Главные вкладки

    Игра-викторина для детей старшего дошкольного возраста по экологии «Зимняя викторина»
    план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

    Кирьянова Людмила Ивановна

    Цель: Закрепление знаний детей о Зиме

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     «Зимняя викторина»

    Цель: Закрепить знания детей о зиме.

    Задачи:

    Образовательная: уточнить представления детей о приметах зимы и сезонных изменениях в природе, формирование представлений об обитателях зимнего леса и их приспособлениях к жизни в зимнее время года.

    Развивающая: развитие наблюдательности, связной речи, умение видеть красоту природы, понимать причины изменений в жизни лесных обитателей, находить необходимую информацию на картинках, различать хищных и растительноядных животных, лиственные и хвойные деревья.

    Воспитательная: воспитание любви к родной природе.

    Необходимые материалы: картинки с изображением деревьев, птиц, животных, модели зимних явлений в природе, панно «Зимний лес».

    Предварительная работа: наблюдения за сезонными изменениями в природе. Чтение сказок «Зимовье», Морозко», «Госпожа метелица», «Лиса и заяц», «Лисичка-сестричка и серый волк», «По-щучьему веленью», «Мороз Иванович», чтение рассказов П.Скребицкого «На лесной полянке», «Четыре художника», В.Бианки «Книга зимы», проведение опытов со снегом и льдом.

    Ход викторины:

    Ведущий: Ребята, я сегодня пришла в детский сад и когда проветривала группу, к нам в окно влетела волшебная снежинка. Давайте ее рассмотрим. (рассматривают снежинку).

    Ой, смотрите на ней какое-то послание! (зачитывает послание)

    Послание:

    «Дорогие ребята! Я часто вижу вас на прогулке, как вы весело катаетесь с горки, играете в снежки. Мне бы очень хотелось с вами познакомиться и повеселиться вместе с вами.

    Дел у меня не мало, я белым одеялом

    Всю землю укрывая, в лед реки убираю

    Белю поля, дома, зовут меня… (Зима).

    Я предлагаю вам сыграть в «Зимнюю викторину», в которой вы покажите свои знания о зиме.

    Ведущий: Конечно, ребята, мы с удовольствием сыграем с вами в «Зимнюю викторину».  Мы с вами много говорили о зиме, читали, проводили различные опыты и теперь много знаем о «Зимушке-зиме». А сегодня мы с вами посоревнуемся и узнаем, какая команда находчивей, дружнее, лучше знает зимние законы.

    У нас с вами 2 команды: «Снеговик» и «Снежинка».

     Разминка (поочередно команды отвечают на вопросы)

    - Назовите сказки, в которых упоминается о зиме и зимних явлениях («Морозко», «Мороз Иванович», «Два Мороза», «Госпожа метелица», «По-щучьему веленью», «Лисичка-сестричка и серый волк»)

    1-я команда: Какой бывает зима? (морозная, снежная, вьюжная, суровая, веселая, длинная, злая, лютая)

    2-я команда: Какой бывает снег? (белый, мягкий, легкий, пушистый, липкий, холодный, блестящий, серебристый, сверкающий, падающий)

     Задание «Зима-лето»

    Дети находят модели зимних и летних явлений в природе, а затем рассказывают какие изменения происходят зимой и летом.

    1-я команда: зима

    2-я команда: лето

    Игра «Хорошо-плохо» (поочередно команды отвечают на вопросы)

    -Какую пользу приносит снег? (согревает все, что находится под ним (корни деревьев, растения), защищает от суровых зимних морозов, весной, когда снег растает, образуется много талой воды, которая питает землю)

    -Что плохо приносит снег? (бываю вьюги, метели, бураны, заносы на дорогах, если съесть снег, можно заболеть).

     Задание «Узнай дерево»

    Предложить детям определить дерево по картинке, спросить, как догадались.

    1-я команда: Ель, сосна (Какие это деревья? Хвойные Почему?)

    2-я команда: Дуб, береза (Какие это деревья? Лиственные. Почему?)

    Физкультминутка «Белые сугробы»

    Белые сугробы на земле лежат (изображаем сугробы руками)

    Со снежком ребята поиграть хотят (прыжки, ноги в стороны-вместе, руки на поясе)

    В теплые ладошки мы снежку возьмем (наклоняются и берут в руки воображаемый снег)

    Полежит немножко и катать начнем (катаем воображаемый снежный ком)

    Вот какие вышли чудо-колобки (показываем раскрытые ладошки)

    Из снежинок белых-белые снежки (держим воображаемый снежок в руках)

    А теперь ребята их бросать пора

    Вот какая вышла снежная пора (приседания с имитирование бросания снежков правой и левой руками)

    Мы снежки бросаем, лепим их опять,

    Хорошо зимою, весело играть.

