Рабочая программа развивающих занятий в комнате с сенсорным оборудованием.
рабочая программа на тему

Рабочая программа развивающих занятий в комнате с сенсорным оборудованием.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon титульный лист программы190.08 КБ
Файл Сенсорная комната63.92 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Оглавление:

  1. Паспорт программы

  1. Пояснительная записка

  1. Содержание программы:                                                      

  1. Календарно – тематическое планирование

  1. Мониторинг освоения детьми программного материала

  1. Требования к уровню подготовки детей

  1. Средства обучения

  1. Механизм реализации программы

  1. Контроль за реализацией программы

  1. Список литературы

Паспорт программы

Наименование Программы

Рабочая  программа занятий детей с психологом (в комнате с сенсорным оборудованием «Сенсорная комната – волшебный мир здоровья»)

Основания для разработки Программы

  • Закон  РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании»

- Постановление главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 22.07.2010 №91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"

- Типовое положение о дошкольном учреждении, утв. Приказом Минобразования и науки РФ от 27.10.2011г. № 2562 (зарегистрировано в Минюсте РФ 18.01.2012 N 22946).  

-    Устав учреждения

Заказчик Программы

Родительская общественность

Исполнитель программы

Педагог – психолог

Целевая группа

Для детей 3-7 лет, посещающих учреждение

Составители программы

Педагог – психолог Катаргина Ирина Александровна

Цель Программы

Профилактика эмоционального напряжения и  развитие сенсорных эталонов в условиях сенсорной комнаты у детей старшего дошкольного возраста. Повышение уровня сенсорного развития детей.

Задачи Программы

1.Восстановление эмоционального комфорта, поддержание стремления ребенка к психологическому здоровью, равновесию, гармонии.

2.Снятие тревоги, создание чувства безопасности, незащищенности.

3.Обучение детей способам обследования предметов: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке по форме и цвету вокруг образцов-эталонов, а также последовательному описанию формы, выполнению планомерных действий.

4.Развитие восприятия формы, величины, цвета, пространства, движений, целостного образа предметов.

5.Выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, интонацию;

6.Привитие навыков социального поведения;

7.Смягчение эмоционального дискомфорта у детей;

8.Развитие нравственных качеств;

9.Повышение  активности и самостоятельности детей;

10. Формирование и коррекция нарушения в общении.

Ожидаемые конечные результаты

-снятие эмоциональной напряженности,

-поддержка положительной самооценки.

-создание позитивного настроя,

-усиление конструктивности поведения, способности выразить словами и осознать основания собственных действий, мыслей, чувств,

-развитие продуктивности и контактности во взаимоотношениях с людьми, в возможности осуществить саморуководство и саморегуляцию, стать целостной личностью: физически и психологически здоровой.

Сроки и

этапы реализации программы

2015-2016 год


Комната психологической разгрузки с сенсорным оборудованием является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, способствует стабилизации эмоционального состояния, повышает эффективность любых мероприятий направленных на улучшение психического и физического здоровья взрослых и детей дошкольного возраста.  

К концу дошкольного возраста должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных  действий. Уровень сенсомоторного развития составляет фундамент общего умственного развития ребенка и является базовым для успешного овладения многими видами деятельности. И готовность к школьному обучению так же напрямую зависит от уровня  сенсомоторного развития, недостаточное сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста приводит к возникновению различных трудностей в ходе начального обучения.

Опыт работы в дошкольном учреждении, постоянные наблюдения за детьми позволяют мне предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность. Актуальность проведения занятий в сенсорной комнате заключается в том, что:

Психоэмоциональное состояние  является одним из важных компонентов развития ребенка, поэтому эмоциональная нестабильность препятствует гармоничному развитию ребенка в целом

Теоретической основой данной программы является концепция А.Н. Леонтьева, где основными критериями анализа психики являются деятельность, сознание, личность. 

