Главные вкладки

    Статья «Особенности коммуникативной деятельности у детей с ослабленным зрением старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе СБО».
    статья по логопедии (старшая группа) по теме

    Чайкина Татьяна Васильевна

    Зрительные нарушения осложняют формирование реальных представлений об окружающем мире и развитие речи детей со зрительной патологией. Сенсорное развитие для детей с нарушениями зрения осуществляется более замедленными темпами в зависимости от характера и степени зрительного дефекта. У слабовидящих  дошкольников, по сравнению с нормально видящими, отмечается не столько ограниченный лексический запас, сколько объем представлений, обусловленный снижением познавательных возможностей.  Из-за нарушения зрительной ориентации, и это выражается в обедненности чувственной стороны речи, в разрыве между действием, словом и образом.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл osoben.docx24.84 КБ

    Предварительный просмотр:

    Статья  «Особенности коммуникативной деятельности у детей                                          с ослабленным зрением старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе СБО».

    Данные проведенных исследований указывают на недостаточность развития чувственной основы становления речи у детей при нарушенном зрении, что проявляется в разрыве между чувственной информацией о предметном мире и ее словесной интерпретацией. В целом, таким образом, зрительные нарушения осложняют формирование реальных представлений об окружающем мире и развитие речи детей со зрительной патологией. Сенсорное развитие для детей с нарушениями зрения осуществляется более замедленными темпами в зависимости от характера и степени зрительного дефекта. У слабовидящих  дошкольников, по сравнению с нормально видящими, отмечается не столько ограниченный лексический запас, сколько объем представлений, обусловленный снижением познавательных возможностей.  Из-за нарушения зрительной ориентации, и это выражается в обедненности чувственной стороны речи, в разрыве между действием, словом и образом. У наших детей наблюдаются трудности выделения объемных и плоскостных предметов, что объясняется ограниченными возможностями фиксации объемности, монокулярным зрением. Название одного предмета смешивают с названием другого, по схожести внешних признаков. Недостаточность предметных представлений и незнание точного названия обусловлены сужением зрительной ориентировки в окружающем мире.

    Объясняется это недостаточностью чувственного опыта детей, трудностями получения зрительной информации, так как формирование анализирующего зрительного восприятия у детей с нарушением зрения характеризуется замедленностью, фрагментарностью, отсутствием целостного представления об объекте.

    Это говорит о том, что дети с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста нуждаются в помощи в овладении как чувственной стороной речи, так и словарным запасом, поэтому их описательный рассказ беден, непоследователен, фрагментарен. Трудности зрительного анализа и понимания сюжета картинок затрудняют процесс логического пересказа событий, отраженных в картине.

    Только пройдя через анализ конкретных ситуаций, в которых ребенок был сам активным участником, он может воспроизвести события, характеризующие ту или иную ситуацию (канд. психол. наук Плаксина Л.И., Стребелева Е.А., Крылова Н.А., Новичкова И. В.). Поэтому первоначальной и очень важной составной частью формирующего специального коррекционного предметно-практического обучения является обучение детей рассказу о пережитых ими реальных ситуациях. Занятия по развитию речи у детей с ослабленным зрением, построенные на основе представленной мной методики коррекционной работы, позволяют преодолеть существующие трудности.  Комплекс оздоровительно - коррекционной работы с моими подопечными включает в себя: дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, массаж, самомассаж язычка, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику, в сочетании с развитием общей и мелкой моторики, развитие фонематического восприятия, как профилактика дисграфии, дислексии, подготовка к школе – грамматика русской речи, а также разработки специального коррекционного предметно-практического обучения в развитии связной-образной речи.  

    В  результате - преодолевается недостаточность чувственной стороны речи, расширяется словарь ребенка с нарушением зрения. Речь детей становится наполненной содержанием, а описательные рассказы моих подопечных приобретают конкретно – образный характер.    

