Формирование грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста
презентация к уроку (младшая группа)

Презентация для круглого стола.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons._dlya_rod._grammatika_3-4_goda_gr.3.pptx1.39 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование грамматически правильной речи у ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Составила: учитель – логопед Уварова Татьяна Николаевна

Слайд 2

Основные задачи речевого развития детей : овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста; развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться) .

Слайд 4

Формирование словаря Взрослые должны расширять и активизировать словарь на основе обогащения представлений о ближайшем окружении: Название и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта; Д етали и части предметов (у платья-рукава, воротник, карманы, пуговицы); К ачества ( цвет, форма, размер), особенности поверхности ( пушистая, шороховатая ). Обогащать словарь названиями: частей суток, домашних и диких животных, овощей и фруктов. В речи детей присутствуют существительные, глаголы, местоимения (мой, твой, наш), наречия (тут, там, здесь), числительные (один, два), притяжательные прилагательные (дядина шляпа, мамино пальто)

Слайд 5

Грамматический строй Совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Упражнение: Жёлтое…. (солнце) Пушистые…( ) Машина…какая? ( )

Слайд 6

Научить ребенка употреблять существительные с предлогами. Упражнение: Зайчик ( под столом, над столом, на столе ) Ворона (над крышей, на крыше) Мячик (под столом) Поросенок (в коробке).

Слайд 7

Учить детей употреблять в речи существительные в форме единственного и множественного числа , обозначающих животных и их детенышей Упражнение: Утка- утенок- утята. Кошка- ……..- …….. . Собака-………- …….. и т.д.

Слайд 8

Связная речь Развитие диалогической речи: Вовлечение детей в разговор во время рассматриваний предметов, иллюстраций; Н аблюдений за живой и неживой природой; П осле просмотра мультфильмов и спектаклей. Развитие инициативной речи во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

Слайд 9

Телефон Разговоры по телефону (настоящему с бабушкой или игрушечному) способствуют развитию активной устной речи детей. Ситуация общения ». Взрослый с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка делиться своими впечатлениями, опытом. ( …А меня научишь???) Необходимо создавать ситуацию успеха. Похвалить ребенка за интересный рассказ или за то, чему он вас научил. У ребенка постепенно будет складываться понимание того, что делиться чем-то, рассказывать- это интересно и здорово!

Слайд 10

Звуковая культура речи Задачи для детей 3-4 лет : Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные звуки ( а,у,и,о,э,ы ) и некоторые согласные звуки ( п-б-т-д-к-г-ф-в-т-д-с-з-ц)

Слайд 11

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение. Здесь на помощь придут игры. Чистоговорки : Уп , уп , уп – мама варит суп. ( зв . П.) БЫ, бы, бы – идёт дым из трубы. ( зв . Б) «Бублик, баранку, батон и буханку Пекарь из теста испёк спозаранку». ( зв . П-б) « Жа - жа – жа , есть иголки у ежа ». Речевые игры : « Насос», «Комар», «Жук». Дети, подражая действию насоса, произносят звук «С-С-С…», комара- «з-з-з», «ж-ж-ж» и др.

Слайд 12

Речь взрослых должна быть четкая , неторопливая грамматически и фонетически правильно оформленная, не следует искажать слова, имитировать детскую речь; Обращайте внимание детей, на то, как дети согласовывают слова в предложении, поправляйте ребенка (исправлять допущенные ошибки); Играя с ребенком, упражняйте его в согласовании имен существительных с разными частями речи, например с глаголами: возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал в гости? и ребенок дает вам полный ответ : «К нам в гости приехала кукла»;

Слайд 13

Используйте игру «Чего не стало?» называть существительное в Р.п . ед.ч . ( поставить 3-4 игрушки и поочерёдно прятать одну из них …) Учите ребенка самостоятельно описывать игрушку . Для этого нужно: поставить игрушку, посмотреть, затем задать вопросы: 1. Что это? или кто это? 2. Какого цвета? 3. Это что у зайки? (показать на ушки, хвостик, лапки) 4. Как можно назвать зайку?

