Игры-упражнениядля детей дошкольного возраста с использованием оборудования сенсорной комнаты.
статья на тему

Колесник Елена Владимировна

Игры-упражнениядля детей дошкольного возраста с использованием оборудования сенсорной комнаты: сухой бассейн, тактильный стенд, музыкально-шумовой стенд, зеркальный уголок с пузырьковой колонной, пучок фиброоптических волокон с боковым свечением, игровое панно "Светящиеся нити". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_v_sensornoy_komnate_.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

Игры-упражнения для детей дошкольного возраста с использованием оборудования сенсорной комнаты

Разработано педагогом-психологом ГБДОУ д/с № 63 Фрунзенского района  СПб

Колесник Е.В.

Игры в сухом бассейне направлены на

  • Формирование сенсорных представлений (цвет, форма, величина, качество, пространственная ориентация);
  • Стимуляцию гностических процессов (зрительных, тактильных);
  • Развитие психических процессов (целостное восприятие, слуховую, зрительную, кинестетическую память, произвольное внимание, наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, воображение);
  • Релаксацию (произвольное и непроизвольное расслабление мышц тела);
  • Самомассаж, опосредованный массаж.

  1. «Спрячем ручки». Дети, лежа на животе, погружают на дно бассейна руки.
  2. «Погреем ножки». Дети сидят в бассейне произвольно и погружают на его дно ноги.  Можно дополнительно  набрасывать на ноги шарики руками.
  3. «Сильные ножки». Дети сидят в бассейне, прислонившись спиной к бортику. По сигналу педагога они отталкивают от себя шары ногами.
  4. «Ловкие ноги». Дети сидят на бортиках бассейна и стараются ногами поднять шарики.
  5. «Поймай бабочку». Взрослый держит в руке веревочку, к концу которой прикреплена бабочка. Он ходит у бассейна то поднимая, то опуская ее. Ребенок сидит в бассейне с шариками и пытается «поймать бабочку» (сначала двумя руками, затем одной).
  6. «Жучки». Упражнение выполняется лежа на спине. Дети одновременно поднимают руки и ноги и двигают ими, словно лапками.
  7. «Спрячь зайку от волка». Дети произвольно сидят в бассейне. Педагог кладет в центр бассейна игрушку. Дети набрасывают на нее шары.
  8. «Найди мишку». Педагог прячет игрушку в шарах. По его сигналу дети должны отыскать ее.
  9. «Строим домик». Дети сидят в бассейне произвольно и руками строят горку из шаров.
  10.  «Поздоровайся». Дети сидят в бассейне, руки погружены в шарики. Нужно поздороваться с каждым за руку «под водой».
  11.  «Кто больше?». Дети сидят в бассейне с шариками. Педагог даёт им задание:  набрать и удержать в руках как можно больше шариков.
  12.  «Пловец». Ребенок лежит в бассейне на животе, руки выпрямлены, вытянуты вперед, затем он выполняет движения руками по типу плавания, отгребая шарики от себя в стороны, потом выполняет те же движения руками, сгребая шарики к себе.
  13.  «Отдых». Ребёнок лежит в бассейне на спине. Взрослый просит ребёнка закрыть глаза и слушать его голос. Педагог предлагает ему представить, что он находится в воде озера, вода теплая, ласковая, вокруг спокойно и тихо, ребёнку хорошо и приятно. В процессе упражнения напряжение чередуется с расслаблением, регулируется дыхание, снижается психоэмоциональное напряжение.
  14. «Расслабление». Ребёнок лежит в бассейне. Взрослый говорит ему: «Выпрями пальцы рук, потянись так, чтобы напряглись все мышцы тела, руки и ноги стали тяжелыми, как будто каменными (10-15 секунд). А теперь расслабься, отдохни – твое тело стало лёгким как перышко».
  15.  «Релаксация». Ребёнок лежит в бассейне на спине. Взрослый предлагает ему расслабиться, произнося релаксационный текст: «Мои руки расслаблены, они словно тряпочки. Мои ноги расслаблены, они мягкие, теплые. Мое тело расслаблено, оно легкое, неподвижное. Мне легко и приятно. Мне дышится легко и спокойно. Я отдыхаю, я набираюсь сил. Свежесть и бодрость входят в меня. Я легкий, как шарик. Я добрый и приветливый со всеми. Я хорошо отдохнул! У меня хорошее настроение!». В процессе упражнения мышцы расслабляются, регулируется дыхание, снижается психоэмоциональное напряжение.
  16. «Тропические рыбки». Нахождение  и вылавливание из бассейна всех цветных шариков независимо от окраски.
  17.  «Дай шарик». Игра состоит из трех этапов.

