Картотека консультаций для родителей «Социально - эмоциональное развитие дошкольников»
консультация (средняя группа)

информация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 33»

(МБДОУ «Детский сад № 33»)

                                                 

Картотека консультаций для родителей

«Социально - эмоциональное развитие дошкольников»

  Подготовила: Сатанина Л.А

Ачинск

 

    Тема № 1

О проблеме социально - эмоционального развития дошкольников

         В процессе педагогической диагностики и наблюдения за воспитанниками ДОО в детских видах деятельности, обнаруживается, что дети не умеют общаться друг с другом, уважительно относиться друг к другу, договариваться, принимать совместные решения, осуществлять совместную деятельность.

      Социальное развитие личности дошкольников осуществляется в деятельности, и в ней растущий человек проходит путь от саморазличения, самовосприятия через самоутверждение к самоопределению, социально ответственному поведению и самореализации, поэтому особое внимание следует уделиять организации совместной партнерской деятельности детей.

 Во-первых, необходимо обеспечить условия «для пространственного и временного соприсутствия детей, создающего возможности непосредственного личного контакта между ними в плане обмена действиями и обмена информацией». Для этого продумывается организация детей для совместного общения и взаимодействия в заданном пространстве (зал, участок, группа). Например: разложить маты в физкультурном зале, подмести веранду; расширяется содержание совместной деятельности (предметная, трудовая, познавательная, художественная, речевая, музыкальная и т. п.); дети привлекаются к участию в совместной деятельности, которая предполагает естественный переход от самостоятельной детской деятельности к мотивированной совместной деятельности с педагогом (главное — добровольное участие детей с постепенным подключением или наблюдением со стороны); обеспечивается наличие достаточного (количество, вариативность) материала (вдруг участие примет вся группа) и продумывается его размещение (для включения каждого ребенка) с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей. Например, приобретение трудового инвентаря.

   Во-вторых, следует отметить общую цель, отвечающую запросам и интересам всех детей группы, предвосхищающую результат, опыт общения, интересы и способы реализации потребностей каждого из участников. Дети с удовольствием участвуют в инсценировках стихов, песен, сказок, рассказов. Можно ввести следующие правила: уважительно относится друг к другу, договариваться, вместе распределять роли, слушать и принимать советы сверстников и взрослых, делиться друг с другом игрушками, информацией, оказывать помощь друг другу, радоваться успехам других детей.

   Возможно использование проблемных ситуаций, в которых детям приходется сотрудничать: одна коробка карандашей, один лист бумаги, одна книга, один конструктор. И снова правило: каждый день кто-то из детей группы становится «королем (королевой) группы  и принимает решения для пользы всего детского коллектива. В конце дня дети отмечают, понравился или не понравился им король и почему.

  Каждый день детям даются поручения, которые требуют объединения детей в пары, тройки, пятерки. Ответственность за результат несут все вместе. В процессе подобной работы дети учатся расширять и объединять сюжеты сюжетно-ролевых игр, формировать ролевое взаимодействие, ролевые диалоги.Для каждого ребенка группы создается ситуация успеха, через рассказы о хорошем, что есть в каждом из них, использование игр типа «Похвали своего друга», «Похвали себя».

      Кроме того, создаются условия для формирования коллектива родителей: семьям предлагается поучаствовать в конкурсах, в организации детских праздников. Родители воспитанников привлекаются к участию в праздниках, досугах, где транслируется позитивный образ их ребенка.

Тема № 2

               Социально-личностное развитие дошкольников

 Большинство родителей спят и видят, что их чадо вырастет незаурядной личностью. Именно поэтому они стремятся обнаружить и развить у ребенка способности, которые помогут ему реализовать себя.

 
        На начальном этапе, чтобы понять к чему расположен ребенок, стоит дать ему возможность попробовать себя на различных направлениях деятельности, а не зацикливаться на чем-то одном. Очень часто родители одержимы идеей фикс, что ребенок должен заниматься тем, что выбрали они, тем самым лишая его выбора.

Положительные стороны.

      Этот вид деятельности помогает не только отыскать в вашем отпрыске скрытые таланты, но и сформировать из него личность способную на собственное мнение, крепкий характер и целеустремленность.  И кто знает, может нынешнее увлечение в будущем станет делом всей жизни. А если по пунктам, то дошкольное образование это:
1). Способ обогатить жизнь. Здорово, если у ребенка помимо рутинных занятий по школьной программе есть увлечение, которое делает его жизнь более насыщенной и яркой.

