Рабочая программа развивающих занятий в комнате с сенсорным интерактивным оборудованием – «Сенсорная комната – волшебный мир здоровья»
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике на тему

Хлопова Анна Сергеевна

Рабочая программа

развивающих занятий в комнате

с сенсорным интерактивным оборудованием –

«Сенсорная комната – волшебный мир здоровья»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_sensornaya_komnata.doc151.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрен:                                                                            Утвержден:

на педагогическом совете                                                      Приказ № ___ от «___» ___20__г.

МДОУ «Центр развития ребенка -                                        Заведующий МДОУ № 7

детский сад № 7»                                                                     _______ Н.М. Зубатова

Протокол №___от «__» ____20__г.

Рабочая программа

развивающих занятий в комнате

с сенсорным интерактивным оборудованием –

«Сенсорная комната – волшебный мир здоровья»

Разработана на основе  учебно – методического  пособия

Жевнерова В.Л. «Сенсорная комната – волшебный мир здоровья» и

практического пособия Титаря А.И. «Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате».

Составитель:

педагог-психолог

Хлопова А.С

2015г.

Паспорт программы

Наименование Программы

Рабочая  программа

 развивающих занятий в комнате с сенсорным интерактивным оборудованием –

  «Сенсорная комната – волшебный мир здоровья»

Целевая группа

Для воспитанников 2 младшей-подготовительной групп, имеющих соматические расстройства и расстройства опорно-двигательного аппарата, дети инвалиды и дети с ОВЗ

Цель Программы

Профилактика эмоционального напряжения и  развитие сенсорных эталонов в условиях сенсорной комнаты у детей дошкольного возраста. Повышение уровня сенсорного развития детей.

Задачи Программы

1.Восстановление эмоционального комфорта, поддержание стремления ребенка к психологическому здоровью, равновесию, гармонии.

2.Снятие тревоги, создание чувства безопасности, незащищенности.

3.Обучение детей способам обследования предметов: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке по форме и цвету вокруг образцов-эталонов, а также последовательному описанию формы, выполнению планомерных действий.

4.Развитие восприятия формы, величины, цвета, пространства, движений, целостного образа предметов.

5.Выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, интонацию;

6.Привитие навыков социального поведения;

7.Смягчение эмоционального дискомфорта у детей;

8.Развитие нравственных качеств;

9.Повышение  активности и самостоятельности детей;

10. Формирование и коррекция нарушения в общении.

Ожидаемые конечные результаты

-снятие эмоциональной напряженности,

-поддержка положительной самооценки.

-создание позитивного настроя,

-усиление конструктивности поведения, способности выразить словами и осознать основания собственных действий, мыслей, чувств,

-развитие продуктивности и контактности во взаимоотношениях с людьми, в возможности осуществить саморуководство и саморегуляцию, стать целостной личностью: физически и психологически здоровой.

Сроки реализации программы

В течении  2015-2016 учебного года

1 раз в неделю

Пояснительная записка

Комната с сенсорным интерактивным оборудованием и психологической разгрузки является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, способствует стабилизации эмоционального состояния, повышает эффективность любых мероприятий направленных на улучшение психического и физического здоровья взрослых и детей.  

К началу обучения в школе должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий, однако работа в этом направлении позволяет улучшить общий уровень развития учащихся начальных классов. Уровень сенсомоторного развития составляет фундамент общего умственного развития ребенка и является базовым для успешного овладения многими видами деятельности. И готовность к школьному обучению так же напрямую зависит от уровня сенсомоторного развития, недостаточное сенсомоторное развитие детей младшего школьного возраста приводит к возникновению различных трудностей в ходе начального обучения.

Психоэмоциональное состояние является одним из важных компонентов развития ребенка, поэтому эмоциональная нестабильность препятствует гармоничному развитию ребенка в целом.

