Формирование уровня притязаний и мотивации достижения в детском возрасте.
статья

Егорихина Стелла Владимировна

В статье рассматриваются этапы формирования уровня притязаний и мотивации достижения успехов в детском возрасте. Что общего, и в чём различия между уровнем притязаний и мотивацией достижения. Виды уровня притязаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_up.docx32.13 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование уровня притязаний и мотивации достижения в детском возрасте.

1. Уровень притязаний как личностная характеристика.

        Рассмотрим самые распространённые взгляды психологов на УП как на личностный конструкт.

Для К.Левина притязания – это одно из важнейших образований личности, обуславливающих её активность, детерминирующее многие аффективные процессы, способные не только определять поведение человека, но и формировать черты его характера.

              Дж. Фрэнк (1930-1940гг.) указывает, что анализ притязаний позволяет выявить то, как индивид оценивает себя, т.е. его самооценку [13]. Связь притязаний и самооценки подчёркивает Б.В. Зейгарник, указывая, в частности, на занижение УП при низкой самооценке [1]. Как следует из экспериментов И.Стейнера, заниженная самооценка коррелирует с низкими притязаниями, пессимистическим ожиданием эффекта действий и последующим самообвинением; завышенная имеет коррелятом выбор высоких, малореалистичных целей, при неопределённой самооценке устанавливаются высокие, но не стойкие и нереалистичные цели с переоценкой предполагаемых достижений. Соответствие самооценки и УП по высоте продуцирует сбалансированную личность, отличающуюся принятием себя, относительным внутренним комфортом. Напротив, резкое несоответствие параметров УП и самооценки вызывает внутренний дискомфорт, напряжённость, имеющую эквивалентом подъём уровня тревожности, фрустированность, рост агрессивности – т.е. обнаруживает картину личностного неблагополучия. Переживание успеха (или неуспеха), возникающее вследствие достижения (или не достижения), влечёт за собой смещение УП в область более трудных задач (или более лёгких). Снижение трудности избираемой цели после успеха или её повышение после неудачи (атипичное изменение УП) говорят о неадекватной самооценке. Люди, обладающие реалистичным УП, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичности в оценке достигнутого [1,5,14].

УП обладает известной константностью, т.е. сам по себе служит относительно стабильным индивидуальным качеством, поэтому диагностика притязаний считается одним из методов изучения личности [1].

           УП способен представить собственно уровень трудности намечаемых человеком задач, подход к их решению, реакцию на успех и неуспех, коррекцию выбора в зависимости от уровня достижения, адекватность линии поведения, отражённой в стратегии выбора, а, следовательно, продуктивность отработанной тактики, наконец, степень её лабильности или устойчивости.   Одним из направлений анализа притязаний в связи с индивидуальными различиями является изучение корреляций параметров УП со свойствами темперамента. Исследователи обращают внимание на зависимость УП от эмоциональной устойчивости, импульсивности, силы нервной системы [1,4].

        Очень низкие притязания зафиксированы у людей с явной тенденцией избегания неудачи, которую Дж.Аткинсон явно отождествляет с повышенной тревогой. Однако, по его же данным, при выраженной тревожности встречается и неадекватно завышенный УП [1].

Установлено, в частности, что занижение УП характерно для так называемых перестраховщиков, отличающихся меньшей эмоциональной устойчивостью, нежели люди, избирающие цели на уровне фактического исполнения. Позиция перестраховщика, как полагает Я. Рейковский, является показателем дефекта в структуре личности, такую позицию наиболее часто определяет эмоция тревоги: ситуативной или пролонгированной. Связи между тревожностью и установкой перестраховщика регистрирует и Л.В.Бороздина [1].

               Какие же качества личности служат ответственными за тот или иной способ целеуказания, представленных в характеристиках УП? В числе личностных детерминант выбора цели называют честолюбие, чувство собственного достоинства, смелость перед лицом действительности, самонадеянность, а так же – предусмотрительность, осторожность, страх неполноценности. К ним относят настойчивость, упорство, непостоянство, медлительность, способ защиты «Я» от возможного поражения, фиксацию на себе, особенности мотивации [1,2,3,9].