2). Поиск жизненного призвания. Вы заметили, что ваш ребенок упорнее остальных сверстников занимается в кружке или секции? Не удивляйтесь. Возможно, ваше чадо нашло призвание, которое наполняет его жизнь смыслом, а за ним стоит выбор будущей профессии и главного дела жизни.

3). Общение. Любые совместные занятия способствуют приобретению новых знакомств и общение с интересными людьми. И может случиться так, что дружба, завязанная во время внешкольного образования, продлиться всю жизнь. 

4). Формирование характера. В какой бы кружок или секцию ребенок не записался, занятия в них будут способствовать развитию его характера, он станет более уверенным в себе, целеустремленным, способным к самоорганизации и преодолению трудностей.

5). Развитие способностей. Если ребенок не наделен выдающимися способностями, но имеет огромное желание развиваться, что ж, многие люди достигли своих успехов, опираясь больше на трудолюбие и упорство, чем на врожденные таланты.

И даже если увлечение не станет профессией, польза от него меньше не становится. 

6). Развитие уверенности в себе. У ребенка невысокие оценки в школе, тем более ему будет полезно внешкольное образование. Добиваясь успехов в каком-то деле, он осознает, что нет ничего невозможного, стоит лишь приложить усилия. Понимание этого, станет первым шагом к личным достижениям.

 

Тема № 3           

Отношения дошкольника со сверстниками

   В дошкольном возрасте отношения ребенка с его сверстниками постоянно меняются. Это обусловлено тем, что с каждым годом у ребенка разнятся ценности и приоритеты. Рассмотрим подробнее каждый из этапов.

     В возрасте от 3 до 4 лет для ребенка важна игра. Он хочет лишь, чтобы его сверстники присоединились к игре вместе с ним, таким образом, здесь важна лишь эмоциональная поддержка. Кроме того, общение дошкольников, а также их настрой довольно часто ситуативные, то есть, зависят от конкретной ситуации. Поэтому часто можно наблюдать ситуацию, когда только что дети мирно играли друг с другом, а через минуту уже дерутся.

      Примерно с четырех лет и до шести отношения ребенка к сверстникам меняется. Здесь уже доминирует распределение ролей в играх и сотрудничество. Например, начиная играть в какую-то игру, малыши уже согласовывают свои действия для того, чтобы добиться хорошего результата. Это уже называется сотрудничеством.

Приблизительно с пяти лет у дошкольников начинается переломный момент, с этого возраста они начинают конкурировать между собой. Успехи и популярность сверстников воспринимаются с завистью и злостью, на этом фоне могут появиться такие качества, как хвастовство, ябедничество и т.п. Если с ребенком работать и пресекать это, то через время такие негативные черты характера пройдут.

  Где-то в шесть лет психология дошкольника снова меняется: частенько ребенок хочет помочь сверстнику, сопереживает с ним, интересуется его жизнью. Здесь уже идет восприятие друга как личность, а не как конкурента.

Конечно, не всегда развитие дошкольников идет по такому возрастному плану, все дети разные и имеют свои особенности. Если ребенок живет не в благополучной семье или с ним не занимаются, нет ничего удивительного в том, что в его характере преобладают такие качества, как заносчивость, обидчивость, повышенная агрессивность или низкая самооценка. С такими детьми очень важно работать, окружать вниманием и заботой.

Тема № 4

                   

Развитие чувства юмора у дошкольников                              

   Маленькие дети улыбаются и смеются, но юмора ситуаций, комического — не понимают. Их надо этому учить. Ребенку год — и вот он уже понимает комическое. Например, если мама пытается нарядить куклу: брюки на руки, а рубашку — на ноги, то ребенку УЖЕ смешно, потому что произошло нарушение «правильного» порядка течения жизни.

   Чтобы ваш малыш сделал первые шаги в развитии чувства юмора, иногда специально нарушайте установленные порядки: на глазах у ребенка наденьте брюки задом наперед и сделайте вид, что будете ходить теперь, только пятясь. Примерьте на руки ботинки и «задумайтесь» вслух о том, что как-то что-то не так… Зимой, надев пальто, «забудьте» на ногах тапочки.

 Дети очень чувствительны к тому, что над ними смеются. Они часто бывают обидчивы, поэтому не надо специально их высмеивать. Намного проще «подставиться» таким вот образом и показать, как надо смеяться над собой. Тогда в дальнейшей жизни ребенку будет намного легче переносить смешки окружающих — он всегда будет знать, что любую смешную ситуацию можно свести к клоунскому поклону.

