Формирование грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста
презентация к уроку по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Малинина Валентина Викторовна
Научиться  ясно  и  грамматически  правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, связно излагать  собственные  мысли в  устной  и  письменной  форме,  уметь выражать свои эмоции  разнообразными  интонационными  средствами,  соблюдать речевую культуру и развивать умение  общаться  необходимо  каждому.                

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maliina_v.v._2014_.pptx1.06 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка раздела основной общеобразовательной программы Подготовила воспитатель второй квалификационной категории г.Дзержинск 2014г Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребёнка – детский сад №127 «Чайка» Малинина Валентина Викторовна

Слайд 2

Пояснительная записка «Надежней конь без узды, чем речь без связи…» Теофраст Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, связно излагать собственные мысли в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Актуальность

Слайд 3

нормативно правовая база

Слайд 4

Проблема изучения формирования грамматически правильной речи связана с именами таких педагогов и психологов как: А.Н.Хомский Ж.Пиаже Л.С.Выготский А.Н.Гвоздев Д.Б.Эльконин С.Н. Цейтлин

Слайд 5

Цель формирование грамматической правильности речи у старших дошкольников Задачи

Слайд 6

Психолого - педагогические объяснения формирование грамматической правильности речи у старших дошкольников В старших группах на передний план выдвигается задача усвоения традиционных, «нерегулярных» форм изменения всех слов, входящих в активный словарь Способы словообразования осваиваются детьми позже, чем способы словоизменения. Наиболее интенсивное Формирование словообразовательных умений и навыков происходит в средней и старшей группах, а вот критическое отношение к своим действиям, точное знание норм словообразования у детей только начинает складываться в подготови­тельной к школе группе.

Слайд 7

Психолого - педагогические объяснения формирования грамматической правильности речи у старших дошкольников Наряду с комплексной программой «Сообщество» , которое реализуется в нашем ДОО, мы работаем и с авторской педагогической технологией по обучению дошкольников элементам грамоты Е.В.Колесниковой . Авторская программа "От звука к букве" и технология ее реализации решает задачи подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста. Программа базируется на фундаментальных положениях отечественной психологии, разработанных Элькониным Д.Б., Давыдовым В.В., Выготским Л.С. Но несмотря на это – анализ программ показывает, что ведущее место в воспитательном процессе занимает формирование связной речи и к подготовке к обучению грамоте, а не к формированию грамматической правильности речи в старшем дошкольном возрасте.

Слайд 8

Ожидаемые результаты

Слайд 9

Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности Этап 1 – диагностический На этом этапе мной решалась одна из первых поставленных задач: определить уровень сформированности грамматической правильности речи у старших дошкольников . Был использован следующий диагностический материал: Тесты для детей 6 лет (Мониторинг в детском саду, Е.В.Колесникова ) Диагностическое задание «Размытое письмо» ( Арушанова А.Г.) Анкетирование родителей Этапы работы

Слайд 10

Этап 2 – формирующий (формы работы) НОД, беседы, проекты Цель и направление Игры-инсценировки по мотивам сказок «Лиса, заяц, петух» «Муха-цокотуха» «Гуси-лебеди» Формирование структуры предложения Цель – использование простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных. Формирование способов словообразования Цель- учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, подбирать синонимы к слову. Чего не стало?» «Что изменилось?» «Вы хотите? – Мы хотим» «Есть – нет» Формирование морфологической стороны речи Цель – учить образовывать формы Р.п. мн.и ед.ч, совершенствовать правильность постановки ударения «Что ты будешь делать, если…» «Как я провел выходные» «Любимое место в г.Дзержинске» «История моего города» Формирование структуры предложения Цель - использование простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных

Слайд 11

Этап 2 - формирующий Проект «Зачем нам солнце» Формирование структуры предложения Цель - использование простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных Формирование морфологической стороны речи Цель – совершенствовать процесс освоения грамматического изменения слов Проект «История моей семьи» Формирование морфологической стороны речи Цель – закрепить навыки детей образовывать формы множественного числа именительного и родительного падежей существительных, а также степеней сравнения прилагательных Формирование способов словообразования Цель – учить самостоятельно образовывать новые слова.

Слайд 12

2 этап - формирующий 3 направления формирование морфологической стороны речи формирование способов словообразования формирование структуры предложения

Слайд 13

2 этап – формирующий (интеграция образовательных областей) Образовательная область «Социализация» Образовательная область «Коммуникация» Образовательная область «Художественное творчество»

Слайд 14

2 этап – формирующий (интеграция образовательных областей) Образовательная область «Познание» Образовательная область «Коммуникация» Образовательная область «Безопасность»

Слайд 15

Взаимодействие с семьями воспитанников Консультации, рекомендации, индивидуальные беседы, анкетирование.

