Коммуникативные особенности ваших детей
консультация

Бубырь Ольга Валентиновна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnye_osobennosti_detey.docx18.35 КБ

Предварительный просмотр:

Коммуникативные особенности ваших детей

        Прежде чем говорить об особенностях развития и характере общения с ребенком, давайте попробуем определить, что же такое общение, коммуникативные способности, какие функции они несут и какова их структура. Общение – это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

        Помимо взаимной направленности действий людей при общении наиболее важной характеристикой его служит для нас то, что каждый его участник активен, т.е. выступает как субъект. У маленьких детей общение, как правило, тесно переплетено с игрой, исследованием предметов, рисованием и другими видами деятельности и перемежается с ними. Но даже краткие моменты общения – это целостная активность, имеющая у детей своеобразную форму существования. Синонимом общения для нас является термин коммуникативная деятельность.

        Существуют разные возможности выделения основных функций общения в жизни человека. Мы выделяем две вот такие функции: 1) организация совместной деятельности людей (согласование и объединение усилий для достижения общего результата) и 2) формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие… с целью налаживания отношений). А еще общение может выполнять третью функцию – познание людьми друг друга.

        Психологи определяют общение как процесс последовательных взаимоориентированных  во времени и пространстве действий, в ходе которого происходит обмен информацией, ее интерпретация, а также взаимное восприятие, понимание и оценка людьми друг друга. В ходе общения возникает сопереживание, формируются симпатии и антипатии, характер взаимоотношений, появляются и разрешаются различные противоречия. Действия, которые составляют процесс общения, могут быть самыми разнообразными. Общение происходит и тогда, когда вы разговариваете с малышом, рассказываете ему что – то или поете песенку (вербальные или словесные действия), и тогда, когда вы просто обнимаете его или поглаживаете по головке (невербальные или физические действия). Каждый момент взаимоотношений с ребенком является элементом общения с ним.

        На первом году жизни у малыша складываются первые две составляющие коммуникативной потребности. Сначала громким плачем он привлекает внимание родителей к себе (а это уже общение!), а затем сам проявляет внимание к ним – малыш улыбается при появлении мамы, тянет к ней ручки, радостно стучит ножками когда она приближается, постепенно начинает различать знакомых и незнакомых людей. В ходе общения со взрослым происходит и физическое, и эмоциональное, и психическое развитие ребенка. Без общения, без взаимодействия с близкими людьми ребенок не сможет стать полноценным человеком, что доказывает многочисленные истории о жизни «современных Маугли». Например, известный детский врач М.И. Буянов на страницах своей книги рассказывает следующую легенду.

        В IV веке при дворе падишаха Акбара возник спор между учеными. Одни говорили, что сын китайца без всякого обучения заговорит по – китайски, сын араба – по – арабски и т.д. Другие утверждали, что дети будут говорить на том языке, которому их обучат, и их национальная принадлежность в этом плане не имеет особого значения. Падишах разрешил спор таким образом. Он велел поместить новорожденных разных наций в комнату, до которой не доходили звуки человеческого голоса. Ключ от комнаты, в которой находились дети, Акбар носил у себя на груди. Так прошло 7 лет. Через 7 лет комнату вскрыли, и вместо человеческой речи (да еще и на разных языках)ученые услышали нечленораздельные звуки, блеянье, мяуканье, лай и т.д. Эти дети не говорили ни на одном языке. Они были слабоумными.

        Может быть, эта история покажется вам жестокой, но она наглядно иллюстрирует, какую роль играет общение для интеллектуального и личностного развития ребенка.

        Конечно, потребность в общении появляется у ребенка постепенно, она развивается в ходе его взаимодействия со сверстниками и взрослыми, вместе с тем развиваются и способность малыша к общению, и его коммуникативные навыки. Психологи определяют способность к общению как некоторые индивидуально – психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость другими людьми. Способность к общению включает в себя три основных составляющих, «три кита», на которых она основывается и без которых не может существовать:

  • Я хочу общаться
  • Я знаю, как общаться
  • Я умею делать это

        Папы и мамы, дедушки и бабушки! Вы – первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование системы его ценностей.

