Викторины
методическая разработка (старшая группа)

Медведева Елена Николаевна

Экологическая викторина

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Логопедическая викторина

в старшей логопедической группе

«Звуки, буквы и слова».

Медведева Е.Н.,

учитель – логопед МБДОУ д/с № 15

Цель: закреплять приобретённые произносительные умения.

Задачи:

1) Развивать фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного анализа;

2) Развивать наблюдательность, общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, навыки самоконтроля за правильным произношением звуков в собственной речи;

3) Воспитывать чувство коллективизма, чувство ответственности, взаимопомощи.

Оборудование: разрезные картинки; ободки (шапочки) для игры «Веселые звуки»; экран; компьютерная презентация; музыкальное сопровождение.

Ход викторины.

Вед: - Всем! Всем! Всем! Сегодня мы рады приветствовать всех гостей и участников. Мы собрались сегодня с вами на логопедическую викторину, которая называется «Звуки, буквы и слова», в которой примут участие две команды детей. Ребята покажут, чему научились, как умеют работать в команде, совещаться, обсуждать, находить правильное решение. Надеемся, что игра будет интересной, увлекательной и познавательной. А сейчас давайте поприветствуем наши команды.

                   В зал под музыку входят дети.

Вед: - Пожелаем мы ребятам не скучать и не зевать,

И на все вопросы побыстрее отвечать!

-Справа от меня команда «Буквы». 

-Слева от меня команда «Звуки». 

Вед: - Оценивать игру будут жюри. Разрешите представить наше жюри:

-Наша игра состоит из сложных заданий. За  правильно выполненное  задание каждая команда получит «пазл».

- Все готовы? Начинаем…  Появляется  РАССЕЯННЫЙ

- Рассеянный: - Это какая станция?
Тербуны или Ямская?
Мне ребята говорят,
Что попал я в детский сад.
             Это что за остановка?
             Бологое иль Поповка?
             Но мне снова говорят,
             Что попал я в д/с.
Повторяю, что за шутки?!
Я ищу вторые сутки…
Помогите мне, друзья!
Объясните мне, где я?
Дети: В детском саду.

Вед: - Вы что заблудились? Вот какой рассеянный. Как же вы найдёте свою улицу?

Рассеянный: - Может вы, ребята мне поможете?

Вед: - А вы не хотите остаться на нашей викторине, и вместе с ребятами постараться и выполнить сложные задания. А мы, вам поможем вспомнить,  улицу или станцию, которую вы ищите.

Ведущий:

- А сейчас разминка для игроков викторины.

I задание «Разминка»

1. Орган, без которого невозможно говорить. (Язык)

2. Какие бывают звуки?  (Гласные и согласные)

3. Без чего не напишешь в тетради? (Без ручки, карандаша, фломастера)

4. Что нужно знать, чтобы уметь читать? (Буквы)        

5. У каких геометрических фигур нет ни начала, ни конца? (У круга, овала)

  1. Мама зовет дочку домой. Кто на улице? Кто дома?
  2. Витю слушал воспитатель. Кто говорил?

Рассеянный: - Разве это сложные вопросы?! Я умею называть слова «наоборот». А вы умеете?

Вед: - Сейчас ребята  расскажут.

  2 задание. Игра «Наоборот». 

 Вопросы задаются поочередно одной и другой команде.

Вед - Скажу я слово ВЫСОКО, вы отвечайте – низко,

Скажу я слово ДАЛЕКО, вы отвечайте – близко.

Команде «Звуки»

  • Сахар сладкий, а перец…(горький).
  • Дорога широкая, а тропинка…(узкая).
  • Заяц бежит быстро, а черепаха ползет…(медленно).
  • Днем светло, а вечером…(темно).
  • Кисель густой, а чай…(жидкий).
  • Пластилин мягкий, а камень... (твёрдый).

Команде «Буквы»

  • Чай горячий, а мороженое…(холодное).
  • Звери бывают смелые и …(трусливые).
  • Конфета сладкая, а лимон …(кислый).
  • Кашу варят густую и …(жидкую).
  • Морковь можно есть сырой и ... (варёной).
  • Яблоки могут быть мелкими и …(крупными).

