Консультация для воспитателей "Социально-эмоциональное развитие дошкольников"
консультация

Кружалина Евгения Васильевна

Консультация поможет воспитателям выстроить работу по социально-эмоциональному развитию дошкольников всех возрастных групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sots-emots_razv.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ

Реализация задач социально-эмоционального развития дошкольников

Учитель-логопед:

Кружалина Е.В.

Социально-эмоциональное развитие — это процесс эмоционального восприятия и усвоения ребенком ценностей, традиций, культуры общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Оно является одним из приоритетных направлений развития личности.

Сензитивным периодом становления самооценки, эмоционально-мотивационной сферы, нравственных ценностей, социально-психологических особенностей выступает дошкольный возраст.

Предпосылки для развития социальных эмоций возникают уже в раннем детстве. Особенности складывающихся в первые годы жизни взаимоотношений со взрослыми, развивающаяся в связи с этим отзывчивость к нуждам и требованиям окружающих и есть то, что составляет развитие мотивационно-эмоциональной сферы будущей личности.

С поступлением ребенка в детский сад начинается новый этап в его социально-эмоциональном развитии. Мощным побудителем проявления нравственных эмоций становится детский коллектив, а также организованные воспитателем различные виды совместной со сверстниками деятельности. Огромное значение для развития и социализации личности имеет эмоционально-психологический климат той группы, в которой находится дошкольник.

К концу дошкольного возраста у ребенка уже сформировано чувство собственного достоинства, на доступном ему уровне он осознает свои права и обязанности. Дети проявляют субъективность в суждениях, самостоятельность и активность в выборе друзей и в процессе художественной, конструктивной, игровой и других видах деятельности. При благоприятной эмоциональной атмосфере у дошкольника сохраняется способность к естественному и раскрепощенному поведению. Все эти качества дают возможность ребенку перейти в новую социальную ситуацию развития: занять позицию ученика и включиться в учебную деятельность.

Социально-эмоциональное развитие детей осуществляется как в семье, так и детском саду.

В условиях дошкольного образовательного учреждения это целенаправленный, организованный, планомерный процесс, который реализуется по ряду направлений.

1. Формирование положительной самооценки личности. Становление индивидуальности ребенка начинается очень рано и происходит постепенно в процессе осознания им собственных интересов и предпочтений. Для этого педагогам важно обсуждать с детьми тот или иной выбор, сделанный каждым ребенком в разных жизненных ситуациях и видах деятельности, стараться понять его сокровенные мечты и желания. Важно также помочь своим воспитанникам познакомиться со вкусами и предпочтениями друг друга, увидеть, что они разные.

2. Формирование социально-приемлемых форм поведения и усвоения моральных норм общества. В. Н. Минаева отмечает, что для решения задач данного направления следует чаще обсуждать последствия действий ребенка или взрослого для чувств другого человека. Детям можно предложить игры и ситуации, в которых необходимы сотрудничество и взаимопомощь, объяснить, каким образом в той или иной ситуации лучше действовать вместе и помогать друг другу. Также можно рассказать о ситуациях из жизни, в которых содействие и взаимопомощь людей помогли решить сложную проблему, или попросить детей рассказать о таких случаях в их жизни или жизни их близких. Эффективным будет чтение сказок и рассказов, показывающих, что такое поведение спасало людей или животных.

Следует вовлекать детей в обсуждение межличностных конфликтов, возникших на моральной почве, поощрять их попытки найти альтернативный выход из этой ситуации и продумать его последствия. Педагогу необходимо воспитывать в детях уважение к традициям и культуре как своего народа, так и других. Можно организовать прогулки за пределы территории дошкольного учреждения, посещение музеев, театра, где дети могут познакомиться с образцами мировой культуры; дать им представление о литературе, живописи, музыке разных народов.

3. Формирование осознанного восприятия собственных эмоций и понимания эмоциональных состояний других людей. В целях реализации данного направления педагог знакомит детей с языком эмоций, выразительными средствам которого являются позы, мимика, жесты; обучает пользоваться ими как для выражения собственных чувств, так и для понимания эмоционального состояния других. Педагог способствует постепенному осознанию детьми того, что одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний, вызывать разное настроение; что свое внутреннее отличие от других людей и схожесть с ними мы познаем, сравнивая чужие и свои собственные ощущения и переживания.

