Проект: "Организация и проведение исследовательской деятельности в ДОУ как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста"
проект (старшая группа)

Манакова Ольга Павловна

Продолжительность проекта: октябрь – декабрь  ( 2019 у.г.)

Вид проекта - практико-ориентированный

Участники проекта - воспитанники старшего дошкольного возраста 5-6 лет; воспитатели; родители.

Актуальность проекта

     В связи с введением ФГОС одним из приоритетных и наиболее эффективных средств обучения и воспитания детей становится метод исследования. Он позволяет в полной мере обеспечивать развитие субъектов деятельности и инновационных процессов.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 16_fevralya_proekt_manakova.docx29.31 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Организация и проведение  исследовательской деятельности в ДОУ как средство развития познавательной активности  детей дошкольного возраста»

Паспорт проекта

Продолжительность проекта: октябрь – декабрь  ( 2019 у.г.)

Вид проекта - практико-ориентированный

Участники проекта - воспитанники старшего дошкольного возраста 5-6 лет; воспитатели; родители.

Актуальность проекта

     В связи с введением ФГОС одним из приоритетных и наиболее эффективных средств обучения и воспитания детей становится метод исследования. Он позволяет в полной мере обеспечивать развитие субъектов деятельности и инновационных процессов.  Любому обществу нужны одаренные люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.

    Главная задача семьи и педагогов ДОУ состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

   Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Маленький ребенок, начинающий ползать или ходить все тащит в рот, чтобы попробовать на зуб, т.е. он занимается исследовательской деятельностью. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянные стремления наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

   Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность проявить себя в различных видах деятельности, внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в группе.

  В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.

   Обязательные составляющие проекта - детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество детей и взрослых

Преимущества исследовательского метода в  воспитательно-образовательном  процессе:

  •  является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей;
  • повышает качество образовательного процесса;
  • служит развитию творческого мышления.
  • способствует повышению компетентности педагогов.

Предлагаемый проект представляет систему образовательной деятельности  с детьми старшего дошкольного возраста направленную на развитие познавательно – исследовательских навыков детей дошкольного возраста.

Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, через исследовательскую деятельность.

Задачи:

  • развивать познавательные способности, творческое мышление и воображение, речь;
  • формировать предпосылки для поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • развить желание участвовать в процессе совместной исследовательской деятельности;
  •  приобщать родителей к творческой работе совместно с детьми
  • Продукт проекта:

Презентация для родителей «Мы познаем мир»

Содержание реализации проекта

Для реализации проекта использовала следующие формы работы по проектной деятельности:

  • организованная образовательная деятельность;
  • совместная деятельность воспитателя с ребенком;
  • самостоятельная деятельность детей;
  •  развлечения;
  • наблюдения в природе;
  • рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий;
  • беседы по теме эксперимента;
  • целевые прогулки; экскурсии.

 Этапы  реализация проекта: 3 этапа

1-й этап: подготовительный (анкетирование, диагностика).

2-й этап: практический (реализация намеченных планов).

3-й этап: заключительный (подведение итогов).

п/п

Формы работы

Содержание

Сроки

Ответственные

I этап –  подготовительный этап 

1

1. Анализ научной и методической литературы.

2. Проведение диагностики познавательных способностей детей

3. Разработка перспективного планирования с детьми.

4. Организация предметно – развивающей среды.

 Определение актуальности, проблемы, цели.

 Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме «Проектно-исследовательская деятельность для дошкольников».

Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов

Создание условий для экспериментально-исследовательской деятельности детей

Сентябрь

2019г.

Воспитатели

II этап -  основной

2

1. Реализация перспективного плана работы с детьми с учетом интеграции образовательных областей.

 

Сотрудничество с родителями.

1. Организация мини-лаборатория «Мы исследователи»

2. Работа с детьми:

образовательные ситуации, опыты, эксперименты, экспериментирование на прогулке, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная деятельность.