Анализ процесса выбора целей с помощью экспериментальной модели формирования притязаний привёл к убеждению, что диагностика УП может служить тонким инструментом для исследования нормальной и аномальной личности. В отечественной психологии одна из первых попыток клинического использования техники оценки УП принадлежит В.Н.Мясищеву. По его предположению диспропорция между УП и внутренними ресурсами человека при объективно-принципиальном типе притязаний является основным источником возникновения астенической картины. Мясищев отмечает, что болезненное состояние не определяет тип притязаний, но отмечает, что существует преобладание того или иного вида УП при разных клинических формах [8]. Б.В.Зейгарник также использовал анализ притязаний для изучения аномальной личности [1]. Это особенно важно при психогенных заболеваниях, патогенез которых теснейшим образом связан с особенностями личности пациента.

Таким образом, УП - это одно из важнейших образований личности, обуславливающих её активность, детерминирующее многие аффективные процессы, способные не только определять поведение человека, но и формировать черты его характера,  которое обладает известной константностью.  Несомненно, что комплекс подобных знаний о человеке, т.е. достаточно полная характеристика его тактики целеполагания, составляет информационно ёмкий материал для диагностики личности, в том числе для исследования нормальной и аномальной личности.

2. Уровень притязания и мотивация достижения.

        Уровень притязания соотносится с другими характеристиками личности, которые тоже способствуют достижению цели и по смыслу выполняют те же функции.

         Действие мотивации на УП впервые описал Дж. Фрэнк (1935г.), постулирующий существование 3-х специфических потребностей: удержать притязание на большой высоте, ставить цели близкие к реальному исполнению и избегать неудачи. Эти потребности формируют выбор. Преобладание одной из потребностей Дж. Фрэнк связывал соответственно с «парением в облаках», трезвым реализмом и осторожностью [13]. Отклонение притязаний от уровня, близкого к фактическому выполнению, происходит за счёт усиления первой или третьей потребности. При акценте на первой УП повышается. При формировании потребности избегания неудачи субъект, ощущая необходимость иметь высокую позицию в УП, либо сдерживает его и неоправданно понижает, либо становится гонимым страхом неудач. Позднее эти идеи получили подробную разработку в теории мотивации «достижения».

        Исследования мотивации достижения были начаты в 50-х гг. американским учёным Д.С.Мак-Клелландом, которому удалось выявить индивидуальные различия в мотивации достижения с помощью тематического апперцепционного теста (ТАТ) Г.А.Мюррея. Различие мотивации достижения Мак-Клелланд объяснял особенностями социализации. Считал, что формирование мотивации достижения зависит от благоприятных условий воспитания и благополучной среды, и в соответствии с теорией социального научения мотивации достижения является побочным продуктом более фундаментальных социальных мотивов.

        Последующие работы Дж.Аткинсона, Н.Физера, Х.Хекхаузена показали, что здесь упускаются из виду ранние формы деятельности достижения, которую дети осуществляют спонтанно и даже вопреки воспитательному воздействию взрослых. Поскольку изначально преобладающее определение мотива достижения «как стремления к повышению уровня собственных возможностей» не объясняло определённых особенностей развития, были введены конкретные мотивационные переменные, устанавливающие взаимосвязь между деятельностью и мотивом достижения. Это:

  1. личностные стандарты (оценка субъективной вероятности успеха, субъективные трудности задачи и т.д.);
  2. привлекательность самооценки;
  3. индивидуальные предпочтения типа атрибуции (приписывание ответственности за успех или неудачу себе или окружающим обстоятельствам) [11].

