КАРТОТЕКА ИГР С ВОДОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
картотека (младшая группа)

Кущева Надежда Сергеевна

Картотека представляет собой сборник игр с водой для детей младшего возраста, предназначенный для педагогов и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_s_vodoy.docx148.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №45 «Росинка»

Старооскольского городского округа

ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Воспитатель:

Кущева Н.С.

Старый Оскол-2022г.

Вода, как особенный, естественный, пластичный, гибкий и безопасный материал, обладает колоссальными возможностями для развития ребёнка, а игры с водой становятся развивающим условием. Они обладают почти неограниченными возможностями и способствуют развитию ребёнка во всех аспектах. Играть с водой интересно и полезно.

Цели игр с водой:

1. Знакомство ребёнка с окружающим миром (знакомство с основными свойствами воды: прозрачная, без цвета, запаха и вкуса…; и с материалами, которые используются в играх).

2. Регуляция эмоционального фона детей младшего дошкольного возраста. Вода обладает психотерапевтическими свойствами: она способствует релаксации, расслаблению, снимает психическое напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта.

3. Развитие тактильно – кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, сенсомоторных координации, что, в свою очередь, способствует развитию мышления и речи.

4. Овладение детьми элементарными математическими понятиями: далеко – близко, высоко – низко, мало – много, полный – пустой и т. д.

5. Получение массы положительных эмоций.

Игры с водой можно разделить на две группы:

  • на контактные;
  • на игры с предметами – орудиями.

Контактные игры с водой – это игры, в которых ребенок принимает непосредственное участие. Он трогает водичку, опускает в нее руки, ощущает ее тепло или прохладу. Малыш получает первый опыт взаимодействия с водой.

Игры с предметами-орудиями - это игры, в процессе которых дети овладевают различными действиями с предметами: зачерпывание, захватывание, цепляние, вылавливание и т. д.

В какие игры можно поиграть с детьми младшего дошкольного возраста?

Предлагаю вашему вниманию самые распространенные предметно-орудийные игры с водой от самых простых до более сложных.

«Познакомимся с водой».

Побеседуйте с детьми о свойствах воды.

- Вода разливается по поверхности стола.

- Воду можно собрать губкой. Поупражняйте детей в собирании воды с помощью губки: положите губку в лужу, отожмите воду из губки в ванную.

- Вода бывает теплая и холодная. Принесите холодной и горячей воды (проверьте с детьми температуру горячей воды через стенки ведерка, а холодной – в ведерке). Смешайте и сделайте теплую воду.

- Вода наливается в разные сосуды. Разлейте с детьми воду из большого сосуда в несколько маленьких. Дайте детям возможность самостоятельно наливать воду.

Игра «Поймай рыбку»

Цель: создание положительного настроя, способствование проявлению самостоятельности и активности, развитие координаций движений, моторики рук.

Материалы и оборудование: тазик с водой, пластиковые рыбки, сачки для ловли, стихотворение А.Барто «Любитель – рыболов».

Ход игры: взрослый наливает в ёмкость тёплую воду на глазах у детей, предлагает малышам пустить поплавать рыбок. Затем предлагает поймать рыбок сачком, приговаривая: «Ура, поймали рыбок ».

Игра «Водичка дырочку найдёт»

Цель: способствование развитию концентрации внимания, обучение навыкам наблюдения, формирование начальных представлений о воде, повышение эмоционального тонуса малыша, освоение коммуникативных навыков.

Материалы и оборудование: воронки из пластиковых бутылок с крышками, ёмкость с водой, пластиковые стаканчики, черпачки для наливания воды.

Ход игры: предложить детям налить воду в воронку до краёв. Потом взрослый отвинчивает крышку на горлышке бутылки, что бы вся вода вылилась из воронки в ёмкость. Малыши с помощью такой воронки наливают водичку в разные ёмкости (большие и маленькие).

Игра «Уточки-водоплавочки»

Цель: расширение представлений детей об окружающем мире, способствование проявлению положительных эмоций,».

Материалы и оборудование: пластмассовые или резиновые уточки, тазик с водой, зелёный резиновый коврик.

