Совершенствование грамматической правильности речи у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Малинина Валентина Викторовна

Разные    стороны    грамматического    строя    языка:    синтаксис, морфологию, словообразование — ребенок усваивает по-разному, и на каждой возрастной ступени на передний план выступает что-то одно. Так, системой    словоизменения    —    правилами    склонения    и    спряжения, многообразием   грамматических   форм   слов  -  дети   овладевают   главным образом в младшем и среднем дошкольном возрасте. В старших группах на передний       план       выдвигается       задача      усвоения       традиционных, нерегулярных» форм изменения всех слов, входящих в активный словарь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod._razr._malinina.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад №127

«Чайка»

Методическая разработка раздела ООП

«Совершенствование грамматической правильности речи у детей старшего дошкольного возраста»

Выполнила

Воспитатель второй квалификационной категории

Малинина Валентина Викторовна

г.Дзержинск 2014г

Глава 1.

1.1  Пояснительная записка

  «Надежней конь без узды, чем речь без связи»

Теофраст.

Известно, что хорошее владение  языком –  необходимое   условие   формирования социально  активной  личности.  Научиться  ясно  и  грамматически  правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, связно излагать  собственные  мысли в  устной  и  письменной  форме,  уметь выражать свои эмоции  разнообразными  интонационными  средствами,  соблюдать речевую культуру и развивать умение  общаться  необходимо  каждому.                

Усвоением системы родного языка начинается в раннем детстве, и успешность этого процесса напрямую зависит от общения ребенка со взрослыми. Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Ребенок не в состоянии самостоятельно научиться говорить правильно. Поэтому проблемы развития речи должны вставать  перед семьей, воспитателем, учителем.

Перед людьми, окружающими ребенка, стоит множество задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизация словаря,  формирование разговорной (диалогической) речи, развитие связной речи, воспитание интереса к художественному слову, совершенствование грамматической правильности речи.

В своей методической разработке я бы хотела отразить проблемы важной на мой взгляд стороне развития речи в старшем дошкольном возрасте – формирование грамматической  правильности речи.

Значимость данного направления работы ощутимо возросла, что нашло отражение в последних нормативно-правовых документах:

  • Статья №64  Федерального закона об образовании в Российской федерации  статьи №273 от 26.12.2013года
  • СанПиН 2.4.1.3049-13  «Санитарно эпидеомологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций от 15.05.2013 года»
  • «Федеральный государственный образовательный

стандарт дошкольного образования» за №1155, вступившего в силу с 1 января 2014 г.

Подтверждением тому служат следующие положения ФГОС:

2.6. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Речевое развитие включает:

- владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

4.6. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

Основная Общеобразовательная программа ДОО  реализуется  в ходе НОД, беседах,  а также в   ходе   режимных   моментов  с учетом приоритетности видов детской  деятельности  в каждом возрастном периоде.

Формирование грамматического строя языка ребенка – область речевого развития, на долгие годы приковавшая к себе пристальное внимание таких известных, признанных во всем мире исследователей лингвистики, педагогики и психологии, как А.Н.Хомский, Ж.Пиаже, Л.С.Выготский, А.Н.Гвоздев, Д.Б.Эльконин. Однако, несмотря на многочисленные исследования, названная проблема недостаточно разработана в практике дошкольных образовательных учреждений, что обусловливает выбор темы моей методической разработки.

1.2. Цели и задачи

Цель:

Совершенствовать формирование грамматической правильности речи у старших дошкольников.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогические аспекты формирования грамматической правильности речи у старших дошкольников

2. Выявить уровень сформированности грамматической правильности речи у старших дошкольников;

3. Разработать содержание – практический материал по совершенствованию грамматической правильности речи у старших дошкольников;

4. Активизировать работу с родителями по формированию грамматической правильности речи у старших дошкольников в процессе совместных бесед.

1.3  Психолого - педагогические объяснения формирование грамматической правильности речи у старших дошкольников.

Особенности формирования грамматической правильности речи у старших дошкольников.