              «Мотивация достижений направлена на определённый конечный результат, полученный благодаря собственным способностям человека, а именно: на достижение успеха или избегание неудачи» [13]. Мотивация достижения, по сути своей ориентирована на цель. Она подталкивает человека к «естественному» результату ряда, связанных др. с другом действий. Предполагается чёткая последовательность серии действий, производимых одно за другим. Однако существуют специфические формы активности, не связанные напрямую с целью таким образом. Относящаяся к достижению деятельность иногда выполняется сама по себе и не имеет своей целью завершение по достижении цели или какой-либо другой внешней причины. С такого рода проявлениями мы встречаемся, например, при решении интеллектуальных заданий (кроссворды, головоломки) или ручной работы, требующей определённых навыков (вышивка, вязание). Различные сложности, с которыми люди сталкиваются в процессе решения задач такого рода, как приятный и стимулирующий опыт. Слишком быстрое достижение цели и успеха может даже разочаровывать. Подобного рода организация целей, связанная с достижением, как и игра, относится к категории «нецелевой активности».

           Для мотивации достижений характерен постоянный пересмотр целей. Если посмотреть на последовательность действий, важность постоянного пересмотра целей с течением времени становится очевидной, поскольку цель действий может прерываться на часы, дни, недели, месяцы или годы. Ещё одной характеристикой мотивации достижений является постоянное возвращение к прерванному заданию, к чему-то прежде оставленному, возобновление основной направленности действий. Так создаются сложные и долгое время существующие структуры из основной, побочной и входящей в их состав деятельности, которые ведут посредством достижения серии «субцелей» к главной, пусть даже очень отдалённой. Планирование становится необходимым для достижения упорядоченной последовательности и функциональной организации цепи действий. Это временной охват ряда действий, которые Морей называет «серией» актов, и отличает мотивацию достижения от множества др. мотивов [13].  

            Под мотивом достижения успехов понимается активное стремление ребёнка к успеху в разнообразных ситуациях и видах деятельности, особенно интересных и значимых для него, и, прежде всего там, где результаты его деятельности оцениваются и сравниваются с результатами других людей, например, в соревновании [11,12].

Обобщение литературных данных по основным этапам формирования мотивации достижения в детском возрасте я систематизировала и представила в таблице 1.

                                                                                                         Таблица 1.

Этапы формирования мотивации достижения у детей.

Возраст

Особенности мотивации достижения

3-5 лет

Более сильная и ориентированная на успех ДМ складывается, когда успех поощряется похвалой и расположением родителей. Исследования Х.Хакхаузена показали, что санкции осуждения в ситуации неудачи могут не восприниматься ребёнком негативно, если осуществляются в обстановке дружелюбия и уважения.

4-5 лет

Реакции родителей на успех или неудачу ребёнка уже не носят характер простого подкрепления. Когда ребёнку становится ясно насколько сложной должна быть задача, чтобы в случае неудачи не вызвать упрёков, ему опосредованно становится известным стандарт требований к нему, т.е. стандарт, по которому оцениваются его успехи.

5-6 лет

Индивидуальные различия детей по степени развитости потребности достижения успехов бывают довольно значительными.

3-13 лет

 Складываются основные типы поведения, и формируются под влиянием родителей (особенно требовательности матери), так и под влиянием окружающей среды.  

Из данной таблицы видно, что потребность в достижении успехов не является врождённой, она складывается и формируется в дошкольном детстве, в ранние годы и к моменту поступления в школу может стать довольно устойчивой чертой его личности. Предполагается, что стремление к достижению успехов зависит от наличия у ребёнка особой потребности в достижении успехов, а также от ряда других, функционально и генетически связанных с данной потребностью индивидуальных качеств личности, таких, как уровень притязаний, самооценка, тревожность, уверенность в себе и т.д. От различий в достижении успехов, в свою очередь, зависит дальнейшее развитие ребёнка как личности, так как дети, имеющие сильно выраженную потребность в достижении успехов, обычно добиваются в жизни большего как в личностном развитии, так и в профессиональном росте, чем те, у кого эта потребность слабая или доминирует противоположное ей стремление – избегания неудач [10,12].

Подведя итог вышесказанному, можно заключить, что мотивация достижения не является врождённой, как и уровень притязания, она складывается и формируется в дошкольном детстве, в ранние годы и к моменту поступления в школу может стать довольно устойчивой чертой его личности.

Общим между мотивацией достижения и УП является и то, что их формирование зависит от благоприятных условий воспитания и благополучной среды. Мотивация достижения, по сути своей ориентирована на цель и в отличие от уровня притязания предполагается чёткая последовательность серии действий, производимых одно за другим, планирование этих действий, постоянное возвращение к прерванному заданию. Ещё одним отличием мотивации достижения от УП являются такие формы нецелевой активности, не связанные напрямую с целью, как решении интеллектуальных заданий (кроссворды, головоломки) или ручной работы, требующей определённых навыков (вышивка, вязание), а так же – игра.

3. Уровень притязания в детском возрасте.

        Формирования УП в детском возрасте изучали М.Юкнат, Левин, А.Мел, Н.Л. Коломинский и Б.Балаштик. Обобщение данных об этапах формирования УП в детском возрасте я представила в таблице 2.

                                                                                                                   Таблица 2. 

Этапы формирования уровня притязания у детей.

Возраст

Особенности УП

2-3 года

УП проявляется в рудиментарном виде.

С 3-х лет

Развитие УП идёт по линии нарастания зрелости притязаний.

8 лет

Имеются все особенности УП взрослых.

Более частые типичные реакции на успех и неуспех, чем у детей 13-15 лет.

11-12 лет

Нет различий в УП взрослых и детей.

Как следует из данных, представленных в таблице, прежде всего, выясняется момент первого проявления притязаний. Как оказалось, в рудиментарном виде УП имеется уже к 2-3 гг. Он выражается в стремлении ребёнка выполнить какую-либо деятельность самостоятельно, без помощи взрослых. Детское желание всё сделать самому расценивается как фаза, предшествующая развитию истинных притязаний [6]. Рудиментарным этот уровень был назван потому, что ребёнок ещё не в состоянии оценить достигнутый результат. Истинный УП отличается от рудиментарного тем, что при первом могут быть вычленены уровни достижения. Развитие УП от 3-х лет и далее идёт по линии нарастания зрелости притязаний. К.Левин всячески подчёркивает роль в этом процессе социальных влияний, считая их важнейшим детерминантом формирования притязаний, начиная с самых ранних этапов их становления. Сравнение УП детей 3,5 и 8 лет показывает статистически значимое повышение зрелости притязаний, определяемое по характеристике целевого отклонения.

Любопытно, что все особенности УП взрослых можно найти при идентичной экспериментальной ситуации уже у 8-летних детей. М.Юкнат не обнаруживает различий в УП по величине начального и конечного выбора целей у взрослых и детей 11-12 лет. Однако в ситуации фрустрации дети дают выраженную регрессию на более низкий уровень зрелости притязаний [1].

Таким образом, можно предположить, что дети, воспитывающиеся в условиях неблагоприятного социального окружения, имеют  УП ниже, чем дети, которые растут в условия любви и заботы о них.

Данные о возрастной динамике зрелости притязаний, полученные в группе К.Левина, в последствии были подтверждены в исследованиях А.Мела, где сопоставлялся УП детей 8-10 и 13-15 лет, найдено различие в способе реакций на успех и неуспех: более частые типичные реакции регистрировались у младших детей. Относительно устойчивости детских притязаний имеются и другие данные. Выявлена стабильность УП по индексу целевого несоответствия для 4-6 летних детей при 2-х кратном измерении УП в течение 19 недель. Исследования константности притязаний в зависимости от возраста в более широком диапазоне не дали ясных результатов. Большую устойчивость и дифференцированность УП по мере увеличении возраста получил Н.Л.Коломинский на клиническом материале (дети – олигофрены). Исследования Б.Балаштик, проследившей изменения притязаний школьников (6-8; 8-11; 11-13 лет), тоже свидетельствуют о тенденции роста УП, она отмечает статистически значимый подъём высоты притязаний, как и повышение уровня достижений, уменьшение целевого несоответствия и подтверждает данные А.Мела о сокращении атипичных реакций с возрастом.