    Было установлено, что, «Наибольшая эффективность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу» (Ф.А. Сохин). Намеченное содержание работы легло в основу планов. Они составлялись для детей с учетом не только возрастных возможностей, но и их интересов, склонностей, особенностей поведения. Им очень нравится такое соучастие, потому что в совместной деятельности с взрослым возникает  радость творчества.

    Эта работа служит углублению интереса к речевой деятельности, активизирует мышление, самое главное для меня в этом творческом задании является научить ребёнка входить в образ,

    Все виды заданий проводятся в сказочно-игровой форме, поэтому вызывают у моих подопечных интерес и не приводят к переутомлению.  

    Детям очень нравятся игры типа: «Мы встаем утром и что должны сделать», «Покажите, как вы одеваетесь, когда идете на прогулку», «Как мы умываемся» и т.д. Цель таких заданий - составление последовательного рассказа на основе анализа собственных предметных действий или действий товарища. Составлять рассказы о событиях из своей жизни: «Где был в выходной день», «Как провели лето», «Расскажи о своем празднике - дне рождения». Опора на собственный опыт позволяет детям учиться последовательной передаче событий.

    Этот вариант провоцирует наблюдать за собой и друзьями, запоминать ход событий, а затем оречевлять их. Важным моментом является обучение детей соединению в рассказе наблюдений за собой с наблюдениями за действиями других. При этом происходит уточнение, обогащение своего сенсорного и практического опыта представлениями о действиях других, что положительно сказывается не только на опыте наблюдений, но и на опыте пересказа событий.

    Для подготовки детей к составлению самостоятельных рассказов как вариант - предварительная работа, создать специальные ситуации, которые затем использовать на занятиях по развитию речи, что способствует лучше возможности для составления рассказа, построенного на своем опыте.

    В самостоятельной речевой деятельности дошкольников важно научить детей выделению основной идеи рассказа; определению последовательности событий; опоре на планирование рассказа для соблюдения его логики. Для этого используются упражнения с разной заданной установкой: "Моя любимая игрушка", "Моя семья", "Составь рассказ по своим фотографиям", "Как я был в цирке", "Воскресный день", "Я начну - ты продолжишь" и др. Рассказ о своей жизни наиболее доступен детям дошкольного возраста, эффективно развивает речевую активность детей с нарушением зрения. При этом детям можно предложить не только рассказать, но и нарисовать события, предметы, явления.                                                                            

    Формирование культуры речевого поведения в типовых ситуациях этикетного общения является необходимым условием для решения основной задачи дошкольников – разностороннего воспитания личности, социально адаптированной к условиям жизни в современном обществе.

    Исследование показало, что у детей с нарушениями речи без целенаправленного обучения оказывается недостаточно сформированной этикетная лексика, в результате чего некоторые дошкольники с ОНР не достигают высокого уровня владения этикетной лексикой и навыками ее использования, которыми владеет большинство дошкольников с нормальным речевым развитием, но имеют потенциальные возможности к усвоению названных знаний и умений.

    Говоря о культуре речевого поведения, я имею в виду использование формул речевого этикета и соблюдение правил поведения во время бесед, разговора с кем-либо или действий.

    Культура поведения помогает общению человека с окружающими, дает ему эмоциональное благополучие, комфортное самочувствие и успешную жизнедеятельность. Первичные представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье и детском саду. Поэтому я терпеливо формирую представления своих воспитанников о нормах и правилах поведения, влияя тем самым на взаимоотношения дошкольника с родителями и другими взрослыми, со сверстниками, знакомыми и незнакомыми людьми, помогая им ориентироваться в общественной жизни и развивать позитивное общение, готовя их к будущей самостоятельной жизни.

    Обучение правилам речевого этикета происходит при соблюдении таких дидактических принципов, как наглядность, систематичность, прочность обучения, а также опора на активность и сознательность детей, учет их индивидуального развития.