             В основу программы положены принципы, отражающие гуманистические установки:

- уважение к свободе и достоинству каждого ребенка;

- создание условий для развития его индивидуальности;

- обеспечение психологического комфорта;

- взаимодействие психолога с ребенком по типу субъект – субъектного общения;

- наличие «свободного пространства» для проявления индивидуальной активности ребенка;

- сочетание статично-динамичного положения;

- каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь,  формирует «зону ближайшего развития»;

- необходимость поддержания высокой самооценки ребенка; осуществление понятной и ясной, честной и конкретной коммуникации между родителями и ребенком;

- совместное обсуждение понятого, увиденного, почувствованного и краткое резюме педагога в конце занятия;

- конфиденциальность информации о ребенке родителям, недопустимость медицинских диагнозов;  акцент на рекомендации.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

       Формирование базовых составляющих психического развития ребенка  (формирование произвольной саморегуляции поведения, умения ребенка оценивать себя и свои действия (самооценка) познавательной активности, игровой активности, научить ребенка понимать собственное эмоциональное состояние.    

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

 1.Восстановление эмоционального комфорта, поддержание стремления ребенка к психологическому здоровью, равновесию, гармонии.

2.Снятие тревоги, создание чувства безопасности, незащищенности.

3.Обучение детей способам обследования предметов: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке по форме и цвету вокруг образцов-эталонов, а также последовательному описанию формы, выполнению планомерных действий.

4.Развитие восприятия формы, величины, цвета, пространства, движений, целостного образа предметов.

5.Выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, интонацию;

6.Привитие навыков социального поведения;

7.Смягчение эмоционального дискомфорта у детей;

8.Развитие нравственных качеств;

9.Повышение  активности и самостоятельности детей;

10. Формирование и коррекция нарушения в общении.

ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА:

- несовершеннолетние посещающие детский сад

- дети с ослабленным здоровьем (оздоровительная группа);

- родители.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

              Данная программа даст возможность ребенку адаптироваться к новым условиям жизни, создаст у него чувство принадлежности  к группе, положительного эмоционального фона, дети смогут овладеть определенными  коммуникативными навыками, игровой деятельностью, умением понимать свое эмоциональное состояние,  научиться распознавать чувства других людей, расширит представления об окружающем мире. Так же смогут анализировать причины межличностных конфликтов и смогут самостоятельно их регулировать.

Общее  психофизиологическое развитие.

  • развитие физиологических, возрастных, психоэмоциональных, интеллектуальных и речевых функций;
  • активизация мышления;
  • повышение иммунитета;
  • улучшение соматического здоровья;
  • коррекция  эмоционального  состояния;
  • активизация деятельности;
  • нормализация сна;
  • развитие мелкой моторики

Эмоциональное развитие.

  • обогащение эмоционального опыта;
  • преодоление страхов; коррекция уровня тревожности и агрессивности; 
  • стимуляция приятных и эстетических значимых переживаний;
  • формирование эмоционально спокойного состояния, способствующее снятию негативных эмоций и состояний;
  • формирование коммуникативных навыков у детей;
  • коррекция девиантного поведения;

Речевое развитие.

  • активизация словаря;
  • накопление языковых представлений;
  •  формирование способности ребенка к пониманию обращенной к нему и контекстуальной речи;
  • формирование диалогической речи;
  • формирование элементов словесного планирования;
  • формирование монологической речи;
  • формирование способности связно рассказывать, выделяя основную мысль;
  • развитие выразительности речи;

Социальное развитие.

  • формирование личностной ориентации;
  • формирование способностей осознания и переживания успехи-неуспехи, результаты деятельности;
  • проекция общественных взаимодействий;
  • развитие социальных норм поведения;
  • ориентация ребенка на взрослого как на источник социального опыта;
  • формирование организационных умений
  • развитие умения переносить освоенные навыки в незнакомую ситуацию;
  • осмысление не сложных конструкций, отражающих общественные правила, нормы общения и поведения в обществе;
  • освоению теоретических знаний посредством обогащения чувственного опыта;
  • развитие умения подчинять свои поступки усвоенным моральным и этическим нормам;
  • формирование и развитие творческих способностей;
  • формирование развития самосознания, самоконтроля, способности адекватного отношения к себе и окружающим;
  • формирование правильное поведения в коллективе

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа включает в себя несколько видов деятельности:

  • профилактическая и развивающая работа с дошкольниками – индивидуальные и групповые занятия до четырех человек;
  • просветительская работа с педагогическим коллективом;
  • просветительская работа с родителями;
  • индивидуальные психологические консультации, занятия  с элементами тренингов для родителей (законных представителей) и педагогов.