Теоретической основой данной программы является концепция А.Н. Леонтьева, где основными критериями анализа психики являются деятельность, сознание, личность. 

             В основу программы положены принципы, отражающие гуманистические установки:

- уважение к свободе и достоинству каждого ребенка;

- создание условий для развития его индивидуальности;

- обеспечение психологического комфорта;

- взаимодействие психолога с ребенком по типу субъект – субъектного общения;

- наличие «свободного пространства» для проявления индивидуальной активности ребенка;

- сочетание статично-динамичного положения;

- каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь,  формирует «зону ближайшего развития»;

- необходимость поддержания высокой самооценки ребенка; осуществление понятной и ясной, честной и конкретной коммуникации между родителями и ребенком;

- совместное обсуждение понятого, увиденного, почувствованного и краткое резюме педагога в конце занятия;

- конфиденциальность информации о ребенке родителям, недопустимость медицинских диагнозов;  акцент на рекомендации.

  Цель программы -формирование базовых составляющих психического развития учащихся (формирование произвольной саморегуляции поведения, умения ребенка оценивать себя и свои действия (самооценка) познавательной активности, игровой активности, научить ребенка понимать собственное эмоциональное состояние.    

Задачи программы:

 1.Восстановление эмоционального комфорта, поддержание стремления ребенка к психологическому здоровью, равновесию, гармонии.

2.Снятие тревоги, создание чувства безопасности, незащищенности.

3.Обучение детей способам обследования предметов: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке по форме и цвету вокруг образцов-эталонов, а также последовательному описанию формы, выполнению планомерных действий.

4.Развитие восприятия формы, величины, цвета, пространства, движений, целостного образа предметов.

5.Выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, интонацию;

6.Привитие навыков социального поведения;        

7.Смягчение эмоционального дискомфорта у детей;

8.Развитие нравственных качеств;

9.Повышение  активности и самостоятельности детей;

10. Формирование и коррекция нарушения в общении.

Целевая группа:

- воспитанники 2 младшей – подготовительной групп, имеющих соматические расстройства и расстройства опорно-двигательного аппарата, дети-инвалиды и дети с ОВЗ.

- родители.

 Ожидаемый результат:

      Данная программа даст возможность ребенку  адаптироваться к новым условиям жизни, создаст у него чувство принадлежности  к группе, положительного эмоционального фона, дети смогут овладеть определенными коммуникативными навыками, умением понимать свое эмоциональное состояние, научиться распознавать чувства других людей, расширит представления об окружающем мире. Так же смогут анализировать причины межличностных конфликтов и смогут самостоятельно их регулировать, снизить уровень тревожности, эмоционального напряжения, улучить работоспособность

Общее  психофизиологическое развитие.

  • развитие физиологических, возрастных, психоэмоциональных, интеллектуальных и речевых функций;
  • активизация мышления;
  • повышение иммунитета;
  • улучшение соматического здоровья;
  • коррекция  эмоционального  состояния;
  • активизация деятельности;
  • нормализация сна;
  • развитие мелкой моторики

Эмоциональное развитие.

  • обогащение эмоционального опыта;
  • преодоление страхов; коррекция уровня тревожности и агрессивности; 
  • стимуляция приятных и эстетических значимых переживаний;
  • формирование эмоционально спокойного состояния, способствующее снятию негативных эмоций и состояний;
  • формирование коммуникативных навыков у детей;
  • коррекция девиантного поведения;

Речевое развитие.

  • активизация словаря;
  • накопление языковых представлений;
  •  формирование способности ребенка к пониманию обращенной к нему и контекстуальной речи;
  • формирование диалогической речи;
  • формирование элементов словесного планирования;
  • формирование монологической речи;
  • формирование способности связно рассказывать, выделяя основную мысль;
  • развитие выразительности речи;

Социальное развитие.