     Задание «Четвертый лишний» (зимующие и перелетные птицы)

    1-я команда: на картинках воробей, синица, ворона, скворец (Какая птица лишняя? Почему?)

    2-я команда: на картинках скворец, трясогузка, грач, снегирь (Какая птица лишняя? Почему?)

     Задание «Угадай, кто это?»

    Команды загадывают друг другу загадки. Отгадки помещают на панно или изображают.

    1-я команда: Заяц, белка, лось.

    Зимой беленький, летом серенький,

    Никого не обижает, а сам всех боится? (заяц)

    Зверька узнаем мы с тобой, по двум таким приметам,

    Он в шубке серенькой зимой и в шубке рыжей летом. (белка)

    Снегов копытами касаясь, ходит по лесу красавец

    Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (лось)

    2-я команда: Лиса, волк, медведь.

    Всех зверей она хитрей, шубка рыжая на ней. (лиса)

    Кто зимой холодной бродит злой, голодный? (волк)

    Он большой и неуклюжий, громко может он реветь

    Чтоб спастись от зимней стужи, спит в берлоге кто? (медведь)

    «Кто чем питается?»

    1-я команда:

    Заяц, лось - обгладывает кору осинки и других деревьев

    Белка – орешки, шишки

    Назовите травоядных животных? Почему их так называют?

    2-я команда:

    Лиса – мышкует

    Волк – гоняется за зайцами

    Медведь -  зимой спит, сосет лапу.

    Назовите хищных животных? Почему их называют хищниками?

    «Кто где живет?» (команды поочередно отвечают)

    1-я команда: лиса – нора, белка – дупло, зайчик – прячется под кустиками

    2-я команда: волк – логово, медведь – берлога, лось – лес.

     Приметы, пословицы и поговорки о зиме.

    (команды отвечают поочередно)

    ▪ Зима холодная – лето жаркое

    ▪ Снег идет большими хлопьями – к оттепели

    ▪ Деревья трещат – к морозу

    ▪ Иней на деревьях – к морозу, туман – к оттепели

    ▪ Воробьи дружно чирикают – к теплу

    ▪ Если вороны садятся на макушку деревьев -  к морозу

    ▪ Если синица с утра пищит -  к морозу

    ▪ Птицы поют громко – к теплу

    ▪ Небо усыпано яркими звездами – завтра будет ясный, морозный день

    ▪ Солнце всходит красное – к метели

    ▪ Зимой солнце садится в облаках – к снегопаду

    ▪ Зимой солнце сквозь слезы улыбается

    ▪ Много снега - много хлеба

    ▪ Зимний денек с воробьиный скок

    ▪ Зима лодыря боится

    ▪ Снегирь – спутник зимы

    ▪ Береги нос в большой мороз

     Подведение итогов.

    Ведущий: Вот мы и закончили с вами соревноваться.

    Обе команды хорошо справились со всеми заданиями, быстро находили картинки, правильно отвечали на вопросы, были внимательными и находчивыми.

    Звучит музыка, в зал входит Зима.

    Ведущий: А вот и сама «Зимушка-зима» пожаловала к нам в гости. Очень рады вас приветствовать у нас в гостях.

    Зима дарит детям подарки и приглашает детей на прогулку поиграть, поводить хороводы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытое занятие по развитию коммуникативных и интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в зимний лес"

    Коррекционно-образовательные цели:закрепление представлений о диких животных и их детёнышах, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме.Коррекционно-р...

    Программа кружковой деятельности для детей старшего дошкольного возраста по экологии, продуктивной и творческой деятельности "Это удивительная природа"

    Пояснительная записка.Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного ма...

    развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами экологии (из опыта работы)

    развивать связную речь детей помогают экскурсии в природу,проектная деятельность, исследовательская деятельность, зкологические праздники и другое....

    развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами экологии (из опыта работы)

    развивать речь детей помогают экскурсии в природу,экологические праздники,исследовательская деятельность и другое....

    Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по экологии, продуктивной и творческой деятельности: "Эта удивительная природа"

    Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по экологии, продуктивной и творческой деятельности: "Эта удивительная природа".  Задачи:Учить дошкольников изготавливать п...

    Зимний спортивный праздник для детей старшего дошкольного возраста «День здоровья. Зимние спортивные игры.»

    Зимний спортивный праздникдля детей старшего дошкольного возраста«День здоровья. Зимние спортивные игры.»...

    Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по экологии с ИКТ «В гости к феи Природы»

    Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста  по экологии с ИКТ «В гости к феи Природы»...