Развитие коммуникативных навыков у детей с особенностями развития в процессе коррекционно-развивающей работы Службы ранней помощи.
статья по теме

Светлана Борисовна Бондаренко

Развитие коммуникативных навыков у детей с особенностями развития в процессе коррекционно-развивающей работы Службы ранней помощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bondarenko_s.b._2.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных навыков у детей с особенностями развития в процессе коррекционно-развивающей работы Службы ранней помощи.

Общение является одной из наиболее важных сфер духовной жизнедеятельности человека. Высшие психические функции ребенка, такие как память, внимание, мышление формируются сначала в общении со взрослым и лишь затем становятся полностью произвольными [1]. В процессе общения со взрослыми и сверстниками ребенок познает законы и нормы человеческих взаимоотношений. Правильно построенное общение – это и есть процесс воспитания и развития ребенка.

Статистика показывает, что в современных условиях мегаполиса детей с различными проблемами  и отклонениями в психическом развитии с каждым годом становится все больше. Также отмечается и рост числа детей с особенностями развития, а именно дети, имеющие нарушения в коммуникативной, эмоционально-волевой, поведенческой, интеллектуальной сферах. Такие дети испытывают существенные трудности при адаптации и социализации. Как правило,  эти дети  нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении.

Нашу Службу ранней помощи посещают дети с различными проблемами в развитии. Это дети с генетическими проблемами, имеющие психофизические нарушения. Дети с синдромом Дауна, с СДВГ, дети с расстройством аутистического спектра, имеющие нарушения речи, коммуникации, социального взаимодействия.

К детям,  имеющим, такие сложные нарушения развития, применяется комплексный подход  в психокоррекционной работе. Привлекаются специалисты различного профиля: логопеды, психологи, дефектологи, музыкальные работники, воспитатели по ФИЗО и другие.        Работа всех специалистов взаимосвязана и определена индивидуальной программой развития каждого ребенка, которая включает в себя развитие коммуникативных навыков.

Одной из главных проблем для детей, которые посещают Службу ранней помощи, является общение.  Научные исследования позволяют рассматривать задержку в развитии коммуникативной деятельности как важнейшую причину, тормозящую процесс психического развития детей. Дефицит общения с окружающими, дефицит тепла, любви, понимания близких взрослых нарушает формирование личности. И чем меньше ребенок, тем большее значение для него имеют контакты со взрослым. [2]

Речь как основное средство общения, развивается в социальном контакте, и ее основа закладывается еще на первом году жизни ребенка. Задача изучения и компенсации дефектов развития сферы общения является важнейшей коррекционно-педагогической задачей в работе с детьми,  имеющими особенности развития.

 Дети,  которые приходят к нам в  Службу с трудом адаптируются, вследствие психических, эмоциональных, речевых проблем и с трудом взаимодействуют с педагогами и сверстниками, теряются в новой, ранее незнакомой ситуации общения.

Особенно затруднено установление контакта с детьми, имеющими аутистические черты, у них можно наблюдать недостаточность собственных интересов, низкий уровень коммуникативных умений. Сложней всего именно такую категорию детей включить в совместную деятельность[4]

Поэтому важно в коррекционной работе уже с первых дней пребывания ребенка с аутистическим спектром включить его в первоначальный контакт, т.к. это является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед педагогом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается с помощью создания постоянной устойчивой обстановки занятий, поощрением любой даже минимальной активности ребенка [4].

В работе Службы ранней помощи большое значение имеет работа по включению  родителей в совместную деятельность. И семья, и образовательное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Опыт показывает, что проведение совместных коррекционно-развивающих занятий с родителями, их активное участие и взаимодействие в психокоррекционном процессе является необходимым критерием для успешной адаптации и социализации ребенка.

В связи с этим специалистам и педагогам в первую очередь необходимо вовлечь ребенка в совместную деятельность, чему  способствует применение и использование разнообразных форм, например, групповое взаимодействие детей  на музыкальных занятиях и в работе со сказкой.

Игра на музыкальных инструментах позволяет ребёнку непосредственно выражать эмоции, проявлять свои возможности. На занятиях детям предлагаются различные игры и упражнения с погремушками, бубнами, флажками, ленточками, платочками, мячиками и т. д. [5]

Еще  одна форма коррекционно-развивающей работы с детьми при участии родителей является  сказка. В работе со сказкой наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества и инициативы.