Виды и формы работы в сенсорной комнате

Наименование оборудования

Назначение

Виды и формы работы

Мягкое напольное и настенное покрытие

Релаксация.

Снятие негативных эмоций и состояний.

Развитие воображения.

Развитие:

  • образа тела;
  • общей моторики;
  • пространственных представлений.

Саморегуляция психического состояния

Упражнения на релаксацию.

Упражнения на воображение.

Игры на снятие агрессивности

Сухой бассейн

Снижение уровня психоэмоционального напряжения.

Снижение двигательного тонуса.

Регуляция мышечного напряжения.

Развитие:

  • кинестетической и тактильной чувствительности;
  • образа тела;
  • пространственных восприятий и представлений;
  • проприоцептивной чувствительности.

Коррекция уровня тревожности, агрессивности

Игра «Море шариков».

Имитация плавания.

Игра на снятие агрессивности.

Игровые упражнения по коррекции уровня тревожности.

Упражнения на релаксацию.

Сеансы психофизической разгрузки. Игры на воображение.

Игра «Дыши и думай

Мягкий остров

Реабилитация нервно-психического состояния.

Релаксация.

Снятие негативных эмоций и состояний.

Саморегуляция психического состояния

Упражнение «Улыбка».

Комплекс упражнений на релаксацию.

Комплекс упражнений на воображение

Проектор направленного света

Обогащение восприимчивости и воображения

Музыкотерапия.

Светотерапия

Зеркальный шар (ороецирование специальных светоэффектов)

Развитие:

  • зрительного восприятия;
  • ориентировки в пространстве.
  • Создание психологического комфорта.

Снижение уровня тревожности.

Коррекция страхов.

Релаксация: воздействие зрительных образов

Сказкотерапия.

Комплекс упражнений по релаксации.

Упражнение «Солнечные зайчики».

Игра «Путешествие к звезде».

Упражнение «Дискотека»

Музыкальный центр и набор аудикассет или

СД дисков

Обогащение восприятия и воображения.

Создание психологического комфорта.

Релаксация: воздействие слуховых образов.

Снижение нервно-психического иэмоционального напряжения.

Активизация двигательной активности.

Формирование навыков саморегуляции

Музыкальное фоновое сопровождение игр, упражнений, заданий, релаксации

Ароманабор

Развитие обоняния.

Формирование умения дифференцировать запахи.

Стабилизация психического состояния.

Релаксация

Упражнение «Узнай запах»

Пуфик-кресло с гранулами (Сплодж)

Тактильная стимуляция соприкасающихся с ним частей тела.

Релаксация

Релаксационные упражнения

Проектор Светоэффектов «Солар» с ротатором колес

Привлекает внимание.

Завораживает.

Релаксационное воздействие.

Развитие фантазии и воображения

Упражнения на воображение

Панно «Звездное небо»

Привлекает внимание.

Завораживает.

Релаксационное воздействие.

Развитие фантазии и воображения

Упражнения на воображение

Оптиковолоконный пучок «Водопад света» с гребнем

Можно держать в руках, перебирать, обматывать вокруг тела, лежать на волокнах.

Изменяющиеся цвета привлекают внимание, успокаивают.

Упражнения для развития мелкой моторики.

Релаксация

Пузырьковые колонны

Развитие зрительного восприятия.

Создание психологического комфорта.

Снижение уровня тревожности.

Коррекция страхов

Сказкотерапия.

Релаксация

Структура занятия

Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.