Таким образом, я показала этапы формирования УП в детском возрасте.Отметила, что с возрастом УП становится более устойчивым и дифференцированным. Я согласна с мнением К.Левина, в том, что на процесс формирования УП оказывает большое влияние социальное окружение с самых ранних этапов его становления. Предположила, что дети, воспитывающиеся в условиях неблагоприятного социального окружения, имеют  УП ниже, чем дети, которые растут в условия любви и заботы о них.

4. Виды уровня притязаний.

Рассмотрим, какие бывают виды уровня притязания.

Сформированность уровня притязаний. Как отмечалось выше, уровень притязаний требует определённого уровня развития сознания и самосознания ребёнка, поэтому формируется в течение старшего дошкольного возраста.

Безусловно, уровень притязаний у разных детей формируется в разное время, однако сформированный адекватный уровень притязаний является одним из показателей школьной зрелости ребёнка.

Адекватность уровня  притязаний показывает, насколько уровень притязаний соответствует истинным возможностям ребёнка, каким образом меняется в зависимости от успешного или неуспешного опыта в познавательной деятельности. Уровень притязаний может быть адекватным и неадекватным (завышенным или заниженным) [7].

 Неадекватность в самооценке может привести к крайне нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям – неадекватным. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком лёгких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуаций соревнования, не критичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза [11].

Адекватный уровень притязаний свидетельствует об объективной оценке ребёнком своих возможностей в познавательной деятельности, способности ставить перед собой реальные цели и достигать их. Характеризуется снижением в ответ на неудачу и повышением – в ответ на успех [7].

Завышенный уровень притязаний свидетельствует о завышенной самооценке ребёнком своих интеллектуальных возможностей, стремление браться за трудные задания, не всегда достигая успеха. С одной стороны, завышенный уровень притязаний может играть положительную роль, являясь мощным стимулом в развитии ребёнка, а с другой – может приводить к психологическим травмам из-за частых неудач при решении заведомо трудных познавательных задач.

Заниженный уровень притязаний, наоборот, свидетельствует о недооценке ребёнком своих интеллектуальных возможностей, стремлением решать только те познавательные задачи, которые являются хорошо знакомыми, не вызывающими трудности. Часто заниженный уровень притязаний в дошкольном возрасте проявляется в отсутствии любознательности, в интеллектуальной пассивности ребёнка. Иногда встречаются и промежуточные варианты адекватности уровня притязаний.

           Ригидный УП – вариант неадекватного УП, свидетельствует о том, что ребёнок не использует полученный опыт для регулирования собственного поведения. Независимо от того, успешно или нет, было выполнено задание, он не склонен переходить к более сложному или более простому. Обычно такие дети упрямы, они как бы «застревают» на одной собственной точке зрения, с трудом меняют её. Часто это связано с внушённым ребёнку мнением об его высоких (или низких) интеллектуальных способностях.

   Реактивный УП – вариант неадекватного уровня притязаний, связанного, с одной стороны, с эмоциональностью ребёнка («кидание от одной крайности к другой»), а с другой – незрелостью самой структуры самооценивания.

Ребёнок ещё не имеет чёткого представления о себе, о своих возможностях, уровень притязания носит ситуативный характер.

           Чувствительный к успеху – вариант адекватного уровня притязаний, особенностью которого является чувствительность к похвале, к успеху познавательной деятельности. Как и в случае с завышенным уровнем притязаний, чувствительность к успеху имеет две стороны: с одной стороны, успех «окрыляет» ребёнка, а с другой – такого ребёнка легко «захвалить», при этом он может начать зазнаваться, переоценить свои возможности.

