ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
консультация

Храпина Александра Николаевна

Конспект для родителей детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master_klass_dlya_rod._hrapina_doz_20-1.docx116.61 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Консультация для родителей

(Педагог) Уважаемые родители! Я бы хотела провести для вас консультацию по половому воспитанию дошкольников.

Цель консультации - изучить половое воспитание у дошкольников.

Задачи консультации:

1. Охарактеризовать половое воспитание дошкольников.

2. Изучить особенности полового воспитания дошкольников

1. Общая характеристика полового воспитания дошкольников

Важность воспитания качеств мужественности и женственности, начиная с дошкольного возраста подчеркивал выдающийся педагог Сухомлинский В.А., отмечая, что, уже в малыше-первокласснике и дошкольнике мужского пола нужно воспитывать настоящего мужчину".

Психолог Никологорский С. говорит о том, что с "раннего детства на уроках физкультуры девочкам предлагают азартные игры и соревнования, которые не только создают излишнее нервно-психологическое напряжение, но и формируют культ силы, честолюбие, эгоизм, стремление постоянно соревноваться и состязаться, а не ухаживать, нравиться, помогать, сочувствовать". Целое поколение воспитала "бесполая педагогика". Школа и вуз практически игнорируют специфику ролей мужчины и женщины и, воспитывая девушек в мужском стиле способствуют, таким образом, росту типично мужских черт.

Актуальность проблемы полового воспитания, связанная с методической оснащенностью этого процесса, с неадаптированностью научно-исследовательского материала, сегодня уже, не единична. Немалую тревогу и озабоченность педагогов и родителей вызывает массовый выпуск и некомпетентное использование литературы о процессах зачатия и деторождения.

Выпуск и допуск этой литературы к распространению не контролируется компетентными людьми или организациями. Многие из этих книг, адресуемых детям, не соответствуют требованиям, предъявляемым к детской литературе, а также не учитывают уровень развития восприятия при использовании рисунков. Да и при адаптации текста для восприятия его школьниками следует придерживаться определенных этических норм. Все это происходит по причине того, что в подготовке таких книг к выпуску не участвуют педагоги и психологи, а лишь медики, сексопатологи и художники. Некомпетентное использование такой литературы может привести к неправильному истолкованию детьми ряда фактов и к выработке у ребенка неправильного, нездорового отношения к такой интимной информации.

В число природных особенностей человека, обусловленных социальными факторами, входят те, что определяются полом.

Половая принадлежность (осознание себя мальчиком или девочкой) - это первая категория, в которой ребенок начинает осознавать себя.

В реальной жизни ребенок развивается как представитель определенного пола. Поэтому задача полового воспитания в семье - помочь половой идентификации ребенка.

Главнейшая же цель полового воспитания - формирование у подрастающего поколения нравственных форм в области взаимоотношений полов во всех сферах деятельности.

