Тревожность и страхи детей - зависимость от родительской позиции матери
консультация

Салушкина Наталья Викторовна

Статья поможет понять, как родительская позиция матери может повлиять на возникновение тревожности и страхов у детей, и как избавиться от этого.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тревожность и страхи детей-зависимость от родительской позиции матери


Тревожность и страхи детей-зависимость от родительской позиции матери

Психическое развитие ребенка в последнее время изучается в рамках взаимодействия ребенка с матерью как единой системы.

Ряд авторов считают, что состояние эмоциональной сферы ребенка зависит в первую очередь от позиции матери, ее отношения к нему. Так, например, Э. Фромм пишет, что «От женской роли матери зависит, прежде всего, развитие эмоциональной сферы ребенка, воспитание его морально-нравственных качеств. В семье именно женщина-мать создает эмоциональный климат». Поэтому рассмотрим более подробно особенности родительской установки матери.

Любовь матери к ребенку – это особый тип любви, эта любовь жизненно необходима ребенку. Одной из характеристик материнства и материнской любви является привязанность или прочная эмоциональная связь между матерью и ребенком. Еще одной характеристикой материнской любви является эмоциональная доступность. Эмоциональная доступность – это не просто физическое присутствие или физическая близость матери, это ее готовность дать ребенку свое тепло, свою нежность, а впоследствии и понимание, поддержку, одобрение.

Говоря о материнской любви, нельзя обойти вниманием такую ее характеристику, как чувствительность матери к потребностям ребенка и готовность удовлетворить их.

Имеющиеся в литературе данные свидетельствуют, что материнское отношение не возникает в момент рождения ребенка, а проходит несколько этапов становления, одним из которых – является период беременности. В это время начинается взаимодействие между матерью и ребенком, возникает образ будущего ребенка и внутренний диалог матери с ним.

Д. Винникотт полагает, что способность женщины «быть достаточно хорошей матерью» формируется на основе ее опыта взаимодействия с собственной матерью, в игре, во взаимодействии с маленькими детьми, а также в процессе собственной беременности и материнства. Он считает, что наука материнства – это «собственный опыт младенчества»

В исследованиях материнства описывается множество факторов, влияющих на развитие материнской позиции. В число важнейших детерминант материнского отношения входят социокультурные и семейные традиции, личная история жизни женщины – ее опыт взаимодействия с собственными родителями, личностные характеристики матери, ее семейный и профессиональный статус.

Большое значение для понимания природы детско-материнской привязанности имеет положение Л. С. Выготского о том, что любой контакт младенца с внешним миром опосредован значимым для ребенка взрослым окружением. Отношение ребенка к окружающему неизбежно преломлено отношением к другому человеку, во всякой ситуации его взаимодействия с миром явно или неявно присутствует другой человек.

Согласно психоаналитическим взглядам, отношение матери к ребенку во многом определяется историей ее жизни. Для принятия будущей матерью младенца большое значение имеет формирование его образа в воображении женщины. Нарушению привязанности могут способствовать искажающие реальность «фантазии» женщины относительно своего ребенка, либо неадекватное отношение матери к возможным врожденным отклонениям в развитии ребенка.

С точки зрения В. В. Столина, А. Я. Варга, основаниями эмоционально-ценностного отношения матери к ребенку является:

1) симпатия – антипатия;

2) уважение – неуважение;

3) близость - отдаленность.

Проблемные материнскиеустановки могут быть связаны с неадекватной мотивацией рождения ребенка: предписывание особой психологической задачи ребенку (связывание с его рождением надежды на решение каких-либо внутрисемейных проблем: удержание мужчины, скрепление семьи, возрождение супружеских чувств и т. п.) либо восполнение эмоционального дефицита – вакуума чувств, образовавшегося у женщины. Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка.

В отечественной литературе предложены разные варианты неадекватных стилей семейного воспитания, в частности – позиции матери.Выделим основные:

1.Гипопротекция: недостаток опеки и контроля за поведением, доходящий иногда до полной безнадзорности; чаще проявляется как недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию ребенка, делам, интересам, тревогам.

2.Доминирующая гиперпротекция: обостренное внимание и забота о ребенке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов, что усиливает несамостоятельность, безынициативность, нерешительность, неумение постоять за себя. Такое отношение родителей вызывает чувство протеста против неуважения к его «Я».

3.Потворствующая гиперпротекция: воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание, результирующие непомерно высокий уровень притязаний ребенка, безудержное стремление к лидерству, сочетающееся с недостаточным упорством и опорой на собственные ресурсы.

4.Эмоциональное отвержение: игнорирование потребностей ребенка, нередко жестокое обращение с ним. Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей, что он не «тот», не «такой». Иногда оно маскируется преувеличенной заботой и вниманием, но выдает себя раздражением, недостатком искренности в общении, бессознательным стремлением избежать тесных контактов.

5.Повышенная моральная ответственность: не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на ребенка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни — все это естественно сочетается с игнорированием реальных потребностей ребенка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям.

Таким образом, от отношения матери к ребенку, её родительской позиции, во многом зависит эмоциональное состояние ребенка. Если есть какие-либо отклонения в отношениях матери и ребенка, это может негативно сказаться на эмоциональном благополучии ребенка, в том числе и на появлении, усилении страхов тревожности.