Первый этап – сличение цвета. Взрослый показывает ребенку шарик и просит: «Дай такой же» или «Дай шарик такого же цвета».

Второй этап – выбор цвета по вербальной инструкции: «Дай мне красный шарик».

Третий этап (для говорящих детей) – педагог, показывая шарик, спрашивает: «Какого цвета этот шарик?». Игра направлена на развитие зрительного восприятия цвета.

  1.  «Посчитаем шарики». Показывая шарики в бассейне, взрослый говорит: «Дети, посмотрите как много здесь шариков. Я возьму один шарик. Покажи, где один шарик? А где много шариков? Возьми один шарик. Сколько ты взял?». В процессе игры развиваются математические представления.
  2.  «Сортировка». Нахождение в бассейне всех шариков заданного определённого цвета (4 основных цвета) и сортировка их на группы по цвету.
  3. «Большие и маленькие». Нахождение в бассейне шариков заданного определённого размера (большой-поменьше-маленький). Каких мячиков много, а каких мало?
  4. «Гладкое и шершавое». Нахождение в бассейне всех спрятанных мячиков-ёжиков.
  5.  «Собери шарики». Шарики разбросаны по залу. Педагог рассказывает детям сказку: «Жили-были в домике шарики. Заспорили они кто из них лучше, кто дальше катится, кто дальше полетит. Красный шарик заважничал и сказал, что он самый красивый и яркий. Шар синего цвета заявил, что может высоко взлететь вверх. А желтый хвастался: «Я так далеко и быстро укачусь, что даже дети меня не догонят!». Спорили они, спорили и рассорились, разбежались и укатились кто куда и заскучали без друзей. Лежат они в одиночку и думают: «Если бы ребята помогли нам веруться в наш домик, мы бы помирились и стали жить дружно».
  6.  «Кто больше». Шарики из сухого бассейна разбросаны по комнате. У детей в руках пластмассовые корзиночки. Побеждает тот, кто за определенное время (например, пока звенит бубен) соберет больше всех шариков.
  7.  «Живые шарики». Для развития диафрагмального дыхания: ребенок располагается лежа в бассейне, на его грудь набрасываются шарики. Ребенок наблюдает, как поднимаются и опускаются шарики при вдохе и выдохе, затем под инструктажем взрослого учатся контролировать правильность дыхания.
  8.  «Бегающий ежик». Дети, слушая слова педагога, прокатывают массажные шарики по своим ручкам, ножкам, животику.

Тактильный стенд

  1. Найди и дотронься до зелёного (красного, желтого, синего).
  2. Найди колючее, гладкое, шершавое и т.д.
  3. Найди и покажи.
  4. Найди на ощупь.
  5. Опиши предмет.
  6. Определение и сравнение формы геометрических тел.
  7. Тренинг творческих тактильных восприятий.
  8. Для старших детей: найти детали из дерева, ткани, пластика, металла.
  9. Для старших детей: мне приятно трогать эту деталь (этот материал) и неприятно этот, потому что он… (назвать тактильные ощущения).
  10. Предварительно потрогав все детали стенда, высказаться на тему «Моё настроение сегодня похоже на эту часть». Попросить высказать других ребят их мнение.
  11. Коллективное или индивидуальное сочинение сказок с ориентировкой на тактильные ощущения от материалов.

Музыкально-шумовой стенд

  1. Узнай звук,  что звучит?
  2. Любимый звук.
  3. Запомни и повтори.
  4. Тихо, громче, громко.

Детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной

  1. Выбирать и показывать только маленькие (большие) шарики.
  2. Называть цвета шариков.
  3. Выбрать шарик и проследить его движение снизу вверх и сверху вниз.
  4. Найти все шарики, двигающиеся вверх и вниз.
  5. Самый быстрый шарик.
  6. Танец шариков исполняется детьми.

Пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звёздный дождь»

  1. Цветной коврик (волокна под ребёнком).
  2. Цветное одеяло (волокна на ребёнке).
  3. Для старших детей: цвет твоего настроения.
  4. Для старших детей: на какой цвет тебе больше нравится смотреть и почему.
  5. Для старших детей: упражнение с передачей части волокон «Я дарю тебе…».  Между детьми делятся все волокна примерно в равном количестве. Затем они должны передать часть волокон любому другому человеку, подумав, чего тому хотелось бы получить в подарок, произнося при этом «Я дарю тебе».
  6. Для старших детей: упражнение «Вежливая просьба». Все волокна находятся в руках у одного из детей. Остальные дети по очереди просят передать им часть волокон – для этого нужно вежливо просить и затем не забывать благодарить, используя разные словесные формулировки.
  7. Упражнения на воображение.
  8. Заплетание косичек.

Игровое панно «Светящиеся нити» («тучка»)

  1. Дети смотрят на смену цветов в волокнах и, молча, выбирают какой-то один. Один из детей садится на пуф, пряча лицо за волокна. Отслеживая, когда загорится приятный ему цвет, он своей мимикой должен показать, что именно этот цвет он выбрал. Дети отгадывают загаданный цвет.
  2. Один из детей садится на пуф, пряча лицо за волокна. Похвалить, сделать комплимент, позвать так, чтобы захотелось выйти из-за волокон.
  3. «Расколдовывание тучки». Закрепление нитей в направляющие пазы с произнесением всех известных детям вежливых слов и словосочетаний.
  4. За каждым цветом закрепляется определённое слово или движение, которые предлагают сами дети. Движение (слово) воспроизводится при смене цвета.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование оборудования сенсорной комнаты в работе педагога-психолога

Учебно-методическое пособие с презентацией ориентировано на реальную помощь педагогу-психологу в освоении навыков и умений и в организации самостоятельного изучения представленного вида работы....

Особенности применения образовательных технологий в процессе воспитания с использованием оборудования сенсорной комнаты

Князева Ю.И., Ракитина И.В.Аннотация. В статье представлен опыт применения образовательных технологий с использованием оборудования сенсорной комнаты.Ключевые слова: сенсорная комната, образовательные...

Экскурсия для родителей «Использование оборудования сенсорной комнаты в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи» в рамках проведения Дня открытых дверей

Цель:Знакомство с работой педагога-психолога с детьми с тяжелыми нарушениями речи в сенсорной комнате. Задачи:Раскрыть все положительные стороны посещения детьми сенсорной комнаты, а именно, как ...

Конспект для старшей группы с использованием оборудования сенсорной комнаты «Первооткрыватели»

Цель: создание условий для сенсорного и эмоционального развития воспитанников.Задачи:Социально-коммуникативные:1.     Развивать навыки саморегуляции и релаксации для формирова...

Консультация для учителей-логопедов: "Использование оборудования сенсорной комнаты в логопедической работе с детьми с ОВЗ"

Сенсорная комната является многофункциональным комплексом, способствующим оптимизации развития ребёнка. Это организованная специальным образом среда, наполненная различного рода стимуляторами, которые...

Конспект занятия с использованием оборудования сенсорной комнаты для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в чудесный лес»

Занятие с использованием оборудования сенсорной комнаты, направленное на развитие саморегуляции и релаксации, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения. В ходе занятия используется  сенсо...

Использование оборудования сенсорной комнаты для развития речи детей

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов-педагогов, психологов, логопедов – к специально организованным занятиям с детьми с использованием инновационных технологий, к которым мо...