Грамматическим строем языка ребенок начинает овладевать очень рано. В речи трёхлетнего малыша, как правило, есть уже все свойственные разговорному языку части речи, основные грамматические категории. Дети этого возраста в общении с близкими взрослыми и сверстниками говорят короткими фразами, изменяя слова по числам, согласуя их в роде. Воспитатель организует разнообразную речевую практику детей, включая в систему обучения языку дидактические игры и упражнения   с грамматическим содержанием. Эти упражнения позволяют дошкольникам  усвоить те правила словоизменения и словоупотребления, которые часто нарушаются в условиях повседневного общения: согласование прилагательных и местоимений с существительными в роде; образование нерегулярных или непродуктивных форм глаголов в повелительном наклонении, форм существительных родительного падежа и др.  Например, упражнение в употреблении сослагательного наклонения «Помечтаем, что было бы …»; упражнение в употреблении существительных в родительном падеже: «Отгадай чего не хватает»; - упражнение в употреблении распространенных предложений: «Я начну, а ты продолжи!».

Речь ребенка в своем развитии тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Именно поэтому «важность изучения детской речи в целом, вытекает прежде всего из того, что она является основным и наиболее удобным источником для выяснения законов умственного развития ребенка. Речь дает разнообразные и точные данные о характере мышления ребенка и его развитии»[1].

Очень большой вклад в исследование детской речи привнесла российский лингвист С.Н. Цейтлин. В 1991 году на факультете дошкольного образования РГПУ им. Герцена под руководством  С.Н. Цейтлин была создана первая в России кафедра детской речи, занимающаяся вопросами развития речи ребенка.

Разные    стороны    грамматического    строя    языка:    синтаксис, морфологию, словообразование — ребенок усваивает по-разному, и на каждой возрастной ступени на передний план выступает что-то одно. Так, системой    словоизменения    —    правилами    склонения    и    спряжения, многообразием   грамматических   форм   слов  -  дети   овладевают   главным образом в младшем и среднем дошкольном возрасте. В старших группах на передний       план       выдвигается       задача      усвоения       традиционных, нерегулярных» форм изменения всех слов, входящих в активный словарь Способы   словообразования   осваиваются   детьми   позже,   чем способы      словоизменения.      Наиболее      интенсивное      формирование словообразовательных умений и навыков происходит в средней и старшей группах, а вот критическое отношение к своим действиям, точное знание норм словообразования у детей только начинает складываться в подготовительной к школе группе.

В работе над формированием грамматического строя речи можно выделить   следующие   направления:   предупреждать   появление   у   детей

грамматических ошибок, особенно в трудных случаях словоизменения и словообразования, эффективно исправлять ошибки, существующие в речи

детей, совершенствовать синтаксическую сторону речи, развивать чуткость и интерес к форме своей речи, содействовать грамматической правильности речи окружающих ребенка взрослых.

Наряду с комплексной программой «Сообщество», которое реализуется в нашем ДОУ, мы работаем и с авторской педагогической технологией по обучению дошкольников элементам грамоты Е.В.Колесниковой. Авторская программа "От звука к букве" и технология ее реализации решает задачи подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста. Программа базируется на фундаментальных положениях отечественной психологии, разработанных Элькониным Д.Б., Давыдовым В.В., Выготским Л.С.

Но несмотря на это – анализ программ показывает, что ведущее место  в воспитательном процессе занимает формирование связной речи и к подготовке к обучению грамоте, а не к формированию грамматической правильности речи в старшем дошкольном возрасте.

1.4.Ожидаемые результаты

1.Изучены психолого-педагогические аспекты формирования грамматической правильности речи у старших дошкольников.

2. Определён уровень сформированности  грамматической правильности речи у старших дошкольников

3. Разработано содержание – практический материал по формированию представлений у дошкольников ЗОЖ и  о факторах, влияющих на здоровье;

4. Возросла заинтересованность и активность родителей по вопросу формирования грамматической правильности речи у детей.

Глава 2

2.1.Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности.

Реализация цели и поставленных задач осуществлялась поэтапно :

Этап 1 – диагностический

На этом этапе мной решалась одна из первых поставленных задач: определить уровень сформированность грамматической правильности речи у старших дошкольников. Был использован следующий диагностический материал:

  • Тесты для детей 6 лет

(Мониторинг в детском саду, Е.В.Колесникова )

  • Диагностическое задание «Размытое письмо» ( Арушанова А.Г.)
  • Анкетирование родителей

Этап второй - формирующий

НОД, беседы, проекты

Цель и направление

  • Игры-инсценировки по мотивам сказок       «Лиса, заяц, петух»

«Муха-цокотуха»

«Гуси-лебеди»

  • «Чего не стало?»
  • «Что изменилось?»
  • «Вы хотите? – Мы хотим»
  • «Есть – нет»

  • «Что ты будешь делать, если…»

  • «Как я провел выходные»

  • «Зачем нам солнце?»