Например, формированию неблагоприятного усиления тревожности способствует повышенная материнская требовательность при недостаточном учете возможностей ребенка. Такая ситуация может возникнуть вне связи с уровнем достижений ребенка. Постепенно переживания ребенка могут зафиксироваться, стать устойчивой чертой личности. Для таких детей характерны пассивность, недостаточная самостоятельность, склонность не действовать, а мечтать, фантазировать, дети скорее в одиночестве придумают себе фантастические приключения, чем будут активно стремиться к накоплению реального опыта в совместных занятиях с другими детьми.

Тревожность может фиксироваться еще и потому, что наряду с завышенными требованиями к ребенку он может оказаться в ситуации повышенного оберегания, чрезмерной заботы, предосторожностей. Это повышает неспособность ребенка к принятию решений и усиливает чувство опасности, чувство повышенной тревожности.

Таким образом, можно сделать вывод, что эмоциональное состояние ребенка может иметь зависимость от характера детско-родительских отношений и в первую очередь, от особенностей отношений ребенка и матери.

Существуют различные формы социализации страха. Некоторые матери стремятся свести к минимуму проявления страха. Даже если они сами испытывают страхи в какой-то ситуации, то стараются не выказать его, чтобы оградить ребенка от этого переживания. Однако такой подход может иметь неблагоприятные последствия. У ребенка может сложиться представление о страхе, как о чрезвычайной реакции, и он постарается избегать опасных ситуаций. Другие родители преувеличивают отрицательные последствия переживания страха. Это может привести к тому, что ребенок начнет воспринимать всякое переживание страха как поражение и будет бояться подобных переживаний.

Некоторые матери предпринимают все возможное для того, чтобы смягчить опыт переживания страха, который, как они думают, ребенок испытал по их вине или недосмотру. Они считают своим долгом ободрить ребенка и убедиться, что их взаимоотношения с ним прочны, как прежде.

Некоторые стараются воспитать у ребенка толерантность к страху, внушая ему необходимость смириться с этой неизбежной стороной жизни. Такие родители не видят ничего страшного в том, что человек время от времени вынужден испытывать страх, понимают, что страх не обязательно ослабляет человека. Сами они имеют достаточную толерантность к страху, чтобы воспитать эту способность у своих детей.

И, наконец, есть матери, которые находят полезным научить своих детей специальным приемам противостояния страху. Они делятся с ребенком своим собственным опытом переживания страха, рассказывают, каким образом смогли преодолеть его. При этом они выказывают готовность встретить опасность вместе с ребенком, демонстрируют способность противостоять страху, оказывают поддержку и одобрение любым попыткам ребенка самостоятельно справиться с негативной эмоцией. Они также учат ребенка тому, как избегать потенциально опасных ситуаций.

Многие методы социализации страха таят в себе риск негативных последствий.Среди них мы выделим следующие:

- использование страха для регуляции поведения ребенка;

- чрезмерные старания оградить ребенка от переживаний страха;

- полный отказ от попыток оградить ребенка от устрашающих ситуаций;

- отказ от обучения техникам регуляции страха, противостояния ему;

- равнодушие к любым проявлениям страха.

Более приемлемыми методами социализации страханам представляются следующие:

родитель не должен намеренно подвергать ребенка страху;

родитель должен воспитывать у ребенка некоторую долю терпимости к переживаниям страха;

родитель должен учить ребенка тому, как противостоять источникам страха, должен помогать ему вырабатывать разнообразные стратегии контроля над страхом;

родитель должен обеспечить ребенку комфорт и безопасность, должен быть «эмоционально доступен» для ребенка, должен сочувствовать его переживаниям и всячески поощрять его попытки преодоления страха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая помощь родителей детям в преодолении тревожности и страхов.

Практика показывает, что только в том случае, когда все – и психолог, и воспитатели, и родители совместными усилиями помогают ребенку справиться со страхами, наша помощь будет по-настоящему эффективна...

"Мой страх" (психологический тренинг по преодолению тревожности и страхов у детей дошкольного возраста)

Данное занятие - одно из занятий цикла по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста. Предлагаю мой опыт работы с использованием песочной терапии....

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Преодоление тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста».

Настоящая  рабочая программа педагога-психолога Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №5 «Голубок» г. Сальска разработана в соответствии с Федеральными гос...

Конспект занятия по коррекции тревожности и страхов детей старшего дошкольного возраста

Цель:1. Научить способам преодоления страхов.2. Способствовать снятию психоэмоционального напряжения, повышению уверенности в себе.3. Гармонизировать личность ребенка....

Конспекты к программе на коррекцию страхов и тревожности "У страха глаза велики"

Представлены конспекты занятий к программе "У страха глаза велики" с подробным описанием игр и упражнений....

Коррекция тревожности и страхов "Какого цвета мой страх"

Конспект занятияпо коррекции тревожности и страхов«Какого цвета мой страх»...

Психокоррекция тревожности и страхов детей с использованием коррекционных сказок и оборудование сенсорной комнаты

В условиях стремительной динамики изменяющегося времени человеку требуется большая внутренняя сила, которая начинает формироваться с самого детства. Поэтому очень остро встает вопрос организации психо...