Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном пространстве современного детского сада компенсирующего вида.
статья по коррекционной педагогике

Елена Сванидзе

В данной статье воспитатель Колонтарева Людмила Петровна и учитель-дефектолог Сванидзе Елена Владимировна ГБДОУ № 101 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга раскрывают основные возможности использования ИКТ в детском саду компенсирующей направленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном пространстве современного детского сада компенсирующего вида

Сванидзе Е.В., учитель-дефектолог, Колонтарева Л.П., воспитатель, ГБДОУ № 101компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга

В данной статье раскрываются основные возможности использования современных информационно – коммуникативных технологий в условиях детского сада компенсирующего вида.

Под информационными образовательными технологиями понимают все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей.

Информационно – коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно – методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

Информатизация образования в России привела к тому, что компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин – «компьютерная технология обучения». Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и коммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому посредством компьютера.

Важно понимать, что использование компьютерных технологий является активным педагогическим средством формирования всесторонне развитой личности и обладает рядом функций, влияющих на формирование картины мира ребенка. Перечислим некоторые из этих функций, которые можно вычленить при анализе процесса использования компьютерных технологий в работе с дошкольниками.

Познавательная функция. Знакомство с компьютерными технологиями открывает перед детьми множество новых форм деятельности, новых представлений и возможностей проявить свою инициативу. Кроме того, у детей формируется и развивается интерес к этому виду деятельности, стремление узнать новые возможности компьютерных технологий.

Обучающая функция. Изучение компьютерных технологий развивает мыслительную деятельность старших дошкольников, умение формулировать желаемый результат, умение выстраивать логические цепочки, позволяющие достичь желаемого результата, умение сравнивать и объяснять.

Коммуникативная функция. Особое значение изучение компьютерных технологий имеет для развития умения общаться и работать в коллективе. Развитию этой функции служат работы в группах, сетевые технологии.

Воспитательная функция. Работа под руководством преподавателя, необходимость выполнять его указания дисциплинирует детей, и готовит их к обучению в школе. Дети обогащают свой нравственный опыт, у них формируется уважение к сверстникам, педагогам, любовь к своей стране, своему народу.

Регулятивная функция. Осознание значимости, престижности владения компьютерными технологиями формирует социальные чувства, влияет на осознание детьми своей полезности обществу, облегчает принятие ими норм поведения в обществе, т.е. регулирует поведение будущих активных членов общества, их отношений друг к другу.

Эта функция важна и по другой причине. В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Происходит это зачастую болезненно и сопровождается определенными психологическими проблемами. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наличие обратной связи между учебной программой и ребенком, обязательность выполнения требований, заложенных в программу, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы и т.д.) позволяет обеспечить более плавный переход от игровой к учебной деятельности.

Культурная функция. Развивая сознание детей, их чувства, способность к воображению, расширяя их знания, изучение компьютерных технологий, способствует развитию умения создавать, использовать и воспринимать разнообразные материальные и духовные ценности, следовательно, повышает их культуру.

В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Особенно, если речь идет о дошкольниках с ОВЗ.

Наш детский сад относится к дошкольным образовательным учреждениям компенсирующей направленности (нарушения опорно- двигательного аппарата). У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ведущим является двигательный дефект (недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Основную массу среди них составляют дети с церебральным параличом (89%).

Детский церебральный паралич проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Таким образом, при ДЦП страдают самые важные для человека функции: движение, психика и речь. Ведущими в клинической картине детского церебрального паралича являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности), судорожными припадками.

Обучение детей с двигательными  нарушениями невозможно без специальных образовательных условий :

- специальных образовательных программ,

- специальных методов обучения,

-  индивидуальных технических средств обучения,

- специальной среды жизнедеятельности.

Давайте остановимся подробней на современных подходах к техническим средствам обучения. Использование мультимедийных компьютеров значительно расширило возможности обучения этой категории лиц и их социализацию. Оно способствует:

- развитию межличностного общения, так как использование социальных сетей увеличивает количество и качество личных контактов;

- повышению самооценки (я могу то, что и все);

- развитию письменной и устной речи, а, следовательно, мышления (Кто ясно мыслит, тот ясно выражает свои мысли);

- развитию способностей к самостоятельному творческому мышлению;

- возможность виртуального исследования действительности;

- обогащению личного опыта человека;

- повышению социализации, т.е. его общения с людьми, посещения общественных и культурных мероприятий, раскрытия того замкнутого пространства, в котором находится большинство этих детей.

В нашем детском саду используются такие средства ИКТ как:

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Принтер
  • Интерактивная доска
  • Комплект ассистивных устройств
  • Магнитофон
  • Фотоаппарат
  • Видеокамера
  • Интерактивные игры

Уже три года в группе «Сложные дефекты» работает проект «Компьютерное пространство равных возможностей». В ходе реализации проекта дети знакомятся с возможностями ПК, учатся использовать различные компьютерные программы, выполнять совместно с педагогом рисунки, презентации, фильмы. Мы предъявляем строгие требования к подбору компьютерных программ. Программы, используемые в работе детьми должны иметь исследовательский характер, быть легки для самостоятельных занятий детей, способствовать развитию широкого спектра навыков и представлений, соответствовать возрасту детей.