В раннем возрасте начинает осуществляться половая идентификация, т. е. осознание ребенком своей принадлежности к тому или иному полу и овладение одной из двух моделей полового поведения, принятых в том социальном окружении, где ребенок растет. Уже в 3 года дети начинают понимать, что пол человека определяется анатомическими особенностями строения тела. Родителям следует знать, что ребенку необходима правдивая информация о строении тела мальчика и девочки, о сходствах и различиях между ними, о неизменности пола в процессе роста и взросления человека. Буквально с момента рождения ребенка родители ориентируют его на половую роль, учат мальчика быть мальчиком, а девочку девочкой, тем самым содействуя гармоническому развитию личности. Это выражается в одежде, в подборе игрушек, в играх, которые «внедряются» взрослыми. Очень рано ребенок начинает подражать родителю своего пола, который становится для малыша своего рода образцом, эталоном. В 3 года ребенок поглощен лишь внешними различиями между полами, теми, что «лежат»на поверхности: это разница в одежде мужчин и женщин, в манере их поведения. Поэтому так необходимо,чтобы перед глазами ребенка были обе модели поведения: женская (в лице мамы, бабушки) и мужская (в лице папы, дедушки). В возрасте 4-5 лет у детей усиливается интерес к гениталиям. Они рассматривают свои половые органы, трогают их, играют с ними. Некоторые родители квалифицируют такое поведение как детскую мастурбацию и впадают в панику. Естественно, что о мастурбации говорить еще рано, время ее появления относится к периоду полового созревания у подростков. А в дошкольном возрасте дети играют всем,что попадает в поле их зрения: руками, ногами, ну и половым органом. Иногда от игры с гениталиями ребенок получает особое (сексуальное) удовольствие. Как вести себя родителям? Главное, не показывать досаду, гнев, тем более - отвращение. Но необходимо проверять нижнее белье ребенка, следить за состоянием его половых органов. А затем переключить малыша на что-то интересное. Сексуальное любопытство детей проявляется в играх с раздеванием, с осмотром половых органов друг друга: «врач» ведет прием «больных» и предлагает показать интимные места. Подобные игры и занятия - результат естественного любопытства, любознательности, насытив которые дети не возвращаются к ним. Но интерес к ним можно «подогреть» неправильной реакцией родителей: наказанием, запрещением детям играть вместе, демонстрацией отвращения. Не подходят в таких ситуациях и запугивания. В дошкольном возрасте можно говорить только о прелюдии к половому воспитанию. Если не заложить у ребенка правильного отношения к проявлениям человеческой природы, к его физиологии, то спустя годы будет трудно найти нужную ноту в разговорах с подростком о целомудрии, о безопасном сексе, об ответственности сексуальных партнеров и многих других современных проблемах воспитания. С 5-6 лет процесс полоролевого развития усложняется, поскольку в качестве образов для подражания дети выбирают книжных, кино- и видеогероев. Серьезную ошибку допускают родители, когда воспитывают мальчика, как девочку, а девочку, как мальчика. Негативно скажется на развитии ребенка бесполое воспитание в семье, когда родители не предпринимают усилий для формирования его полноценной половой идентичности, ошибочно считая, что это придет само собой.

Одним из важнейших вопросов остается вопрос о том, как рассказать ребенку о сексе.

Информировать ребенка в вопросах секса и полового размножения сегодня просто необходимо. Родитель должен информировать ребенка корректно и по возможности полно (с помощью тех же книг, схем, учебных фильмов, подбирать нужные слова и отсеивать избыточную информацию.

Какой бы трудный или шокирующий вопрос ни задал ребенок, никогда нельзя сердиться! Дети больше всего боятся гнева родителей.

Самый простой способ избежать при этом смущения и в то же время постепенно донести до ребенка все необходимые сведения – выдавать ему информацию маленькими порциями, выражаясь простыми честными словами, не углубляясь в дебри и не пускаясь в рассуждения.

Не следует мяться и краснеть, словно ребенок своим вопросом застал самих родителей за чем-то неприличным. Интерес ребенка - естественный, он воспринимает эту часть жизни безоценочно, а реакция взрослого окрашивает его в те или иные эмоциональные тона. Если малыш встретит негативную реакцию взрослых, то в дальнейшем будет относиться к проявлениям своей сексуальности так же - как к чему-то стыдному, плохому и грязному.

Замалчивать же эту тему,отговариваясь избитыми фразами типа«Это тебе еще рано», нельзя ни в коем случае. Потому что ребенок просто пойдет удовлетворять свое любопытство в другом месте и из других источников.

В 2-4 года ребенок обычно задает вопрос«откуда я взялся?».На это можно спокойно ответить: "Из маминого животика. Малышам там безопасно и тепло, и они вырастают у мамы под сердцем". Кроме того, ребенка стоит познакомить с конкретными названиями половых органов. На этом этапе малышу еще не нужно говорить, что у половых органов есть своя особая миссия – надо просто указать на различие полов и дать гениталиям названия.

В возрасте 4-6 лет ребенка очень интересуют физиологические различия между полами. Именно в этом возрасте дети чаще всего задают вопросы о сексе. Но вопросы эти еще размыты, неконкретны. Например,малыш может увидеть в фильме любовную сцену и спросить«Что они делают?»- на такой вопрос достаточно ответить«Они любят друг друга». Вероятнее всего, немного погодя возникнет тема «дети появляются, оттого что взрослые вот так вот любят друг друга». На такие вопросы стоит ответить просто, не вдаваясь в подробности, что от этого занятия у них появляются детки. У животных это занятие называется спаривание, у людей – любовь или секс. На этом этапе ребенок просто связывает такое вот совместное копошение с появлением потомства, ему еще неинтересно и неважно, как это происходит технически.