По мнению Т. А. Данилиной, в старшем дошкольном возрасте дети уже должны иметь представление об основных настроениях и эмоциональных состояниях людей, знать, что в выражении чувств участвуют и мимика, и жесты, и поза. Педагоги учат их не только выражать свои эмоции так, чтобы они были ясны окружающим, но и по внешним проявлениям понимать, какие чувства в тот или иной момент может испытывать другой человек. Кроме того, дети учатся соотносить собственные эмоции с состоянием природы, погодой, а также с соответствующими событиями и индивидуальными предпочтениями.

Важно не только научить детей распознавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния, но и анализировать их причины; не только понимать настроения другого, но и принимать его позицию.

Знакомство детей с эмоциями осуществляется как в ходе всего учебно-воспитательного процесса, так и на специальных занятиях, где они переживают эмоциональные состояния, вербализуют их, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой. Ценность таких занятий состоит в том, что у дошкольников расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к окружающим. С помощью сюжетно-ролевых, подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, этюдов, пантомимики, игр-драматизаций педагоги способствуют развитию эмоциональной сферы ребенка.

Опираясь на возрастные психические возможности ребенка и социогенез его отношений в социальных группах, определим ключевые (социальные, психолого–педагогические) факторы и условия социально – эмоционального развития ребенка по возрастам.

    Отношения ребенка с миром, по сути, возникают задолго до его рождения, но лишь с появления совместной деятельности со взрослым, а затем и со сверстником эти отношения приобретают подлинный источник  развития личности малыша (М.А. Лисина,  Л.П.Смирнова и др.). Ребенок осуществляет свою жизнедеятельность благодаря наличию этих взаимопересекающихся и взаимопроникающих систем, двух миров: мира взрослых и мира детей, каждый из которых объективно и субъективно влияет на социально – эмоциональное развитие ребенка на том или ином возрастном этапе.

    Основы благоприятного социально – эмоционального развития малыша закладываются в период младенчества. В раннем возрасте возникает эмоциональная совместимость в диаде «взрослый - ребенок». Смысловые, эмоционально – теплые  взаимоотношения взрослого с ребенком приводят младенца уже на первом году жизни к  положительно – окрашенному восприятию им окружающего, к «доверию к миру». Отношение к сверстнику носит  характер заинтересованности. Чтобы  эти качества остались ведущими на протяжении всего дошкольного детства, взрослым (педагогам и родителям), необходимо постоянно оказывать ребенку психологическую, в том числе эмоциональную поддержку, избегать жесткой зарегламентированности  условий жизнедеятельности ребенка. Это  позитивно влияет на развитие личности и является своеобразной  профилактикой неврозов и других психических нарушений.

    В 3 года ребенок выделяет себя из окружающего мира, провозглашая: «Я сам!».  Начинается становление самосознания ребенка, последовательное  формирование  различных компонентов его  структуры. В этот период очень важно приложить усилия к дальнейшему закреплению положительных самоощущений ребенка и формированию первых представлений о самом себе: Кто я?  Какой я? Ребенок способен различать простейшие  эмоциональные состояния (грусть, радость, страх, спокойствие) и уже понять их причины. Он элементарно начинает понимать значение одиночества и взаимопомощи. Дети этого возраста, находясь в обществе сверстников, соблюдают «дисциплину расстояния», завязывают кратковременные контакты. Это стадия предсотрудничества со сверстниками. На этом этапе важным фактором социально – эмоционального развития является эмоциональное сближение детей друг с другом.

    В 4 – 5 лет дети становятся способны к более дифференцированному восприятию сверстников и самовосприятию, что является следующей ступенькой в самопознании и формировании толерантности. Ребенок проявляет живой интерес к сверстникам. В сюжетно – ролевой игре происходит общение по двум направлениям:  общение персонажей и общение исполнителей. Роль педагога в этот период – формирование реальных отношений между детьми в группе. Несмотря на то, что соучастие и взаимное согласование выражены минимально, ребенок под руководством взрослого может приобрести первый социальный опыт сотрудничества в разных видах игровой и практической деятельности.

    В старшем дошкольном возрасте (5 – 7 лет)  ребенок способен более глубоко «заглянуть» в свой внутренний мир, осознать с помощью взрослого свои особенности и желания, научиться отстаивать свое мнение, делать выбор, целенаправленно достигать цели в деятельности. На основе самопознания у него формируется способность к саморегуляции своего поведения в соответствии с социально – принятыми в обществе нормами. Проявляя собственное достоинство, ребенок на практике способен уважать другого, понимать его состояние, проявлять сочувствие. У ребенка формируется положительная самооценка как основа для самоутверждения на следующей социальной ступени развития и как следствие нормального хода психического развития. Это стадия развития совместной деятельности, появления так называемых «играющих коллективов», в которых может вырабатываться единство «общественного мнения» по поводу тех или иных аспектов сотрудничества в игре, труде, занятиях. Важнейшим  фактором социально – эмоционального развития  выступает организация  разнообразных форм взаимодействия ребенка с разными социальными группами в процессе социально – одобряемой деятельности и открытости границ жизненного пространства ребенка.