  •  «Строение человека»

  • «Любимое место в г.Дзержинске»

  • «История моего города»

Формирование структуры предложения

Цель – использование простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных.

Формирование способов словообразования

Цель- учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, подбирать синонимы к слову.

 Формирование морфологической стороны речи

Цель – учить образовывать формы Р.п. мн.и ед.ч, совершенствовать правильность постановки ударения.

Формирование структуры предложения

Цель – учить образовывать формы сослагательного наклонения в рамках сложноподчиненного предложения.

Формирование способов словообразования

Цель – формировать умение соотносить глагол и действие

Формирование морфологической стороны речи

Цель – совершенствовать процесс освоения грамматического изменения слов

Формирование структуры предложения

Цель - использование простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных

 Формирование морфологической стороны речи

Цель – совершенствовать процесс освоения грамматического изменения слов

Формирование структуры предложения

Цель –  развитие связной речи.

Формирование морфологической стороны речи

Цель – упражнять в употреблении формы Р.п. мн.ч. у существительных.

Формирование структуры предложения

Цель – развитие связной речи, обогащение речи сложными синтаксическими конструкциями. 

Формирование морфологической стороны речи

Цель – закрепить навыки детей образовывать формы множественного числа  именительного и родительного падежей существительных, а также степеней сравнения прилагательных

Формирование способов словообразования

Цель – учить самостоятельно образовывать новые слова.

Как можно увидеть в таблице, работа по совершенствованию грамматической правильности речи велась по трем разделам: формирование морфологической стороны речи, формирование способов словообразования, формирование структуры предложения.

Развитие морфологической стороны речи детей сопряжено с рядом трудностей, связанных с особенностями русского языка. Прежде всего в русском языке очень сложная система окончаний существительных, не фиксировано место ударений в словах, чрезвычайно большое многообразие чередований гласных и согласных звуков в основах глаголов. Кроме того, дошкольники затрудняются с усвоением родовой принадлежности существительных, пониманием и использованием пространственных предлогов и наречий. При проведении непосредственной образовательной деятельности с детьми проводились д/и, игры с мячом, направленные на совершенствование правильного словоизменения.

 В разделе по формированию способов словообразования были использованы игры и игровые упражнения, направленные на активизацию поисковой деятельности ребенка в сфере словообразования. Эти игры удовлетворяют естественную потребность ребенка в игре со словом, ведь именно  возраст 5-7 лет у детей называют периодом расцвета словотворчества. Детям предлагалось самостоятельно образовать новое слово путем соотнесения рода деятельности и человека.

Формирование структуры предложения реализуется через обучение связной речи и рассказыванию, которое в процессе НОД нередко имела игровую форму. Совершенствованию синтаксической стороны речи способствуют игры-инсценировки по мотивам сказок и литературных произведений. Дети заимствуют из сказки образные выражения, меткие слова, обороты речи. К этому циклу средств примыкают загадывание и отгадывание загадок, толкование пословиц и поговорок, а так же народные игры. Обогащению речи сложными синтаксическими  конструкциями, преодолению формальной сочинительной связи способствует ситуация «письменной речи», при которой ребенок диктует свое сочинение, а взрослый его записывает. Такую диктовку мы использовали при реализации проекта «История моего города», когда записывали сочинения детей в альбом-книгу.

Все проекты, НОД и мероприятия  проводились  в  игровой форме, это и упражнение – путешествие, и приход различных персонажей, которые побуждают детей к высказываниям или просят ребят помочь им или научить чему-нибудь. НОД - это всегда театрально - игровое действо, они заряжают детей положительными эмоциями, хорошим настроением. В ходе каждой НОД использовались – артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, физкультминутки. Широко использовались художественные произведения русской и народной литературы

Таким образом, вся намеченная работа была проведена. Вся работа вызвала у ребят устойчивый интерес к слову. В ходе проведенной работы у детей  обогатился словарь, речь стала более красочной и разнообразной.

Кроме этого была проведена работа с родителями по совершенствованию грамматической правильности речи в семье. Эта работа решалась через:

  • Создание альбом-книги на тему: «Герб моей семьи».
  • Оформление уголка для родителей по теме: «Факторы, влияющие на развитие речи дошкольника».

3 этап заключительный, результативный

Методики первого этапа обследования  совпадали с методиками третьего этапа.