   Чувствительный к неудаче – вариант адекватного уровня притязаний, особенностью которого является чувствительность к неудаче в познавательной деятельности. Такой ребёнок легко может потерять веру в свои силы, «опустить руки»; его необходимо чаще хвалить, подбадривать, акцентировать внимание на его успехах [7].

Излагая данные и анализируя результаты работ авторов можно сделать в целом малоутешительный вывод: несмотря на длительный опыт анализа притязаний, сведения об их развитии в детстве разнородны и неполны. К этому стоит добавить, что имеется ещё меньше данных о динамике УП в полном жизненном цикле.

Библиография:

  1. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний учебное пособие Издательство Московского университета, 1986 103с.
  2. Белов В.М. Исследование и моделирование динамики и характеристик личности: (По данным долговрем. наблюдения от года до 10 лет): Автореф. дис. на соиск. учён. степ. д-ра мед. наук. (05.13.09.)/АН УССР, ин-т кибернетики им. В.М. Глушкова. – Киев, 1986-32с.
  3. Возрастные особенности психического развития детей: СПб. научн. тр./ АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии; (Отв. Ред. И.В. Дубровина, М.И. Лисина).. – М.: АПН СССР, 1982.-164с.
  4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследований в психологии: Учебно-практическое пособие.-3-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2002.-208с.
  5. Кожухова Н.Н. Влияние результата действия на мотивацию действия и его выполнение детьми дошкольного возраста. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата наук. Москва – 1978. 30с.
  6. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2002.-992с.: ил.-(серия «Мастера психологии»).
  7.  Калинина Р.Р. Психолого – педагогическая диагностика в детском саду. – СПб.: Речь, 2003.-144с.
  8. Мясищев В.Н. Работоспособность и болезни личности. – Невропатология, психиатрия и психогигиена, 1935, т. IV, вып. 9-10.
  9.  Менчинская. Н.А. Психическое развитие ребёнка от рождения до 10 лет: Дневник развития дочери  / Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. – М.: ин-т практ. психологии, 1996.-183с.
  10.  Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: Психологическое взаимодействие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. – 288с.
  11. Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990.-494с.
  12.  Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, П 86 Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика – Пресс, 1998.-440с.: ил.
  13.  Психология мотиваций и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРО, 2002.-752с. (Серия: Хрестоматия по психологии).
  14. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. – Мн.: «Современное слово», 1998.-768с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние соревнований на мотивацию достижений у детей дошкольного возраста.

Наиболее ярко соперничество проявляется в соревнованиях. Это дает возможность в социально приемлемой форме показать себя с лучшей стороны и раскрыть личностные качества: целеустремленность, настойчиво...

практикум по диагностике личности: определение эгоцентризма, уровня притязаний, самооценки.

В данный практикум вошли задания, позволяющие охарактеризовать некоторые регуляционные отношения личности к себе и другим людям.  материал взят и книги Т.Пашуковой....

Влияние соревнований на мотивацию достижений

Важность и значения соревновательной деятельности для формирования личности ребенка дошкольного возраста....

Влияние соревнований на мотивацию достижений у детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является сензитивным для формирования основ личности ребенка и мотивационно-личностной сферы, и является основой для дальнейшего развития и вхождения в новую систему социальных отно...

Тест - онлайн "Диагностика мотивации достижения успеха"

http://xn----7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai/testy-detyam/motivacii/...

«Экран достижений, как средство мотивации достижения успеха ребёнком дошкольного возраста»

laquo;Методическая разработка наглядного пособия по созданию успеха для каждого ребенка в условиях предметно-пространственной среды»...

Сообщение на тему :" Формирование мотивации для достижения оптимального уровня двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности"

В наше время развития игровых технологий, дети большую часть времени проводят без движения, играя на компьютере, приставках, планшетах, телефонах, что отрицательно сказывается на формировании всех сис...