Мастер-класс для родителей «Развивающие игры Б. П. Никитина с детьми младшего дошкольного возраста»
материал (младшая группа)

Дружинкина Лариса Владимировна

Подготовила: Дружинкина Лариса Владимировна

Занимаемая должность: воспитатель

 

Мастер-класс для родителей

на тему: «Развивающие игры Бориса Павловича Никитина с детьми младшего дошкольного возраста»

.

Цель: Повышение педагогической компетентности родителей в интеллектуальном развитии ребенка.

Задачи:

1. Заинтересовать родителей  играми Б. П. Никитина для использования в развитии своего ребенка.

2. Обучить родителей  играм, способствующих интеллектуальному развитию младших дошкольников.

3. Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

 

План мастер-класса :

1. Вводное слово (актуальность)

2. Основная часть.

2.1. Знакомство с развивающими играми.

2.2. Как изготовить игру своими руками.

2.3. Практическая часть (выполнение заданий игры)

2.4. Представление результатов работы группы родителей.

3. Рефлексия, заключительное слово.

Ход мастер-класса

1. Вводное слово.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Представляю вашему вниманию мастер – класс на тему «Развивающие игры Бориса Павловича Никитина с детьми младшего дошкольного возраста»

Я предлагаю, сделать наш мастер- класс под дивизом: «Не лишайте ребенка радости играть, помните, что вы сами были детьми».

Всем известно, что для детей, а особенно для детей дошкольников, самая лучшая форма обучения, это обучение с помощью игры. Развивающие игры очень важны для детей. Ребёнку кажется, что он просто развлекается, но на самом деле он тренирует воображение, мышление, развивает свои творческие способности.

Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Развивающие игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях. Развивающие игры оказывают положительное влияние на процесс систематизации знаний дошкольников об окружающем.

Сегодня я хочу познакомить с развивающей игрой «Сложи узор» и поиграть вместе с вами.

2. Основная часть.

2.1. Знакомство с развивающими играми Б. П. Никитина.

Борис Павлович и его супруга Лена Алексеевна Никитины известны у нас в стране и за рубежом как авторы нетрадиционной системы воспитания детей. На примере собственных детей Б. П. и Л. А. Никитины убедились, что "первые годы жизни - самое благодатное время, когда разумные заботы мамы и папы дадут самые богатые плоды, плоды, которые останутся на всю жизнь и которые при всем желании нельзя столь же успешно вырастить позже". В Германии и Японии эти игры выпускаются с 1990 года, а в России только с 1997 года.

Сегодня я хочу обратить ваше внимание на конкретную игру «Сложи узор», т. к. Б. П. Никитин рекомендует начинать играть в нее с полутора лет, что соответствует возрасту детей нашей группы.

«Сложи узор» - одна из самых популярных игр Никитина. Игра хороша тем, что прекрасно развивает ум и интеллект ребенка, учит его решать нестандартные и сложные задачи.

Смысл игры - построить из кубиков разнообразные изображения по схеме.

Состоит из набора в 16 кубиков, грани которых раскрашены в разные цвета. 16 ее кубиков окрашены одинаково, но необычно --все 6 граней каждого по-разному. Поэтому ребенок может поставить кубик на стол 12 разными способами. К игре приложено более ста рисунков с узорами, начиная с совсем простых, доступных детям в 1,5 -- 2 года, и кончая очень сложными, с которыми справится не всякий взрослый.

Цель игры - развитие ребенка. Задачи расположены в порядке возрастания сложности и имеют очень широкий диапазон трудностей.

Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности.

В своих развивающих играх создатели «волшебных» кубиков объединили принцип «от простого к сложному» с принципом «самостоятельно и по способностям».

Игры Никитиных развивают : зрительную память, внимание, воображение, пространственные представления; умение быстро и легко находить закономерности, систематизировать материал, комбинировать.

Абсолютно каждая игра предоставляет возможность подумать о том, как ее расширить, совершенствовать, добавить, что то новое. Использование игровых моментов и вариативность надолго увлекают малыша, показывают ему резерв его возможностей - «можно сделать еще лучше».

В результате работы по данной технологии:

1. Тренируется память, что поможет во взрослой жизни ребенка.