Ход игры: взрослый рассказывает, что утята любят плавать, а учит их мама-утка. Показывает, как утка с утятами плавают. Дети опускают игрушки в воду. Взрослый читает стихотворение А.Барто «Ути-ути» и показывает малышам как можно слегка подтолкнуть уточку, и она поплывёт. Потом уточки пошли гулять по травке. Малыши показывают маму-утку, маленьких утят, считают их.

Игра «Ловись, рыбка, большая, да маленькая»

Цель: совершенствование орудийных действий, двигательных умений в системе «глаз-рука», моторики рук; развитие тактильно-кинестетической чувствительности.

Материалы и оборудование: ёмкость с водой, сачки, пластиковые рыбки, пластмассовый стаканчик, салфетки для рук.

Ход игры: налить тёплую воду на глазах у детей в ёмкость. Выполнить вместе с детьми игру-упражнение «Рыбки-плывут» (зигзагообразными и круговыми движениями по скользить ребром ладоней по поверхности воды). Далее воспитатель даёт детям по рыбке и предлагает пустить их поплавать, а затем поймать рыбок с помощью сачка.

Игра с бельевыми прищепками.

Цель: развитие цветового восприятия, мелкой моторики и координации, осязательных чувств, развитие предметных и игровых действий.

Материалы и оборудование: тазик с водой, разноцветные пластмассовые бельевые прищепки, верёвочка, халат, пластмассовое ведёрко.

Ход игры: для начала дать ребёнку поиграть с прищепками и водой. Предложить малышу выловить прищепки определённого цвета (все синие и т.д.). Вместе с малышом разложить прищепки разных цветов в разные коробочки, показать, как тремя пальцами можно прицепить прищепку за верёвочку, полотенце. Прицеплять прищепки в определённой последовательности. Цеплять их за край полотенца и делать на нём бахрому. Надевать прищепки на край пластмассового ведёрка, корзинки и толстого картона.

Игра «Тонет – не тонет».

Цель: развитие любознательности и наблюдательности, самостоятельности, ловкости движений и координации.

Материалы и оборудование: тазик с тёплой водой, предметы и игрушки из разных материалов, предметы для зачерпывания игрушек и выливания воды.

Ход игры: в воду бросать игрушки и вылавливать те, которые будут плавать на поверхности. Предметы и игрушки можно вылавливать одной или двумя ладошками и пр. Все пойманные предметы разложить в разные коробочки, плавающие и тонущие предметы - отдельно. Бросить в воду поролоновую губку (сухую и влажную), какая быстрее затонет. Называть свойства предметов.

Игра «Весёлые мыльные пузырьки».

Цель: развитие восприятия величины, умения сравнивать, тактильных ощущения, речевого дыхания, эмоционального восприятия.

Материалы и оборудование: тазик с водой, мыльная пена, трубочки для коктейля (соломинки, трубочку разобранного фломастера или ручки, хоз. воронка), ёмкость для наведения густой и пышной пены, мыльные пузыри.

Ход игры: выдувать пузыри и сравнивать их по размеру. Постараться выдуть самый большой или маленький пузырь.

Игра «Дождик»

Цель: развитие речи и мелкой моторики рук

Материалы и оборудование: лейка, пластмассовые игрушки,

Ход игры: дайте ребенку лейку и предложите поиграть в кукольный дождик. Поливайте кукол из лейки, вспоминая все известные вам стихи про дождик.

Дождик, дождик, лейся пуще!

Пусть растет пшеница гуще!

Лейся, лейся как река,

Будет белая мука.

После этого дайте малышу полотенце и попросите вытереть все игрушки.

Игра «Сквозь сито»

Цель: развитие наблюдательности, формирование представлений о свойствах вещества и назначении предметов.

Материалы и оборудование: стакан, сито.

Ход игры: поставьте перед ребенком тазик с водой. Пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему почему вода утекает.

Игра «Струйка и фонтанчик»

Цель: развитие мелкой моторики, знакомство с понятиями направления движения "вниз", "вверх".

Материалы и оборудование: емкость с водой, груша.

Ход игры: ребенок набирает воду в грушу, а затем выливает ее сначала вниз (струйка, затем вверх (фонтанчик).

Игра «Выжми мочалку»

Цель: развитие мелкой моторики.

Материалы и оборудование: две емкости, поролоновая губка.