Слайд 14

учите детей сравнивать предметы находить общее; чем отличается? учите подбирать слова к определенным глаголам, существительным: собака бежит, а кто еще может бегать, … для совершенствования правильного звукопроизношения используйте артикуляционную гимнастику:

Слайд 15

Артикуляционная гимнастика Упражнения для губ и щек 1. Покусывание , похлопывание и растирание щек. 2. Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. 3. Голодный хомячок. Втянуть щеки. 4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом. Упражнения для губ 1. Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. 2. Хоботок (Трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. 3. Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны. 4. Бублик (Рупор). Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед.

Слайд 16

Пальчиковая гимнастика – это весёлое, увлекательное и полезное занятие! Игры с пальчиками р азвивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи , творческие способности, фантазию . Пальчиковая гимнастика «Зайка» Зайка по лесу скакал, (пальчики "скачут" по столу) Зайка корм себе искал. (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу) Вдруг у зайки на макушке Поднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками) Шорох тихий раздается: Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу) Заяц путает следы, Убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)

Слайд 17

Речевые игры по дороге в детский сад Игра «Вместе веселей » Добавь одно слово, которое подходит к двум словам. Летит, клюет – кто? Дерево, цветы – что делают? Сидит, стоит – кто? Кошка, собака – что делают? Льется, журчит – что? Шумит, дует – что? Дождь, снег – что делают ? Мама , сын (дочь) – что делают ? Игра «Ты идешь, и я иду » ( закрепление в речи глаголов с разными приставками) Ты выходишь, и я выхожу, ты обходишь и я обхожу и т. д. (подходить, заходить, переходить ). Можно по аналогии использовать глаголы ехать, лететь.

Слайд 18

Игра «Отгадай предмет по названию его частей» Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы. ( грузовик ) Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни. (дерево) Игра «Один –много» ( образование множественного числа существительных): г олубь - голуби, берёза - берёзы, машина - машины Игра «Назови ласково » (упражнение в словообразовании): синица – синичка , кошка-кошечка …. Игра «Какой? Какая?» ( согласование прилагательных с существительными): Подобрать как можно больше признаков к предмету лиса (какая… , белка (какая, заяц (какой…. Игра «Что для чего» ( активизация в речи сложных слов) Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы. хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, конфеты – в конфетнице , мыло – в мыльнице, перец - в перечнице, суп – в супнице, соус - в соуснице и т. д.

Слайд 19

Читайте, рассказывайте , детям сказки. Х орошо знакомые ребенку сказки можно рассказать вместе с ребенком. Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение , научить понимать другого , улучшить самочувствие. Сказка поможет познакомиться с нравственными понятиями , сблизить ребёнка и родителей.

Слайд 20

Дорогие родители! У вас есть одно очень важное преимущество по сравнению с самым квалифицированным специалистом-логопедом: вы находитесь рядом с малышом на протяжении продолжительного времени . В процессе повседневного общения вы можете много сделать для развития речи малыша: почитать сказку, попеть песенки, поиграть в игры и просто поговорить с ним. Не забывайте о своих возможностях, и у вашего ребѐнка все будет хорошо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста».

«Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок, как ни в чем не бывало, ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрика...

Консультация для родителей "Формирование грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста"

Дети дошкольного возраста не изучают систематического курса грамматики русского языка. Они усваивают правила практически. Поэтому важнейшей заботой родителей, воспитателей, учителей должна быть забота...

Формирование грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста

Научиться  ясно  и  грамматически  правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, связно излагать  собственные  мысли в  устной  и  письменной...

Консультация для воспитателей "Роль дидактических игр в формировании грамматически правильной речи у детей среднего дошкольного возраста"

В средней группе работа по формированию грамматического строя речи занимает много места и имеет важнейшее значение для всего последующего речевого развития детей. На данной возрастной ступени ребенок ...

Статья: «Формирование грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста»

В статье представлены задачи, методы и приемы формирования грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста....

Памятка для родителей "Игры по формированию грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста".

В памятке собраны дидактические игры для родителей детей старшего дошкольного возраста для формирования грамматически правильной речи, в которые можно играть с ребенком по дороге в детский сад, на про...

Современные требования и особенности формирования грамматически правильной речи у детей среднего дошкольного возраста

Речь является важнейшим видом психической деятельности человека, социальная по своему становлению, системная по структуре, она контролирует все высшие психические функции организма и осуществляет веду...