        В ходе общения малыш начинает понимать, что его любят и ценят, что он нужен своим близким, своим маме и папе. У него возникает потребность в общении, которая реализуется сначала во взаимоотношениях со взрослыми, а затем, когда ребенок становится старше, и во взаимоотношениях с другими детьми. Эта потребность включает в себя четыре связанных друг с другом компонента:

  • Внимание к другому человеку, желание его познать
  • Эмоциональная оценка действий и поступков другого человека
  • Попытки привлечь внимание другого к себе, т.е. самому стать объектом внимания
  • Чувствительность к эмоциональной оценке своих действий

        Малыш всему учится в общении со взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к вычленению смысла слов.

        «Горы чудес» - так называют ученые первые пять лет жизни ребенка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека.

        Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. Очень немногие среди нас умеют по – настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Требуется определенное поведение и известные усилия, чтобы сочетать общение с внимательным наблюдением и слушанием. Не меньшее значение имеют способности слушать и понимать самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими.

        И всему этому надо учиться. Умение не приходит к человеку само собой, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение.

        Однако, вы, как первые учителя своего ребенка можете во многом помочь ему в этом нелегком труде, если начнете прививать навыки общения уже в самом раннем возрасте. В дошкольном возрасте ребенок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающими, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе.

        Родители должны обеспечить своему ребенку наиболее благоприятные условия для его реализации в этом направлении, а для этого запомните следующее.

  • Для ребенка вы являетесь образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению подражая, слушая, наблюдая за вами. Ваш ребенок будет говорить так, как его домашние. Вам, наверное, не раз приходилось слышать: «Да он разговаривает точь – в – точь, как его отец!».
  • Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем он может сказать.
  • Речь ребенка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему.
  • Вам принадлежит исключительно активная роль в обучении вашего малыша думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща каждому ребенку.
  • Нужно обеспечить ребенку широкие возможности для использования всех пяти чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира. Это позволит ему больше узнать о доме и местах, удаленных от него.
  • Следует уделять ребенку больше времени, так как влияние семьи на речевое и когнитивное развитие, приобщение ребенка к жизни общества является решающим. Именно в эти годы закладываются основы уверенности в себе и успешного общения вне дома, что способствует дальнейшему продвижению ребенка в школе, в компании сверстников, а в дальнейшем – и на работе.
  • По возможности нужно присоединяться к ребенку, когда он смотрит телевизор, и стараться узнать, что его интересует, обсуждать увиденное.
  • У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для себя и для ребенка реальные цели.
  • Старайтесь, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений, но не терзайтесь, если вы не в состоянии выполнить все его просьбы и желания.

        Влияние характера взаимоотношений в семье на психологическое развитие малыша огромно, и чем раньше мы с вами осознаем это, тем меньше проблем будет у ребенка в будущем. Наша задача – помочь ребенку научиться общаться, сформировать у него желание, знание, как это делать, и умение его применять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Несмотря на постоянный интерес исследователей к проблемам оптимизации работы по преодолению недоразвития речи, в настоящее время отсутствует целостное представление о закономерностях становления...

Развитие коммуникативных навыков у детей с особенностями развития в процессе коррекционно-развивающей работы Службы ранней помощи.

Развитие коммуникативных навыков у детей с особенностями развития в процессе коррекционно-развивающей работы Службы ранней помощи....

Статья «Особенности коммуникативной деятельности у детей с ослабленным зрением старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе СБО».

Зрительные нарушения осложняют формирование реальных представлений об окружающем мире и развитие речи детей со зрительной патологией. Сенсорное развитие для детей с нарушениями зрения осуществляется б...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

О приемах и методах работы с детьми по социально-коммуникативному развитию...

Особенности формирования коммуникативных навыков у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП)

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышле...

Уважаемые родители, понятно, что ежедневные хлопоты отвлекают вас, но не забывайте, что вашим детям нужна помощь и внимание, особенно в летний период.

Ежедневно напоминайте своему ребёнку о правилах дорожного движения. Используйте для этого соответствующие ситуации на улице во дворе, по дороге в детский сад. Находясь с малышом на улице полезно ...