 Повторная диагностика особенностей развития речи, проведенная с помощью «Тестов для детей 6 лет» (Е.В.Колесникова) показала, что степень  грамматической правильности речи значительно повысилась, хотя и большая часть детей имеет средний уровень развития, однако вырос показатель высокого уровня и отмечается значительный спад количества детей с низким уровнем развития грамматической правильности речи.

Результаты диагностического задания «Размытое письмо» показали, что детям стало намного проще, легче и быстрее подбирать слова, пропущенные в «письме» и согласовывать их в роде, числе и падеже, а также подбирать правильные глаголы.

2.2.Система знаний и система деятельности

Была отработана следующая система работы:

1. Были созданы условия для формирования   грамматической правильности речи у детей старшего дошкольного возраста.

2. Обеспечили содержание работы по формированию грамматической правильности речи у старших дошкольников (разработаны конспекты НОД, проекты, мероприятия)

3. Апробированы различные приемы активизации родителей дошкольников по вопросам формирования у детей грамматической правильности речи.

2.3 Календарно – тематическое планирование

таблица

Заключение 

   

Речь ребенка в своем развитии тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

В дошкольном     учреждении     осуществляются  специальные занятия, на которых ребенка учат правильно   изменять слова (в соответствии с их морфологическим значением) и соединять их в пределах предложения.   В процессе этих занятий, дидактических игр и упражнений с грамматическим содержанием дошкольников обучают тем навыкам, которые обычно трудно усваиваются     в     условиях     повседневного     общения:      согласованию в роде  прилагательных  и местоимений с существительными (особенно среднего рода и неизменяемыми);  образованию  форм глаголов в повелительном    наклонении,    форм   существительных   родительного    падежа множественного числа и др. Однако не все трудные для усвоения грамматические формы категории следует объяснять детям на занятиях. Исправлять грамматические ошибки можно в процессе общения с детьми на прогулке, в игровой комнате. Если ребенок рассказывает, что «ездиет с папой на дачу» (Антон, 4 года), воспитатель должен мягко, тактично употребить глагол в правильной форме – так, чтобы другие ребята не смеялись над товарищем.

Педагог должен     дифференцированно     подходить     к     детским грамматическим ошибкам, различая, где ребенок допустил небрежность, был невнимателен, а где проявил сознательное отношение, но ошибся в силу ограниченности своих познаний и умений. В последнем случае от педагога требуется большой такт. Нельзя допустить, чтобы вместе с ошибкой исчез и интерес к слову.


Список литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И.  Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: Учебное пособие. - М.: Академия, 1997
  2. Арушанова А.Г.  Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика – Синтез, 1999
  3. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981
  4. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1999
  5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: АПН РСФСР, 1961
  6. Исенина Е.И. Психологические закономерности речевого онтогенеза. - Иваново.: ИВГУ, 1983.
  7. Леонтьев А.А. Возникновение и начальное развитие языка.  – М.: АН СССР, 1963
  8. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, 1997
  9. Лепская Н.И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации). – М.: МГУ, 1997
  10. Львов М.Р. Основы теории речи. – М.: Академия, 2000
  11. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средство общения. - М.: Педагогика, 1974
  12. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. – Спб.: Дельта, 1996
  13.  Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика – Синтез, 2005
  14. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под редакцией Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984
  15. Цейтлин С.Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи. – М.: Знак, 2009
  16. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982
  17. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи. - М.: Владос,  2000
  18. Чуковский К.И. От двух до пяти. – М.: Просвещение, 1966

Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психологический анализ семантики и грамматики. М.: Наука, 1990

  1. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. - М.: АПН РСФСР, 1958


[1] Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961, c.133


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Предлагаю небольшую статью о своей работе над исправлением нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

«Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста».

«Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок, как ни в чем не бывало, ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрика...

Формирование грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста

Научиться  ясно  и  грамматически  правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, связно излагать  собственные  мысли в  устной  и  письменной...

Консультация для воспитателей "Роль дидактических игр в формировании грамматически правильной речи у детей среднего дошкольного возраста"

В средней группе работа по формированию грамматического строя речи занимает много места и имеет важнейшее значение для всего последующего речевого развития детей. На данной возрастной ступени ребенок ...

Статья: «Формирование грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста»

В статье представлены задачи, методы и приемы формирования грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста....

Памятка для родителей "Игры по формированию грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста".

В памятке собраны дидактические игры для родителей детей старшего дошкольного возраста для формирования грамматически правильной речи, в которые можно играть с ребенком по дороге в детский сад, на про...

Формирование навыков грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений

Цель: выявление психолого-педагогических условий формирования навыков грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений....