Значение игрушки в жизни детей
статья на тему

Архипова Ольга Николаевна

В детстве игра - это не развлечение, это серьезная работа по исследованию окружающего пространства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_igrushki_v_zhizni_detey.docx442.54 КБ

Предварительный просмотр:

Значение игрушки в жизни детей

http://detskie-tovary-god.narod.ru/pics/2/200.jpg

        В детстве игра - это не развлечение, это серьезная работа по исследованию окружающего пространства.

        Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызывать к жизни игру, а игра иной раз требует для себя новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют не только игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определенным педагогическим и художественным требованиям.

        Игра для ребёнка - очень серьезное занятие. Взрослые должны видеть в игре малыша элементы подготовки к будущим трудовым процессам и соответственно направлять их, принимая в этом участие. Необходимо позаботиться об игрушках, чтобы ребенку можно было организовать игру.

        В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда); технические (транспортные, конструкторы, технические агрегаты); игрушки – «орудия труда» (совочек, сачок, молоток, отвертка, щетка, игрушки имитирующие простейшие средства труда взрослых); игрушки-забавы; театральные, музыкальны, спортивные игрушки для детей всех возрастов.

        Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве. Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмеримые с ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся.

        Дети четырёх-пяти лет осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом и словом. В этом возрасте особенное значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки. Бусы, фартуки, халаты. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку. Врачу необходимы халат, стол для приёма, палочка-градусник, шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы. У больных «детей» должны быть свои «мамы» и «папы».

        Многие дети используют в игре не только игрушки, но и приспосабливают для этого другие предметы. Диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда, шишки – смешными ёжиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Надо обогащать игру игрушками-самоделками, в том числе из природного, бросового материала.

        Большое влияние на эмоциональное отношение к игрушке оказывает фактура материала. Дети избирательно относятся к игрушкам, изображающим одно и то же животное, но с разной фактурой. Мягкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребёнка на игру. С помощью правильно подобранной фактуры игрушки у ребёнка легче вызвать положительные эмоции: доброжелательность, сочувствие, радость.  

        Нельзя забывать о народной игрушке, в которой отображена народная мудрость, веселая выдумка, желание порадовать, позабавить детей и вместе с тем чему-то научить. Народные дидактические игрушки, как и все русское народное искусство, составляют национальное достояние народа - дар народа малым детям. Особенно важно то, что в жизненном предметном содержании народной дидактической игрушки ясно и отчетливо выведен познавательный элемент, который вместе с тем забавляет и радует ребенка. Этим игрушка отличается от пособия, в котором познавательное содержание составляет основу и не допускает забавы, игры.

       Однако никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось бы, развернуть самые сюжетные игры, не заменит ребёнку товарищей по игре. Вынужденная необходимость играть одному, иногда, может привести к перевозбуждению его нервной системы. Играя один, ребёнок возбуждается от обилия взятых на себя ролей. Естественно, после игры он будет излишне подвижным, раздражительным, «крикливым». Но такая же игра в коллективе сверстников не вызывает у ребёнка подобной реакции.

http://www.dou34.ru/wp-content/uploads/2013/12/120.jpg

Игрушки в жизни ребёнка

Игрушка для ребенка – это первая «примерка» мира. В играх малыш выражает свои чувства к маме с папой, окружающим его людям и самому себе. И ваш ребенок учится узнавать этот сложный и пока непонятный ему мир не только за счет хороших и разнообразных игрушек, но и при помощи родителей. Играйте чаще вместе с ребенком, фантазируйте, придумывайте новые игры. Только вы сможете повлиять на развитие своего малыша.

С игрой - расти и развиваться!

Вы помните свои любимые игрушки? Не обязательно они были самыми красивыми и дорогими, скорее потертыми и изрядно изношенными, но их ценность в ваших глазах от этого не уменьшалась. Они дарили вам массу приятных впечатлений, помогали в трудные минуты – когда вы болели или хотели поделиться с ними своими переживаниями. Вы вспоминаете или храните их до сих пор. Они – связующая ниточка с волшебным миром детства.

  • Играя, ребенок не просто забавляется, а еще и развивается, поэтому хорошо, если игрушки яркие, разных форм и цветов. Малыш будет учиться различать цвета, соотношение форм, у него постепенно улучшится координация движений.
  • Не стоит покупать ребенку сразу много игрушек, ведь тогда интерес к ним быстро пропадает. Игра надоедает и не развивает фантазии.
  • Подойдите к выбору игрушки достаточно ответственно. Она не просто должна нравиться вам и вашему ребенку и радовать глаз обилием красок, но и соответствовать возрасту ребенка, способствовать его развитию и, самое главное, отвечать всем требованиям безопасности.
  • Мальчики выбирают машинки, девочки – кукол. Однако для правильного и гармоничного развития нужно покупать ребенку и некоторое количество игрушек противоположного пола – чтобы ребенок понял и осознал не только свое сходство с кем-то, но и отличия.
  • Если у вас встал выбор между просто симпатичной игрушкой и развивающей, отдайте предпочтение последней. Игрушка должна способствовать закреплению уже освоенных навыков у ребенка и развитию новых навыков и умений. Помните, что умный выбор игрушки – это умный ребенок!

http://www.dou34.ru/wp-content/uploads/2013/12/120.jpg

Играйте вместе с детьми

Игрушки созданы для детей, но не будем забывать о том, что польза от развивающей игрушки будет значительно выше, если родители поиграют с ней вместе со своим ребенком.

На что похоже твое настроение?

В эту игру можно играть бесконечно, ведь настроение вашего ребенка меняется так быстро. Полезно поиграть в эту игру, когда оно по какой-то причине испортилось. Игра поможет справиться с обидой, и малыш даже не заметит, как его настроение улучшится. Но даже не важно, весело вашему ребенку или грустно, просто задайте ему вопрос: «Подумай и скажи, на что сейчас похоже твое настроение?».  А похоже оно может быть на что угодно: на легкое облачко или сердитую кошку, на лужу или мыльные пузыри, на солнышко или стрекозу.

Ушки на макушке

В эту игру можно играть где угодно и когда угодно, вдвоем и в компании. Главное – определиться с темой. Например, «Съедобное и несъедобное». Договоритесь с ребенком о знаках, которыми он будет отвечать на ваш вопрос. Допустим, если вы называете что-то съедобное, то он приставляет ладошки к макушке, то есть ставит ушки на макушке. Если же вы называете несъедобное, то малыш весело хлопает в ладоши. Каждый раз меняйте тему, и тогда играть можно будет до бесконечности. Темы для игры могут быть такими: «Птицы и животные», «Посуда и мебель» и т.д. Чтобы было не скучно играть, меняйте движения.

Я знаю пять названий

В эту игру можно играть вдвоем и целой компанией. Для игры вам понадобится мяч. Сначала надо выбрать тему: пять имен мальчиков (девочек), пять названий предметов мебели (посуды), пять названий игрушек, пять видов транспорта и т.д. Для начала можно просто вспомнить всевозможные имена девочек, мальчиков, названия посуды (в зависимости от выбранной темы).

Ребенок отбивает мяч об пол, произнося при этом такие слова: «Я знаю пять имен мальчиков: Петя – раз, Саша – два, Миша – три, Сережа – четыре, Олег - пять». Имена могут быть любые. Единственное правило: каждое имя надо называть с очередным ударом мяча, стараясь не задерживать мячик в руках и не повторять имен. Следом за первым участником начинает называть имена второй, третий и т. д. Если случилась пауза (кто-то забыл очередное имя и задержал мяч в руках), ход переходит к следующему.

Игра в жизни ребёнка. Почему дети играют? Зачем нужна игра?

http://sadik21.ru/wp-content/uploads/2013/04/%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8-%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%8E%D1%82.jpg

Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что – то делать, выражать себя, творить, общаться. Всё это происходит в собственной активности ребёнка – в игре, рисовании, конструировании, танцах, песни. Все психологи единодушно утверждают: без игры невозможно нормальное развитие ребёнка. А в дошкольном возрасте от 3 до 7 лет игра является ведущей деятельностью, т. е. Определяет развитие ребёнка и закладывает основы его будущего становления.

