Образовательное пространство современного детского сада.
статья (младшая группа)

Изместьева Татьяна Александровна

Статья посвящена вопросам организации образовательной среды в дошкольном учреждении в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Полезная и нужная информация18.34 КБ

Предварительный просмотр:

                  Образовательное пространство современного детского сада.

Статья посвящена вопросам организации образовательной среды в дошкольном учреждении в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. В работе описывается содержание работы педагогического коллектива детского сада по созданию развивающей предметно-пространственной среды, условий для активного обучения и развития ребенка.

 А это означает, что надо окружить ребенка всякими умными и интересными для него штуками, которые будут заманивать: «возьми», «поиграй», «подействуй», «поэкспериментируй со мной». Например, если это книжный уголок, то там должны быть не только разные и интересные книги, но рядом должно быть место, где можно уютно пристроиться с книжкой. Если это центр строительства, то должны быть не только кубики и конструктор, но и где-то рядом должны располагаться разнообразные машинки, звери, солдаты и другое, для которых нужно построить, дом, гараж, возвести город и т.п.

У нас группе появилось много различных развивающих и оборудованных центров, которые дают возможность одновременно заниматься различными видами познавательной деятельности (например, ковры  на полу для игры в разнообразные конструкторы, кубики, машинки; небольшие столики для настольных игр, место с мольбертом для рисования). Пространство групп «разбито» на небольшие зоны, в которых дети могут по собственному замыслу менять пространственную организацию среды.

Для индивидуального творческого самовыражения в группе появился Уголок ИЗО, в котором представлено большое количество разнообразных материалов для занятий искусством: бумага, цветные карандаши, фломастеры, маркеры; краски; мольберты, пластилин, глина, материалы для коллажей; ножницы, степлеры, дыроколы, клейкая лента, трафареты. Педагогом задаются разные пространства предъявления детских продуктов: полки, стеллажи, стенды в группе и в приёмной, на которых ребенок может разместить свою работу. Работы детской деятельности (рисунки, поделки) используются в качестве украшения, насыщают особой энергетикой, позволяют дошкольникам понять свои возможности в преобразовании пространства.

 Уделяя большое внимание к индивидуальным потребностям детей, в группе появились «Уголок уединения» и «Ширма»- огороженные места, где один или два ребенка могут играть без вмешательства других детей. Предназначение таких мест - возможность отдохнуть от взаимодействия с группой, почитать, полежать, послушать музыку, посмотреть картинки, снять напряжение, отвлечься, помечтать, ощутить мягкость и теплоту окружающего мира и т.д.

К сожалению, в практике работы дошкольных учреждений речевая активность детей (напр., чтение книг детям, рассказывание им историй, рассказы по картинкам) инициируется воспитателями чаще всего на организованных занятиях, а не в повседневном общении, распространена «солирующая педагогика». Учитывая данный факт, мы меняем маркеры среды, чтобы побудить детей к общению. Так, различные детские книги находятся не только в Книжном уголке, который для этого предназначен, но и по заданной теме в уголке природы, в уголке творчества, в спальне для чтения перед сном.

Как среда может влиять на развитие мыслительных навыков? Педагоги достаточно часто создают в среде агитацию, обращаясь к естественной природе любопытства ребенка. Очень часто мы делаем открытое представление материалов в среде по нужной теме. Трудно ведь пройти мимо, когда на столе лежат краски, солёное тесто, баночки с палочками, мыльные пузыри и другие манящие штучки. Всё это воодушевляет ребёнка творить, провоцирует обсуждать увиденное и порождает на новые идеи. Провокация – замечательный инструмент приглашения к разговору. В этот момент важно, чтобы ребенок сам чем-то заинтересовался, взял какой-то материал, а взрослый поймал этот момент и использовал ситуацию для развития мышления.

Вообще, ребенок-дошкольник очень любопытен, наблюдателен, любит экспериментировать, познавать суть вещей. Для разворачивания собственной исследовательской деятельности в группе имеется большое количество материалов в среднем не менее 3-5 образцов - колбы, трубочки, лупы, песочные часы, песок, вода, шишки, камни, ракушки и др.  Для ребенка до 7 лет естественнее и гораздо легче постигать новое (проводить опыты, эксперименты), чем получать знания в «готовом виде».

И все мы прекрасно знаем, что игра всегда имела, имеет и будет иметь огромное значение в жизни ребенка. А тот, кто думает, что игра, всего лишь развлечение и пустое время провождение – он глубоко ошибается. В процессе игры ребенок развивает свое воображение, мышление. Играя в эти игры, ребенок вырастает творческой и самостоятельной личностью, готовой к решению жизненных ситуаций. Для этого в группе существует множество центров: центр строительно-конструктивных игр, театра, творчества, природы, и др.  Воспитатели стараются обогатить все эти центры разнообразными атрибутами, чтобы предоставлять возможность полноценной игры с перевоплощением. К примеру, в центре сюжетно-ролевой игры стоит детская мягкая мебель, мебель для кукол, одежда, посуда, и другие атрибуты, при использовании автомобилей есть место для заправки, а также вещи для перевозки, для машин предусмотрен игрушечный гараж, а также фигуры людей в форме

Невозможно рассказать обо всех изменениях предметно-пространственного окружения детей в группе, но запомните одно «НО» как бы вы не «переставляли мебель», важно учитывать «фокус ребенка». Правильно организованная образовательная среда должна стимулировать любознательность, провоцировать новые способы действия, то есть по большому счёту, развивать, а не просто занимать детей. Стандарт накладывает на детский сад ответственность не за детские результаты, а за создание условий для развития каждого ребенка. И эти условия – прежде всего психолого-педагогические, самые важные для ребенка – детский сад гарантировать может и должен.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация работы по созданию безопасного образовательного пространства в детском саду»

В статье отражена организация работы по созданию безопасного образовательного пространства в детском саду, представлена системa мер по обеспечению безопaсного обрaзовательного пространствa в ДОУ....

Организация доступного образовательного пространства в детском саду

В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного  значения. Согласно образовательной политике Россий...

Организация образовательного пространства в детском саду .

Статья посвящена  организацию развивающей среды ДОУ, способствующей  развитию личности ребенка, его индивидуальных возможностей....

Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном пространстве современного детского сада компенсирующего вида.

В данной статье воспитатель Колонтарева Людмила Петровна и учитель-дефектолог Сванидзе Елена Владимировна ГБДОУ № 101 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга раскрывают основные возм...

Консультация для воспитателей «Значение поликультурного образования в пространстве современного детского сада»

Консультация для воспитателей«Значение поликультурного образования в пространстве современного детского сада»...

Образовательное пространство современного детского сада.

В статье описывается содержание работы педагогического коллектива детского сада по созданию развивающей предметно-пространственной среды, условий для активного обучения и развития ребенка....

Пространство современного детского сада

Статья посвещена вопросам организации образовательной среды в дошкольных учреждении....