Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада.
материал

Подрешетникова Светлана Михайловна

укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства речевого воздействия на дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_detey_v_usloviyah_semi_i_detskogo_sada.docx15.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада.»

Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка.

В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым.

Систематическая и целенаправленная помощь семьи ребенку по развитию речи в сочетании с адекватным использованием рекомендаций педагогов и специалистов детского сада на различных этапах обучения способствует более эффективному формированию речи дошкольника.

Принимая во внимание актуальность данного вопроса, мной был разработан День заботливых родителей по данной теме.

Цель – укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства речевого воздействия на дошкольников.

Данная форма позволяет провести несколько форм работы: мастер –класс, тренинг, круглый стол, педагогическая площадка, выставка и др.

Мастер – класс для родителей «Играя развиваем речь детей».

Воспитатель: Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. На помощь в становлении речи могут приходить традиционные игры. Развитие речи в игровой деятельности естественно. Через игру ребенок познает мир и перерабатывает полученный жизненный опыт.

Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка.

Развитие речи дошкольников в игре – это еще и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.

Сейчас мы с вами поиграем в эти игры:

«ЦЕПОЧКА СЛОВ».

Цель: обогащение словаря прилагательных.

Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов – существительных и прилагательных – объединенных каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов – переходов.

Например, исходное слово «кошка». Вы задаете вопрос:

Воспитатель: Кошка бывает какая?

Родитель: Пушистая, ласковая, разноцветная…

Воспитатель: Что еще бывает разноцветным?

Родитель: Радуга, платье, телевизор…

Воспитатель: Каким еще может быть платье?

Родитель: Шелковым, новым, прямым…

Воспитатель: Что еще может быть прямым?

Родитель: Линия, дорога, взгляд… и т.д.

«СЕМЕЙНАЯ ОЛИМПИАДА»

Цель- уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.

В эту игру интереснее играть всей семьей, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребенка к таким играм.

Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов – признаков, отвечающих на вопросы: «какой?, какая?, какое?, какие?». Например: трава (какая она?) – зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная… Побеждает тот, кто назовет последним слово – признак.

«НАЙДИ ПО ЦВЕТУ»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.

Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребенок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:

Красное – яблоко, кресло, платье.

Желтая – репа, краска, сумка.

Синий – василек, баклажан, карандаш.

«ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНО СЛОВО»

Цель: развитие мышления, речевого внимания.

Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребенку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

Весной дует…(жаркий, теплый, знойный) ветер.

На лугу распустились…(зеленые, синие, красные) маки.

Мама взяла в лес…(сумку, пакет, корзинку).

Дед Мороз приходит в гости…(осенью, весной, зимой).

Собака живет…(в лесу, в конуре, в берлоге).

Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).

«СКАЖИ НАОБОРОТ»

Цель: расширение словаря антонимов.

Для этой игры понадобится мяч.

Бросаем мяч ребенку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают все наоборот. Я бросаю тебе мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот – светло.

ДРУГ…ВРАГ

ДЕНЬ…НОЧЬ

РАДОСТЬ…ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)

ЖАРА…ХОЛОД

ЗЛО… ДОБРО

ПРАВДА…ЛОЖЬ

ХОРОШО…ПЛОХО

ТЯЖЕЛО…ЛЕГКО

ВЫСОКО…НИЗКО

МОЖНО…НЕЛЬЗЯ

ТРУДНО…ЛЕГКО

БЫСТРО…МЕДЛЕННО

ГОВОРИТЬ…МОЛЧАТЬ

ПОКУПАТЬ…ПРОДАВАТЬ

ПОДНИМАТЬ…ОПУСКАТЬ

БРОСАТЬ…ПОДНИМАТЬ

ПРЯТАТЬ…ИСКАТЬ

ЗАЖИГАТЬ…ТУШИТЬ.

В конце мастер –класса воспитатель вручает всем присутствующим родителям памятки «Играем всей семьей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая неделя "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

Методическая неделя, как одна из форм методической работы, позволяет систематизировать знания педагогов по данной теме и делиться накопленным опытом работы....

Родительское собрание во второй младшей группе: " Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

Знакомство родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; проанализировать речевое развитие детей группы; знакомство с речевыми играми, в которые полезно играть с реб...

Родительское собрание во 2 младшей группе"Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

Собрание  во 2 младшей группе проходит  в форме  семинара - практикума...

Конспект родительского собрания «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Развитие речи в дошкольном возрасте - основа, фундамент для ребёнка...

Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада

Игровые формы занятий с детьми по развитию речи...

Проектная деятельность в старше-подготовительной группе на тему: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семе...