Рассеянный: - Молодцы! Получите пазлы.

Вед: - Следующее задание называется «Звучащие слова».

3 задание. «Звучащие слова»  состоит из нескольких этапов. Задания выполняются командами по очереди, если команда не даёт ответ в течение 30 секунд, то отвечает следующая команда. На экране презентация.

  • Подбери слова к схемам. На экране схемы слов. Нужно подобрать слово к схеме.   ( кит,  кот)    Придумайте предложение с этими словами.    

  C:\Users\w7\Pictures\2021-04-21\001.jpg       C:\Users\w7\Desktop\Скан\Подбери слово к схеме\002.jpg

  • Составьте слова по первым буквам изображённых предметов. Выставляются картинки для каждой команды.

Команде «Звуки»  (Дом, стул). Команде «Буквы» (Кит, флаг).

C:\Users\w7\Desktop\Скан\Составь слово по первым звукам\002.jpgC:\Users\w7\Desktop\Скан\Составь слово по первым звукам\003.jpgC:\Users\w7\Desktop\Скан\Составь слово по первым звукам\004.jpgC:\Users\w7\Desktop\Скан\Составь слово по первым звукам\005.jpg

Дети выполняют задание. Рассеянный вручает детям пазлы.

  • Посмотрите на картинки и назовите:

Команда «Звуки»

C:\Users\w7\Desktop\Скан\Подумай и назови\006.jpgC:\Users\w7\Desktop\Скан\Подумай и назови\007.jpg

Команда «Буквы»

C:\Users\w7\Desktop\Скан\Подумай и назови\008.jpgC:\Users\w7\Desktop\Скан\Подумай и назови\009.jpg

Вед: - Молодцы, ребята. Видишь, Рассеянный, как наши дети слышат звуки и составляют из них слова.

-А теперь поиграем в игру «Весёлые звуки». Каждому ребёнку на голову надевается ободок с  кружком синего, зелёного, красного цвета.

-Раз, два, три, вокруг себя покружились - дети в звуки превратились. Теперь вы звуки: у кого синие кружочки вы - согласные твёрдые, зелёные - согласные мягкие, а красные - гласные. Я буду произносить звуки, а вы внимательно слушайте, когда произнесу гласный - гласные звуки прыгают. Произношу согласный твёрдый звук - дети хлопают, произношу согласный мягкий – дети с зелёным кружочком  - топают.

После проводится  подвижная игра «Домик для звуков»

 Под музыку дети бегают по залу, по сигналу (музыка прекращается «звуки» занимают свой домик (синий, зелёный, красный обруч).

Игра проводится 2-3 раза.

 Рассеянный: - Подумаешь, звуки они знают. Вот сейчас я вам задам задачи! Посложнее будут…   - У меня с собой есть буквы. Составьте из них слова.


4 задание «ЖИВЫЕ СЛОВА» (конкурс капитанов)
Капитаны раздают буквы своей команде и составляют нужное слово.

1 команда  - слово «УЛЫБКА». 2 команда – слово «ДОЖДИК».

Рассеянный вручает пазлы командам.

5 задание

Вед: - А сейчас проверим, как вы умеете находить «Лишний предмет»

«4 лишний» назови, что лишнее и почему?

                      (презентация)

4 слайда для одной команды и 4 для другой.

Рассеянный: - Ну, молодцы! Со всеми заданиями справились. Я даже не думал, что в детском саду есть такие умные дети.

6задание:  

Вед : - А теперь будем правильно называть слова.

Команда «Звуки»

C:\Users\w7\Desktop\Скан\Игры со словами\010.jpgC:\Users\w7\Desktop\Скан\Игры со словами\011.jpg

Команда «Буквы»

C:\Users\w7\Desktop\Скан\Игры со словами\012.jpgC:\Users\w7\Desktop\Скан\Игры со словами\013.jpg

Игра на внимание «Он - она».

Рассеянный: - А можно я с ребятами поиграю?

Вед: - Поиграйте.

