Методическое Объединение Тема: "Роль игрушки в жизни детей"
презентация

Серяева Виктория Викторовна

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЬЕДИНЕНИЕ ТЕМА: «РОЛЬ ИГРУШКИ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doshkolnoe_detstvo_i_igrushka.docx227.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 6»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЬЕДИНЕНИЕ

ТЕМА: «РОЛЬ ИГРУШКИ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ»

Картинки: дети играют | Детский сад, Дети, Дети играют

                                                                                           Разработала:

                                                                                           воспитатель МДОАУ№6

                                                                                           Серяева В.В.

г. Оренбург 2019г

Дошкольное детство – важный этап определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнано, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становления основ индивидуальности, формирования характер и определенного отношения к людям. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые приобретают переход к новой, более высокой степени развития.

В последние годы многие педагоги и психологи с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры из жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Анализ практики работы с дошкольными учреждениями свидетельствует об углублении противоречия между признанием роли игры в развитии дошкольника и явным перевесом в сторону увеличения времени на обучение ребенка, раннего вовлечения их в систему дополнительного образования. Следовательно, игровая деятельность теряет основу саморазвития внутренних сил ребенка. Это приводит к необратимым потерям в развитии психики дошкольника.

Игры и игрушки в повседневной жизнедеятельности ребенка занимают ведущее место. Одной из отличительных чет жизни современного ребенка является огромное количество игрушек, которое окружает его с самого момента появления на свет. Игрушки разнообразны, чаще в педагогической литературе классификация игрушек строится на основе их использования в разных видах игр:

- сюжетные или образные игрушки (куклы, фигурки и т.д.);

- игрушки для подвижных и спортивных игр предназначенные для физического воспитания;

- звучащие и музыкальные игрушки;

- игрушки – самоделки изготовленные самими детьми, родителями, воспитателями;

Игрушка является важным спутником детей и оказывает существенное влияние на их личностное развитие, эмоционально-нравственную сферу, общение со взрослыми и сверстниками, следовательно на психическое развитие в целом.

В настоящее время рынок и игрушек преподносит нам массу сюрпризов: игрушки низкого качества часто оказывают отрицательное влияние на психическое и физическое здоровье детей.

Нам бы хотелось обратить внимание воспитателей ДОУ и родителей на то, что особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами [1: 19]:

- полифункциональность (возможность широко использовать в соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры);

- дидактические свойства (возможность обучения ребенка конструированию, ознакомление и формой, наличие механизмов программированного контроля);

- возможность применения группой детей (пригодность игрушки использовать ее несколькими детьми);

- высокий художественный эстетический уровень либо принадлежность к изделиям художественных промыслов, обеспечивающих приобщение ребенка к миру искусства и народному творчеству.

Необходимо особенно заострить внимание на обязательных требованиях, невозможность использования игрушек:

- провоцировать ребенка на агрессивное действие;

- вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям, животным, сверстникам, взрослым);

- провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

- вызывать интересы выходящие за рамки детского возраста.

Как не печально, но игрушки с негативными критериями оказываются в руках детей и не всегда снимаются с производства.

На современном этапе учеными и практиками широко рассматривается проблема о неправильном использовании игрушки. Покупая игрушку, взрослый, зачастую не задумывается о глубине и степени влияния игрушки на ребенка.

С целью изучения отношения родителей к современным игрушкам был проведен социологический опрос. Его участниками стали родители детей посещающих дошкольные образовательные учреждения города Киселевска.

Полученные результаты опроса позволили сделать обоснование: 80% родителей выделяют доминирующий критерий к игрушкам - развивающее направление, это говорит о четком осознании предназначения игрушек для ребенка. Как нестранно, но у 50% родителей причинами покупок игрушек является веяние моды или влияние рекламы, что обосновывается желанием видеть своего ребенка современным. Отметим, что 33% родителей играют со своими детьми, не играют 23% и играют иногда 44%, данные говорят о том, что большую часть времени дети в игре предоставлены сами себе или сверстнику, все это приводит к ограничения общения со взрослыми. 42% родителей утверждают, что у детей должно быть много игрушек, в связи с тем, чтобы ребенку было интересно играть, 45% акцентируют внимание на ограниченном количестве игрушек, обосновывая значимостью каждой игрушки, но хотя 13% родителей затрудняются назвать количество игрушек.

Подводя итоги социологического опроса можно сделать вывод, что полученные результаты говорят от том, что современные родители глубоко заинтересованы в развитии своих детей и отводят игрушкам особое внимание, но не всегда осознанно основываются при их выборе на результативных показателях, что приводит к затруднению в полноценном психическом развитии дошкольников и искажает их видение современного мира.

 «Игрушка, специально изготовленный предмет,служащий для развлечения
и психического развития ребенка.Игрушки - изображения людей и животных,копии предметов, позволяют ребенку познать 
их роль и функциональное назначение,
способствуют развитию различных форм общения 

Нельзя представить развитие богатого эмоционального мира ребёнка без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Исследования педагогов и психологов подтверждают тот факт, что игрушка является средством развития психики. Действуя с игрушкой, ребенок адаптируется в окружающем мире, социализируется и приобщается к жизни взрослых. Изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи.
Так, исследования Коссаковской Е.А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей, показали, что в создании и отборе игрушек обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности.
Известный психолог Урунтаева Г.А. говорила, что главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками. Известный педагог в области изучения игрушки Менджерицкая Д.В. считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности
Что же такое игрушка?
Игрушка – предназначенный предмет для детских игр, она помогает ребенку осуществить свой замысел, приближая игру к действительности. Когда ребенок в игре берет на себя роль мамы, надо иметь в руках куклу-дочку, которую можно укладывать спать, кормить, одевать и т. д. Игрушка должна быть такой, чтобы ребенок мог с ней активно действовать, разыгрывать свою роль. Бывает и так, что самая красивая игрушка не помогает осуществить замысел игры.
Важным условием, способствующим нравственному воспитанию детей, является подбор игрушек. Иногда простая коробка из-под обуви бывает ребенку важнее дорогостоящей машины. С ней можно действовать по-разному: возить строительный материал; превратить в кровать для больного мишки или коляску для его прогулки; использовать как комнату с окошками и дверью для маленькой куклы и др.
Выбор игрушек. Детям следует приобретать разнообразные игрушки, но основное требование: игрушки должны выглядеть как можно ближе к «оригиналу», быть достаточно прочными, иметь некую ценность в развитии ребенка и соответствовать определенному возрасту малыша. Часто можно видеть, как девочки 3-4 лет приносят в детский сад кукол, не по своему возрасту, а мальчишки с гордостью вносят в группу агрессивные, ненужные игрушки.
Кукла Барби и ей подобные считается игрушкой детей скорее школьного возраста. 
Дети впитывают те качества куклы, которые наиболее выражены внешне – манерность, сексуальность, агрессивность, склонность к потребительству. И со временем могут стать качествами самого ребенка. По мнению В.С. Мухиной, «кукла имеет особое значение для эмоционального и нравственного развития ребенка. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла - заместитель идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Кукла для ребенка - не только дочка или сынок. Кукла - партнер по общению в игре ребенка». Она несет в себе вербальные и невербальные смыслы, социальные и личностные перцепции, за которыми стоит глубокий контекст культуры.
Для маленького ребенка кукла должна иметь:

  • детскую внешность;
  • экологический материал, без резкого запаха, мягкий и приятный на ощупь;
  • игрушка не должна иметь острых углов, слишком мелких частиц;
  • волосы прочно держатся, их можно расчёсывать;
  • телесные признаки пола отсутствуют;
  • куклу можно переодевать без расчленения тела;

Страшные игрушки или антиигрушки стали чрезвычайно яркими и популярными, поэтому практически полностью заполонили прилавки магазинов. Устрашающий внешний облик игрушки утратил свою знаковость и перешел в разряд способов привлечения внимания. Обилие деталей, всевозможные технические навороты , делают образ игрушки привлекательным, но слишком сложным для понимания малыша. Часто совершенно не ясно, что это за существо - человек, животное или вообще машина. Если для взрослого человека слова мутант и биоробот несут какую-то смысловую нагрузку, то маленькому ребенку, у которого только складывается представление о мире, они ничего объяснить не могут. В результате, подобные герои со сверхчеловеческими способностями, иногда в железной броне и с закрытыми маской лицами, становятся для ребенка образцом для подражания, образом того, каким на самом деле должен быть человек. 
Главная опасность таких страшных игрушек заключается в том, что они стирают грань между хорошим и плохим, добрым и злым. Малыш, представления которого о добре и зле только складываются, нуждается в их четком разделении и простой символизации в игрушке. Игрушка программирует поведение ребёнка. Агрессия маленького человека накапливается и со временем может принять неконтролируемые, опасные формы. Такие игрушки могут способствовать появлению у ребёнка невротических проявлений (нарушения сна, появление различных страхов). Для возбудимых детей игра с такими игрушками способ выбросить лишнюю энергию. Но чаще, такая игрушка не успокаивает, а еще больше раздражает ребенка, формирует в нем психологическую зависимость.
Родители интуитивно чувствуют неприятие к этим персонажам, ведь в нашем детстве ничего подобного не было, и иногда сами предлагают такую игрушку малышу. При этом объяснения находятся самые благие — ведь руководством к действию было желание доставить удовольствие ребенку. Но будет ли это удовольствие полезным? 
Таким образом, взрослым необходимо помнить, каков ребенок в игре, какие игрушки он выбирает, таков он и будет в жизни, в будущем. В играх дети воспитывают в себе личность, познают самих себя. Изменения, которые произошли в нашем обществе, влияют не только на усовершенствование игрушки, но и на степень взаимодействия с ней, на само психологическое пространство, в котором ребенок взаимодействует с игрушкой, как он на нее реагирует, какой психологический и культурный смысл они несут детской психике.
Поэтому, прежде чем купить игрушку ребенку, следует задуматься и сделать свой выбор не на дорогих, бесполезных, накапливающих агрессию, развивающих тревожность, страхи игрушки, а на те, которые воспитают у ребенка чувства доброты, способность к вере, красоту и мудрость.

Влияние игрушек на психику ребенка.

Тема, которую мне хотелось бы осветить, обсуждается повсеместно.

Что это такое влияние игрушек на психику ребенка?

Психологи в нашей стране бьют тревогу, т.к. игрушки могут быть не только опасными для физического здоровья ребенка, но самое главное, психического.

На что хотелось бы обратить ваше внимание.

Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – это сюжетно ролевой игре.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных.

В социальной и возрастной психологии особое внимание уделяется всестороннему развитию детей дошкольного возраста. Данный период характеризуется перестройкой и закладкой новой системы психологических функций, меняется мировоззрение и отношение к окружающему миру, происходит становление внутренней регуляции поведения, социальное развитие, которое основано на взаимодействии ребенка с другими детьми. Данный период можно охарактеризовать также как период фактического формирования будущей личности, этап становления и развития важных личностных и поведенческих механизмов. Если в раннем возрасте действия и поступки детей координируются взрослыми, то в дошкольном возрасте они начинают самостоятельно определять и осознавать собственное поведение. Стоит отметить и то, что каждый возрастной период имеет свои особенности и специфику развития, которая основана, прежде всего, на взаимодействии с окружающим миром. Стоит отметить, что правильное физическое и психологическое развитие дошкольников во многом определяет их физическое здоровье, активность, психологическую устойчивость и дальнейшее формирование личности. Поэтому мы родители должны с ранних лет прививать детям правильные навыки, нейтрализовать влияние негативных и острых впечатлений для психики, окружить заботой и создать максимально благоприятную и гармоничную обстановку.

Возрастной период от 4 до 7 лет, можно отметить наиболее важным и, в то же время, одним из самых сложных этапов в жизни детей. С 4-летнего возраста происходит становление личности, при этом начинают формироваться поведенческие манеры, которые свойственны только мальчикам или только девочкам. Распространенной ошибкой многих родителей является то, что многие не воспринимают данный факт всерьез. На данном этапе развития дети начинают ощущать время, ориентироваться в пространстве, понимать и выполнять требования взрослых. Особое внимание необходимо уделять физическому развитию ребенка, так как детей в возрасте 4-5 лет начинают интересовать новые, более сложные движения и двигательные задачи, которые требуют проявления ловкости и скорости. С5-летнего возраста совершенствуются все виды восприятия. Ребенок начинает все больше осознавать и выделять существенные и важные для себя элементы. В этом возрасте помимо сюжетных игр, определенную роль в развитии играют игры с установленными правилами.

Дети играют, друг с другом, сами с собой, а также с игрушками.

Игрушек сейчас производится большое количество. И разрабатывают их в большинстве фирм не психологи и педагоги, а художники и маркетологи.

С чем в основном играют наши дети? Это электронные игрушки, это рекламируемые игрушки, а также те, которые случайно приобретаются в магазинах.

Дети одевают на себя роли. Начинают быть монстрами, зомби, птичками и тд.

Проблема вся в том, что они находятся в этом состоянии постоянно. А именно: утром мультик с любимым героем, в машине игра с любимым героем, с детками игра в любимого героя, вечером все тоже самое.

Игра с мертвыми девочками, которые продаются в гробу, вряд ли окажет положительное влияние на психику ребенка

А чтобы быть этим героем, нужно трансформироваться под него, ассимилировать его с собой.

Взять повадки, манеру общения, такие качества как агрессию, расчетливость, обман и т.д.

И достаточно в короткие сроки ребенок может стать неуправляемым, агрессивным, истеричным.

Очень много детей имеют мимику любимой игрушки, или героя компьютерной игры.

Особенно уходу от реальности подвержены дети, которые обделены вниманием.

Я имею ввиду, здоровым вниманием. Гипперопека не является проявлением любви и внимания.

Как можно пощупать психику, как увидеть психику.

Психика проявляется в действии.

Если вы посидите и понаблюдаете, как и во что играют ваши дети, то станет очень многое понятно.

Зажат ли ребенок, агрессивен ли, чем заинтересован, о чем говорит в игре, какие берет на себя роли. В игре проявляется абсолютно все.

В своей психологической практике я довольно часто встречаюсь с проблемой чем занять ребенка.

Многие родители понимая, что их ребенок либо в зависимости от электронных игр и мультиков, либо просто не знает и не умеет играть. Поэтому такой ребенок беспокоит родителей своим агрессивным поведением, повышенной возбудимостью, тревожностью, не умением приспосабливаться к разным ситуациям и т.д. обращаются к психологу.

В таких ситуациях важно, чтобы и родители и психолог работали совместно, а также по возможности, все окружение ребенка, были заинтересованы помочь ему.

Актуальность данной проблемы такова, что если бы детей учили играть, то и у педагогов в детском саду, и у родителей возникало гораздо меньше проблемных ситуаций с детьми.

Играя, ребенок выполняет разные роли, становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию децентрации – важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

Что в дальнейшем помогает ребенку лучше адаптироваться в обществе.

А своей практике я применяю методы арт-терапии, сказка терапии, телесно-ориентрованной терапии. К каждому ребенку подбирается индивидуальный подход и метод работы.

Чаще всего при совместной работе психолога, родителей и близких, а также подключения педагогов из детского сада, если ребеночек ходит в сад, проблема решается.

Подводя итог, хочу отметить, что данная тема раскрыта не в полном объеме, так как формат статьи не дает возможность развернуть мысль шире, но данная тема актуальна, интересна и является темой моего дальнейшего исследования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение игрушки в жизни детей.

Игрушка в жизни дошкольника....

Игрушки в жизни детей.

1. Характеристика игрушки    2. История возникновения игрушки                                ...

Игрушка в жизни детей

Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности....

Проект по познавательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста "Игрушки в жизни детей"

Цель проекта:Дать представление детям об игрушках. Создать радостное настроение, привлечь детей в совместную игру со взрослыми и детьми. Развивать творческие способности детей....

«Игрушки в жизни детей».

Игрушка помогает ребенку знакомиться с окружающим миром, через нее он закрепляет и перерабатывает полученные впечатления...

Игрушка в жизни детей

Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступает в к...

Консультации для родителей: "Роль игрушки в жизни детей" (3 статьи)

Консультации для родителей: "Роль игрушки в жизни детей" (3 статьи)Данный материал интересен для родителей с точки зрения целесообразности педагогической подборки игрушек.Дать родителям знания о ...