Рабочая программа развивающих занятий в темной комнате с сенсорным интерактивным оборудованием
методическая разработка

Еременко Евгения Владимировна

Паспорт программы

Наименование Программы

Рабочая  программа

 развивающих занятий в темной комнате с сенсорным интерактивным оборудованием

Целевая группа

Для воспитанников 2 младшей-подготовительной групп, имеющих психосоматические расстройства.

Цель Программы

Профилактика эмоционального напряжения и  развитие сенсорных эталонов в условиях сенсорной комнаты у детей дошкольного возраста. Повышение уровня сенсорного развития детей.

Задачи Программы

1.Восстановление эмоционального комфорта, поддержание стремления ребенка к психологическому здоровью, равновесию, гармонии.

2.Снятие тревоги, создание чувства безопасности, незащищенности.

3.Обучение детей способам обследования предметов: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке по форме и цвету вокруг образцов-эталонов, а также последовательному описанию формы, выполнению планомерных действий.

4.Развитие восприятия формы, величины, цвета, пространства, движений, целостного образа предметов.

5.Выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, интонацию;

6.Привитие навыков социального поведения;

7.Смягчение эмоционального дискомфорта у детей;

8.Развитие нравственных качеств;

9.Повышение  активности и самостоятельности детей;

10. Формирование и коррекция нарушения в общении.

Ожидаемые конечные результаты

-снятие эмоциональной напряженности,

-поддержка положительной самооценки.

-создание позитивного настроя,

-усиление конструктивности поведения, способности выразить словами и осознать основания собственных действий, мыслей, чувств,

-развитие продуктивности и контактности во взаимоотношениях с людьми, в возможности осуществить саморуководство и саморегуляцию, стать целостной личностью: физически и психологически здоровой.

Сроки реализации программы

В течении  2017-2018 учебного года

2 раза в месяц -подгруппа, 2 раза в неделю курсом- индивидуально

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_temnoy_sensornoy_komnaty.docx40.75 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43 Калининского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа

развивающих занятий в темной комнате

с сенсорным интерактивным оборудованием

        

                 Педагог-психолог высшей         квалификационной категории

Еременко Евгения Владимировна

Содержание рабочей программы

I

Целевой раздел Программы

Стр.

1.1

Паспорт программы

3

1.2

Пояснительная записка

3

1.3

Цели и задачи реализации Программы

4

1.4

Принципы и подходы к формированию Программы

4

1.5

Планируемые результаты освоения Программы

5

II

Содержательный раздел Программы (обязательная часть, часть программы, формируемая участниками образовательных отношений)

6

2.1

Виды и формы работы

6

2.2

Структура тренинга

7

III

Организационный раздел (обязательная часть, часть формируемая участниками  образовательного процесса)

9

3.1

Материально-техническое обеспечение  Программы

9

3.2

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения  и воспитания

9

3.3

Используемая литература

10

Паспорт программы

Наименование Программы

Рабочая  программа

 развивающих занятий в темной комнате с сенсорным интерактивным оборудованием

Целевая группа

Для воспитанников 2 младшей-подготовительной групп, имеющих психосоматические расстройства.

Цель Программы

Профилактика эмоционального напряжения и  развитие сенсорных эталонов в условиях сенсорной комнаты у детей дошкольного возраста. Повышение уровня сенсорного развития детей.

Задачи Программы

1.Восстановление эмоционального комфорта, поддержание стремления ребенка к психологическому здоровью, равновесию, гармонии.

2.Снятие тревоги, создание чувства безопасности, незащищенности.

3.Обучение детей способам обследования предметов: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке по форме и цвету вокруг образцов-эталонов, а также последовательному описанию формы, выполнению планомерных действий.

4.Развитие восприятия формы, величины, цвета, пространства, движений, целостного образа предметов.

5.Выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, интонацию;

6.Привитие навыков социального поведения;

7.Смягчение эмоционального дискомфорта у детей;

8.Развитие нравственных качеств;

9.Повышение  активности и самостоятельности детей;

10. Формирование и коррекция нарушения в общении.

Ожидаемые конечные результаты

-снятие эмоциональной напряженности,

-поддержка положительной самооценки.

-создание позитивного настроя,

-усиление конструктивности поведения, способности выразить словами и осознать основания собственных действий, мыслей, чувств,

-развитие продуктивности и контактности во взаимоотношениях с людьми, в возможности осуществить саморуководство и саморегуляцию, стать целостной личностью: физически и психологически здоровой.

Сроки реализации программы

В течении  2017-2018 учебного года

2 раза в месяц -подгруппа, 2 раза в неделю курсом- индивидуально

Пояснительная записка

Комната с сенсорным интерактивным оборудованием и психологической разгрузки является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, способствует стабилизации эмоционального состояния, повышает эффективность любых мероприятий направленных на улучшение психического и физического здоровья взрослых и детей.  

К началу обучения в школе должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий, однако работа в этом направлении позволяет улучшить общий уровень развития учащихся начальных классов. Уровень сенсомоторного развития составляет фундамент общего умственного развития ребенка и является базовым для успешного овладения многими видами деятельности. И готовность к школьному обучению так же напрямую зависит от уровня сенсомоторного развития, недостаточное сенсомоторное развитие детей младшего школьного возраста приводит к возникновению различных трудностей в ходе начального обучения.

Психоэмоциональное состояние является одним из важных компонентов развития ребенка, поэтому эмоциональная нестабильность препятствует гармоничному развитию ребенка в целом.

Теоретической основой данной программы является концепция А.Н. Леонтьева, где основными критериями анализа психики являются деятельность, сознание, личность. 

             В основу программы положены принципы, отражающие гуманистические установки:

- уважение к свободе и достоинству каждого ребенка;

- создание условий для развития его индивидуальности;

- обеспечение психологического комфорта;

- взаимодействие психолога с ребенком по типу субъект – субъектного общения;

- наличие «свободного пространства» для проявления индивидуальной активности ребенка;

- сочетание статично-динамичного положения;

- каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь,  формирует «зону ближайшего развития»;

- необходимость поддержания высокой самооценки ребенка; осуществление понятной и ясной, честной и конкретной коммуникации между родителями и ребенком;

- совместное обсуждение понятого, увиденного, почувствованного и краткое резюме педагога в конце занятия;

- конфиденциальность информации о ребенке родителям, недопустимость медицинских диагнозов;  акцент на рекомендации.

  Цель программы -формирование базовых составляющих психического развития учащихся (формирование произвольной саморегуляции поведения, умения ребенка оценивать себя и свои действия (самооценка) познавательной активности, игровой активности, научить ребенка понимать собственное эмоциональное состояние.    

Задачи программы:

 1.Восстановление эмоционального комфорта, поддержание стремления ребенка к психологическому здоровью, равновесию, гармонии.

2.Снятие тревоги, создание чувства безопасности, незащищенности.

3.Обучение детей способам обследования предметов: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке по форме и цвету вокруг образцов-эталонов, а также последовательному описанию формы, выполнению планомерных действий.

4.Развитие восприятия формы, величины, цвета, пространства, движений, целостного образа предметов.

5.Выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, интонацию;

6.Привитие навыков социального поведения;        

7.Смягчение эмоционального дискомфорта у детей;

8.Развитие нравственных качеств;

9.Повышение  активности и самостоятельности детей;

10. Формирование и коррекция нарушения в общении.

Ожидаемый результат:

      Данная программа даст возможность ребенку  адаптироваться к новым условиям жизни, создаст у него чувство принадлежности  к группе, положительного эмоционального фона, дети смогут овладеть определенными коммуникативными навыками, умением понимать свое эмоциональное состояние, научиться распознавать чувства других людей, расширит представления об окружающем мире. Так же смогут анализировать причины межличностных конфликтов и смогут самостоятельно их регулировать, снизить уровень тревожности, эмоционального напряжения, улучить работоспособность

Общее  психофизиологическое развитие.