    В занятия по воспитанию речевой культуры поведения я включаю беседы, игры, театрализованные представления, праздничные досуги,  приглашение родителей – все это создает условия для наилучшего усвоения детьми принятого в обществе порядка поведения и освобождают от излишнего умственного напряжения. Непроизвольная, свободная форма занятий, отвечающая особенностям слабовидящих детей группы, особому подходу, дисциплинируют детей, направляет их умственную деятельность в нужном направлении.

    Дети осознают значимость правил этикета, поскольку видят, что ими, как и развитием речи или математикой, надо «заниматься».  

                                                                                                                                                               Особую роль в занятиях поведенческого характера играют практические упражнения, игровые ситуации и игры. Например: «Доброе утро, мамочка!» «Какое хорошее, веселое утро!»  «Приятного аппетита!» «Вежливый – это, прежде всего, чуткий, добрый» Как ты это понимаешь? Упражнение «Передай улыбку».  Дети сидят со мной по кругу на стульчиках. Я говорю: «Сейчас я передам свою улыбку Ване, он передаст её своему соседу, пока все дети не получат улыбку». Такого рода упражнения проводились регулярно.  Практические упражнения помогают отработать тот или иной поведенческий навык. Игровая ситуация помогает опробовать правило в действии и наглядно увидеть ход и последствие его соблюдения. Она базируется на отработанном в упражнении навыке и корректирует этот навык с учетом реальности. Игры дают возможность интересно и показательно обучить детей; они снимают у детей состояние неловкости и неуверенности, эмоционально окрашивают правило, делают его привлекательным.

    Приступая к обучению детей правилам речевого этикета, я знаю, для чего это надо делать. Мы социально ориентируем ребенка в человеческом мире, учим его налаживать доброжелательные отношения с окружающими людьми, близкими, знакомыми и незнакомыми, со взрослыми и детьми (старшими, сверстниками, младшими), проявлять чувства любви, дружбы, товарищества, уважения. Мы способствуем развитию его общения, помогаем ему воздействовать на окружающий мир, который сосредоточен для него преимущественно в семье и детсадовской группе.

    Занятия по воспитанию культуры поведения детей способствуют повышению самооценки детей, сплочению детского коллектива, снижению конфликтности, развитию у детей творческих способностей, воображения, самооценки и взаимооценки, наблюдательности и основ нравственности и культуры поведения.

    В этом возрасте важно чтобы ребенок усвоил  простые нравственные эталоны, которые человечество пронесло через тысячелетия: старших нужно уважать и слушаться; братья и сестра ответственны друг за друга; в семье важен мир и лад.  Общедоступными и универсальными содержаниями культуры являются те, которые выражены художественными средствами искусства. Поскольку речь идет о системах ценностей и идеалов, значительная, ведущая роль принадлежит в этом процессе тем формам, которые связаны с использованием слова, языка. Это художественная литература. Драматург Л.Е. Устинов писал: «Настоящая сказка не может быть сказкой только для детей. Мы, по крайней мере, дважды открываем для себя сказку: когда знакомимся с ней в детстве и когда знакомим с ней своих детей. И только тогда обнаруживаем, что все эти годы сказка была рядом с нами. Мы ее смутно вспоминали, но, когда бытовые проблемы превращались для нас в проблемы моральные, когда мы как вкопанные останавливались перед выбором, в это мгновение старая сказка вынимала нам из волшебной шкатулки сюжета свой философский смысл. Мы чаще всегда даже не подозреваем, какую великую тайную роль играет сказка в жизни человека. Сказки дают детям эталонные представления о добре и зле, «что такое хорошо и что такое плохо».

    Наблюдая, как мои ученики быстро развиваются, овладевают знаниями умениями, я убедилась, что необходимо продолжать работу в данном направлении. Работая над проблемой обедненности чувственной стороны речи, в разрыве между действием, словом и образом в сочетании с мелкой моторикой рук детей с нарушением речи, с ослабленным зрением, я добилась определённых результатов.