2. Малыш учится быстро реагировать, думать, что позволит принимать правильные решения.

3. Развивается настойчивость, и ребенок научится постепенно продвигаться к цели.

4. Расширяется познание окружающего мира, развивается пространственное мышление, воображение, чувство симметрии.

5. Кубики Никитина хорошо действуют на развитие моторики детей.

Как начать играть:

Для начала просто рассмотрите кубики вместе с ребенком. Обратите внимание малыша на то, в какие цвета они раскрашены.

Вот и первые игры с кубиками для детей нашей группы: учим и закрепляем цвета; считаем кубики — учим понятие «количество», формируем начальные навыки счета. Затем можно показать, как из кубиков строить дорожки: одноцветные, двухцветные. Подождите, пока ребенок захочет присоединиться к вам, и продолжайте играть вместе с ним. Сначала строим одноцветные дорожки: «Посмотри, у меня получилась желтая дорожка, по ней весело прыгает белочка (используйте любимые игрушки малыша). А теперь, может, ты попробуешь построить синюю дорожку для зайчика?» (При этом повторяем и закрепляем цвета.) Когда ребенок сможет уверенно справляться с этой задачей, предложите ему составлять разноцветные дорожки. Тут открывается большой простор для изучения понятий закономерности и последовательности: «Посмотри, какую дорожку я построила. Что ты замечаешь? — Да, один кубик желтый, другой синий, желтый, синий, желтый, какой будет следующий кубик? Продолжи дорожку. А теперь придумай сам разноцветную дорожку для своего зайчика».

Таким же образом можно научить складывать квадраты из четырех кубиков: одноцветные и разноцветные. Теперь можно обратить внимание на связь вчерашней игры с сегодняшней и сегодняшней с завтрашней. От этого в немалой степени зависит и интерес к игре, и успех в продвижении “вверх по лесенке” заданий. Допустим, что малыш первый раз сложил 8 узоров – 4 “дорожки” и 4 “квадрата”. Давать ли на следующий день эти же самые 8 узоров? Или переходить к новым? Практика показала, что лучше всего воспользоваться здесь методом “ледокола”, т. е. каждую следующую игру начинать, отступив немного назад. На второй день можно дать несколько прежних узоров: 2–3 “дорожки”, 1 “квадрат”, а затем уже новые узоры- – сколько малышу захочется. Так, каждый раз “для разгона” надо сложить несколько прежних, уже покорившихся узоров, и только потом давать новые.

2.2. Как изготовить игру своими руками.

Для игры нужно 16 деревянных кубиков размером 30x30x30 мм, в нашем случае (40х40х40 мм).

Порядок окраски показан на рисунке 1:

передняя грань – белая (на рисунке показана прозрачной,

задняя грань – желтая,

правая грань – синяя,

левая грань – красная,

верхняя грань – желто-синяя,

нижняя грань – красно-белая.

Рис. 1

Узоры-задания в книге сделаны в 1 : 6 натуральной величины, и для дошкольников их надо увеличить. Серию СУ-А лучше увеличивать до натуральной величины, чтобы малыш мог закрывать узор кубиками, а остальные – до 1 : 2 или как посчитают необходимым родители. Делать их удобно на плотной бумаге, на отдельных листах. Сами узоры-задания можно нарисовать красками, но лучше наклеивать узор, вырезанный из цветной бумаги (метод аппликаций).

Давайте попробуем сделать игру прямо сейчас из приготовленного мной материала.

Процесс изготовления, как вы убедились, очень прост.

2.3. Практическая часть.

А сейчас я предлагаю поиграть в эту игру.

На столе предложены карточки с узорами из всех серий. Начнем с простых узоров-заданий серии СУ.

Задание № 1: Сложите узоры из предложенного набора кубиков по карточкам – схемам («Дом», «Ёлочка», «Фонарик», «Цветок», «Бабочка», «Лесенка», «Лодка», «Золотая рыбка»).

Задание № 2: Придумайте сказку. Составьте предложение с учётом того образа, что у вас получились. Прислушивайтесь при этом друг к другу, чтобы уловить сюжет сказки.