  • развитие физиологических, возрастных, психоэмоциональных, интеллектуальных и речевых функций;
  • активизация мышления;
  • повышение иммунитета;
  • улучшение соматического здоровья;
  • коррекция  эмоционального  состояния;
  • активизация деятельности;
  • нормализация сна;
  • развитие мелкой моторики

Эмоциональное развитие.

  • обогащение эмоционального опыта;
  • преодоление страхов; коррекция уровня тревожности и агрессивности; 
  • стимуляция приятных и эстетических значимых переживаний;
  • формирование эмоционально спокойного состояния, способствующее снятию негативных эмоций и состояний;
  • формирование коммуникативных навыков у детей;
  • коррекция девиантного поведения;

Речевое развитие.

  • активизация словаря;
  • накопление языковых представлений;
  •  формирование способности ребенка к пониманию обращенной к нему и контекстуальной речи;
  • формирование диалогической речи;
  • формирование элементов словесного планирования;
  • формирование монологической речи;
  • формирование способности связно рассказывать, выделяя основную мысль;
  • развитие выразительности речи;

Социальное развитие.

  • формирование личностной ориентации;
  • формирование способностей осознания и переживания успехи-неуспехи, результаты деятельности;
  • проекция общественных взаимодействий;
  • развитие социальных норм поведения;
  • ориентация ребенка на взрослого как на источник социального опыта;
  • формирование организационных умений
  • развитие умения переносить освоенные навыки в незнакомую ситуацию;
  • осмысление не сложных конструкций, отражающих общественные правила, нормы общения и поведения в обществе;
  • освоению теоретических знаний посредством обогащения чувственного опыта;
  • развитие умения подчинять свои поступки усвоенным моральным и этическим нормам;
  • формирование и развитие творческих способностей;
  • формирование развития самосознания, самоконтроля, способности адекватного отношения к себе и окружающим;
  • формирование правильное поведения в коллективе

                                             Содержание программы

Программа включает в себя несколько видов деятельности:

- профилактическая и развивающая работа с детьми  с ослабленным здоровьем

- просветительская работа с педагогическим коллективом;

- просветительская работа с родителями;

- индивидуальные психологические консультации, занятия  с элементами тренингов для родителей (законных представителей) и педагогов.

Виды и формы работы в сенсорной комнате с интерактивным сенсорным оборудование

Наименование оборудования

Назначение

Виды и формы работы

Категория детей

Мягкое напольное  покрытие (маты, пуфы)

Релаксация.

Снятие негативных эмоций и состояний.

Развитие воображения.

Развитие:

образа тела;

общей моторики;

пространственных представлений.

Саморегуляция психического состояния.

Упражнения на релаксацию.

Упражнения на воображение.

Игры на снятие агрессивности.

Сеансы психофизической разгрузки. Игры на воображение.

Игра «Дыши и думай»

«Тортик»

Все категории детей

Интерактивная панель «Звездное небо»

Интерактивная панель «Гроза»

Безопасная «Пузырьковая колонна»

Снижение уровня психоэмоционального напряжения.

Снижение двигательного тонуса.

Регуляция мышечного напряжения.

Обогащение восприятия и воображения.

Создание психологического комфорта.

Релаксация: воздействие слуховых образов.

Снижение нервно-психического иэмоционального напряжения.

Активизация двигательной активности.

Формирование навыков саморегуляции.

Развитие:

кинестетической и тактильной чувствительности;

проприоцептивной чувствительности;

мелкой и крупной моторики;

укрепление мышечного тонуса;

точных движений рук;

уменьшение тремора

зрительного восприятия; внимания,

ориентировки в пространстве.

Снижение уровня тревожности.

Коррекция страхов.

Релаксация: воздействие зрительных образов

Светотерапия.

Упражнения на укрепление общего мышечного тонуса, снижения психоэмоционального напряжения.