     По моим наблюдениям у детей улучшилась координация артикуляционного аппарата, заметно сократились сроки постановки звуков, совершенствовалась общая координация движений детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Мои подопечные при обучении элементам письма продемонстрировали хороший нажим, «уверенные» линии, они заметно лучше своих сверстников справляются с программными требованиями по изобразительной деятельности. Всё это создаёт благоприятную базу для более успешного обучения в школе.

    К концу года у детей улучшились мышление, воображение, память, они научились создавать воображаемые образы. Научились самостоятельно придумывать конец и начало, а также текст сказки, эмоционально выражать мимикой настроение сказочных героев, описывать их внешний вид и характерные признаки. Дети могут задавать вопросы и отвечать на них, аргументируя ответ, логично, последовательно рассказать о факте из жизни. Результаты диагностики показали, что у детей хороший уровень развития.  

    Используя изобразительную деятельность, возможно, усилить интерес детей к планированию рассказа и к последовательности воспроизведения событий, отражению в предметах жизненных, характерных признаков. Таким образом значительно увеличивается потребность познавательной активности и интереса. Они с увлечением расширяют свой опыт познания окружающих их объектов, предметов и явлений, стремятся ознакомиться с предметом ближе, узнать его разносторонне.

    Кроме того, речь обогащается информацией при обозначении основных и дополнительных признаков предметов.  Систематизируются знания детей об основных признаках объектов, выделяемых с помощью различных видов чувствительности, т.е. расширяются представления о предмете за счет активизации поли сенсорных способов восприятия, стимулируется речевое общение детей в различных видах деятельности. Значительно возрастают речевые возможности при составлении рассказов.

        Сказки и литературные композиции предназначены для сценической постановки с детьми. Эта форма творческой деятельности позволила закрепить и эстетически эмоционально представить полученные знания по ключевым темам проекта. Важную роль играет музыкальное оформление композиции, которое в сочетании со словом усиливает мысли и чувства. Воспитание – процесс, протяженный во времени. Будучи педагогическим процессом, в качестве необходимого условия успешности он предпочитает формирование определенных психологических по своей природе предпосылок и качеств. Ясные представления о добре и зле, которые включают приверженность ценностям справедливости, правды, взаимопомощи, сострадания, уважения к жизни каждого существа.

     Лев Семенович Выготский подчеркивал, что «в процессе своего развития ребенок усваивает не только содержание культурного опыта, но приемы и формы культурного поведения, культурные способы мышления».  Столь необходимое уважение к культуре и истории своего народа, своей страны.

    Для моих подопечных - слабовидящих детей, созданная методика специального коррекционного предметно-практического обучения, позволила систематизировать знания дошкольников об основных признаках предметов. Формировать умение дифференцировать признаки объектов с помощью сохранной чувствительности. Обогатить представления о предметном мире за счет активизации сенсорных способов восприятия.

    Занятия позволяют преодолеть существующие трудности слияния чувственной  информации с их словесной интерпретацией. В результате речь детей с нарушением зрения становится наполненной конкретным содержанием, а описательные рассказы детей на основе анализа собственных предметных действий или действий товарища, приобретают конкретно-образный характер.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коррекционно-развивающее пособие"Бабочки"для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста.

    Коррекционно-развивающее пособие для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста....

    Конспект совместного познавательного интегрированного развлечения на тему "Космическое приключение" для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста.

    В конспекте раскрывается опыт совместной работы логопеда и тифлопедагога по лексической теме "Космос" для детей с нарушением зрения (как вариант закрепления и расширения знаний детей по данной теме). ...

    Конспект подгрупповой НОД для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста "Чудеса на зимней полянке"

    Занятие проведено в рамках городского методического объединения учителей - логопедов....

    Конспект образовательной деятельности детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста по ознакомлению с предметным миром и развитию зрительного восприятия

    Современные дети растут в мире высоких технологий, развивающихся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталк...

    "Весна пришла" Конспект совместной деятельности по развитию речевых коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста

    Уточнение и расширение знаний детей о признаках весны. Развитие устной речи и коммуникативных навыков....