В работе со сказкой педагоги могут  решить коррекционно-развивающие задачи, формировать коммуникативные навыки, развивать эмоциональную и речевую сферу, расширять словарь, развивать связную речь, грамматический строй речи.  Важным моментом в работе является овладение ребенком естественной речи, нужными позами, жестами, мимикой; творческим воображением и т.д. Особое внимание требует задача по активизации речевых проявлений и по формированию свободы речевого высказывания[6].

И в заключении хочется отметить результаты проводимой работы. В течение этого года мы смогли проследить следующую динамику. Практически все дети, а их 14, первоначально имели затруднения в навыках общения в группе сверстников, часть детей проявляли тревожность, замкнутость, плохо   шли на контакт как со взрослыми, так и с детьми. Другая часть детей проявляла черты эгоцентризма, предпочитая  взаимодействие с родителями играм и общению с детьми, при контакте с детьми проявляли драчливость, нежелание уступить, совместно играть. После проведенных занятий, первая группа детей стала меньше  пугаться и прятаться за маму, бояться громких звуков. Вторая группа детей стала больше включаться в совместную деятельность, лучше слушать и выполнять инструкцию данную педагогом. Стало меньше драк, дети научились уступать друг другу, соблюдать очередность в занятиях, где это требуется. Мальчик С. с гиперактивностью стал более внимательным, может выдерживать более высокую нагрузку, стал намного усидчивей. Т., самый маленький из детей, на занятиях заговорил и запел. В., стала улыбаться, больше общаться с детьми, заметно снизилась тревожность.

Наиболее значительные изменения произошли у А.. Она пришла в Службу скованной и напряженной девочкой, отворачивалась во время разговора с ней, на вопросы не отвечала, наблюдались стереотипные действия. Попадая в новую ситуацию девочка терялась, любая, даже самая незначительная смена обстановки ее пугала. Постепенно А. начала взаимодействовать с окружающими, позволила взрослому организовать свою деятельность, а затем стала принимать участие в коллективной деятельности.

Родители детей видят изменения в процессе развития своих детей, и это придает им уверенность. Они лучше начинают понимать своих детей, что дает возможность им правильно взаимодействовать, рефлексировать изменение в своем поведении и поведении ребенка.

Итак, проводимая в течение года коррекционная  работа, включающая такие формы как: музыкальные занятия и работа со сказкой привела к улучшению качества коммуникации у детей, формированию навыков совместной деятельности, развитию эмоционально-личностной сферы, возможности адекватного выражения эмоционального состояния.

Список литературы:

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений. – М., 1984.
  2. Дмитриева Е.Е. Проблемные дети. Развитие через общение: Пособие для педагогов, психологов-практиков, родителей./ - М. Аркти, 2005.
  3. Широкова Г.А.  Практикум для детского психолога/ Г.А. Широкова Е.Г. Жадько. – Изд. 7-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
  4. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. – М.: Терефинф, 1997.
  5. Эмоциональное и познавательное развитие ребенка на музыкальных занятиях/ под ред. Ю.В. Липес. – М.: Теревинф, 2006.
  6. Рязанова А.В. О родительских группах// Педагогика, которая лечит: Сборник / Сост. М.С. Дименштейн. – М.: Терефинф, 2008.

Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы    с дошкольниками/ Москва – Воронеж, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Несмотря на постоянный интерес исследователей к проблемам оптимизации работы по преодолению недоразвития речи, в настоящее время отсутствует целостное представление о закономерностях становления...

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через театрализованные игры (из опыта работы)

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через театрализованные игры (из опыта работы) в средней группе (4-5 лет)...

Система работы по развитию коммуникативных навыков у детей раннего возраста в ходе режимных моментов

Коммуникативно-речевое развитие детей раннего возраста – это процесс становления речевой деятельности, в ходе которого ребенок взаимодействует со взрослыми (сверстниками), используя при этом средства ...

Особенности развития коммуникативных навыков у детей раннего возраста

В раннем возрасте ребенок овладевает речью,общением, культурой человеческого общения....

Коррекционно - развивающее мероприятие по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Коррекционно - развивающее мероприятие по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ....

Развитие коммуникативных навыков у детей 2–3 лет в процессе игровой деятельности

Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посредство д...

Конспект для детей с ТМНР «Развитие коммуникативных навыков у детей со сложными дефектами через сюжетно-отобразительные действия по мотивам сказки «Курочка Ряба»

Методическая разработка Конспект для детей со сложной структурой дефекта 3- 7 лет «Развитие коммуникативных навыков у детей со сложными дефектами через сюжетно-отобразительные действия...