Игра – школа общения.

Главным условием возникновения ролевой игры является наличие взаимоотношений между людьми. В игре ребёнок примеряет на себя новые роли, учится жизни. Игра рождается не вследствие каких-то внешних предпосылок (игрушки, возраст, а вследствие внутренней потребности в ней, потребности в освоении человеческих отношений. Характер воссоздания отношений в игре между людьми может быть очень разным. Это могут быть отношения взаимной помощи и сотрудничества, заботы и внимания, разделения труда, но также и отношения властвования, даже деспотизма, враждебности, грубости и т. д. Игра — школа реальных взаимоотношений, школа уступок и терпимости.

Основной мотив игры –действовать как взрослый. Но для того, чтобы в игре детей появились позитивные мотивы взаимоотношений, необходимо, чтобы взрослый стал для ребёнка образцом, эталоном, «мерой всех вещей».

Учите детей играть! Как часто родители слышат от ребёнка: «Поиграй со мной, ну пожалуйста! ». И какую радость он испытывает, когда мама или папа, оторвавшись наконец от бесконечных дел и забот, соглашаются побыть пациентом в больнице, покупателем в супермаркете или клиентом в парикмахерской. Ребёнок, наблюдая за мамой, будет сам играть также, внося свои изменения, дополняя эти действия. Обращайтесь к ребёнку через роль, просите его «полечить», «продать» и т. д. Принять на себя роль – значит действовать как кто - то, поставить себя на его место.

Причиной появления игровой роли является стремление ребёнка включиться в заманчивый для него мир взрослых. Показателем появления роли является ответ на вопрос «Кто ты? ». Если ребёнок ответит, что он космонавт, шофёр и т. д., значит он принял роль.

Если ребёнок овладеет способами ролевого поведения в игре со взрослым, то начнёт развёртывать более разнообразную деятельность, переключаясь и на другие роли. Если любимая роль повторяется в разнообразных сюжетах, то в этом, по мнению специалистов, нет ничего плохого. Нельзя допускать, чтобы дети выбирали игры с отрицательным содержанием, поскольку переживания, связанные с игрой не проходят бесследно. Переключайте игру, придавая ей положительное содержание.

Игра доставляет ребёнку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Не лишайте его этой радости, помните, что вы и сами были детьми.

Игра для ребёнка – это не только удовольствие и радость. Это мир, в котором он живёт, через который постигает жизнь, учится строить взаимоотношения с другими людьми. Неразвитость ролевой игры свидетельствует об отсутствии, дефиците или деформации взаимоотношений в семье или в группе сверстников.

С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение – психические функции, необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом коллективе.

http://www.7ka.info/images/vospitanie/rodnichok-u-rebenka-bolshoj-i-malenkij-v-chem.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Значение игрушка в жизни ребенка".

"Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет".А.С.Макаренко....

Значение игрушки в жизни детей.

Игрушка в жизни дошкольника....

"Значение игрушки в жизни ребенка"

Информация для родителей об игрушках, правилах подбора игрушек для ребенка, рекомендации по использованию игрушек при обучении....

Родительское собрание на тему "Роль и значение игрушки в жизни ребёнка"

Родители иногда не задумываются о важности и значении игрушки в жизни ребёнка. А ведь она может оказать большое влияние на становление ребёнка, как личности. Попробуем разобраться в данном вопро...

Родительского собрания на тему:"Значение игрушки в жизни ребенка".

Форма проведения:  семейная гостинаяВозраст: средний возраст Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме  игровой деятельности и выборе игруше...

Консультация для родителей. Значение игрушки в жизни детей.

Значение игрушек в жизни ребёнка переоценить невозможно, ведь именно игра является ведущей деятельностью дошкольника. Детство -это время игр. Самых разных: обучающих и на первый взгляд...

Значение игрушки в жизни детей

Во время игровой деятельности происходит развитие сразу нескольких важных механизмов психики:восприятие и ощущение;внимание;память;мышление;воображение;чувства и эмоции;речь....