Задание для команды «Звуки»:

  - Он воробей, она - воробьиха. Он комар, она - комариха. Он гусь, она - гусиха.

Рас: -  Не гусиха, а гусыня, знайте это все отныне.

Он слон, она - слониха. Он лось, она - лосиха. Он кот, она - котиха.

Рас: Ну, конечно, это кошка! Ну ошиблись вы немножко. Так сыграем еще раз, Обыграть хочу я вас!

                                        С командой «Буквы» 

Он морж, она - моржиха. Он заяц, она - зайчиха. Он бык, она -корова. Ну, конечно же, корова, Поиграем, дети, снова! Он тигр, она - тигрица. Он осёл, она - ослица. Он козел, она - коза. Ну, конечно же, коза, за повтор игры все «за»?   Он лев, она - львица. Он волк, она - волчица. Он баран, она - овца. Ну, конечно же, овца. Доиграли до конца!

Вед:  - Молодцы ребята!

Рассеянный: - Мне понравилось у вас,
Вы играли просто класс!
А теперь мне пора,
Да забыл я куда!

Вед: - Ребята давайте составим ваши пазлы, и прочитаем что там написано. Может быть там подсказка для нашего гостя - Рассеянного.

(Дети составляют «УЛИЦА  БАССЕЙНАЯ»)


Вед: - Вот какой Рассеянный
Дети все вместе:   - С улицы Бассейной!


Рассеянный: - Да – да. Вспомнил я куда!
На Бассейную пора.
Так что, дети, до свиданья,
До свиданья, детвора!
Рассеянный уходит.

Вед:  Вот и подошла к концу наша викторина. Скоро мы узнаем итоговый счёт.  Пока жюри подводит итоги конкурсов, чтобы еще больше поднять настроение, предлагаем детям вместе  потанцевать

Танец «Если весело живётся»

(или «Танец маленьких утят»).

 Итог.   Попросим строгое и справедливое жюри оценить ответы наших команд. Для объявления счёта слово предоставляется  (…).

Но, кто бы не победил в этой игре, мы можем с уверенностью сказать, что победила в этой игре - дружба, смекалка, находчивость.  

Награждение команд. Раздача призов и медалей, грамот, сладкого угощения.

 



Предварительный просмотр:

Логопедическая викторина в подготовительной группе совместно с учителем- логопедом и воспитателем « Цветик – семицветик»

Медведева Е.Н.,

учитель – логопед МБДОУ д/с № 15

Цель: обобщение в игровой форме знаний, полученных детьми на логопедических занятиях.

Задачи:

Коррекционно- образовательные:

- закрепить навыки фонематического анализа и синтеза;

- формировать навыки интонационной выразительности речи

Коррекционно- развивающие:

- развитие навыка самоконтроля за речью;

- развивать умение согласовывать,  образовывать прилагательные от имён существительных;

- развивать вербально-логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, память.

Коррекционно- воспитательные:

- воспитывать умение работать в коллективе;

- воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: предметные картинки, цветик – семицветик,  конфетки, муляжи фруктов и овощей, песня « У оленя дом большой».

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Учитель-логопед: Здравствуйте ребята!

 Сегодня мы с вами проведём викторину, которая называется « Цветик – семицветик» и повторим те знания и умения, которые вы получили на наших логопедических занятиях.

Цветик – семицветик цветёт, когда слышит красивую и правильную речь. К сожалению, с нашим цветиком произошла неприятность, он потерял свои лепестки. Чтобы вернуть лепестки необходимо выполнить задания.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Чтобы правильно и красиво говорить необходимо, делать артикуляционную гимнастику для язычка: « Улыбочка», « Трубочка», « Лопатка», « Расчёска», « Качели», « Часики», « Лошадка», « Грибок».

  1. Разминка.

Воспитатель: чтобы получить первый лепесток вам нужно правильно ответить на вопросы, итак начинаем первый конкурс.

Вам нужно ответить на вопросы.