  • Структура занятий гибкая, разработанная с учетом возрастных особенностей детей, она включает в себя познавательный материал и элементы психотерапии.  
  • Выбор тематики занятий определяется характером нарушения развития и подбором наиболее адекватной тактики коррекционно-развивающей работы.
  • Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных (рисуночные тесты, рисование под музыку,  и др.).  
  • Психологическое воздействие конструируется путем создания дозированных по содержанию, объему, сложности, физическим, эмоциональным и психическим нагрузкам заданий и образовательных ситуаций.

      Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.  

Часть 1.

Вводная

  • Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками.
  • Основные процедуры работы – приветствия, игры с именами
  • Разминка в кругу: психологический настрой на занятие, приветствие (продолжительность 3 минуты).

Часть  2.

Рабочая

  • На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия.
  • В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка.

Часть 3.

Завершающая

Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности, релаксации.

     Каждое занятие включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции:

  • Упражнения на мышечную релаксацию

снижает уровень возбуждения, снимают напряжение.

  • Дыхательная гимнастика

действует успокаивающе на нервную систему.

  • Мимическая гимнастика

направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей.

Двигательные упражнения, влючающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку

способствует межполушарному взаимодействию.

  • Чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи.

способствует развитию произвольности

 Основные методы:

  • Элементы сказкотерапии, арттерапии  с импровизацией;
  • Психогимнастика;
  • Элементы психодраммы;
  • Игры на развитие навыков общения;
  • Игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения;
  • Ролевые игры

Формы организации коррекционно-развивающего процесса:

  1. Индивидуальная работа.    
  2. Групповая работа.

Формы работы с родителями

- Совместное посещение занятий в сенсорной комнате.

- Индивидуальное и групповое консультирование.

- Стендовые консультации

- Анкетирование.

- Занятия для родителей в сенсорной комнате.

        Год  состоит из 71 занятия. Продолжительность занятия с детьми от 4 до 5 лет – 15 -20 минут, с детьми от 5 до 7 лет – 25- 30  минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

 


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Календарно – тематическое планирование

МЕСЯЦ

НЕДЕЛЯ

ДАТА

ЗАДАЧИ

СЕНТЯБРЬ

1 неделя

3.09

Мониторинг

7.09

Мониторинг

2 неделя

В гостях у Сенсорика

10.09

Ребенок и кукла.

Цель: Учить выделять общие  и отличительные признаки человека и его подобия.

14.09

Какого цвета твои глаза и волосы?

Цель: Знакомить с отличительными особенностями внешности – цветом глаз и волос.

3неделя

17.09

Все мы разные

Цель: Знакомить с отличительными особенностями других детей (голос, имя)

21.09

 Что тебе нравится?

Цель: Помочь детям понять , что их вкусы и предпочтения могут быть разными.

4неделя

24.09

 Выбор игры, любимая игрушка.

Цель: Определять вместе с детьми их почтения в играх и игрушках.

28.09

Вкусный – невкусный.

Цель: Определить вместе с детьми их предпочтения в еде

ОКТЯБРЬ

5неделя

Чувства, желания, взгляды

Грусть и радость.

Цель: Помочь понять причины возникновения основных эмоциональных  состояний (радость- грусть), учить определять их по внешним проявлениям.

5.10

 Изменение настроения.

Цель: Помочь понять причины и внешние проявления изменения настроения.

6неделя

8.10

Страшно.

Цель: Помочь понять причины возникновения страха; способствовать профилактике страхов у детей.

Социальные навыки

12.10

Друзья.

Цель: Развивать элементарные представления о дружеских отношениях

7неделя

15.10

Ссора.

Цель: Помочь понять некоторые причины возникновения ссоры.

19.10

Как помириться?

Цель: Учить простым способам выхода из конфликтов.

8неделя

22.10

Совместная игра.

Цель: Помочь понять, что играть вместе интереснее

26.10

Совместное дело.

Цель: Помочь понять, что вместе легче справиться с любым делом.

НОЯБРЬ

9неделя

Давайте жить дружно!

2.11

Паутинка.

Цель: Развивать чувства принадлежности к группе. Развивать навыки позитивного социального поведения.