  • формирование личностной ориентации;
  • формирование способностей осознания и переживания успехи-неуспехи, результаты деятельности;
  • проекция общественных взаимодействий;
  • развитие социальных норм поведения;
  • ориентация ребенка на взрослого как на источник социального опыта;
  • формирование организационных умений
  • развитие умения переносить освоенные навыки в незнакомую ситуацию;
  • осмысление не сложных конструкций, отражающих общественные правила, нормы общения и поведения в обществе;
  • освоению теоретических знаний посредством обогащения чувственного опыта;
  • развитие умения подчинять свои поступки усвоенным моральным и этическим нормам;
  • формирование и развитие творческих способностей;
  • формирование развития самосознания, самоконтроля, способности адекватного отношения к себе и окружающим;
  • формирование правильное поведения в коллективе

                                             Содержание программы

Программа включает в себя несколько видов деятельности:

- профилактическая и развивающая работа с детьми  с ослабленным здоровьем дети-инвалиды до 8 человек, индивидуальные занятия с детьми с ОВЗ;

- просветительская работа с педагогическим коллективом;

- просветительская работа с родителями;

- индивидуальные психологические консультации, занятия  с элементами тренингов для родителей (законных представителей) и педагогов.

Виды и формы работы в сенсорной комнате с интерактивным сенсорным оборудованием

Наименование оборудования

Назначение

Кол-во

часов

Виды и формы работы

Категория детей

Мягкое напольное  покрытие (маты, пуфы)

Аромолампа

Установка для увлажнения и ионизации воздуха

Релаксация.

Снятие негативных эмоций и состояний.

Развитие воображения.

Развитие:

образа тела;

общей моторики;

пространственных представлений.

Саморегуляция психического состояния.

1

Упражнения на релаксацию.

Упражнения на воображение.

Игры на снятие агрессивности.

Сеансы психофизической разгрузки. Игры на воображение.

Игра «Дыши и думай».

Упражнения для разгрузки позвоночника.

Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Аромалампа

Фиброоптические волокна(лампа)

Зеркальный шар

Распылитель для ароматерапии

Пуфик-кресло с гранулами

Интерактивная панель «Бесконечный тоннель»

 

«Волшебная нить» с контроллером  

Светильник «Пламя»

 Разноцветные шнуры и палочки  светящиеся под воздействием ультрофиолетовых лучей

Подвеска «Веселки»

Снижение уровня психоэмоционального напряжения.

Снижение двигательного тонуса.

Регуляция мышечного напряжения.

Развитие:

  • кинестетической и тактильной чувствительности;
  • проприоцептивной чувствительности;
  • мелкой и крупной моторики;
  • укрепление мышечного тонуса;
  • точных движений рук;
  • уменьшение тремора

2

Упражнения на укрепление общего мышечного тонуса, снижения психоэмоционального напряжения.

Перебираем волокна фиброоптических волокон

Упражнение на развитие мелкой моторики и точных движений рук «Не коснись!»

Зарядка.

Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Зеркальный шар

Распылитель для ароматерапии

Груша-пуф

Аромалампа

Фиброоптические волокна(лампа)

Зеркальный шар

Распылитель для ароматерапии

Пуфик-кресло с гранулами

Реабилитация нервно-психического состояния.

Релаксация.

Снятие негативных эмоций и состояний.

Саморегуляция и стабилизация психического состояния.

Развитие обоняния.

Формирование умения дифференцировать запахи.

Релаксация.

1

Игра «Дыши и думай».

Комплекс упражнений на релаксацию.

Комплекс упражнений на воображение.

Упражнение «Узнай запах».

Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Зеркальный шар

Распылитель для ароматерапии

Груша-пуф

Набор CD-дисков «РЕЛАКС»

Обогащение восприимчивости и воображения

1

Музыкотерапия.

Светотерапия.

Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Зеркальный шар

Распылитель для ароматерапии

Груша-пуф

Набор CD-дисков «РЕЛАКС»

Развитие:

  • зрительного восприятия;
  • ориентировки в пространстве.
  • создание психологического комфорта.

Снижение уровня тревожности.

Коррекция страхов.

Релаксация: воздействие зрительных образов

2

Сказкотерапия.

Комплекс упражнений по релаксации.

Упражнение «Солнечные зайчики».

Игра «Путешествие к звезде».

Упражнение «Дискотека»

Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Кресло-груша- 2 шт.;

Набор «Узнай звук»

Интерактивная панель «Бесконечный тоннель»

 

«Волшебная нить» с контроллером  

Светильник «Пламя»

 Разноцветные шнуры и палочки  светящиеся под воздействием ультрофиолетовых лучей

Подвеска «Веселки»

Снижение уровня психоэмоционального напряжения.

Снижение двигательного тонуса.

Регуляция мышечного напряжения.

Развитие:

целенаправленных движений конечностей;

 укрепление мышечного тонуса;

 координации движений;

 правильного дыхания.

2

.

Дыхательная гимнастика.

Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки,  неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Сухой бассейн с шарами;

Сенсорная тропа для ног

Дорожка массажная ребристая

Снижение уровня психоэмоционального напряжения.

Снижение двигательного тонуса.

Регуляция мышечного напряжения.

Коррекция пласкостопия, заболеваний опорно-двигательного аппарата

Развитие:

целенаправленных движений конечностей;

укрепление мышечного тонуса;

равновесия;

координации движений.

1

Физические упражнения с использованием необходимого оборудования.

Игра «Болото».

Дети с ДЦП, нарушениями опорно-двигательного аппарата, плоскостопием

Кресло-груша- 2 шт.;

Интерактивная панель «Бесконечный тоннель»

 

«Волшебная нить» с контроллером  

Светильник «Пламя»

 Разноцветные шнуры и палочки  светящиеся под воздействием ультрофиолетовых лучей

Подвеска «Веселки»

Обогащение восприятия и воображения.

Создание психологического комфорта.

Релаксация: воздействие слуховых образов.

Снижение нервно-психического иэмоционального напряжения.

Активизация двигательной активности.

Формирование навыков саморегуляции.

1

Музыкальное фоновое сопровождение игр, упражнений, заданий, релаксации

Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Интерактивная панель «Лунная ночь";

Интерактивная панель «Бесконечный тоннель»

 

«Волшебная нить» с контроллером  

Светильник «Пламя»

 Разноцветные шнуры и палочки  светящиеся под воздействием ультрофиолетовых лучей

Подвеска «Веселки»

Привлекает внимание.

Завораживает.

Релаксационное воздействие.

Развитие фантазии и воображения.

1

Упражнения на воображение.

Сказкоитерапия.

Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Интерактивная панель «Бесконечный тоннель»

 

«Волшебная нить» с контроллером  

Светильник «Пламя»

 Разноцветные шнуры и палочки  светящиеся под воздействием ультрофиолетовых лучей

Подвеска «Веселки»

Развитие зрительного восприятия.

Создание психологического комфорта.

Снижение уровня тревожности.

Коррекция страхов.

1

Сказкотерапия.

Релаксация.

Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Зеркальный шар

Распылитель для ароматерапии

Груша-пуф

Набор CD-дисков «РЕЛАКС»

Развитие:

воображения;

зрительного восприятия;

мышления;

мелкой моторики.

Снижение уровня тревожности.

Создание психологического комфорта.

Коррекция страхов.

2

 Сказкотерапия.

Игра «Нарисуй, что чувствуешь».

Игра «Нарисуй свой сон».

Игра «Нарисуй свой страх» и пр.

Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Интерактивная панель «Бесконечный тоннель»

 Запутанная спиралька

«Волшебная нить» с контроллером  

Светильник «Пламя»

 Разноцветные шнуры и палочки  светящиеся под воздействием ультрофиолетовых лучей

Подвеска «Веселки»

Можно держать в руках, перебирать, обматывать вокруг пальцев

Изменяющиеся цвета привлекают внимание, успокаивают.

Развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности

1

Упражнения для развития мелкой моторики.

Релаксация

Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Развитие:

-когнитивных процессов (память, внимания, мышление, воображение);

- анализа и обобщения;

- координации движений;

- умения считать, видеть цифры.

2

Упражнение «Собери кубики».

Упражнение «Найди отличия».

Упражнение «Найди одинаковые пары»

Упражнение «Выстрой цифровой ряд»

Упражнение «Запомни и найди»

Упражнение «Поймай шарик» и т.п.

Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Итого

18

Структура занятий

Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.

  • Структура занятий гибкая, разработанная с учетом возрастных особенностей детей, она включает в себя познавательный материал и элементы психотерапии.  
  • Выбор тематики занятий определяется характером нарушения развития и подбором наиболее адекватной тактики коррекционно-развивающей работы.
  • Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных (рисуночные тесты, рисование под музыку,  и др.).  
  • Психологическое воздействие конструируется путем создания дозированных по содержанию, объему, сложности, физическим, эмоциональным и психическим нагрузкам заданий и образовательных ситуаций.

Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.

Часть 1.

Вводная

  • Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками.
  • Основные процедуры работы – приветствия, игры с именами
  • Разминка в кругу: психологический настрой на занятие, приветствие (продолжительность 3 минуты).

Часть  2.

Рабочая

  • На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия.
  • В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка.

Часть 3.

Завершающая

Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности, релаксации.

Каждое занятие включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции:

  • Упражнения на мышечную релаксацию

снижает уровень возбуждения, снимают напряжение.

  • Дыхательная гимнастика

действует успокаивающе на нервную систему.

  • Мимическая гимнастика

направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей.

Двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку

способствует межполушарному взаимодействию.

  • Чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи.

способствует развитию произвольности

 Основные методы:

  • Элементы сказкотерапии, арттерапии  с импровизацией;
  • Психогимнастика;
  • Элементы психодрамы;
  • Игры на развитие навыков общения;
  • Игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения;
  • Ролевые игры

Формы организации коррекционно-развивающего процесса:

  1. Индивидуальная работа.    
  2. Групповая работа.

Методы обучения:

В содержание работы включены следующие формы и методы, эффективные как для взрослого (педагоги и родители), так и ребенка:

  • Метод игрового моделирования  поведения.
  • Методы телесно-ориентированной терапии.
  • Релаксационные методы.
  • Метод продуктивной деятельности (рисование, аппликация, лепка).
  • Метод сказкотерапии в книгах автора Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой.
  • Психогимнастика (автор М.И. Чистякова).
  • Пальчиковая  гимнастика (автор Е.М.Косинова ).
  • Технология обучения в сотрудничестве.

Формы работы с родителями и учителями.

Тема

Месяц

Контингент

Примечание

1

Кто такие дети с ограниченными возможностями здоровья и как мы им можем помочь…..

Январь Февраль

Педагоги, родители

Выступления

2

Помощь тем, кому трудней… (люди с ОВЗ)

Февраль

Март Апрель

Педагоги

Семинары

Круглый стол

3

Психологические особенности детей с ОВЗ

Организация комплексного сопровождения детей с ОВЗ в системе образования.