  1. С какого дня начинается неделя?
  2. Воду можно разлить, а горох ?
  3. У волчище волчонок, у собаки?
  4. Какой день недели наступает за средой?
  5. Как называется варенье из вишни?
  6. Какие волшебные слова произносила девочка Женя, отрывая очередной листок?
  7. Маленькая девочка, живущая в цветке. Кто это?
  8. Как звали трёх поросят?
  9. Вредная старуха с крысой?
  10. Как называется сумка школьника?
  11. Как называется занятие в школе?
  12. Без языка, без голоса, а всё расскажет. Что это?
  13. Как называется маленькая модель нашей земли?
  1. Развитие фонематического слуха.

Учитель-логопед: чтобы получить второй лепесток, мы проверим, как вы слышите звуки. Ваша задача определить первый звук в словах. Я показываю картинки, а вы называете первый звук слова.

Мяч, улитка, флаг, тапки, шишка, арбуз, батон.

  1. Образование прилагательных от существительных.

Воспитатель:  Чтобы получить третий лепесток ,  проверим, как вы умеете образовывать слова.

Я вам  буду показывать муляжи фруктов и овощей, а вы называть как называется сок из этих продуктов.

Апельсин – апельсиновый сок

Ананас – ананасовый сок

Морковь – морковный сок

Помидор – томатный сок

Яблоко – яблочный сок

Слива – сливовый сок

Виноград – виноградный

Вишня – вишневый сок

  1. Игра на ловкость « Три».

Учитель-логопед: ребята, а что бы получить четвертый лепесток, мне нужно два добровольца.

Расскажу я вам рассказ

В полтора десятка фраз.

Лишь скажу я слово « три»-

лепесток немедленно бери.

Понятно, когда брать лепесток? На слово « три».

Однажды щуку мы поймали,

Распотрошили…, а внутри

Рыбёшек мелких увидел я

И не одну, а целых … две.

Мечтает мальчик закалённый

Стать олимпийским чемпионом.

Смотри, на стартах не хитри,

А жди команды « Раз, два, марш!»

Когда стихи запомнить хочешь,

Их не зубри до поздней ночи,

А про себя их повтори,

Разок, но лучше целых … пять!

Недавно поезд на вокзале

Мне три часа пришлось прождать….

Ну что ж, вы приз, друзья,

Не взяли, когда была возможность взять?

  1. Физминутка « У Оленя дом большой»

Воспитатель: чтобы получить следующий лепесток. Нам необходимо отдохнуть.

Звучит музыка « У оленя дом большой», дети выполняют движения под музыку.

  1. Игра « Определить заданный звук в скороговорках»

Зоиного зайку зовут Зазнайка.

На сосне сидит сова, под сосной сидит лиса.

Шесть мышат в камышах шуршат.

Жаба в лужице сидела, жадно на жука глядела.

Бык, бык, белый бок, бегал с булкой на лужок.

Гусь Гога и гусь Гага, друг без друга ни шага.

Фамилия Феофана – фотографа – Фифтифуфайкин.

  1. Определение наличие звука [р] в словах.

Учитель-логопед: для получения заключительного лепестка, нужно определить наличие звука р в словах. Каждому ребёнку раздается по одной картинке и по очереди определяют есть звук р или нет.

  1. Итог.

Ребята, вот и подошла наша викторина к концу. Все лепестки на месте?

Да! Это значит что вы молодцы, справились со всеми заданиями.

Для вас есть угощение, за ваши старания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина «Что ты знаешь о космосе». Вопросы для проведения викторины и мультимедийная презентация.

Материал поможет систематизировать знания детей о планетах солнечной системы, космонавтах, космической технике; развить логическое мышление и коммуникативные навыки, актуализировать  словар...

Викторина для детей подготовительной группы «Олимпийская викторина»

Цель:Познакомить с историей олимпийского движения;Расширять знания о спорте.Развивать память, мышление;Активизировать словарь детей по теме;Развивать физические качества: ловкость, скорость;Воспитыват...

Викторина с ответами для детей 5-7 лет на тему: Животные. Викторина с ответами для детей старшего дошкольного возраста.

Данная викторина предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Материал может быть полезен как педагогам дошкольного учреждения, так и родителям. Его можно включить в занятие по лексическим т...