5.11

Настроение

Цель: Дать ребенку возможность ощутить свою принадлежность у группе, выразить свое настроение. Учить детей ощущать близость, тепло другого

10неделя

9.11

Солнечный зайчик.

Цель: Развивать чувство единства, сплоченности. Учит детей действовать согласованно

12.11

Волшебный мешочек.

Цель: развивать групповую сплоченность. Повышать у детей уверенность в себе

11неделя

16.11

Паровозик с именем.

Цель: Повышать у детей уверенность в себе, развивать координацию движений, развивать слуховое восприятие.

Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь

19.11

Робость.

Цель: Повышение у детей уверенность в себе, сплочение группы, знакомство с чувством робости  

12неделя

23.11

Радость – 1.

Цель: Знакомство с чувством радости, развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека

26.11

Радость-2.

Цель: Продолжение знакомства с чувством радости

13неделя

30.11

Радость – 3

Цель: Развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого

ДЕКАБРЬ

3.12

Радость – 4

Цель: Закрепление и обобщение знаний о чувстве радости

14неделя

7.12

Страх -1.

Цель: Знакомство с чувством страха, изучение выражения эмоциональных состояний в мимике

10.12

Страх -2.

Цель: Поиск путей преодоления страха, развитие эмпатии, умение сопереживать другим

15неделя

14.12

Страх – 3.

Цель: Учить детей узнавать чувство страха по его проявлениям, развивать умение справляться с этим чувством. Учить детей выражать чувство страха в рисунке

17.12

Страх – 4.

Цель: Продолжение знакомства с чувством страха

16неделя

21.12

Удивление.

Цель: Знакомство с чувством удивления, закрепление мимических навыков

24.12

Самодовольство

Цель: Знакомство с чувством самодовольства

17неделя

28.12

 Закрепление знаний о чувствах.

Цель: Закрепление умения различать чувства

ЯНВАРЬ

14.01

Злость.

Цель: Знакомство с чувством злости, тренировка умения различать эмоции

18неделя

18.01

Стыд, вина.

Цель: Знакомство с чувством вины

21.01

Отвращение, брезгливость.

Цель: Знакомство с чувством отвращения

19неделя

Сказочный мир

25.01

Волшебная поляна.

Цель: Развитие идентификации со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка  к своему «Я». Стимулирование творческого самовыражения

28.01

Язык прикосновений.

Цель: Развитие сенсорно – перцептивной сферы, развитие произвольности поведения, развитие воображения, символических представлений

ФЕВРАЛЬ

20неделя

1.02

Игры с изюминкой.

Цель: Развитие творческого мышления и воображения. Совершенствование механизмов саморегуляции.

4.02

За репкой.

Цель: Снятие напряжения, получение позитивного, двигательного опыта. Развитие памяти, воображения. Развитие уверенности в себе

21неделя

8.02

Чудо остров.

Цель: Развитие воображения, Стимулирование творческого воображения

11.02

В стране чувств.

Цель: Стабилизация психических процессов, снятие напряжения. Обучение способам адекватного телесного выражения различных эмоциональных состояний. Развитие уверенности  в себе

22неделя

Сила добра

15.02

Знакомство.

Цель: Обратить внимание детей на индивидуальные особенности сверстников. Подготовить к общему действию, игре. Настроить детей на активную совместную деятельность, на беседу, игру. Познакомить с элементами выразительных движений, мимикой, позой. Учить высказывать свою точку зрения.

18.02

Грубость и драка.

Цель: Развивать у детей фантазию, чувства, учить контролировать  мышечные ощущения, чтобы уметь менять характер движений. Учить отображать отрицательные и положительные черты характера героев.

23неделя

22.02

Злой язычок.

Цель: Учить детей передавать чувства интонацией. Учить детей подбирать характерные для героев интонации, движения. Учить давать моральную оценку происходящему. Развивать быстроту реакций, волевые процессы. Учить детей расслабляться.

25.02

Цирк.

