Психокоррекция тревожности и страхов детей с использованием коррекционных сказок и оборудование сенсорной комнаты
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Сапожникова Елена Николаевна

В условиях стремительной динамики изменяющегося времени человеку требуется большая внутренняя сила, которая начинает формироваться с самого детства. Поэтому очень остро встает вопрос организации психологической поддержки и коррекционной помощи детям дошкольного возраста. Перед педагогом-психологом образования стоит задача не только выявить особенности психологического здоровья ребенка, но и определить адекватные и эффективные методы психологической помощи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психокоррекция тревожности и страхов детей с использованием коррекционных сказок и оборудование сенсорной комнаты.

В условиях стремительной динамики изменяющегося времени человеку требуется большая внутренняя сила, которая начинает формироваться с самого детства. Поэтому очень остро встает вопрос организации психологической поддержки и коррекционной помощи детям дошкольного возраста. Перед педагогом-психологом образования стоит задача не только выявить особенности психологического здоровья ребенка, но и определить адекватные и эффективные методы психологической помощи.

Одной из актуальных проблем психологии образования сегодня является коррекция страхов и тревожности ребенка. Решать эту проблему, на наш взгляд, необходимо путем сочетания самых действенных форм и методов психологической помощи. Мы предлагаем объединить метод сказкотерапии и воздействие на психику ребенка через использование сенсорного оборудования.

Прежде чем перейти к описанию содержания коррекционной работы, необходимо рассмотреть основные теоретические положения по детской тревожности и страхам, а также основы сказкотерапии.

Итак, рассмотрим основные категории по этому вопросу.

Подходы отечественных психологов к сопоставлению понятий «тревога» и «страх»:

Детский страх, как и другие неприятные переживания (гнев, страдание и вспыльчивость), не являются однозначно «вредными» эмоциями для ребенка. Любая эмоция выполняет определенную функцию и позволяет детям и взрослым ориентироваться в окружающей их предметной и социальной среде. Так, страх защищает человека от излишнего риска при переходе улицы или в походе по горам. Страх регулирует деятельность, поведение, уводит человека от опасностей, возможности получения травмы и пр. В этом проявляется «охранительная» функция страхов. Они участвуют в инстинктивном поведении, обеспечивающем самосохранение. Организму ребенка нужно не только сладкое, но и соленое, кислое, горькое; так и психика нуждается в неприятных, даже «острых» эмоциях. Часто дети сами вызывают у себя эмоцию страха, что подтверждает существование у них потребности в переживании страха.

Детские страхи - это обычное явление для развития ребенка, имеющие для него важное значение. Так, В.В. Лебединский подчеркивает, что каждый страх или вид страхов появляется только в определенном возрасте, т.е. у каждого возраста есть «свои» страхи, которые в случае нормального развития со временем исчезают.

Одним из наиболее эффективных способов коррекции страхов и тревожности детей является сказкотерапия. Людям свойственно обмениваться историями – это, как и обмен опытом, естественная форма взаимодействия между людьми. Поэтому, сказкотерапию можно по праву считать естественной  формой общения и передачи опыта, органичной системой воспитания новых поколений.

Этот метод синтезирует многие достижения психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур – все это упаковано в сказочную форму, форму метафоры. Однако сказкотерапия как метод современной психотерапии появился относительно недавно, и дать ему более или менее точное определение сложно в связи с тем, что в различных контекстах оно используется по-разному.

Психокоррекционные сказки - мягкое влияние на поведение ребенка (замещение неэффективного стиля поведения на более продуктивный, объяснение смысла происходящего).

Алгоритм составления психокоррекционной сказки.

  1. Подбор героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.
  2. Описание жизни героя в сказочной стране, так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
  3. Помещение героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, приписывание герою переживания ребенка.
  4. Поиск выхода из создавшегося положения, подталкивание героя к изменениям, показ ситуации с другой стороны, поиск позитивного смысла и альтернативных способах поведения.
  5. Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование оборудования сенсорной комнаты в работе педагога-психолога

Учебно-методическое пособие с презентацией ориентировано на реальную помощь педагогу-психологу в освоении навыков и умений и в организации самостоятельного изучения представленного вида работы....

Игры-упражнениядля детей дошкольного возраста с использованием оборудования сенсорной комнаты.

Игры-упражнениядля детей дошкольного возраста с использованием оборудования сенсорной комнаты: сухой бассейн, тактильный стенд, музыкально-шумовой стенд, зеркальный уголок с пузырьковой колонной, пучо...

"Путешествие с бабочкой в волшебную страну" занятие на основе комплексного использования интерактивного оборудования сенсорной комнаты

С помощью интерактивного оборудования сенсорной комнаты развивать познавательный интерес, стимулировать психические процессы, двигательную активность и мелкую моторику у детей дошкольного возраста.Спо...

Рабочая программа развивающих занятий в комнате с сенсорным интерактивным оборудованием – «Сенсорная комната – волшебный мир здоровья»

Рабочая программаразвивающих занятий в комнатес сенсорным интерактивным оборудованием –«Сенсорная комната – волшебный мир здоровья»...

Игры и упражнения с использованием интерактивного оборудования сенсорной комнаты.

Представлена подборка различных игр и упражнений для детей дошкольного возраста, которые могут быть использованы в сенсорной комнате со следующим оборудованием: воздушно-пузырьковая колонна, пучок фиб...

Конспект занятия с использованием оборудования сенсорной комнаты для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в чудесный лес»

Занятие с использованием оборудования сенсорной комнаты, направленное на развитие саморегуляции и релаксации, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения. В ходе занятия используется  сенсо...

Использование оборудования сенсорной комнаты для развития речи детей

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов-педагогов, психологов, логопедов – к специально организованным занятиям с детьми с использованием инновационных технологий, к которым мо...