Консультация для родителей и педагогов "Что такое блоки Дьенеша?"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Терёшкина Татьяна Вячеславовна

В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: «логические фигуры», «логические кубики», «логические блоки». В каждом из названий подчеркивается направленность на развитие логического мышления. Они являются наиболее эффективным пособием, разработанным венгерским психологом и математиком в 1960-х годах Золтаном Дьенешем (1916-2014 гг).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_bloki_denesha.docx707.85 КБ

Предварительный просмотр:


Изображение

Что такое блоки Дьенеша?

В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: «логические фигуры», «логические кубики», «логические блоки». В каждом из названий подчеркивается направленность на развитие логического мышления. Они являются наиболее эффективным пособием, разработанным венгерским психологом и математиком в 1960-х годах Золтаном Дьенешем (1916-2014 гг).

Что же представляет собой этот материал?

Набор логических блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине.

http://mamazanuda.ru/wp-content/uploads/2016/01/denesh32.jpg https://images.kz.prom.st/10749389_w640_h640_bloki_denesha.jpg

В набор блоков входят:

12 кругов: 6 больших (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий) и 6 маленьких (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий),

12 таких же квадратов,

12 прямоугольников,

12 треугольников.

Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной.

В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам!

Комплект логических блоков дает возможность сопровождать детей в их развитии умения оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами.

В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств.

Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т.д.), несколько позже – по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении всегда можно варьировать правила выполнения задания с учетом возможностей детей.

В зависимости от возраста детей, можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук), затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки), и в конце – полный комплект фигур (48 штук). А это очень важно. Ведь чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать.

С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками и т.д., а по ходу действий рассуждает.

Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник), они могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами, при решении многих других развивающих задач.

Интеллектуальное путешествие будет увлекательным и радостным для детей, если, во-первых, всегда помнить о том, что взрослый должен быть равноправным участником игр или упражнений, способным, как и ребенок, ошибаться; и во-вторых, если не спешить указывать детям на ошибки.

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. После такого самостоятельного знакомства можно перейти к играм и упражнениям.

Изображение 

Логические игры и упражнения с блоками Дьенеша.

http://shkola7gnomov.ru/upload/image/4(4).jpg 

  1. Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
  2. Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).
  3. Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
  4. Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).
  5. Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).
  6. Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.
  7. Выложите перед малышом ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, Изображение желтый, красный (можно чередовать по форме, размеру и толщине). Предложите ему продолжить ряд.

http://shkola7gnomov.ru/upload/image/7%281%29.jpg

  1. Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.
  2. Выкладываем цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д.)
  3. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.
  4. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
  5. Каждой фигуре нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д.
  6. Выкладываем перед ребенком 8 логические блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только "да" или "нет": «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем "клад" прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.
  7. По аналогии с предыдущей игрой можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.
  8. В один ряд выкладывается 3 блока Дьенеша, а в другой - 4. Спросите ребенка, где блоков больше и как их уравнять.

В данной консультации приведены лишь некоторые игры с логическими блоками Дьенеша, но на самом деле их намного больше. Существует достаточное количество методического материала, который можно самостоятельно приобрести, учитывая возраст и психологические возможности вашего ребенка. 

http://www.toysrm.ru/pic/tovar/d4036bd33510ebc329f45a266c0e147c.jpghttps://www.rebenok.com/img/13745_400.jpg

http://mamazanuda.ru/wp-content/uploads/2016/01/denesh22.jpg

https://www.umniza.de/WebRoot/Store22/Shops/62303963/521E/15B8/C2F1/6A6B/FD2B/C0A8/2936/FDF2/Malenkie_logiki2.jpg

https://www.rebenok.com/img/7407_400.jpg

http://25-sad.ru/wp-content/uploads/2012/03/24.jpg

http://25-sad.ru/wp-content/uploads/2012/03/73.jpg

http://kidspark.com.ua/assets/styles/large/public/albom_d%27enesh_vmeste%20veselo%20igrat%27%202-3.jpg

https://www.rebenok.com/img/2760_400.jpghttp://www.xn--c1ajbh3aoaed0c.xn--p1ai/image/cache/catalog/0.165-228x228.jpg

https://images.kz.prom.st/45464236_w640_h640_cid497688_pid28234543-27911545.jpg

ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХОВ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Знакомтсво с играми «Блоки Дьенеша»: «Назови имя…», «Переводчики», «Игры с обручами».

Золтан Дьенеш разработал логические блоки, позволяющие обучать малышей основам математики в лёгкой игровой форме. Предлагаю вашему вниманию игры «Назови имя…», «Переводчики», «Игры с обручам...

Консультация для родителей: «Универсальная развивающая игра — блоки Дьенеша!

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры....

Консультация для родителей. Логические игры с блоками Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста.

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые развивают интеллект детей. Наиболее эффективным пособием являются блоки Дьенеша....

Консультация для родителей «Роль конструктора «Радужные Блоки» для полноценного восприятия мира»

Консультация знакомит родителей с новым видом конструктора "Радужные блоки", а так же значением данного конструктора для развития детей....

Консультация для родителей. Умные игры с блоками Дьенеша

Консультация для родителей. Умные игры с блоками Дьенеша...

Консультация для родителей и педагогов "Логические блоки Дьенеша"

В рамках подготовки к семинару-практикуму для воспитателей «Развивающие игры математического содержания» в нашей группе появилось учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьенеша&raq...

Консультация для родителей ДОУ «Что такое хорошо и что такое плохо»

Мы не знаем, насколько осведомлён был в вопросах детской психологии В. В. Маяковский, но известное детское стихотворение отражает психологическую реальность развития ребёнка....