Статья. Современный ребёнок дошкольного возраста.
статья (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Современный ребенок дошкольного возраста.
Современный мир непрерывно меняется. Скорость, с которой наша жизнь претерпевает трансформации, намного выше, чем раньше. Жизнь диктует свои условия: её ритм ускоряется, она перенасыщается информацией, повседневные нагрузки растут. Современные дети кардинально отличаются от своих сверстников двадцать или тридцать лет назад. Сегодня они информированные, эрудированные, самостоятельные, инициативные и раскованные. Часто дети уже в раннем возрасте обладают своей точкой зрения и готовы ее отстаивать, как перед сверстниками, так и взрослыми. Современные дошкольники испытывают повышенную жажду к восприятию информации и находятся в постоянном поиске способов удовлетворения этой потребности. Но высокий уровень информативности имеет и свою негативную сторону. Дети нацелены на получение быстрого и готового результата нажатием одной кнопки. Каждый ребенок уникален и талантлив, в каждом заложен колоссальный потенциал и свои индивидуальные способности. В современных условиях мы не можем полностью оградить детей от огромного информационного потока, но контролировать источники, объем и подачу информации зона нашей компетенции. На родителях и педагогах лежит огромная ответственность за гармоничное, всестороннее развитие нового поколения.
Еще совсем недавно ребенок развивался в условиях малого социума (семьи, группы детского сада, друзей во дворе) с четкой привязкой к конкретному взрослому. Сегодня ребенок поставлен в ситуацию разорванных связей и хаотичного потока информации без структурно-логических связей. В настоящий момент для ребенка значимый взрослый не является единственным, бескомпромиссным источником знаний. Интернет и телевидение прочно и навсегда вошли в нашу жизнь. И это тоже проблема, поскольку ребенок никогда не остается в одиночестве. С самого рождения дети сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Они легко осваивают компьютеры, мобильные телефоны и управляются со сложными бытовыми приборами. Все технические новшества становятся бытием подрастающего поколения.
Современные дети хорошо информированы, открыты для любой информации, они любопытны и решительны. В кругу сверстников или взрослых современный ребенок настойчиво и уверенно отстаивает собственное мнение. Дети с легкостью рассуждают на «взрослые» темы, дошкольники иногда делают такие неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях, что взрослые всерьез начинают думать о преждевременном взрослении современных детей. Но в свою очередь, у большой информированности есть оборотная сторона. Современные дети в развитии мышления и умственных способностей отнюдь не опережают возраст. Более того, в связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку психического и речевого развития. Большинство детей, как показывает практика, нуждаются в помощи логопеда. Современный ребенок-дошкольник говорит много (если говорит), но плохо.
Педагоги и психологи предупреждают о том, что неконтролируемый информационный поток ведет к недостаточности эмоционально-личностного и эмоционально-делового общения с матерью в младенчестве и раннем детстве, что приводит к увеличению количества детей, не усваивающих программы обучения в детском саду и школе. Родители все меньше общаются со своими детьми. «Подрастает первое поколение “экранных детей”». Психологи и педагоги бьют тревогу и делают неутешительные выводы о негативном влиянии просмотра телевизионных передач на психическое развитие детей. Первое и самое плачевное – задержка речевого развития. У большинства детей отмечается примитивность и бедность речи. Также специалисты фиксируют тенденцию в нарушении эмоционально-поведенческого развития. Специфической особенностью современных детей стали: инфантильность, эгоцентричность, социальная незрелость, возбудимость, гиперактивность и тревожность. Нормой стала детская агрессивность. Педагоги отмечают, что в организованных видах деятельности современные дошкольники зачастую не могут сосредоточиться, им по-прежнему нужны игровые и заинтересовывающие моменты. Бесконтрольное увлечение детей планшетами и телевизором приводит к потери способности и желания чем-то занять себя кроме виртуальных игр и просмотра телепередач. Дети не готовы прилагать усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Наблюдается резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их все сложнее заинтересовать и увлечь. Серьезную проблему вызывает «уход» сюжетно-ролевой игры из жизни современного ребенка. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.
Стоит особо отметить изменения, произошедшие в последнее десятилетие, в сфере детской коммуникации. Современные дошкольники перенесли в виртуальный мир не только свои увлечения и досуг, но и общение со сверстниками. Далеко не редкость, когда дети уже в три, четыре года имеют свои аккаунты на ютуб канале и неутомимо снимают ролики про себя, домашних питомцев и свои увлечения. Делятся ими в сети, собирают «лайки». К сожалению, это приводит к исчезновению детских «дворовых» сообществ. Современные дошкольники стали реже свободно играть и общаться со сверстниками. В связи с чем страдают навыки коммуникации. Психологи и педагоги фиксируют низкий уровень социальной компетенции. Отсутствие собственного содержания отражается на отношениях детей. Им неинтересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со сверстниками стало более поверхностным и формальным: детям не о чем разговаривать, нечего обсуждать или спорить. Очевидно, это негативный результат влияния со стороны современного общества.
В связи с чем можно сделать следующий вывод: принципиально изменилась жизнь, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду. Новым социальным страхом стала не успешность детей. Общество стремительно меняется, прогресс и внедрение современных технологий в нашу жизнь не остановить. Поэтому основной задачей родителей, педагогов и психологов является использование новых возможностей для развития потенциала детей. То какими будут наши дети зависит только от нас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Что должен знать ребёнок дошкольного возраста о своей безопасности"
Что значить уберечь ребенка от опасности? Это значит: предостеречь заранее, причем так, чтоб до него дошло, чтоб он насторожился. Чтоб в детской головке вовремя зажегся красный сигнал: стоп, голубчик…...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/20/picture-650528-1440044501.jpg)
Статья "Основные направления работы с семьёй по формированию здорового образа жизни ребёнка дошкольного возраста"
Нетрадиционные формы организацииобщения педагогов и родителей НаименованиеформыЦельиспользования этой формыФормы проведенияобщенияИнформационно - аналитическиеВыявление интересов, зап...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/27/picture-1001261-1517051591.png)
Статья:Адаптация ребёнка, раннего возраста, к условиям многообразия современного мира.
Статья посвящена проблемам адаптации.Способом решения адапционных проблем....
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/31/picture-810378-1472657580.jpg)
Консультация для родителей «Проблема игры современного ребёнка дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Проблема игры современного ребёнка дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/16/picture-1249475-1589623937.jpg)
Статья «Современный ребенок дошкольного возраста».
Современный мир непрерывно меняется. Скорость, с которой наша жизнь претерпевает трансформации, намного выше, чем раньше. Жизнь диктует свои условия: её ритм ускоряется, она перена...
Современный ребёнок дошкольного возраста
Недавно ребенок развивался в маленьком кругу людей (родственников, друзей из детского сада, напарников на улице),зависел от конкретного взрослого. Сегодня же он оказался в ворохе информации без порядк...