Цель: Учить детей самостоятельно выражать свои мысли, чувства. Учить детей передавать характеры героев движениями. Учить детей активно принимать участие в обсуждении, создавать эмоциональные образы. Учить расслабляться

МАРТ

24неделя

1.03

Болезнь куклы.

Цель: Закреплять выразительные движения, учить детей сопереживать, учить в проблемной ситуации находить позитивные решения. Учить детей расслабляться

4.03

Сережа и щенок.

Цель: Учить детей передавать задуманный образ движениями, анализировать поступки героев. Дать детям представление, что «хороших» и «плохих» детей не бывает, а бывают разные поступки

25неделя

11.03

Красная шапочка.

Цель: Дать детям понятие доброты через сказочного героя. Закреплять навыки совместных действий при разыгрывании общей истории.

15.03

Путешествие к Незнайке.

Цель: Закреплять у детей навыки совместных действий при разыгрывании общей истории. Учить детей анализировать поведение свое и окружающих. Закреплять понятие доброты, зла на конкретных примерах.

26неделя

18.03

Волшебная страна.

Цель: Развивать творческие способности детей, учить подбирать характерные для героев движения (мимику, пантомимику)

22.03

Бал.

Цель: Развивать невербальные средства общения. Учить передавать эмоциональные переживания в образах, сопереживать героям. Учить анализировать переживания, события.

27неделя

25.03

Сказочные персонажи

Цель: Учить детей определять эмоции по условным графическим изображениям. Закреплять образ «доброго» и «злого» героя в движениях.

29.03

Избушка и Баба – Яга.

Цель: Закреплять выразительность мимики, микки. Пантомимики. Развивать воображение.

АПРЕЛЬ

28неделя

1.04

Путешествие на Луну.

Цель: Учить детей управлять своим телом. Учить интонациями, жестами передавать настроение, эмоции

5.04

Снежная  Королева.

Цель: Закреплять навыки совместных действий в разыгрывании сказочного сюжета. Закреплять навыки самостоятельности в ведении беседы, развивать волевые процессы

29неделя

8.04

Лесная школа

Цель: Закреплять выразительность мимики, пантомимики. Учить распределять внимание. Закреплять представление о школе. Учить детей высказывать свою точку зрения.

12.04

Геометрические фигуры

Цель: формирование целостного образа, стимулирующий массаж кистей рук, выполнение фигурок из пальцев.

30неделя

15.04

Величина.

Цель: Сравнение предметов по величине: длина, высота

19.04

Конструирование из геометрических фигур.

Танграмм.  

31неделя

22.04

Действительный и желаемый образ «Я»

26.04

Средства  общения

Цель: Дать представления о средствах общения.

32неделя

29.04

Невербальные компоненты общения

Цель: Ознакомить и закрепить невербальные средства общения. Дать понятие кто может так общаться

МАЙ

3.05

Общение в различных жизненных ситуациях

Цель: Закрепить навыки общения. Закрепить навыки владения своими эмоциями.

33неделя

6.05

Профилактика психоэмоционального напряжения элементами  сказочной терапии

Цель: Закрепить навыки саморегуляции.

10.05

Жадность.

Цель: Учить детей изображать модели поведения персонажей разными чертами характера. Учить детей расслабляться

34неделя

13.05

Шаловливые игры.

Цель: Развивать внимание детей. Учить детей передавать заданный образ движениями. Учить искать выход из конфликтных ситуаций.

17.05

.Кривляки, хвастунишки и дразнилки

Цель: Настроить детей на общую игру. Учить использовать выразительные движения. Формировать у детей с помощью игры моральные представления

35неделя

20.05

Закрепление всего пройденного материала

Цель: Определить уровень усвоенных понятий по теме «Эмоции и конфликты»

24.05

Закрепление пройденного материала.

Цель: Определить уровень усвояемости в саморегуляции.

