Консультация для родителей "Как помочь ребенку овладеть навыками счета"
консультация

Ахметшина Лилия Римовна

консультация для родителей "как помочь ребенку овладеть навыками счета"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_2.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как помочь ребенку овладеть навыками счета»

Счёт – неотъемлемая часть нашей жизни. Русский язык и математика, цифры и слова – это то, чем пользуются абсолютно все, каждый день. И, если по всему миру насчитывается более семи тысяч языков, то система письменного и устного счета едина. Умение считать – необходимый навык для малыша, это еще один способ для него познать мир. 

Познание – процесс приобретения знаний об окружающем мире и его устройстве, о человеке и обществе, способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. Познание, как когнитивный процесс (воображение, память, мышление, восприятие, анализ), является у ребёнка основным. Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте проходит в несколько этапов. В совсем раннем возрасте объектом познания будет являться лишь то, что представляет интерес своей формой, цветом или звуком и вызывает любопытство. Иными словами, процесс познания является спонтанным и неконтролируемым. 

Ко времени подготовки к школе, в том числе и на развивающих занятиях важно, чтобы познавательные процессы ребенка перестали нести стихийный характер, чтобы ребенок мог, когда это необходимо, запоминать и обрабатывать получаемую информацию и знания. Наличие у малыша целенаправленного познания поможет ему развиваться и адаптироваться к окружающей среде. И именно здесь, нам на помощь приходит «счёт» –  универсальный инструмент для формирования целенаправленного познания и логического мышления, памяти и аналитического мышления.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СЧИТАТЬ?

В первую очередь стоит понять самое главное – ребенок, развивающийся в соответствии с нормой своего возраста, в любом случае научится считать. Ещё не было ребят, которые приходили в первый класс, и им не были бы знакомы цифры. Малыш видит цифры в книгах, на улицах, в магазинах, слышит их от взрослых и прекрасно воспринимает информацию. 

Ребенок может не научиться считать только если изолировать его от внешнего мира и источников информации.

Нет конкретного возраста, когда нужно начинать учить ребенка считать. Однако, как правило, знакомить ребёнка со счётом можно начинать с трёх месяцев.

Три этапа освоения счета:

  1. Знакомство с математикой начинается со знакомства с математическими символами (цифрами) и овладения навыком счета в пределах десяти. Это основа всего дальнейшего обучения.
  2. Научение ребенка соединению количества и символов (число);
  3. Знакомство с образованием числа. На этом этапе дети учатся сравнивать смежные множества и устанавливать равенства, в результате чего овладевают итогом счета, обозначенным числом

Также можно отметить, что ребёнок, как и любой человек, имеет различные способы восприятия информации – зрительно, на слух, тактильно, в процессе физической деятельности. 

Ниже предоставленные методики составлены так, чтобы охватить весь спектр вариаций процессов восприятия информации.

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ:

Для начала работы нам понадобятся карточки, на которых рядом с цифрой есть изображение предмета, животного или геометрической фигуры (в зависимости от интересов ребенка), равного количественному значению.

Цифры. Не забывайте про ноль и, соответственно, пустую карточку ему в пару. Перед началом занятий карточки разрезаются, предметы понадобятся лишь на втором этапе.

Первый этап:

Показывать ребенку карточки с изображением цифр. Карточки можно приобрести или сделать самостоятельно. Обучение счету проводится по следующей методике: в день ребенку показывают по 5 изображений в течение  3 сеансов. Каждый день из поля зрения ребенка удаляют по 2 карточки со знакомыми цифрами и добавляют новые изображения.

Не стоит слишком перегружать малыша, занятие не должно превышать 7-10 минут.

Второй этап:

В данном этапе будет два подпункта.

  • Отличие от первого в том, что вместо цифр – изображения предметов. Обязательно проговариваем ребенку показываемое (например: «одна морковка», «две морковки», «три морковки» и так далее).

Как только цель достигнута, усложняем задачу. 

  • Перед ребёнком выкладываются все карточки, с одной стороны-цифры, с другой- изображения. Задача малыша соединить цифры с предметами. (цифра «1» – одна морковка) 

Третий этап:

На данном этапе, ребенок уже понимает, что цифра «3» равна 3 морковкам или 2 морковки + 1 морковка или 3 морковки и ноль. 

Задача состоит в следующем:

  • Состав числа. Начиная с единицы, соотнести карточку числа со всеми возможными вариантами, как графическими, так и числовыми. (Цифра «1» соответствует одной морковке и пустой карточке, цифра «2» соответствует двум морковкам и пустой карточке, цифра «3» соответствует трем морковкам и нулю, или двум морковкам и одной морковке).
  • Равенство. Составить варианты равенств, используя все карточки (пять морковок равны двум морковкам и трем морковкам или четырём морковкам и одной).

ВОСПРИЯТИЕ НА СЛУХ

Первый этап:

Выполнять совместные действия под счёт: хлопать в ладоши, прыгать, шагать или топать («Давай похлопаем пять раз: один, раз, два, три, четыре, пять!»)  