 Дидактические игры, подвижные игры, труд в природе , чтение художественной литературы, беседы, просмотр видеопрезентаций, мультфильмов, исследовательский проект

3.Привлечение родителей к совместной проектной деятельности.

- Анкетирование родителей на тему «Как вы относитесь к опытам и экспериментам ваших детей?»

- Консультация « Влияние организации исследовательской деятельности на развитие устойчивого познавательного интереса дошкольника»

- Родительское собрание « Опыт – путь к саморазвитию!»

-Буклет «Экспериментируем дома».

- Фотоколлаж « Мы – исследователи»

- Презентация «Мы познаем мир»

Октябрь 2019.

Воспитатели

III этап - заключительный

3.

1.Сравнительный результат анализов

2. Перспективы

1. Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты мониторинга на конец эксперимента

2. Провести анализ полученных результатов.

 Определить эффективность проведённой работы

 Обобщение результатов инновационной деятельности на педагогических советах, размещение на сайтах.

декабрь

2019г.

Воспитатели

Механизм реализации проекта.

Перспективный план работы  с детьми подготовительной группы

Месяц

Тема экспериментальной деятельности

Цели

Октябрь

1 неделя

«Путешествие в лабораторию»

Продолжить знакомить с понятием «наука», о способе познания мира–эксперимента, назначении детской лаборатории.

Октябрь

2 неделя

«Вода – растворитель. Очищение воды»

Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о правилах поведения при работе с различными веществами.

Октябрь

3 неделя

«Где вода

Выявить, что песок, соль и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.

Октябрь

4 неделя

«Солевая история»

Изучение особенностей соли, её свойств и качеств, влиянии на здоровье и способов ее применения.

Ноябрь

1 неделя

«Почему снежинка тает на ладоне?»

Выявить, что снежинка – состоит из кристаллов льда, плавает, тает,  на ладоне тает и превращается вводу

Ноябрь

2 неделя

«Камень»

Цель: познакомить детей с видами камней, где их добывают, что из них делают. Опыт с камнем пемзой и галькой.

Ноябрь

 3 неделя

«Песок»

 Познакомить детей с песком разного цвета, объяснить, почему он такой, из чего состоит песок, где его используют.

Опыт с песком.

Цель: дать понять, что песок сыпучий, из сырого песка можно строить постройки, но они непрочные. На песке можно рисовать.

Ноябрь

4 неделя

«Удивительный фонтан»

Эксперимент: Как заставить воду подниматься?

Цель: как с помощью подручного материала можно самим сделать фонтан?

Декабрь

1 неделя

«Радуга»

Познакомить детей со свойством света, превращающийся в радужный спектр, расширять представление детей о смешении цветов

Декабрь

2 неделя

 «Мыльная сказка»

Игры с мыльными пузырями

Выявить свойства и форму мыльных пузырей, упражнять в изготовлении мыльных пузырей.

Декабрь 3-4неделя

Диагностирование детей

Работа с родителями

Месяц

Формы работы

Октябрь

Анкетирование родителей.

Цель: выявить отношение родителей к  опытам и экспериментам дошколят.

Привлечение родителей в создании исследовательского центра «Мы исследователи»

Октябрь

Консультации «Влияние развития»

Октябрь

Родительское собрание « Опыт – путь к саморазвитию!»

Совместная работа родителей и детей по изготовлению кристаллов из соли.

Ноябрь

Буклет «Экспериментируем дома». Цель: познакомить родителей с играми – экспериментами, которые они могут провести дома вместе с детьми.

Ноябрь

Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми.

Ноябрь

Консультации  «Роль совместного творчества в семье»

Декабрь

Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

Декабрь

Выставка проектных продуктов

Фотоколлаж.