Компьютерным программам, используемым в работе с детьми можно дать следующую классификацию:

  • Программы, направленные на развитие воображения, мышления, памяти
  • Простейшие графические редакторы
  • Игры-путешествия
  • Программы, обучающие чтению, математике, азбуке безопасности, ознакомлению с окружающим
  • Использование мультимедийных презентаций

Хорошие результаты дает использование возможностей интерактивной доски. Использование интерактивной доски с сенсорным экраном позволяет развивать у детей координацию движений, внимание, память, восприятие, речь. Облегчает формирование целостной картины мира. Интерактивную доску можно использовать для проведения развивающих игр, рисования, формирования элементарных математических представлений, постановки руки на письмо, развития конструктивного праксиса.

Наши педагоги широко использую интерактивные доски для формирования у детей представлений об окружающем мире. Для развития познавательной активности и речи можно использовать:

- мультфильмы по выбранной теме,

- художественные фильмы,

- документальные фильмы,

- презентации, созданные педагогами или детьми,

- фильмы, созданные педагогом и детьми,

- компьютерные игры речевой направленности и т.д.

Могут применяться такие формы работы как: просмотр после предварительной беседы, обсуждение увиденного после просмотра, комментирование по ходу просмотра, озвучание, создание презентаций, фильмов на заданную тему совместно с родителями или педагогами.

За последние годы получило развитие дистанционное обучение, использование ассистивных устройств, что особенно актуально при поражении рук.

Разработанные ассистивные устройства позволяют управлять компьютером без помощи рук - движением головы. Для передачи команд служит специальный обруч - репер, который надевают на голову. Такие ассистивные устройства заменяют манипулятор мышь и клавиатуру. Управление курсором осуществляется движением головы, нажатие кнопки "клик" производится посредством любого голосового сигнала. Для этого система оснащена программой преобразования и распознавания голосовых команд.

Работа по обучению компьютерной грамоте с использованием ассистивных устройств состоит из нескольких этапов независимо от степени владения компьютером, выраженности нарушений и психологической составляющей.

Мы выделяем следующие этапы работы:

1. Диагностика

2. Подбор программы (или написание индивидуальной программы)

3. Планирование работы ( перспективное, календарно – тематическое)

4. Проведение системы занятий по выбранной программе

5. Подведение результатов работы (диагностика, итоговая работа, конкурс, тестирование)

За время работы нашего компьютерного проекта с использованием ассистивных устройств мы сформировали три курса компьютерной грамоты:

- Базовый курс (курс знакомства с программами и возможностями)

- Курс художников – оформителей (курс знакомства с графическими программами)

- Графический курс «Киностудия» (курс знакомства с презентационными программами и программами создания фильмов)

Каждый курс имеет разную продолжительность для каждого обучаемого, исходя из его особенностей, возможностей, интересов. Переход с одного курса на другой происходит после выполнения итоговых работ по курсу. В случае если обучаемый уже имеет базовые навыки работы на компьютере, возможно сразу зачисление его на следующие курсы.

Поскольку каждый из наших детей, очень индивидуален, то, как показала практика, удобнее всего составить индивидуальную программу по курсу и, в дальнейшем, ее реализовывать. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональный и культурные компоненты, учитывать специфику учреждения. Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в развитии, органичное развитие детей в соответствии с их возможностями.

Для успешного использования ИКТ следует помнить, что процесс обучения должен строиться на дидактических принципах:

- Систематичность и последовательность

- Развивающее обучение

- Доступность

- Воспитывающее обучение

- Учет индивидуальных и возрастных особенностей

- Сознательность и активность ребенка в освоении знаний

- Наглядность

Кроме того, необходимо помнить о специальных и гигиенических принципах:

- Непрерывности

- Последовательности наращивания тренирующих воздействий

- Цикличности

- Сбалансированности нагрузок

- Рациональности чередования деятельности и отдыха

- Возрастной адекватности

- Осуществления личностно- ориентированного обучения и воспитания

Если в своей работе мы будем все это учитывать, то образовательный процесс будет протекать успешно.

Таким образом, использование ИКТ позволяет педагогам ДОУ быстрее достичь намеченной цели во время непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми. Использование Internet – ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным, способствует развитию и коррекции физических, интеллектуальных и психических нарушений у дошкольников с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода моделирования на занятиях по формированию элементарных математических представлений в детском саду компенсирующего вида.

В статье раскрывается специфика формирования элементарных математических представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью, применение метода  моделирования при обучении математике в детс...

Использование элементов информационно-компьютерных технологий с дошкольниками, имеющими задержку психического развития в условиях детского сада компенсирующего вида.

Использование компьютерных технологий в дошкольном образовании, с детьми имеющими задержку психического развития...

Технология взаимодействия участников педагогического процесса в детском саду компенсирующего вида

В статье педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида Бартеневой С.Э. описаны некоторые направления деятельности педагогического коллектива и родителей по выстраиван...

Образовательное пространство современного детского сада.

Статья посвящена вопросам организации образовательной среды в дошкольном учреждении в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования....

Образовательное пространство современного детского сада.

В статье описывается содержание работы педагогического коллектива детского сада по созданию развивающей предметно-пространственной среды, условий для активного обучения и развития ребенка....