Перебираем волокна фиброоптических волокон

Упражнение на развитие мелкой моторики и точных движений рук

Зарядка

«Смываем страхи, плохое настроение и т.п.»

«Нажми когда, загорится цвет»

Все категории детей

Фонтан водный «Старый пень» 

«Музыкальная картина Водопад»

Стимулирование зрительные, тактильные и слуховые ощущения, успокаивающее воздействие на нервную систему. Развитие воображение и речи.

Релаксация, наблюдение, сказкотерапия

Все категории детей

Светильник «Ночное небо» 

Стимулирование зрительные, тактильные и слуховые ощущения, развитие воображение и речи

«Полет к далеким планетам» (Планеты: Любви, Здоровья, Дружбы, Послушания) и т.п.

Все категории детей

Груша-пуф

Набор CD-дисков

Обогащение восприимчивости и воображения

Музыкотерапия.

Музыкальное фоновое сопровождение игр, упражнений, заданий, релаксации

Все категории детей

Структура занятий

Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.

  • Структура занятий гибкая, разработанная с учетом возрастных особенностей детей, она включает в себя познавательный материал и элементы психотерапии.  
  • Выбор тематики занятий определяется характером нарушения развития и подбором наиболее адекватной тактики коррекционно-развивающей работы.
  • Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных (рисуночные тесты, рисование под музыку,  и др.).  
  • Психологическое воздействие конструируется путем создания дозированных по содержанию, объему, сложности, физическим, эмоциональным и психическим нагрузкам заданий и образовательных ситуаций.

Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.

Часть 1.

Вводная

  • Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками.
  • Основные процедуры работы – приветствия, игры с именами
  • Разминка в кругу: психологический настрой на занятие, приветствие (продолжительность 3 минуты).

Часть  2.

Рабочая

  • На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия.
  • В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка.

Часть 3.

Завершающая

Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности, релаксации.

Каждое занятие включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции:

  • Упражнения на мышечную релаксацию

снижает уровень возбуждения, снимают напряжение.

  • Дыхательная гимнастика

действует успокаивающе на нервную систему.

  • Мимическая гимнастика

направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей.

Двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку

способствует межполушарному взаимодействию.

  • Чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи.

способствует развитию произвольности

 

Основные методы:

  • Элементы сказкотерапии, арттерапии  с импровизацией;
  • Психогимнастика;
  • Элементы психодрамы;
  • Игры на развитие навыков общения;
  • Игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения;
  • Ролевые игры

Формы организации коррекционно-развивающего процесса:

  1. Индивидуальная работа.    
  2. Групповая работа.

Методы обучения:

В содержание работы включены следующие формы и методы, эффективные как для взрослого (педагоги и родители), так и ребенка:

  • Метод игрового моделирования  поведения.
  • Методы телесно-ориентированной терапии.
  • Релаксационные методы.
  • Метод продуктивной деятельности (рисование, аппликация, лепка).
  • Метод сказкотерапии в книгах автора Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой.
  • Психогимнастика (автор М.И. Чистякова).
  • Пальчиковая  гимнастика (автор Е.М.Косинова ).
  • Технология обучения в сотрудничестве.

Оборудование:

   1.  Панно «Звездное небо»- это панель из черного пластика в лампе, в нее вмонтированы мельчайшие фиброволокна, при включении создает эффект ночного неба. Панно находится на уровне детей, создается иллюзия, что до неба можно дотронуться рукой. Картинка медленно меняется, звезды то появляются, то исчезают в медленном темпе в разном порядке.

2.  Интерактивная «Гроза»- россыпь фиброоптических волокон, закрепленных на потолке в виде облака, длинною 2 метра, цвет которых постоянно меняется при включенном режиме, или горит одним цветом при остановленном режиме, наверху мигает лампочка создавая иллюзию молнии, есть шумовой эффект дождя.

