Памятка для родителей "Игры по формированию грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста".
консультация по развитию речи (старшая группа)

Серякова Ольга Сергеевна

В памятке собраны дидактические игры для родителей детей старшего дошкольного возраста для формирования грамматически правильной речи, в которые можно играть с ребенком по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте.                                                             

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_roditeley.docx27.34 КБ

Предварительный просмотр:

     

Д/и «Исправь ошибки»

Цель: работа над пониманием распространенных предложений.

Ход: Незнайка придумал предложения по картинкам и все перепутал. Помогите Незнайке исправить ошибки.

Коза принесла корм девочке.        

Чашка разбила Лену.

Мяч играет с Сашей.

Дорога едет по машине.

Вова разбил стеклом мяч.

Оля с картинкой рисует папу.

Мама несет сумку в капусте.

Д/и «Закончи предложение»

Цель: закрепление структуры сложноподчиненного предложения с союзом «чтобы».

Ход: Я надела теплую шубу, чтобы (было тепло, пойти гулять, не замерзнуть).

Мы зажгли свет, чтобы (было светло, писать буквы, читать книгу).

Мы полили цветы, чтобы (они не завяли, они быстро росли,

они были свежими).

Д/и  «Что для чего?»

Цель: образование новых слов.

Детям предлагает назвать предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло). Затем задает вопросы, где хранятся эти предметы (хлеб — в хлебнице, сахар — в сахарнице, мыло — в мыльнице).

Д/и «Поваренок»

 Цель: активизация словаря по теме, обучение правильному употреблению существительных в винительном падеже.

Ход. Взрослый просит ребенка «приготовить» для него угощение (щи или салат). Ребенок выбирает нужные овощи для блюда, называет их. Затем объясняет, как он будет готовить это «угощение» (брать, мыть, чистить, резать, варить).

 

 «Между речью и игрой существует двусторонняя связь:

с одной стороны, речь активизируется в игре,

а с другой стороны сама игра развивается под влиянием речи».

Е. И. Тихеева

 

Игры

по  формированию грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста.

 

  Грамматический строй - это один из обязательных компонентов любого языка, определяется системой правил изменений слов, сочетаний их в предложения, правил построения разных типов предложений.

     Несмотря на сложность, грамматический строй ребенок должен усвоить в дошкольном детстве для подготовки к школе, полноценного общения, правильного познания окружающего мира. Без достаточного овладения грамматическим строем невозможно развернутое рассуждение, развитие монолога, связной речи. Ребенок, у которого развит грамматический строй речи легко общается со сверстниками и взрослыми, он может правильно высказать свои мысли, чувства, легко проходит адаптацию в школе.

    Ребенок, поступающий в школу должен владеть навыками словоизменения и словообразования, видеть связь слов в предложении. У детей старшего дошкольного возраста грамматический строй речи формируется, прежде всего, в повседневном общении и в различных видах детской деятельности – в конструировании, изобразительном творчестве, в игре. Существует много игр, в которые можно играть с малышом по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте.                                                            

Д/и «Мой, моя, мое, мои»

Цель: закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными.

Ход: Назовите предметы, про которые можно сказать «это мой» (мой карандаш), «это моя» (моя кукла), «это мое» (мое платье).

Д/и «Найди по цвету»

Цель: закрепление согласования прилагательного и существительного в роде и числе.

Ход: Детям предлагаются картинки или предметы разного цвета. Взрослый называет цвет. Дети находят предметы данного цвета, которые подходят к данной форме прилагательного. (Красное – яблоко, платье, пальто.)

Д/и «Правильно назови листья»

Лист дуба — дубовый лист, лист осины — …, лист березы — … , лист клена — …, лист липы — …, лист яблони— …

Д/и «Каким карандашом ты будешь раскрашивать?»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным.

Ход: Детям даются нераскрашенные картинки. Дети определяют, каким цветом и что они будут раскрашивать. Например: «Зеленым карандашом я буду раскрашивать траву, листья на деревьях, желтым карандашом я буду раскрашивать подсолнух, солнце» и т.д.

Д/и «Назови ласково»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образования уменьшительных форм прилагательных.

Ход: взрослый произносит часть фразы, а дети ее заканчивают, добавляя слово.

Цветок красный, а цветочек (красненький).

Яблоко сладкое, а яблочко …

Чашка синяя, а чашечка …

Ведро синее, а ведерко …

Солнце теплое, а солнышко …

Цыпленок пушистый, а цыпленочек …

Дом низкий, а домик …

Морковь вкусная, а морковочка …

Д/и «Что из чего сделано?»

Цель: образование относительных прилагательных.

Ход: Например: взрослый говорит: "Стакан из стекла" Дети должны ответить на вопрос: «Какой?», «Какая?» или «Какое?» (стеклянный стакан). Стакан из стекла — стеклянный, сковорода из чугуна — чугунная, ложка из дерева — деревянная и т.д.

Д/и «Один - много»

Цель: учить образовывать существительные множественного числа.

Ход. Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: дождь – дожди, капля – капли, лист – листья, гриб – грибы, зонт – зонты, плащ — плащи, птица – птицы и т.д.