36неделя

27.05

Мониторинг

31.05

 Мониторинг

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

В содержание работы включены следующие формы и методы, эффективные как для взрослого (педагоги и родители), так и ребенка:

  • Метод игрового моделирования  поведения.
  • Методы телесно-ориентированной терапии.
  • Релаксационные методы.
  • Метод продуктивной деятельности (рисование, аппликация, лепка).
  • Метод сказкотерапии в книгах автора Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой.
  • Модификация эмоционально-символического метода, предложенная Дж. Аланом.
  • Метод визуализации (автор Аки Нуроси).
  • Технология использования в обучении игровых методов.
  • Психогимнастика (автор М.И. Чистякова).
  • Пальчиковая  гимнастика (автор  Е. Косинова, М.Лопухина).
  • Технология обучения в сотрудничестве.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

Приступая к реализации данной программы, следует наметить общий план работы по всем трем ее разделам.

Данная программа предполагает варьирование  содержания программы, форм  и методов работы с детьми.  Следует проанализировать и определить собственные условия педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении, с учетом имеющихся специалистов, используемых программ и методик, материальной базы, а также более общих социокультурных и региональных особенностей.

Предполагается нерегламентируемая деятельность, основными видами деятельности является: игра, изобразительная и театрализованная деятельность, ручной труд.

Основные принципы, строгое их соблюдение гарантирует достижение поставленных целей и задач:

  • Системность
  • Интеграция программного содержания
  • Координация деятельности педагогов

Важно объединить содержание занятий по программе с повседневным опытом детей и знакомыми им ситуациями, искать новые формы для закрепления, пройденного материала. Придумывать сюрпризы, включать в занятия небольшие паузы для разрядки, песенки, шутки, загадки, потешки.

Условия дошкольного учреждения должны способствовать развитию в детях уверенности в себе, формировать высокую самооценку, поддерживать стремление к успеху в разных видах деятельности.

Воспитательные усилия педагогов и родителей должны быть согласованными, т.к. специфичность программы предполагает тесное сотрудничество педагогов и родителей в достижении целей и задач данной программы. Осознавали значимость социально-эмоционального развития ребенка и его значение в его последующей жизни

Формы взаимодействия с родителями:

  • Родительские собрания
  • Индивидуальные беседы

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ

В  данной рабочей программе требования к знаниям, умениям и навыкам  воспитанников дифференцированы:  

Общие показатели развития.

В  4 года  ребенок:

  • Уметь распознавать возникновение основных эмоциональных состояний, учить определять их по внешним проявлениям.
  • Уметь управлять своим эмоциональным состоянием
  • Уметь разрешать конфликты и понять некоторые причины возникновения ссоры, научиться простым способам выхода из конфликтов.

 В 5-6 лет ребенок:

  • Иметь представления о своем внешнем облике, уметь отличать особенности других детей, изменять свою внешность в соответствии с воображаемым образом.
  • Иметь представления  о том, что вкусы и мнения бывают разными.
  • Уметь распознавать   основные эмоциональные состояния  и их внешние проявления: грусть, радость  и спокойствие, печаль, горе, злость, страх  
  • Иметь представления о том, что такое дружба, элементарные представления о том, какими качествами должен обладать друг.
  • Способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств.
  • Осознавать необходимость соблюдения некоторых норм и правил поведения.

В 7 лет  ребенок:

  • Иметь представления о том, что важно в дружеских отношениях.
  • Уметь осознавать причины, приводящих к конфликту, и возможных путей его разрешения.  
  • Сформированность  умения объясняться,  способствующих хорошим отношениям детей с взрослыми и со сверстниками.
  • Иметь понимание, что наше собственное настроение и отношение других людей зависит от наших поступков.
  • Уметь распознавать различные эмоции по выражению лица, позе.
  • Уметь справляться с различными проявлениями негативных эмоций.
  • Уметь адекватно оценивать свою внешность, поддерживать свою самооценку, осознавать свои индивидуальные особенности.