3.   Безопасная «Пузырьковая колонна» с мягкой платформой и безопасным угловым зеркалом из 2-х частей — в прозрачной колонне из прочного пластика, заполненного водой, резвятся рыбки, подталкиваемые пузырьками воздуха. Они то всплывают вверх, в цветных, переливающихся струях, то падают вниз. Это завораживающее зрелище не оставит равнодушными детей. Если приблизится к колонне, то можно ощутить нежную вибрацию. Для создания мягкого, удобного сиденья, пузырьковая колонна оснащена «Мягкой платформой». А «Безопасное угловое зеркало» создает неповторимый оптический эффект расширения пространства.

4.   Фонтан водный «Старый пень» — источник воды, который стимулирует зрительные, тактильные и слуховые ощущения человека. Звук журчащей воды успокаивающе воздействует на нервную систему.

5 .  «Музыкальная картина Водопад»- обладает функцией имитации движущегося водопада, сопровождается пением птиц и шумом водопада, громкость которого можно регулировать, или отключать.

6. Светильник «Ночное небо» — пластмассовый светильник с разноцветными лампочками, меняющими свой цвет, внутри, и прорезями в виде созвездий снаружи, что создает эффект звездного неба. Светильник можно направлять в любое место, крутить в руках, что создает иллюзию полета.

7.  Мягкий инвентарь- напольный ковер, маленькие подушки в виде различных образов, трапеция с гранулами — это подушечка в форме небольшой горки, с помощью которой можно принять удобную позу, подложив ее под голову или ноги. Ее можно использовать и в качестве сидения. Гранулы, наполняющие трапецию, способствуют мягкой тактильной стимуляции.

8.  Музыкальный центр с набором дисков — музыка является неотъемлемой частью сенсорной комнаты. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений или звуков природы усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему. Спокойная музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга человека и активизирует иммунную систему организма. Переходы от спокойной музыки к тонизирующей способствуют регуляции процессов возбуждения и торможения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 96 с.
  2. Кальмова С. Е., Орлова Л. Ф., Яворовская Т. В. Сенсорная комната — волшебный мир здоровья: Учебно- методическое пособие — СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006.
  3. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении — М.:, 2006.
  4. Кокорева А. В. Использование сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в поведении. Психолог в детском саду 2008.
  5. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005. — 160с.
  6. Сорокин, В.М. Специальная психология.– СПб.: Речь, 2003. – 216 с.
  7. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова. – M.: Издательский центр «Академия», 2002. – 312 c.
  8. Титарь А.И. «Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате», АРКТИ, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по изобразительной деятельности с применением интерактивного оборудования.

Данное занятие разработанно для старшей группы с применением интерактивного оборудования, а также разработанной мной тетради «В гостях у Веселого Карандаша» с электронным  пособием....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с использованием интерактивного оборудования "Олимпийцы: смекалистые и любознательные"

Занятие проводилось в период проведения олимпийских игр в  Сочи.В группу были приглашены родители и методист. Применение интерактивного оборудования дало дополнительную возможность заинтересовать...

Рабочая программа развивающих занятий в комнате с сенсорным интерактивным оборудованием – «Сенсорная комната – волшебный мир здоровья»

Рабочая программаразвивающих занятий в комнатес сенсорным интерактивным оборудованием –«Сенсорная комната – волшебный мир здоровья»...

Непосредственно образовательная деятельность в сенсорной комнате с комплексным интерактивным оборудованием "Путешествие в лес"

Сенсорная комната-очарование "живой сказки" в сочетании с большим набором благоприятных воздействий на весь организм ребенка....

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОЛУФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ. Для детей с ОВЗ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида № 11 г. Ейскамуниципального образования Ейский район     КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-Р...

Развивающее занятие в мультисенсорной комнате "Прогулка в лес"

Развивающее занятие  в мультисенсорной комнате для детей средней группы...

Развивающее занятие в темной сенсорной комнате «В гостях у Ежика»

Данное развивающее занятие направлено га стимулирование сенсорного развития детей, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка через гармонизацию  его внутреннего мира....