и левой руками. При ловле мяча одной рукой его встречают кончиками пальцев, ладонью, после чего рука с мячам плавным движением отводится немного назад, если мяч летит навстречу, или вниз, если мяч падает сверху. Движения рук и кистей смягчают приём мяча. Во время ловли мяча ребёнку необходимо смотреть на мяч, пока он не возьмёт его в руки.

Такими же мягкими и лавными движениями осуществляется отбивание мяча об пол, как на месте, так и с продвижением вперёд. Последнее называется ведением мяча. Поступательное движение мячу придают главным образом движения кости и предплечья. Вести мяч вначале надо на небольшой скорости в прямом направлении, затем с поворотом по кругу и т. д. Дети упражняются в ведении мяча правой и левой руками.

Задания для старшей группы активно стимулируют проявление различных физических качеств – ловкости, точности, быстроты, чувства ритма, силы, выносливости. Например, (для развития ловкости): подбрасывание и ловля мячей из разных положений – стоя на коленях, сидя по – турецки, другие упражнения из «Школы мяч».

На занятиях и в самостоятельных играх у детей седьмого года совершенствуются и закрепляются навыки всех способов катания, бросания и ловли. Значительно улучшается владение мячом. Ребёнок довольно свободно его держит, передаёт, бросает, ловит. Передавая мячи друг другу, или перебрасывая в разных положениях, дети действуют уверенно и ловко, что позволяет включать эти виды движений в задания с элементами соревнований, в эстафеты: «Гонка мячей», «Лови, бросай, упасть не давай».

Совершенствуются и навыки ловли. Широко используются упражнения из «Школы мяча». Дети должны уметь перебрасывать друг другу мячи двумя руками снизу, от груди, сверху, а также двумя руками с отскоком от земли. Перебрасывание проводится не только в произвольном темпе, но и под счёт. Дети упражняются в перебрасывании мяча и во время передвижения в парах, стоя на месте, из разных исходных положений, через сетку.

Совершенствуются навыки ведения мяча правой и левой руками. Становится возможным ведение мяча на большой скорости, на значительном расстоянии (20 – 30 м), выполнение при этом дополнительных заданий. Например, ведя мяч, пробежать «змейкой» между расставленными кеглями, вести мяч и подпрыгивать. В результате упражнений движения ребёнка становятся координированными, он овладевает умением управлять мячом, мягко отталкивая его кистью. Чтобы проверить степень владения мячом, ребёнку можно предложить вести мяч с закрытыми глазами, а также вести низко, у самого пола. Дети могут выполнять сложные точные движения с мячом, развивая ловкость: удары об стенку с заданиями, «Вперёд с мячом», «Не теряй мяч», «Передай мяч», «Пройди с мячом».

Детей старшей группы знакомятся с историей возникновения мяча: как делали мяч в старину в России, в какие игры играли («Свечки», «Поднебески», «Одноручье» и т. д.); какие есть мячи в современном мире и какие спортивные игры они олицетворяют – баскетбольные, (баскетбол), волейбольные (волейбол), футбольные (футбол), теннисные и т. д.

Дети старшей группы также начинают разучивать элементы спортивных игр с мячом: футбол, баскетбол, волейбол. Игры с мячом развивают товарищеские взаимоотношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи. Они требуют выдержки, решительности, смелости. Дети учатся управлять своими движениями в разнообразных условиях, в различных игровых ситуациях. В  начале обучения спортивным играм внимание ребёнка направляется на качество выполнения каждого движения, а не на достижение при помощи этого движения определённого результата. В дальнейшем применяются упражнения с элементами соревнования. Их необходимо проводить с целью закрепления правильного навыка. После этого проводятся упражнения с элементами соревнования, которые требуют не только точности, но и быстроты выполнения: «Мяч с горки», «Прогони мяч», «Бросай мяч», «Чей мяч быстрее».

Помимо упражнений в катании, бросании, ловле, отбивании мяча, дети выполняют упражнения развивающего характера. Общеразвивающие упражнения с мячами занимают достойное место среди упражнений с другими предметами. Начинаем выполнять их с детьми младшего возраста, эти упражнения очень интересны и увлекательны.