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Используемые методики:

  1. Эмоциональное состояние ребенка - тест Люшера.
  2. Карта эмоционального состояния ребенка (заполняется после каждого занятия)

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. Оборудование для сенсорной комнаты (в паспорте кабинета)
  2. Учебно – наглядные пособия:
  • Литература
  • Игры и игрушки на сенсомоторное развитие детей
  1. Средства ТСО  
  • Магнитофон
  • Компьютер
  • Диски с музыкой

Механизм реализации программы

Механизм реализации программы включает в себя:

  • механизм управления программой,
  • распределение сфер ответственности
  • механизм взаимодействия заказчиков программы
  • контроль за реализацией программы

Руководителем программы является заместитель заведующего по воспитательно-методической работе, который несёт персональную ответственность за её реализацию и конечные результаты.

Руководитель программы:

Осуществляет координацию деятельности участников программы по эффективной реализации её основных механизмов.

Подготавливает проекты решений о внесении изменений и дополнений в программу.

Подготавливает по окончании года проект о ходе реализации программы.

Организуют внедрение информационных технологий в целях управления реализацией программы и контроля за ходом выполнения её мероприятий.

Воспитатель – руководитель секции  – является координатором и исполнителем программы в ходе её выполнения.

Педагог, как координатор:

Несёт ответственность за своевременную и качественную реализацию программы.

Осуществляет  ведение ежемесячной отчётности реализации программы.

Подготавливает доклады о ходе реализации программы.

Разрабатывает в пределах своих полномочий проекты, предложения, необходимые для выполнения программы.

Подготавливает по окончании года предложения по уточнению мероприятий программы на очередной учебный год, а также механизм её выполнения.

В целях привлечения общественности к управлению программой создаётся координационный совет программы, в состав которого входят педагогические работники, родительская общественности  и представители попечительского совета.

Основные задачи:

Рассмотрение тематики мероприятий программы

Рассмотрение материалов о ходе реализации программы

Предоставление по их уточнению, а также итогов по реализации программы.

Выявление организационных проблем в ходе реализации программы и разработке предложений по их решению.

Организация размещение информации о ходе и результатах реализации программы на официальном сайте в сети Интернет.


Система контроля.

Цель контроля: выявление эффективности процесса реализации рабочей программы.

Задачи:  

  • определение проблем, причин их возникновения,
  • проведение корректирующих воздействий, направленных на приведение полученных результатов реализации программы в соответствии с намеченными целями и задачами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа групповых занятий с детьми старшего дошкольного возраста «Я все смогу!»

Программа направлено на преодоление у детей неуверенности в собственных силах, боязни ошибочных шагов, снижение тревожности через повышение уровня развития познавательных и творческих способнос...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий в комнате с интерактивным сенсорным оборудованием «Релаксационный комплекс» Разработана на основе учебно–методического пособия В. И. Шевлякова «Организация занятий в сенсорной комнате»

Рабочая программакоррекционно-развивающих занятий в комнатес интерактивным сенсорным оборудованием«Релаксационный комплекс»Разработана на основе учебно–методического  пособия В. И. Шевлякова«Орга...

Рабочая программа развивающих занятий в комнате с сенсорным интерактивным оборудованием – «Сенсорная комната – волшебный мир здоровья»

Рабочая программаразвивающих занятий в комнатес сенсорным интерактивным оборудованием –«Сенсорная комната – волшебный мир здоровья»...

Рабочая программа по дополнительному образованию дошкольников по сенсорному развитию «Развивайка»

Сенсорное развитие – это развитие у   ребенка процессов восприятия и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, ...

Рабочая программа развивающих занятий в темной комнате с сенсорным интерактивным оборудованием

Паспорт программыНаименование ПрограммыРабочая  программа развивающих занятий в темной комнате с сенсорным интерактивным оборудованиемЦелевая группаДля воспитанников 2 младшей-подготовительн...

Рабочая программа развивающего курса «Логопедические занятия для детей 6-7 лет»

Рабочая программа развивающего курса «Логопедические занятия для детей 6-7 лет» разработана с целью повышения речевого уровня дошкольников для плавного и корректного перехода на следующий ...

Рабочая программа педагога-психолога по работе в сенсорной комнате

Педагог-психолог ДОУ осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные уровни психического развития.    Цель программы:...