Слайд 16

Календарно – тематическое планирование (фрагмент) Месяц Тема. Программное содержание. Работа вне НОД сентябрь «Петрушка приехал» Повторение: звуковой анализ слов, местоположение звука в слове, знакомые буквы, деление слов на слоги, чтение слогов Буква Л, звуковой анализ слов, составление слогов, чтение слов из двух слогов Буква Р, место звука в слове, изменение слова путем замены звука, слова похожие по звучанию, чтение слогов Буква В, звуковой анализ слова, деление слова на слоги, чтение слов по слогам Дидактические игры: «Капитаны» (чтение слогов); «Сбор урожая», «Собери букет» и др. Чтение: Буква Р» А. Барто ; «Сказка о приключениях буквы Р» Э. Успенский; «Буква В и двугорбые верблюды» М. Аромштам ; «Лисенок и лягушонок» Г.Юдин. октябрь «В стране букв» Повторение: звуковой анализ слов, местоположение звука в слове, знакомые буквы, деление слов на слоги, чтение слогов Дидактические игры: «Капитаны»; « Превращалка », «Звук заблудился» (изменение слова одной буквой) и др. Чтение: «День поросенка» Г. Юдин; «Приключения буквы П» С. Погореловский и др. ноябрь «Красивые слова» Продолжать учить детей делать звуковой анализ слов, выделять гласные, твердые и мягкие согласные звуки, определять место звука в слове; закрепить раннее изученные буквы, правильно соотносить их со звуками; Дидактические игры: « Превращалка », «Сложи отгадку из первых букв картинок», «Поставь букву на место» и др.

Слайд 17

Конспект НОД по речевому развитию «Волшебные звуки» (фрагмент) Цель: формирование грамматически правильного строя речи детей подготовительной группы Задачи: 1.Образовательные -учить подбирать родственные и аналогичные слова, прилагательные и глаголы к словам, обозначающим игрушки, согласовывать их в роде и числе -формировать представление о составе предложений и фраз 2. Развивающие -развивать внимание и умение сосредотачиваться 3. Воспитательные - Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, взаимопомощь, проявление доброты и поддержки на НОД Методы и приёмы: Образцы слов, поисковые вопросы, использование аудио файлов, игровые ситуации, художественное слово, самоконтроль, индивидуальный подход. Дифференцированный подход: ВУ – подбирают родственные и аналогичные слова самостоятельно СУ - подбирают родственные и аналогичные слова при помощи наводящих вопросов воспитателя НУ – повторяют за сверстниками подобранные ранее родственные слова, аналоги, прилагательные и глаголы Используемый материал: Магнитофон, игрушки (мишка, кукла, мяч), сюжетные картины

Слайд 18

Повторная диагностика особенностей развития речи, проведенная с помощью «Тестов для детей 6 лет» (Е.В.Колесникова) показала, что степень грамматической правильности речи значительно повысилась, хотя и большая часть детей имеет средний уровень развития, однако вырос показатель высокого уровня и отмечается значительный спад количества детей с низким уровнем развития грамматической правильности речи. Результаты диагностического задания «Размытое письмо» показали, что детям стало намного проще, легче и быстрее подбирать слова, пропущенные в «письме» и согласовывать их в роде, числе и падеже, а также подбирать правильные глаголы.

Слайд 19

Сентябрь 2013г Январь 2014г (контрольный срез) Сравнительная диагностика детей подготовительной группы по грамматическому строю речи (по Е.В.Колесниковой)

Слайд 21

Педагог должен дифференцированно подходить к детским грамматическим ошибкам, различая, где ребенок допустил небрежность, был невнимателен, а где проявил сознательное отношение, но ошибся в силу ограниченности своих познаний и умений. В последнем случае от педагога требуется большой такт. Нельзя допустить, чтобы вместе с ошибкой исчез и интерес к слову.

Слайд 22

Разработать календарно – тематическое планирование по речевому развитию детей в соответствии с ФГОС (по возрастам) Разместить имеющийся опыт работы в электронном издании СМИ Распространение опыта работы среди педагогов ДОУ и города (выступление на педагогических советах и ГМО)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста».

«Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок, как ни в чем не бывало, ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрика...

Консультация для воспитателей "Роль дидактических игр в формировании грамматически правильной речи у детей среднего дошкольного возраста"

В средней группе работа по формированию грамматического строя речи занимает много места и имеет важнейшее значение для всего последующего речевого развития детей. На данной возрастной ступени ребенок ...

Статья: «Формирование грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста»

В статье представлены задачи, методы и приемы формирования грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста....

Памятка для родителей "Игры по формированию грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста".

В памятке собраны дидактические игры для родителей детей старшего дошкольного возраста для формирования грамматически правильной речи, в которые можно играть с ребенком по дороге в детский сад, на про...

Современные требования и особенности формирования грамматически правильной речи у детей среднего дошкольного возраста

Речь является важнейшим видом психической деятельности человека, социальная по своему становлению, системная по структуре, она контролирует все высшие психические функции организма и осуществляет веду...

Формирование навыков грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений

Цель: выявление психолого-педагогических условий формирования навыков грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений....