Значение игрушки в жизни детей.
материал по теме

Шепелева Анастасия Николаевна

Игрушка в жизни дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrushki.docx17.63 КБ

Предварительный просмотр:

Значение игрушки в жизни детей.

        Значение игрушек в жизни ребёнка переоценить невозможно, ведь именно игра является ведущей деятельностью дошкольника. Детство - это время игр. Самых разных: обучающих и на первый взгляд глуповатых, подвижных и требующих сосредоточенности и терпения.  Все они развивают маленького человека, помогают ему познавать мир, учиться строить взаимоотношения, примерять на себя различные социальные роли. Некоторые игры требуют большого «реквизита», а для некоторых подойдет любая мелочь, попавшаяся под руку. В детстве игра - это не развлечение, это серьезная работа по исследованию окружающего пространства. И  взрослым, следует относиться к ней с уважением. К двум годам ребёнок уже прекрасно владеет умением обращаться с предметами, знает, как ими пользоваться. Он проигрывает отдельные сюжеты: кормление кошечки, одевание куклы, транспортировка кубиков в автомобильчике. В течение года игры усложняются и наполняются новым содержанием: ребенок учится брать на себя роли - мамы, папы, больного, доктора, водителя.

        Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых, и освоить различные действия, с которыми надлежит познакомиться ребёнку. Игра как форма организации детской жизни, важна тем, что служит психологии ребенка и его личности.

        Игра и игрушка  неотделимы друг от друга. Игрушка может вызывать к жизни игру, а игра иной раз требует для себя новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют не только игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определенным педагогическим и художественным требованиям.

        Игра для ребёнка - очень серьезное занятие. Взрослые должны видеть в игре малыша элементы подготовки к будущим трудовым процессам и соответственно направлять их, принимая в этом участие. Необходимо позаботиться об игрушках, чтобы ребенку можно было организовать игру.

        В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда); технические (транспортные, конструкторы, технические агрегаты); игрушки – «орудия труда» (совочек, сачок, молоток, отвертка, щетка, игрушки имитирующие простейшие средства труда взрослых); игрушки-забавы; театральные, музыкальны, спортивные игрушки для детей всех возрастов.

        Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве. Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмеримые с ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся.

         Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки, телевиденье. Очень важно, чтобы в подборе игрушек способствовал формированию у ребёнка правильных представлений об окружающем. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её компотом». Игрушка для ребёнка полна смысла.

        Дети четырёх-пяти лет осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом и словом. В этом возрасте особенное значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки. Бусы, фартуки, халаты. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку. Врачу необходимы халат, стол для приёма, палочка-градусник, шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы. У больных «детей» должны быть свои «мамы» и «папы».

        Многие дети используют в игре не только игрушки, но и приспосабливают для этого другие предметы. Диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда, шишки – смешными ёжиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Надо обогащать игру игрушками-самоделками, в том числе из природного, бросового материала.

        Большое влияние на эмоциональное отношение к игрушке оказывает фактура материала. Дети избирательно относятся к игрушкам, изображающим одно и то же животное, но с разной фактурой. Мягкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребёнка на игру. С помощью правильно подобранной фактуры игрушки у ребёнка легче вызвать положительные эмоции: доброжелательность, сочувствие, радость.  

        Нельзя забывать о народной игрушке, в которой отображена народная мудрость, веселая выдумка, желание порадовать, позабавить детей и вместе с тем чему-то научить. Народные дидактические игрушки, как и все русское народное искусство, составляют национальное достояние народа - дар народа малым детям. Особенно важно то, что в жизненном предметном содержании народной дидактической игрушки ясно и отчетливо выведен познавательный элемент, который вместе с тем забавляет и радует ребенка. Этим игрушка отличается от пособия, в котором познавательное содержание составляет основу и не допускает забавы, игры.                                                                                                      

        Однако никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось бы, развернуть самые сюжетные игры, не заменит ребёнку товарищей по игре. Вынужденная необходимость играть одному, иногда, может привести к перевозбуждению его нервной системы. Играя один, ребёнок возбуждается от обилия взятых на себя ролей. Естественно, после игры он будет излишне подвижным, раздражительным, «крикливым». Но такая же игра в коллективе сверстников не вызывает у ребёнка подобной реакции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Значение игрушка в жизни ребенка".

"Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет".А.С.Макаренко....

"Значение игрушки в жизни ребенка"

Информация для родителей об игрушках, правилах подбора игрушек для ребенка, рекомендации по использованию игрушек при обучении....

Родительское собрание на тему "Роль и значение игрушки в жизни ребёнка"

Родители иногда не задумываются о важности и значении игрушки в жизни ребёнка. А ведь она может оказать большое влияние на становление ребёнка, как личности. Попробуем разобраться в данном вопро...

Родительского собрания на тему:"Значение игрушки в жизни ребенка".

Форма проведения:  семейная гостинаяВозраст: средний возраст Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме  игровой деятельности и выборе игруше...

Значение игрушки в жизни детей

В детстве игра - это не развлечение, это серьезная работа по исследованию окружающего пространства....

Консультация для родителей. Значение игрушки в жизни детей.

Значение игрушек в жизни ребёнка переоценить невозможно, ведь именно игра является ведущей деятельностью дошкольника. Детство -это время игр. Самых разных: обучающих и на первый взгляд...

Значение игрушки в жизни детей

Во время игровой деятельности происходит развитие сразу нескольких важных механизмов психики:восприятие и ощущение;внимание;память;мышление;воображение;чувства и эмоции;речь....