Ход игры: одну емкость заполните водой. Покажите ребенку как с помощью губки можно переносить воду из одной емкости в другую. Предложите попробовать самому сделать тоже самое.

Игра «Кораблики»

Цель: развитие мелкой моторики и артикуляционного аппарата.

Материалы и оборудование: тазик с водой, бумага.

Ход игры: покажите ребенку как можно бросать в воду мелкие кусочки бумаги, подуйте на них. Попросите ребенка повторить ваши действия.

Игра «Пузырьки»

Цель: развитие физиологического дыхание, вызов эмоционального отклика.

Материалы и оборудование: емкость, обработанная кипятком с кипяченой водой, пластиковые трубочки.

Ход игры: дети, путем выдувания воздуха в воду через трубочку, создают в ней много мелких пузырьков.

Игра «Налил – вылил»

Цель: развитие координации движений, расширение представлений о свойствах вещества.

Материалы и оборудование: емкость с водой, один большой стакан и один маленький стакан.

Ход игры: поставьте перед ребенком емкость с водой, покажите, как можно зачерпывать воду одним стаканом и переливать ее в другой. Предоставьте ребенку свободу действий.

Игра "Шарики в воде"

Цель: развитие мелкой моторики и зрительного внимания.

Материалы и оборудование: два тазика - пустой и наполненный до половины водой, пластмассовые шарики, столовая ложка.

Ход игры: попросите ребенка выловить из таза с водой по очереди все шарики ложкой и аккуратно перенести их в пустой тазик.

Игра «Взбивание пены»

Цель: знакомство ребенка со свойствами воды и пены, а также понятиями легкая (пена), тяжелая (вода), развитие мускулатуры кисти руки.

Материалы и оборудование: тазик с водой, венчик, жидкое мыло.

Ход игры: ребенок в емкость с водой наливает жидкое мыло и с помощью венчика взбивает пену. Затем ему нужно предложить потрогать пену, рассказать какая она легкая, воздушная.

Игра «Волшебное свойство воды»

Цель: формирование представлений о том, что вода принимает форму заполняемого предмета, тренировка мелкой моторики рук.

Материалы и оборудование: резиновая перчатка, надувной шарик, стакан, маленькая пластмассовая бутылка, губка.

Ход игры: ребенок вместе со взрослым наливает по очереди воду в разные емкости.

Ребенок представляет собой маленького исследователя, который с радостью и удивлением ежедневно открывает для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее его деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Очень благодатной почвой для реализации данной задачи является работа с водой.

ИГРАЙТЕ С УДОВОЛЬСТВИЕМ! ИГРАЙТЕ С ПОЛЬЗОЙ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека схем "Свойства воды" для детей старшего дошкольного возраста.

Картотека схем свойства воды для детей старшего возраста....

Эксперименты с водой для детей младшего дошкольного возраста

Узнавать с детьми различные свойства воды....

Презентация "Детям о воде" для детей младшего дошкольного возраста

Цель: развивать знания детей о значении воды, закреплять знания о разнообразном состоянии воды, её свойствах;воспитывать бережное отношение к природе.Задачи:1. Дать понятие о том, что человек без...

Игры и игровые упражнения с использованием игровой деятельности с водой для детей младшего дошкольного возраста

Упражнение «Здравствуй водичка»Цель: создание позитивного настроения.-Посмотрите, какая вода? Прозрачная, светлая, чистая. Давайте с ней поздороваемся.-Приготовьте ладошки и нежно прикоснитесь к ней. ...

Методическая разработка исследовательского проекта "Вода-водичка для детей младшего дошкольного возраста"

Цель данного проекта: закреплять знания детей о свойствах воды: холодная, горячая, теплая, умения аккуратно ей пользоваться.Задачи: — участвовать в посильной практической деятельности;- развиват...

Картотека произведений о воде для детей младшего дошкольного возраста

В картотеку включены произведения о воде, проходящей целый круговорот в природе. Перечень произведений направлен на воспитание у детей любви к природе, бережному обращению с водой, бережному отношению...

Картотека опытов с водой для детей старшего дошкольного возраста

Формирование у детей познавательного интереса к природе, развитие наблюдательности, мыслительной деятельности....