Второй этап:

Взрослый называет число, а ребенок, проговаривая цифры вслух, выполняет действие заданное количество раз. И наоборот.

Третий этап:

Взрослый выполняет действие определенное количество раз, а ребенок считает вслух и называет число.

ТАКТИЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Первый этап:

В зависимости от возраста и развития мелкой моторики у ребенка, регулируется степень участия родителя в процессе обучения. Вспомогательным материалом в данном задании являются тактильные цифры. Цифры должны быть фактурными и отличаться между собой цветом или текстурой. 

Взрослый показывает ребенку, как взаимодействовать с данными цифрами, водя его пальцем по цифрам в соответствии с их порядком. При этом стоит проговаривать их названия. Впоследствии данное упражнение значительно облегчит процесс овладения навыком письма у малыша.

Второй этап:

На этом этапе добавляются наглядные пособия, в качестве которых можно использовать: счётные палочки, шишки, пуговицы, желуди и прочие элементы, не имеющие между собой существенных отличий. 

Интерес ребёнка повысится, если добавить игровой момент, придуманную «легенду». Например, игрушку-зайчика, которому нужно помочь сосчитать палочки. Перед ребенком лежат его тактильные цифры, на одну из которых родитель помещает зайчика. Это значит, что ребенок должен отсчитать нужное количество предметов (если зайчик на цифре «3» – три палочки). Ребенку может понадобится время. Важно, чтобы он сам попытался справится с задачей, которую перед ним поставили. Если малыш не понял задание, то можно показать ему пример. 

Третий этап:

Задача и задания усложняются. Примеры заданий:

  • Разделить между собой и мамой/зайчиком/ежиком поровну;
  • У ребенка и у зайчика равное количество палочек (по пять). Мама называет число, ребенку нужно отдать маме нужное количество палочек. Но, палочки нужно обязательно брать и у себя, и у зайчика.

В данных методиках есть одна общая черта. В них, «счёт» является средством, а не конечной целью. Обучаясь счёту, ребенок учится мыслить шире, решать задачи, включать воображение и смекалку.

БОНУСНЫЕ ИГРЫ

Представим игры, которые помогут ребенку научиться считать:

  1. Взрослый раскладывает по комнате определенное количество счётных палочек, не больше 15-20. Правила простые: родитель и ребенок заходят в комнату, и их задача состоит в том, чтобы собрать как можно больше счётных палочек. Победитель определяется путём самостоятельного подсчёта найденных предметов. 
  2. Научить ребенка считать помогут игры-бродилки, где нужно бросать кубик и двигать фишку на то количество клеток вперёд, которое выпало на кубике. Суть у игры всегда одна, но различается по оформлению. Выбор вариантов обширный: от динозавров до Микки Мауса. Любимый персонаж обязательно усилит интерес малыша к игре. Не стоит подсказывать ребенку до того момента, пока он сам не обратится за помощью.
  3. Веселые фанты-считалки. Игра для поднятия настроения всей семье.

Подготовка: вся семья пишет забавные задания на маленьких бумажках (если ребенок не умеет писать, он все равно участвует в процессе, придумывая задания). Лучше писать такие задания, которые можно выполнить сразу, в помещении. Ни могут быть любыми: прокукарекать, присесть, лизнуть лимон, обнять маму, спеть песню – в общем все, на что хватит фантазии. Далее сложенные бумажки помещаются в шапку или мешок. Перед тем, как достать задания, игрок называет число от «1» до «10» – именно столько раз он и будет выполнять свой фант. Оставшиеся игроки в это время дружно считают. Атмосфера радости, смеха, вовлеченности и веселья – необходимый атрибут как для игры в фанты, так и для всего процесса обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация психолога для родителей и педагогов: "Как помочь ребенку овладеть наукой расставания"

Консультация для педагогов и родителей с целью сопровождения процесса адаптации...

Как помочь ребенку овладеть навыком письма

Первая буква, первое слово…  Как много усилий порой затрачивает ребенок, первоклассник, а в тетради появляются каракули....

"Как помочь ребенку овладеть навыками письма"

консультация для родителей и воспитателей...

Консультация "Как помочь ребенку овладеть правильным произношением" для детей среднего дошкольного возраста

Одной из форм пропаганды педагогических знаний среди родителей являются консультации. Цель консультации - помочь родителям в вопросах формирования у ребенка правильной, чистой речи. ...

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ОВЛАДЕТЬ НАВЫКОМ ПИСЬМА

Проблема развития речи подрастающего поколения всегда остается актуальной....

«Как помочь ребенку овладеть навыком предсказывания?»

Умение пересказывать, то есть передавать содержание близко к тексту, очень важное и востребованное. В жизни, в повседневном общении нам довольно часто приходится передавать содержание разговоров, прос...

Как помочь ребенку овладеть умениями и навыками связной речи?

Можно использовать все, что окружает ребенка . Самое главное направлять внимание....