Презентация «Мы познаем мир»

   Таким образом, использованные мною в работе с детьми дидактические  игры, упражнения, методики, эксперименты позволили детям улучшить показатели познавательно – исследовательской деятельности,  а так же оказали положительное воздействие на развитие интеллектуально -  творческого потенциала личности

    Сравнив результаты проведенной диагностики с целью определения уровня развитие познавательно-исследовательской деятельности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, через проектную деятельность у детей старшей группы была выявлена положительная динамика.

Ожидаемые результаты.

Дети:

  • проявляют устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
  • самостоятельно планируют предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями;
  • проявляют инициативу и творчество в решении поставленных задач;
  • в диалоге с взрослыми поясняют ход деятельности, делает выводы;

Воспитатель

  • создание необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности;
  • чёткость, компактность, большая информативность учебного материала;
  • внедрение инновационных технологий, современных форм и методов работы с детьми;

Родители:

  • вовлечение в реализацию проекта, помощь в создании уголков экспериментирования, предметов, необходимых для проведения исследовательской деятельности

Резюме:

       Используя в своей работе организацию и проведение исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, пришла к выводу, что  обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.

      Целью педагогического проекта являлось развитие познавательной активности старших дошкольников через исследовательскую деятельность. По результатам проведенного обследования выявлено, что  дети  проявляют интерес к экспериментированию, познавательной активности  к миру живой и неживой природы.

Методическое обеспечение

  1. Боровлева А.В. Проектный метод – как средство повышения качества образования / А.В. Боровлева // Управление ДОУ. – 2010. - №7.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Н.Е Веракса, А.Н.Веракса. – М.: Мозаика- Синтез, 2008. – 112 с.
  3. Давыдова О.И. Проекты в работе с семьей. Библиотека журнала «Управление ДОУ» М.2012 г.-120 с.
  4. Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду:  родители и дети. М.А Захарова, Е.В. Костина. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 64 с.
  5. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. /Л.Д. Морозова//  Ребенок в детском саду. – 2010 №2 – С.7
  6. Педагогическое проектирование - ресурс развития дошкольного образования: Сборник / Отв. Г.Н. Масич. – Красноярск: КИМЦ, 2010. – 78 с.
  7.  Патронова И. Проектный метод/И. Патронова // Дошкольное воспитание.- 2012 №3 – С.81
  8.  Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б. Зуйкова. - М.: АРКТИ, 2014. –96 с.
  9. Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность, как средство развития детей и взрослых // Развитие личности.2013№ 1
  10. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2010.
  11. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2010. (Дошкольное воспитание и развитие).
  12. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 2011.
  13. Захарова М.А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. Издательство: Школьная пресса, 2010 г.
  14. Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2011.
  15. Маханёва, М.Д. Самообразование педагогов / М.Д. Маханёва // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2008. - № 1.
  16. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом - природа» блок занятий «песок, глина, камни». карапуз - дидактика Москва 2013.
  17. Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении.// методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2010.
  18. Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ: программ - метод. обеспечение: пособие для рук. и адм. работников / И.А. Урмина, Т.А. Данилина. – М.: Линка-Пресс, 2015.
  19. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2015, №4.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

«Методика организации экспериментальной деятельности в детском саду»     Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от чело...

«Поисково-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Введение Прежде чем давать знания,надо научить думать,воспринимать, на­блюдать.В. Сухомлинский          С самого рождения ребенок является первооткрыв...

проект «Поисково-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Введение Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, на¬блюдать. В. Сухомлинский С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. ...

Педагогический проект «Проектно – исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Предлагаемый проект представляет педагогическую работу с детьми старшего дошкольного возраста.Целью: изучение влияния проектной деятельности на развитие познавательной активности детей старшего дошкол...

«Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

В мировой практике идет поиск активизации процесса развития творческих, исследовательских способностей на всех ступенях образования. В этом плане особый интерес представляет дошкольный возраст. Это то...

Памятка для родителей "Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста"

Памятка для родителей с целью ознакомления с исследовательской деятельностью детей в ДОУ, ее роль и формы...

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...