Методические рекомендации
методическая разработка

Зинюхина Виолетта Юрьевна

Методические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики рук 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_dlya_roditeley.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    «Источники способностей и дарования детей –

на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие ручейки, которые питают источник

творческой мысли». В.А.Сухомлинский                                                                                                                                  Речь является важнейшей психической функцией человека. Хорошая речь –

это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речь

способствует социальному контакту между людьми. Благодаря речи

развиваются высшие формы деятельности. Правильная и богатая речь

ребенка, дает ему возможность высказывать свои мысли, лучше познавать

окружающую действительность, полноценно строить взаимоотношения с

детьми и взрослыми. Развитие речи – это основной показатель развития

детей и главное условие успешной организации разнообразной детской

деятельности.                                                                                                                         В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.

Общеизвестно, что уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и развитие речи. Поэтому чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики рук, тем больший положительный эффект она оказывает на формирование детской речи.                                                                 Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторики руки можно разделить на три составляющие: 1)пальчиковая гимнастика; 2)отработка элементарных графических навыков;3)упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов.                                                                                          Графические упражнения.                                                                                           Большое значение для «постановки руки» имеет развитие графической моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша. Трафареты на разную тематику: овощи, фрукты, посуда, одежда, животные и т. д. Для штрихования используются книжки для раскрашивания. Однако следует помнить, что эти упражнения представляют собой значительную нагрузку на зрение и их продолжительность должна быть не более 5-7 минут.         Пальчиковые игры

Пальчиковая гимнастика начинается с разминки пальцев рук – сжимания

в кулак и разжимания пальцев. Для этого упражнения можно использовать

резиновые кольца, игрушки. Затем следуют упражнения на расслабление

пальцев и кистей рук.   В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых,

активизируют моторику рук, тем самым вырабатывается ловкость, умение

управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде

деятельности. «Пальчиковые игры» могут быть инсценировкой каких-либо

рифмованных историй при помощи пальцев, история существования этих игр

исчисляется столетиями. Некоторые игры требуют участия обеих рук, что

дает возможность детям учиться ориентироваться в понятиях «вправо»,  «

влево», «вверх», « вниз», «над», «под» и т.п.                                                          В следующих упражнениях нужно соотносить слова с действиями

пальцев (поочередно то сгибая, то разгибая по одному) Все пальцы согнуты,

кроме большого , к нему обращено стихотворение:                                                         « Засолка капусты »

Мы капусту рубим, (резкие движения прямыми кистями вниз и вверх)

Мы морковку трѐм. (пальцы обеих рук сжаты в кулаки, движение кулаков к

себе и от себя).

Мы капусту солим, (движение пальцев, имитирующее посыпание из щепотки).                                                                                                                         Мы капусту жмѐм. (интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки).              Работа по развитию движений пальцев рук с использованием предметов.           Совершенствованию моторики содействуют специальные упражнения с предметами (лото, мозаика, складывание пазлов, выкладывание фигур).              Постепенно уменьшая размеры предметов, можно добиться

большей точности движений, улучшения координации движений пальцев

рук. Мозаика, конструктор, разрезные картинки – бесценный материал для

развития внимания, мышления ребенка – способствуют и интенсивному

развитию движений пальцев рук. Рекомендуются следующие упражнения:

- работа с конструктором (от кубиков и деталей крупных размеров перейдите

к более мелким кубикам, а также к простейшим конструкторам из

пластмассы, дерева. Научите ребенка соединять две детали простым

способом: сложить, свинтить и т.п.) ;                                                                      - берѐтся карточка, в которой в определенной последовательности сделаны

отверстия, нужно: (а/ протянуть нитку последовательно через все отверстия,

б/протянуть нитку, пропуская одну дырочку, в/выполнить обычную

шнуровку, как в ботинке и т.д.)                                                                 Комплекс мер, способствующих развитию тонких движений рук.                Родители должны организовать всю жизнь ребенка таким образом, чтобы

в его повседневной деятельности развивались точность движений руки,

ловкость пальцев, сила кисти, т.е. качества, которые будут необходимы для

успешного обучения письму.  Таким образом, пальчиковые игры, театрализованные игры, игры с пальчиками, игры со шнуровками, мозаиками – все это способствует развитию мелкой моторики рук и повышению умственной деятельности ребенка, психических процессов (внимание, память), развивает речевые способности детей и коммуникабельность.        Все выше перечисленные

методические рекомендации по развитию мелкой моторики помогут

родителям быстрее достичь желаемых результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Методическая разработка.Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников.

Данные методические рекомендации помогут воспитателям и музыкальным руководителям в развитии музыкальных способностей детей....

Методическая разработка по теме: "Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по ИЗО-деятельности"

Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень ва...

Методическая разработка. Методические рекомендации для родителей "Сенсорное воспитание в дошкольном возрасте"

Насколько важно сенсорное воспитание в дошкольном возрасте? Самым первым источником познания окружающего мира, для малыша, являются ощущения, т.е. он начинаем узнавать мир во всем его многообразии, с ...

Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации

Методический материал содержит рекомендации  по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми  3-4 лет. Раскрываю...