Консультация "Развиваем пальчики - улучшаем речь"
консультация (младшая группа)

Людмила Владимировна Шаповалова

Отставание в развитии моторики чаще всего сопровождается отставанием в развитии интеллекта и речи. Родители детей обязательно должны знать о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_palchiki_-_uluchshaem_rech.docx14.56 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Развиваем пальчики – улучшаем речь»

                                             «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

                                                                                                В.А.Сухомлинский

Часто у детей дошкольного возраста возникают проблемы, которые связаны с координацией движений. Отставание в развитии моторики чаще всего сопровождается отставанием в развитии интеллекта и речи. Родители детей обязательно должны знать о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М.Кольцов отмечал, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие движений пальцев отстает (ребёнок неправильно держит ложку, ему трудно управляться с карандашом, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной.

Провести можно дома эксперимент. Если четырёхлетний ребёнок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая её, следовательно, у него отстаёт в развитии мелкая мускулатура. После пяти лет дети могут изобразить движения «ладонь-кулак-ребро». Если затрудняются, то это говорит об определённых нарушениях. Обнаружив отставания у ребёнка, не расстраивайтесь, но и не оставляйте всё как есть, думая, что со временем ваш ребёнок догонит ровесников. Это ошибочная позиция. Ему нужна ваша помощь. Займитесь пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.

Для развития мелкой моторики полезны:

- различные виды мозаик;

- пористые губки, резиновые мячи с выпуклой поверхностью, резиновые эспандеры;

- разнообразные конструкторы;

- цветные клубочки ниток;

- набор мелких игрушек для развития тактильного восприятия;

- набор верёвочек разной толщины для завязывания и развязывания узлов и плетения «косичек»;

- деревянные (пластмассовые) палочки для выкладывания узоров;

- семена, мелкие орешки, крупа, бисер, разноцветные пуговицы для выкладывания узоров;

- пластилин;

- игры с бумагой;

- ручки, фломастеры, карандаши;

- разнообразный природный материал.

Игры с карандашами

Цель: развитие внимания, слухо-моторной координации, формирование двигательной активности и гибкости пальцев.

Оборудование: карандаш простой неотточенный с гранёной поверхностью.

Ход игры: карандаш зажимаем между ладонями и потрём. Слушаем как он шумит. Пошумите возле правого уха, возле левого.

Варианты движений с карандашом

1. Массаж карандашом каждого пальца, ладони в отдельности, то есть левая рука лежит на столе, а правая катает карандаш по ней и наоборот.

2. Поставить локти на стол, взять карандаш за концы тремя пальцами левой и тремя пальцами правой руки и покрутить его вперёд и назад.

3. «Ножницы». Поставить локти на стол, зафиксировать два карандаша между пальцами: один карандаш держится указательными пальцами обеих рук, другой средними. Надо соединять пальцы рук, имитируя движения ножниц, при этом стараться не уронить карандаши.

Игра Гномы и сокровища»

Цель: развитие мелкой моторики, точности движения пальцев.

Оборудование: контейнер с песком, бусины, нить капроновая, салфетка, поднос.

Ход игры: вспоминаем сказку «Белоснежка и семь гномов». Давайте поможем гномам и отправимся в пещеру, где они работают. В песке спрятаны бусины (контейнере с песком), надо их найти и нанизать на нитку. По окончанию игры подводится итог.

Варианты игры:

Искать сокровища можно не только в песке, но и в гречневой крупе, горохе, пшене и т.д.

Игра «Помоги Золушке»

Цель: развитие мышц рук и пальцев, формирование навыков зрительного контроля.

Оборудование: лист фольги любого размера.

Ход игры: поможем Золушке постирать и погладить платочки. Мнём лист фольги двумя руками, превращаем его в комок. Скомканный лист разглаживаем, пользуясь пальцами обеих рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развиваем пальчики – улучшаем речь.

Родители детей дошкольного возраста обязательно должны знать о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М.Кольцов отмечал, что кисть р...

Развиваем пальчики улучшаем речь.

Влияние мелкой моторики на речь детей....

Развиваем пальчики - улучшаем речь

Решающее значение играет мелкая моторика для речевой функции?......

Мастер класс «Развиваем пальчики - улучшаем речь»

Мастер класс «Развиваем пальчики - улучшаем речь» Цель. Повышение компетентности родителей по использованию разных приемов и способов развития мелкой моторики руки у детей дош...

Мастер класс «Развиваем пальчики - улучшаем речь»

Мастер-класс для детей и их родителей«Развиваем пальчики - улучшаем речь»на тему «Гостинцы для лесного жителя»Цель. Повышение компетентности родителей по использованию разных приемов и спосо...

«Развиваем пальчики – улучшаем речь»

Консультация для родителей...