  Дурачьтесь почаще. Сделайте вид, что вы что-то уронили, а потом поскользнулись. Размахивайте руками, удерживая равновесие, эмоционально ахайте, когда крен стал опасным, выгибайтесь, пытаясь удержаться. У вас есть кошка? Собака? Рыбки? По-пробуйте назвать домашнего любимца чужой кличкой. Кошку и собаку это не обманет (они ориентируются по интонациям, тону голоса), а вот ребенок будет веселиться и хохотать. Попробуйте обсуждать вслух с рыбками философские вопросы или тонкости дневного меню. Делайте вид, что они вам отвечают, и глубокомысленно поддакивайте.  Купите упаковку бумажных одноразовых тарелок, возьмите канцелярский нож или ножницы, фломастеры или краски, резинку для одежды или палочки для мороженого. Сделайте вырезы для глаз (рта, носа — если надо), разрисуйте «лицо», добавьте разные заметные детали: брежневские брови, чапаевские усы, рыжие волосы, смешные очки, выпученные глаза (выпадающие, на спиралях, кошачьи, в виде паутины, с ресницами из бахромы и т.п.), веснушки, бороду, испанские усики, родинки, морщины, отвисший нос, нос крючком или картошкой, пухлые или узкие губы, решительный подбородок квадратной формы, смешные бакенбарды — словом, все, что придет в голову. Приклейте снизу палочку для мороженого в качестве держателя или прикрепите по бокам кусок одежной резинки по размеру головы. Не обязательно делать именно лицо или морду животного — запросто можно нарисовать дом или цветок. Говорящий цветок, ха-ха! Вам, может быть, и не смешно, но юмор развивается-то не у вас. Если ребенку нравятся игры с переодеваниями, дополните костюмы другими деталями — из бумажного пакета большого размера можно делать «туловища» (прорезать отверстия для головы и рук, раскрасить, прилепить хвост или другие совершенно необходимые элементы: обрывки шкуры, листья вокруг талии, ложноножки и псевдоподии, роговые наросты динозавров и т.п.). Не забудьте сфотографироваться в таких «нарядах». Еще смешнее в них двигаться — придумывать танец или просто позировать посмешнее: взять в руки хвост и покрутить им, сделать незаинтересованный или мечтательный вид. Можно ничего не делать, а просто купить большой недорогой набор декоративной легкосмываемой косметики и дать его ребенку на полное разграбление. Не забудьте сфотографировать его первые опыты с раскрашиванием себя — это незабываемо.

     Для детей важен глуповатый юмор. Не стесняйтесь и не ужасайтесь, это тоже сфера жизни, и ее можно обыграть. Дурачьтесь — это придаст сил и веселья и вам, и ребенку. Попробуйте искать хорошо знакомые предметы в совершенно неподходящих местах (очки — в холодильнике, тапочки — в мойке для посуды). Рассказывайте ребенку смешное, обращайте внимание на улице на смешные вывески и забавные совпадения. Иронизируйте, но не забудьте для начала объяснить, что такое ирония — дети не понимают ее природы. После иронии — время сарказма, будьте с ним осторожнее, поскольку саркастические нотки очень часто ранят чувства окружающих.  Воспитать, развить в ребенке чувство юмора — задача серьезная и важная! Умение заметить смешное в обыденной жизни поможет ребенку раскрасить скучные будни, а способность посмеяться над собой позволит легче преодолевать возникающие на пути жизненные неурядицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Социально-эмоциональное развитие детей"

Воспитание у детей доброжелательного отношения к окружающим, отзывчивости. Стихи для социально-эмоционального развития детей...

Консультация для родителей «Социально-личностное развитие дошкольников»

Социальное развитие ребенка — это усвоение ценностей, традиций, культуры своего народа и окружающего общества. Главный источник этого развития - общение: и неважно с кем-это могут быть как сверс...

Картотека консультаций для родителей "Социально - личностное развитие дошкольников"

Картотека консультаций для родителей "Социально - личностное развитие дошкольников"...

Консультация для родителей «Социально-личностное развитие дошкольников»

Социальное развитие ребенка — это усвоение ценностей, традиций, культуры своего народа и окружающего общества...

Консультация для воспитателей "Социально-эмоциональное развитие дошкольников"

Консультация поможет воспитателям выстроить работу по социально-эмоциональному развитию дошкольников всех возрастных групп...

Картотека консультаций для родителей «Социально - личностное развитие дошкольников»

Картотека консультаций для родителей«Социально - личностное развитие дошкольников»...