В течение полугодия

Родители  

Выступления на родительских собраниях

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.– М.: ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
  2. Багаева, Г.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Г.Н. Багаева, Т.А. Исаева. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 451 с.
  3. Бгажнокова, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития.– М.: Педагогика, 2007. – 247 с.
  4. Бондаренко, Б.С. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболевания нервной системы: методические рекомендации. – М.: Владос, 2009. – 300 с.
  5. Буянов, М.И. Об узловых вопросах организации психотерапевтической помощи детям и подросткам / М.И. Буянов. – М.: Педагогика, 1971. –349 с.
  6. Григорьева, Л.Г. Дети с проблемами в развитии. – М.: Академкнига, 2002. – 213 с.
  7. Дементьева, Н.Ф. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Н.Ф. Дементьева, Г.Н. Багаева, Т.А. Исаева. – М.: Академкнига, 2005. – 247 с.
  8. Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова – Балашов: Николаев, 2002. – 80 с.
  9. Исаев, Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. – СПб.: Издательство ППМИ, 2003. – 186 с.
  10. Киселева, Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитий / Н.А. Киселева, И.Ю. Левченко. – М.: Коррекционная педагогика, 2005. – 210 с.
  11. Лебединская, К.С. Задержка психического развития. – М.: Педагогика. – 2007. – 280 с.
  12. Лебединский, В.В. Нарушение психического развития. – М.: Педагогика. – 2004. – 306 с.
  13. Маллер, А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М.: Издательский центр «Академии», 20010. – 208 с.
  14. Маллер, А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. – М.: Педагогика – Пресс, 2006. – 284 с.
  15. Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 408 с.
  16. Назарова, Н.М. Специальная педагогика. – М.: Академия, 2010. – 356с.
  17. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
  18. Соколова, Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. – М.: 2005. – 180 с.
  19. Солодянкина, О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с.
  20. Сорокин, В.М. Специальная психология.– СПб.: Речь, 2003. – 216 с.
  21. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова. – M.: Издательский центр «Академия», 2002. – 312 c.
  22. Фадина, Г.В. Специальная дошкольная педагогика /Г.В. Фадина– Балашов: Николаев, 2004. – 80 с.
  23. Фатихова, Л.Ф. Диагностика социального интеллекта детей с отклонениями в развитии. // Научное творчество XXI века: материалы II Всероссийской научной конференции. – Красноярск // В мире научных открытий. – 2010. № 4 (10). Часть 8. – С. 82-84. [электронный ресурс]http://www.pedlib.ru/Books/6/0317/6_0317-5.shtml#book_page_top
  1. Щепко, Е.Л. Психодиагностика нарушений развития. Принцип дифференциаций. – М.: Академия, 2000. –410 с.
  2. Шипицына, Л.М. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 92с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа развивающих занятий в комнате с сенсорным оборудованием.

Рабочая программа развивающих занятий в комнате с сенсорным оборудованием....

"Путешествие с бабочкой в волшебную страну" занятие на основе комплексного использования интерактивного оборудования сенсорной комнаты

С помощью интерактивного оборудования сенсорной комнаты развивать познавательный интерес, стимулировать психические процессы, двигательную активность и мелкую моторику у детей дошкольного возраста.Спо...

Игры и упражнения с использованием интерактивного оборудования сенсорной комнаты.

Представлена подборка различных игр и упражнений для детей дошкольного возраста, которые могут быть использованы в сенсорной комнате со следующим оборудованием: воздушно-пузырьковая колонна, пучок фиб...

Непосредственно образовательная деятельность в сенсорной комнате с комплексным интерактивным оборудованием "Путешествие в лес"

Сенсорная комната-очарование "живой сказки" в сочетании с большим набором благоприятных воздействий на весь организм ребенка....

Рабочая программа развивающих занятий в темной комнате с сенсорным интерактивным оборудованием

Паспорт программыНаименование ПрограммыРабочая  программа развивающих занятий в темной комнате с сенсорным интерактивным оборудованиемЦелевая группаДля воспитанников 2 младшей-подготовительн...

Использование интерактивного оборудования сенсорной комнаты в работе педагога-психолога с дошкольниками.

Сенсорная комната - организованная окружающая среда, которая с помощью раличных элементов создает ощущение комфорта и безопасности, предназначенная для оказания комплекс...

Картотека игр с использованием интерактивного оборудования сенсорной комнаты

Картотека игрс использованием интерактивного оборудования сенсорной комнаты...