Например: «Сказка про золотую рыбку» (зачитать и показать сказку родителям)

Жили – были 7 принцесс. У них был большой и уютный ДОМ и огромная мечта – подержать в руках ЗОЛОТУЮ РЫБКУ. И вот однажды они отправились на поиски своей мечты. Их путь лежал через густой и тёмный ЛЕС. Каждая принцесса зажгла свой ФОНАРИК, чтобы не сбиться с пути…и уже через несколько минут они оказались на красивой ЦВЕТОЧНОЙ поляне, где под лучами солнца порхали разноцветные БАБОЧКИ. Спуститься вниз к реке им помогла волшебная ЛЕСЕНКА. Они сели в ЛОДКУ и поплыли. Принцессы настолько залюбовались красотой окружающей природы, что не заметили, как к лодке подплыла ЗОЛОТАЯ РЫБКА. Все принцессы загадали желание и отпустили рыбку домой. И стали жить они долго и счастливо!

Играя, таким образом, дети научатся понимать схемы, распознавать реальные предметы в абстрактных рисунках, придумывать сюжет сказки, рассказа, научатся развивать сюжет, использовать в речи разные виды предложений.

2.3. Представление результатов работы группы родителей.

Рассказ и демонстрация сказки.

3. Рефлексия, заключительное слово.

Итак, уважаемые родители, благодарю вас за участие, хочу узнать понравилась ли вам представленная развивающая игра, возьмете ли вы что-то для себя в воспитании своего ребенка?

Спасибо за внимание!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_dokument.docx13.58 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей «Развивающие игры Б. П. Никитина с детьми младшего дошкольного возраста

Подготовила: Дружинкина Лариса Владимировна

Занимаемая должность: воспитатель средней группы “РУЧЕЕК”

Мастер-класс для родителей

на тему: «Развивающие игры Бориса Павловича Никитина с детьми младшего дошкольного возраста»

.

Цель: Повышение педагогической компетентности родителей в интеллектуальном развитии ребенка.

Задачи:

1. Заинтересовать родителей  играми Б. П. Никитина для использования в развитии своего ребенка.

2. Обучить родителей  играм, способствующих интеллектуальному развитию младших дошкольников.

3. Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

План мастер-класса :

1. Вводное слово (актуальность)

2. Основная часть.

2.1. Знакомство с развивающими играми.

2.2. Как изготовить игру своими руками.

2.3. Практическая часть (выполнение заданий игры)

2.4. Представление результатов работы группы родителей.

3. Рефлексия, заключительное слово.

Ход мастер-класса

1. Вводное слово.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Представляю вашему вниманию мастер – класс на тему «Развивающие игры Бориса Павловича Никитина с детьми младшего дошкольного возраста»

Я предлагаю, сделать наш мастер- класс под дивизом: «Не лишайте ребенка радости играть, помните, что вы сами были детьми».

Всем известно, что для детей, а особенно для детей дошкольников, самая лучшая форма обучения, это обучение с помощью игры. Развивающие игры очень важны для детей. Ребёнку кажется, что он просто развлекается, но на самом деле он тренирует воображение, мышление, развивает свои творческие способности.

Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Развивающие игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях. Развивающие игры оказывают положительное влияние на процесс систематизации знаний дошкольников об окружающем.

Сегодня я хочу познакомить с развивающей игрой «Сложи узор» и поиграть вместе с вами.

2. Основная часть.

2.1. Знакомство с развивающими играми Б. П. Никитина.

Борис Павлович и его супруга Лена Алексеевна Никитины известны у нас в стране и за рубежом как авторы нетрадиционной системы воспитания детей. На примере собственных детей Б. П. и Л. А. Никитины убедились, что "первые годы жизни - самое благодатное время, когда разумные заботы мамы и папы дадут самые богатые плоды, плоды, которые останутся на всю жизнь и которые при всем желании нельзя столь же успешно вырастить позже". В Германии и Японии эти игры выпускаются с 1990 года, а в России только с 1997 года.

Сегодня я хочу обратить ваше внимание на конкретную игру «Сложи узор», т. к. Б. П. Никитин рекомендует начинать играть в нее с полутора лет, что соответствует возрасту детей нашей группы.