    Для становления у ребенка положительного «образа Я»  и овладения им социально – приемлемых форм сотрудничества и общения требуется:

  • направленность содержания образования на формирование новых форм сознания в контексте «Я и другие», других ценностных ориентиров;
  • организация специальных развивающих ситуаций,
  •  использование позитивных педагогических установок и коммуникативных техник,
  • использование  в образовательном  процессе  профилактических, коррекционных,  развивающих  методов и приемов  работы.

Важно создать эмоционально-комфортный климат в группе и содержательное личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, уметь поддерживать инициативу детей.

   Предпочтение отдаётся практическим методам организации детского опыта культуры общения, активному использованию жизненных обстоятельств.

   Организация разнообразных ситуаций, обеспечивающих освоение положительного опыта и ценностных ориентаций – одно из актуальнейших средств социально-личностного развития детей.

    Ситуации конструируются педагогом как игровые, имитационные, ситуации реального положительного опыта и условные ситуации вербального плана.

    Необходимо, чтобы их смысл был понятен каждому ребёнку, близок его личному опыту, вызывал эмоциональный отклик и побуждал к проявлению активных действий.

     Организуемые ситуации накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер, т.е. всегда заключают в себе близкую ребёнку жизненную задачу, в разрешении которой он принимает непосредственное участие.

     Организуя с дошкольниками ситуации поискового характера, воспитателю необходимо следовать определённому алгоритму:

    Заинтересовать детей проблемой, требующей решения, эмоционально представить её, ввести детей в ситуацию: Что происходит? Что случилось? Какая возникла проблема? Почему возникло затруднение?

    Вызвать активное сопереживание участникам ситуаций и понимание их трудностей: Какие чувства они испытали? Какое у них настроение? Было ли у вас такое в жизни? Какие чувства вы тогда испытали?

    Побудить к поиску возможных вариантов и способов разрешения ситуации: Что может произойти? Как помочь? Как поступил бы ты на месте того или иного участника? Обсудить все предложения и найти общее решение, как нам поступить и добиться успеха.

   Включить детей в конкретное практическое действие: проявить заботу, утешить, выразить сочувствие, помочь разрешить конфликт и т.д.

   Наибольший эмоциональный отклик находят у ребят такие ситуации как:

1. Практические ситуации гуманистического выбора.

Дошкольники становятся перед выбором: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие?

Например, оставить рисунок себе или включить его в общую посылку больному сверстнику; откликнуться на просьбу помочь или проигнорировать её?

Поведение детей в ситуациях выбора помогает лучше понять особенности их социально-нравственного и эмоционального развития.

2. Практические ситуации проблемного характера типа «Как быть, что делать?»

Это различные ситуации затруднения, которые мы создаём, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильные решения.

Ситуации: отсутствуют краски отдельных цветов, не хватает глины для лепки; меняется место комнатного растения; «стол открытий и удивлений» и т.д. Дети самостоятельно ищут решения, совместно разрешают проблемы.

3. Практические ситуации (подготовительная группа) «Мы самые старшие в детском саду».

Дети учатся проявлять заботу о малышах, у них развивается чувство самоуважения, доброе отношение к маленьким, понимание их проблем.

Например, организовать игровые ситуации  «Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками», «Приготовим для малышей концерт», «Покажем сказку», «Поможем сделать снежную горку», «Научим малышей водить хороводы».

4. Очень увлекают детей ситуации типа «Научи своего друга тому, что умеешь сам».

Побуждаем детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничеству. Дети делятся опытом, помогаем им войти в роль «учителя», т.е. быть терпеливыми, внимательными и снисходительными к ошибкам и трудностям сверстников.

5. Также игры - имитации: смены эмоциональных и физических состояний, имитаций состояний природы и т.д.

Неизменным помощником в социально-личностном развитии детей является семья. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов.