Важную роль в половом воспитании играет семья- отец и мать. Психологический климат в семье должен быть таким, чтобы уже с самого раннего возраста ребенок чувствовал, что хорошая семья - это основа жизненного благополучия для человека, та основа, где тебя правильнее поймут, а в случае необходимости - помогут.

Самый нужный и самый главный воспитатель - личный пример нравственности родителей.

Взаимоотношения родителей, которые каждый день видит ребенок, формируют у него представление о понятии женственности и мужественности.

Ни в коем случае нельзя забывать, что половое воспитание детей в семье является неотъемлемой частью нравственного воспитания. Оно должно помочь развивающейся личности освоить роли мальчика или девочки, юноши или девушки, а в дальнейшем - роли не только мужчины и женщины, но и мужа или жены, отца или матери в соответствии с общественно-моральными принципами.

Дошкольный возраст - это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои психики и личности. Развитие ребенка с первых дней жизни - это развитие конкретного мальчика или девочки. Половое воспитание надо начинать c раннего возраста, когда ребенок начинает понимать окружающие его явления. Тогда понимание половых отношений останется у него на всю жизнь. Половое воспитание надо проводить постоянно, повседневно, наряду с другими сторонами воспитания, в комплексе с нравственным, трудовым, физическим, эстетическим воспитанием. Именно они дают растущему человеку представление о долге, красоте, развивают волю, способность управлять стремлениями и желаниями, в том числе и сексуальными, подчиняя их сознанию, нравственным принципам, нормам общественной морали. В самом половом воспитании важны такие факторы, как построение семейных взаимоотношений. Лишь здоровая эмоциональная семейная обстановка формирует у малыша нормальное отношение к вопросам пола и секса. Половое воспитание, это, прежде всего, формирование у ребенка правильного отношения к вопросам взаимоотношений полов. Конкретные же знания в этом вопросе дети будут приобретать по мере взросления.

Любая получаемая ребенком информация вызывает эмоциональные реакции. Поэтому очень важно как можно раньше научить детей естественно воспринимать, например, наблюдаемую ими беременность или факт рождения нового ребенка. Правильное восприятие этих явлений возможно лишь в семьях, где существует взаимное доверие между родителями и детьми.

Вместе с тем, ознакомление детей только с одними фактами, касающимися сексуальных проявлений, представляет собой то искажение полового воспитания, которое справедливо осудил А. С. Макаренко, Такое ознакомление уместно и целесообразно лишь в системе приобщения их к нравственным нормам, которые в дальнейшем станут руководством в их жизни. Так как абстрактное знание норм морали еще не гарантирует нравственности поведения, следует добиваться их глубокого усвоения, интернализации, принятия в качестве собственных убеждений. Разъяснение моральных положений должно быть подкреплено организуемым и направляемым воспитателями опытом переживаний. Оценка родителями и воспитателями приемлемого и неприемлемого обществом поведения создает основу для укрепления индивидуальной системы ценностей, ориентации, установок. При этом нельзя сводить половое воспитание к морализированию, внушению, назиданиям и поучениям, тем более к убеждениям с позиции силы. Необходимо создавать условия, благоприятствующие формированию у детей внутренней позиции, обеспечивающей социально-нравственное становление их личности. Задача состоит и в том, чтобы усваиваемые нравственные и моральные установки закреплялись в повседневной жизни и реальных отношениях детей.

Как указывает И. С. Кон, задача полового воспитания и просвещения состоит не в том, чтобы спасти, уберечь людей от сексуальности, но в том, чтобы научить их управлять этой важной стороной жизни, и предпринимаемые в этом отношении усилия могут быть эффективны в долгосрочной перспективе. Опыт работы в этой области позволяет поддержать мнение Д. В. Колесова и Н. Б. Сельверовой (1978), которые, отмечая типичные недостатки отношения к половому воспитанию и сексологии, подчеркивают, что разработка этих вопросов в нашей стране должна вестись с принципиально иных позиций, чем в странах капиталистического мира, и что практически систему полового воспитания еще предстоит разработать.


СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абдрашитова, Л.В. Половое воспитание дошкольников /Л.В.Абдрашитова// Дошкольная педагогика. - 2009. - №3. - С.12 - 10.
  2. Абдрашитова А. В. Основы мужественности и женственности для дошкольников / А. В. Абдрашитова // Дошкольная педагогика. - 2010. - N 2. - С. 18-20.
  3. Касьянова, Е.С. Социальные аспекты воспитания полоролевого поведения детей / Е. С. Касьянова// Современные проблемы науки и образования. - 2008. - №4.- С. 74-76.
  4. Колесов, Д.В. Беседы о половом воспитании /Д.В. Колесов. - М.: Педагогика, 2006. - 107с.
  5. Кудрявцева Е. А. Развитие взаимоотношений детей разного пола в процессе трудовой деятельности / Кудрявцева Елена Алексеевна // Детский сад: теория и практика. - 2011. - N 8. - С. 90-94. - Библиогр.: с. 94 (4 назв.).
  6. Мигунова, Е. В. Программа полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста “Мальчики и девочки” / Е. А. Мигунова//Дошкольное образование. - 2011. - №13. - С. 17-19.
  7. Лявшина Г.Х. Сексуальное воспитание детей и подростков.- СПб.: «Издательство «Диля»,2003.-128с.
  8. Половое воспитание: учебник для высших учебных заведений.- Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2011.-320с., с илл.
  9. Орлов Ю. М. Половое развитие и воспитание : кн. для учителя / Орлов Ю. М. - М. :Просвещение, 2003. - 237 с. - (Психологическая наука - школе).

Рисунок 1. Схема формирования пола у человека (по Васильченко Г.С.): 1 - физикальные детерминанты половой принадлежности; 2 - промежуточная (первая конвенциональная) детерминанта; 3 - социально-психологические детерминанты

http://www.sohmet.ru/books/item/f00/s00/z0000028/pic/000001.jpg

Таблица 1. Средний возрастной показатель и последовательность появления признаков пубертатного развития у обоих полов.

Возраст, годы

Мальчики

Девочки

9-10

-

Рост костей таза, округление ягодиц

10-11

Начало роста яичек и полового члена

Рост сосков. Начало роста молочных желез. Рост волос на лобке

11-12

Активность предстательной железы

Рост наружных и внутренних гениталий. Измерение эпителия влагалища и мазков

12-13

Рост волос на лобке сначала по женскому типу

Пигментация сосков. Увеличение молочных желез

13-14

Быстрый рост яичек и полового члена. Уплотнения околососковой области

Рост волос в подмышечных впадинах. Начало менструаций (в среднем 13,5 лет, колебания от 9 до 17 лет) Первые менструации несколько лет могут быть без овуляции

14-15

Рост волос в подмышечной области, пушок на верхней губе. Начало изменения голоса

Самая ранняя нормальная беременность

15-16

Зрелые сперматозоиды (в среднем в 15 лет, колебания от 11 1/4 до 17 лет)

Угри. Более низкий голос. Менструации принимают регулярный характер

16-17

Волосы на лице и туловище. Мужской тип растительности на лобке. Угри

Остановка роста скелета

21

Остановка роста скелета



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Половое воспитание дошкольников»

 Одной из основных частей общей системы воспитания является половое воспитание. От того, как было поставлено половое воспитание, часто зависит очень многое в формировании личности ре...

Консультация для родителе по половому воспитанию дошкольников: «Мама, откуда я взялся?»

Одно из главных воспитаний в дошкольном возрасте это половое, но часто родителям очень трудно разговаривать со своим ребенком на "интересные " темы. В данной статье автор помогает родителям ответить п...

О половом воспитании дошкольников

Интерес к различиям между мальчиками и девочками появляются обычно в 2,5—3 года, примерно к 5 годам возникают вопросы о происхождении детей, откуда берутся дети, как они выходят из матери, в 5—7 лет д...

Половое воспитание дошкольников.

Как правильно и коректно вести беседу с родителями, на какие стороны общения с ребенком обратить внимание. Основной аспект - это отношения родителей между собой, другими родственниками и между дочерью...

Консультация для родителей "Половое воспитание дошкольника"

Половое воспитание сегодня является важнейшей составляющей во всем процессе воспитания. Оградить ребенка от всего этого просто невозможно, да и делать этого нельзя, потому что рано или поздно, когда о...

Половое воспитание дошкольников - Список литературы для заинтересованных родителей

middot;   Любые вопросы ребенка дошкольного возраста продиктованы, прежде всего, стремлением понять непонятное, новое и неизведанное.  Родителям бывает полезно заранее подготовиться и ...