«Сложи узор» - одна из самых популярных игр Никитина. Игра хороша тем, что прекрасно развивает ум и интеллект ребенка, учит его решать нестандартные и сложные задачи.

Смысл игры - построить из кубиков разнообразные изображения по схеме.

Состоит из набора в 16 кубиков, грани которых раскрашены в разные цвета. 16 ее кубиков окрашены одинаково, но необычно --все 6 граней каждого по-разному. Поэтому ребенок может поставить кубик на стол 12 разными способами. К игре приложено более ста рисунков с узорами, начиная с совсем простых, доступных детям в 1,5 -- 2 года, и кончая очень сложными, с которыми справится не всякий взрослый.

Цель игры - развитие ребенка. Задачи расположены в порядке возрастания сложности и имеют очень широкий диапазон трудностей.

Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности.

В своих развивающих играх создатели «волшебных» кубиков объединили принцип «от простого к сложному» с принципом «самостоятельно и по способностям».

Игры Никитиных развивают : зрительную память, внимание, воображение, пространственные представления; умение быстро и легко находить закономерности, систематизировать материал, комбинировать.

Абсолютно каждая игра предоставляет возможность подумать о том, как ее расширить, совершенствовать, добавить, что то новое. Использование игровых моментов и вариативность надолго увлекают малыша, показывают ему резерв его возможностей - «можно сделать еще лучше».

В результате работы по данной технологии:

1. Тренируется память, что поможет во взрослой жизни ребенка.

2. Малыш учится быстро реагировать, думать, что позволит принимать правильные решения.

3. Развивается настойчивость, и ребенок научится постепенно продвигаться к цели.

4. Расширяется познание окружающего мира, развивается пространственное мышление, воображение, чувство симметрии.

5. Кубики Никитина хорошо действуют на развитие моторики детей.

Как начать играть:

Для начала просто рассмотрите кубики вместе с ребенком. Обратите внимание малыша на то, в какие цвета они раскрашены.

Вот и первые игры с кубиками для детей нашей группы: учим и закрепляем цвета; считаем кубики — учим понятие «количество», формируем начальные навыки счета. Затем можно показать, как из кубиков строить дорожки: одноцветные, двухцветные. Подождите, пока ребенок захочет присоединиться к вам, и продолжайте играть вместе с ним. Сначала строим одноцветные дорожки: «Посмотри, у меня получилась желтая дорожка, по ней весело прыгает белочка (используйте любимые игрушки малыша). А теперь, может, ты попробуешь построить синюю дорожку для зайчика?» (При этом повторяем и закрепляем цвета.) Когда ребенок сможет уверенно справляться с этой задачей, предложите ему составлять разноцветные дорожки. Тут открывается большой простор для изучения понятий закономерности и последовательности: «Посмотри, какую дорожку я построила. Что ты замечаешь? — Да, один кубик желтый, другой синий, желтый, синий, желтый, какой будет следующий кубик? Продолжи дорожку. А теперь придумай сам разноцветную дорожку для своего зайчика».

Таким же образом можно научить складывать квадраты из четырех кубиков: одноцветные и разноцветные. Теперь можно обратить внимание на связь вчерашней игры с сегодняшней и сегодняшней с завтрашней. От этого в немалой степени зависит и интерес к игре, и успех в продвижении “вверх по лесенке” заданий. Допустим, что малыш первый раз сложил 8 узоров – 4 “дорожки” и 4 “квадрата”. Давать ли на следующий день эти же самые 8 узоров? Или переходить к новым? Практика показала, что лучше всего воспользоваться здесь методом “ледокола”, т. е. каждую следующую игру начинать, отступив немного назад. На второй день можно дать несколько прежних узоров: 2–3 “дорожки”, 1 “квадрат”, а затем уже новые узоры- – сколько малышу захочется. Так, каждый раз “для разгона” надо сложить несколько прежних, уже покорившихся узоров, и только потом давать новые.

2.2. Как изготовить игру своими руками.

Для игры нужно 16 деревянных кубиков размером 30x30x30 мм, в нашем случае (40х40х40 мм).