Главная роль в развитии у дошкольника мотивов и эмоций как основы дальнейшего нравственного воспитания принадлежит семье. С раннего возраста ребенок получает первые образцы отношения взрослых к окружающим людям и к нему самому. Подражая взрослым, дети овладевают языком эмоциональной экспрессии, учатся понимать эмоциональное состояние близких ему людей, получают первые представления о нормах и правилах поведения, об отношении людей друг к другу, о человеческих ценностях. Атмосфера взаимопонимания в семье, педагогические знания родителей положительно влияют на развитие социальных и нравственных качеств детей. Дома ребенку прививается характерный для данной семьи эмоциональный и социально-нравственный опыт: ценностные ориентации, отно-шение к окружающим лицам, способы налаживания взаимоотношений и т. д.

В работе с семьями воспитателю особенно важно вызвать и поддержать теплое, чуткое и эмоциональное отношение родителей малыша, пробудить интерес к его внутреннему миру, подчеркнуть его достоинства, убедить родителей в том, что каждый ребенок, прежде всего, нуждается в душевной теплоте, защите, содержательном общении.

Работая с родителями, воспитатель должен учитывать, что они подчас субъективно и односторонне оценивают ребенка и свои взаимоотношения с ним. Родительские отношения — это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей воспитания и понимания его характера, личности и поступков.

Использование неэффективного типа родительского отношения ведет к возникновению эмоциональных проблем у детей. Для того чтобы стать полноценной личностью, он должен воспитываться в эмоционально теплой и стабильной обстановке. Если эмоциональный контакт с близкими взрослыми или окружающими людьми нарушен, ребенок с трудом адаптируется: социальная микросреда подавляет, его ожидания относительно будущего пессимистичны, он постоянно чувствует себя слабее других, нелюбимым. В результате развивается очень низкая самооценка, чувство неполноценности. Возникшая в детстве неуверенность в себе, как правило, становится устойчивым образованием и впоследствии перерастает в личностное образование.

Главным условием успеха педагогических усилий в социально-эмоцио-нальном развитии ребенка является присутствие позитивных образцов поведения взрослого человека.

Опираясь на возрастные психические возможности ребенка и социогенез его отношений в социальных группах, определим ключевые (социальные, психолого–педагогические) факторы и условия социально – эмоционального развития ребенка по возрастам.

    Отношения ребенка с миром, по сути, возникают задолго до его рождения, но лишь с появления совместной деятельности со взрослым, а затем и со сверстником эти отношения приобретают подлинный источник  развития личности малыша (М.А. Лисина,  Л.П.Смирнова и др.). Ребенок осуществляет свою жизнедеятельность благодаря наличию этих взаимопересекающихся и взаимопроникающих систем, двух миров: мира взрослых и мира детей, каждый из которых объективно и субъективно влияет на социально – эмоциональное развитие ребенка на том или ином возрастном этапе.

    Основы благоприятного социально – эмоционального развития малыша закладываются в период младенчества. В раннем возрасте возникает эмоциональная совместимость в диаде «взрослый - ребенок». Смысловые, эмоционально – теплые  взаимоотношения взрослого с ребенком приводят младенца уже на первом году жизни к  положительно – окрашенному восприятию им окружающего, к «доверию к миру». Отношение к сверстнику носит  характер заинтересованности. Чтобы  эти качества остались ведущими на протяжении всего дошкольного детства, взрослым (педагогам и родителям), необходимо постоянно оказывать ребенку психологическую, в том числе эмоциональную поддержку, избегать жесткой зарегламентированности  условий жизнедеятельности ребенка. Это  позитивно влияет на развитие личности и является своеобразной  профилактикой неврозов и других психических нарушений.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Аномальное развитие дошкольника"

Варианты аномального развитияУмственная отсталость, проявляющаяся в виде остаточных клинических форм интеллектуального недоразвития (олигофрения) и текущих, обусловленных прогрессирующими заболеваниям...

консультация РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА

консультация для педагогов при проведении педсовета или педчаса на тему «Роль игры в развитии дошкольника»...

Консультация для родителей "Социальное развитие дошкольника"

«Годы чудес» - так называют ученые первые пять лет жизни ребенка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, людям оставляет неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образ...

Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»

Речевое общение - это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной, целевой установки, протекает на основе обр...

Консультация "Значение оригами в развитии дошкольника"

Искусство оригами известно с давних времен.. В настоящее время многие увлекаются складыванием из бумаги, в основном это занятие носит характер увлечения. О значении оригами в развитии дошко...

Консультация для воспитателей "Эмоциональное развитие дошкольников"

Консультация дл явоспитателей "Эмоции дошкольников"...