Начиная с младшего возраста, можно посвятить всё занятие работе с мячом. Например: «Весёлый мяч», «Быстрый мяч», «Школа мяча». Такое сочетание упражнений на одном занятии обогащает действия детей с мячом.

В работе с детьми используются мячи разных размеров.

Детям младшего возраста затруднительны действия с маленькими мячами, поэтому они занимаются в основном с большими мячами. А вот дети постарше пользуются как большими, так и маленькими мячами в зависимости от характера упражнений. Для таких, как перекладывание мяча из одной руки в другую над головой, за спиной, под ногой, удобен мяч малого размера. А для передачи мяча двумя руками рядом стоящему ребёнку через голову лучше пользоваться большими мячами.

Кроме обычных мячей, в старших группах при проведении упражнений используются набивные мячи. Эти упражнения способствуют развитию силы рук. В упражнениях увеличиваются нагрузки на работающие мышцы. Это происходит от того, что во время действия с набивным мячом ребёнку приходится прикладывать дополнительные усилия для преодоления веса мяча.

Мячи разных размеров используются и в других основных движениях – таких, как метание. Дети обучаются метанию в цель и на дальность. При проведении упражнений в метании мячей дети учатся метать правильно: делать хороший замах, энергичный бросок, правильно ставить ноги при метании.

Также мяч участвует в таких основных движениях, как прыжки, равновесие, ходьба, бег, лазание. Мяч в них используется как зрительный ориентир (допрыгнем до мяча, перепрыгнем мяч, бег и ходьба с перешагиванием через мяч); непосредственно выполняя с ним задание – ползание на четвереньках, толкая мяч головой (в подготовительной группе это задание усложняется: ползание на четвереньках, толкая мяч головой, по гимнастической скамейке). Для развития чувства равновесия дети балансируют на набивном мяче; ходят по гимнастической скамейке, отбивая мяч. Обычный мяч хорош в работе по профилактике плоскостопия (катание мяча стопой ноги и другие упражнения).

Также дети знакомы с оздоровительными мячами – фитболами. Уникальность оздоровительного эффекта занятий на гимнастических мячах обусловливается физиологическим механизмом их действия на позвоночный столб и как следствие – на весь опорно – двигательный аппарат и работу вегетативных систем организма. Упражнения на гимнастических мячах способствуют развитию выносливости, силы, координации движений, улучшению осанки и профилактике её нарушений, создают оптимальные условия для правильного положения туловища.

Закрепление и совершенствование действий с мячом осуществляется в основном в подвижных играх.

Действия с мячом очень часто включаются в физкультурно – оздоровительную работу.

Литература

Николаева Н. И. Школа мяча: Учебно – методическое пособие для педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2012. – 96 с., илл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для родителей : "Игра в жизни ребёнка"

Игра в жизни ребенка младшего возраста"Давай поиграем!" - как часто мы слышим эту просьбу от детей. И какую огромную радость они испытывают, когда мы соглашаемся. Мы можем побыть бо...

Консультация для родителей «Игрушка в жизни ребёнка»

Консультация для родителей «Игрушка в жизни ребёнка»...

консультация для родителей "Игрушки в жизни ребёнка"

В данной консультации воспитатель объясняет родителям какой должна быть игрушка и что такое антиигрушка. Как игрушки создают условия для развития ребёнка и,наоборот, могут принести вред ребёнку....

Консультация для родителей «Игрушка в жизни ребёнка»

Консультация для родителей детей раннего возраста...

Консультация для родителей "Игрушки в жизни ребёнка"

Невозможно представить дошкольное детство без игры и игрушки. Здесь формируются все стороны личности ребёнка. Этим объясняются воспитательные возможности игры, кото-рую психологи считают ведущей...

Консультация для родителей "Игрушки в жизни ребёнка"

Невозможно представить дошкольное детство без игры и игрушки. Здесь формируются все стороны личности ребёнка. Этим объясняются воспитательные возможности игры, кото-рую психологи считают ведущей...