Порядок окраски показан на рисунке 1:

передняя грань – белая (на рисунке показана прозрачной,

задняя грань – желтая,

правая грань – синяя,

левая грань – красная,

верхняя грань – желто-синяя,

нижняя грань – красно-белая.

Рис. 1

Узоры-задания в книге сделаны в 1 : 6 натуральной величины, и для дошкольников их надо увеличить. Серию СУ-А лучше увеличивать до натуральной величины, чтобы малыш мог закрывать узор кубиками, а остальные – до 1 : 2 или как посчитают необходимым родители. Делать их удобно на плотной бумаге, на отдельных листах. Сами узоры-задания можно нарисовать красками, но лучше наклеивать узор, вырезанный из цветной бумаги (метод аппликаций).

Давайте попробуем сделать игру прямо сейчас из приготовленного мной материала.

Процесс изготовления, как вы убедились, очень прост.

2.3. Практическая часть.

А сейчас я предлагаю поиграть в эту игру.

На столе предложены карточки с узорами из всех серий. Начнем с простых узоров-заданий серии СУ.

Задание № 1: Сложите узоры из предложенного набора кубиков по карточкам – схемам («Дом», «Ёлочка», «Фонарик», «Цветок», «Бабочка», «Лесенка», «Лодка», «Золотая рыбка»).

Задание № 2: Придумайте сказку. Составьте предложение с учётом того образа, что у вас получились. Прислушивайтесь при этом друг к другу, чтобы уловить сюжет сказки.

Например: «Сказка про золотую рыбку» (зачитать и показать сказку родителям)

Жили – были 7 принцесс. У них был большой и уютный ДОМ и огромная мечта – подержать в руках ЗОЛОТУЮ РЫБКУ. И вот однажды они отправились на поиски своей мечты. Их путь лежал через густой и тёмный ЛЕС. Каждая принцесса зажгла свой ФОНАРИК, чтобы не сбиться с пути…и уже через несколько минут они оказались на красивой ЦВЕТОЧНОЙ поляне, где под лучами солнца порхали разноцветные БАБОЧКИ. Спуститься вниз к реке им помогла волшебная ЛЕСЕНКА. Они сели в ЛОДКУ и поплыли. Принцессы настолько залюбовались красотой окружающей природы, что не заметили, как к лодке подплыла ЗОЛОТАЯ РЫБКА. Все принцессы загадали желание и отпустили рыбку домой. И стали жить они долго и счастливо!

Играя, таким образом, дети научатся понимать схемы, распознавать реальные предметы в абстрактных рисунках, придумывать сюжет сказки, рассказа, научатся развивать сюжет, использовать в речи разные виды предложений.

2.3. Представление результатов работы группы родителей.

Рассказ и демонстрация сказки.

3. Рефлексия, заключительное слово.

Итак, уважаемые родители, благодарю вас за участие, хочу узнать понравилась ли вам представленная развивающая игра, возьмете ли вы что-то для себя в воспитании своего ребенка?

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта на Городском Методическом объединении. Тема «Развивающие игры Воскобовича в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

Представление опыта на Городском Методическом объединении.Тема «Развивающие игры Воскобовича в работе с детьми младшего дошкольного возраста»Я сегодня постараюсь рассказать вам об уникальн...

Мастер-класс. «Использование конструктора Morphun «ПРОектирование - Радуга» в образовательной работе с детьми младшего дошкольного возраста».

laquo;Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев».В. А. СухомлинскийЦель: повышение профессионального мастерства педагогов по использованию конструктора Morphun ...

Мой успешный Проект «Развивающие игры Воскобовича в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

Тема «Развивающие игры Воскобовича в работе с детьми младшего дошкольного возраста»Актуальность:В настоящее время актуальность игровой деятельности повышается из-за перенасыщенности соврем...

Тема: «Развивающие игры Воскобовича в работе с детьми младшего дошкольного возраста».

В настоящее время актуальность игровой деятельности повышается из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но ...

Мастер-класс по использованию игровой ширмы по ПДД в работе с детьми младшего дошкольного возраста

В младшей  группе для обогащения и развития ППРС была создана игровая ширма по ПДД и сшиты чехлы на стулья «Машины специального назначения». Данные  пособия  привлекает дете...