РОдительское собрание "Общение без проблем"
материал (младшая группа)

КОНСПЕКТ ПРАКТИЧЕСКОГО РОДИТЕЛЬСКОГО ЗАНЯТИЯ-СОБРАНИЯ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ОБЩЕНИЕ БЕЗ ПРОБЛЕМ!»

Воспитатель: Просыпкина Е.В.
Время проведения: первый квартал.

Задачи:

  • познакомить родителей с методами и приёмами развития коммуникативных навыков,
  • воспитывать культуру общения,
  • продолжать работу по взаимодействию с родителями.

Цели:

• Помочь родителям понять характер общения с ребенком

• Расширить навыки конструктивного общения в контексте детско – родительских отношений

  • Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Родительское собрание35.34 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ПРАКТИЧЕСКОГО РОДИТЕЛЬСКОГО ЗАНЯТИЯ-СОБРАНИЯ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ОБЩЕНИЕ БЕЗ ПРОБЛЕМ!»

Воспитатель: Просыпкина Е.В.
Время проведения: первый квартал.

Задачи: 

  • познакомить родителей с методами и приёмами развития коммуникативных навыков,
  • воспитывать культуру общения,
  • продолжать работу по взаимодействию с родителями.

Цели:

• Помочь родителям понять характер общения с ребенком

• Расширить навыки конструктивного общения в контексте детско – родительских отношений

  • Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка

Оборудование: коробка с разными конфетами, фломастеры, листы бумаги, карточки для индивидуальной работы.

Участники: воспитатель, родители.

Подготовительный этап:

  • Приглашение родителей на собрание.
  • Изготовление памятки для родителей.
  • Конверты со словами.

Форма проведения: практическое занятие.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель:Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами. Спасибо, что Вы нашли время и пришли на родительское собрание. Давайте поприветствуем друг друга Но не обычно: передавая коробку с конфетами друг другу и взяв конфету называете себя, характерную особенность вашего ребенка и как вы с ним взаимодействуем.

Например: «Я – Ирина Ивановна, мой ребенок бывает упрям, я пытаюсь его переубедить», или «Мой ребенок самый лучший, у меня нет с ним никаких проблем».

Посмотрите, какие разные у вас конфеты оказались, а если учесть, что речь идет о детях, мы можем увидеть насколько они многогранны и насколько разные методы взаимодействия  и общения с ними.

 Сегодня мы поговорим о детско – родительских отношениях.

Доказано, что ведущая роль в развитии ребёнка принадлежит семье. Нельзя поспорить со словами Себастьяна Бранта:

                            Ребёнок учится тому,

                            Что видит у себя в дому,

                            Родители пример ему.

                            Не волк воспитывал овец

                            Походку раку дал отец.

                            Коль видят нас и слышат дети,

                            Мы за слова свои в ответе.

                            И за слова: легко толкнуть

                            Детей на нехороший путь.

                            Держи в приличии свой дом,

                            Чтобы не каяться потом.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Вся наша жизнь проходит в общении - с собой и людьми. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, понимать чужие волеизъявления и реагировать на них, - зависит насколько успешным будет человек в обществе.

 С какого момента человек готов к общению? Начиная с первых дней, ребёнок слышит наш голос, реагирует на него улыбкой, он готов общаться с нами.  В первый период жизни ярче воспринимается интонация. Например: Мы можем произносить ласковые слова в грубом тоне- в ответ ребёнок может расплакаться. И наоборот. И то, что называется невербальным средством общения, что поза, жест, мимика носят подсознательный характер. А уже позднее понимается смысл слов.

В чём же секрет успешного общения? Социальные психологи говорят о коммуникативных навыках- навыках общения. Их около 50. Вот некоторые из них, которые усваиваются в дошкольном возрасте.

  • «Приветствие».

Для приветствия существуют специальные слова и жесты. Формулировки эти всем нам знакомы: «Здравствуйте», «Доброе утро (день, вечер)», «Привет!»- и важно, чтобы ребёнок делал различие, кому можно бросить приятельский «привет», а с кем стоит поздороваться более почтительно. Наш речевой этикет требует, чтобы на приветствие тоже отвечали приветствием, а не молчали.

  • «Прощание».

Точно так же научите ребёнка, что «пока» подходит для друзей и близких взрослых, а с остальными лучше прощаться по строже: «до свидания». В ответ на прощание так же принято прощаться.

Давайте рассмотрим ситуацию:

Вы забираете ребёнка из детского сада, одели его и подталкиваете к двери громко говорите: «Скажи до свидания»

 Что, по Вашему мнению, здесь неправильно?

  • «Обращение».

Ребёнок должен знать, что, когда он чего-то от кого-то хочет: позвать ли на помощь, рассказать ли интересную историю, пожаловаться или похвалиться, - необходимо к этому человеку обратиться. Важно, чтобы ребёнок и сам отзывался на обращение, когда к нему обращаются.

 

  • «Просьба о помощи, поддержке, услуге».

Это важный момент. Когда у ребёнка что-то не получается, он может начать расстраиваться, злиться, плакать – часто в надежде что после этого к нему подойдут и ему помогут. Ребёнка стоит научить тому, что почти любой взрослый может ему помочь- нужно только правильно попросить, и в этом нет ничего зазорного.

 

  • «Оказание помощи, поддержки, услуги».

Если ребёнка просят о помощи, и он эту помощь в силах оказать, то он может это сделать с комментарием: «Хорошо», «Пожалуйста».

 

  • «Благодарность»

         «Волшебному слову» учат чуть ли не с грудничкового возраста, так что с известным                                    

               «Спасибо» трудностей обычно не возникает. Ребёнку можно рассказать, что если                     

               он испытывает к кому-то тёплые чувства за конкретную услугу, то это и есть чувство

               благодарности, и благодарность можно выразить в словах.

 

  • «Принятие благодарности».

Это способ обратной связи. Отвечая на благодарность: «Пожалуйста», «На здоровье», «Не за что»- ребёнок показывает, что благодарность принята.

 

  • «Извинения».

Для извинения используют слова, которыми мы признаём свою вину и просим прощения у пострадавшего. «Извини меня, пожалуйста, я больше так не буду», «Простите», «Прошу прощения». Форма «Извиняюсь» неграмотна и не верна.

 

  • «Принятие извинения».

Это слова и жесты, которыми можно показать обидчику, что его извинения приняты, вопрос снят, мы больше не держим на него зла. «Хорошо», «Ладно», «Я тебя прощаю».

 

  • «Отказ».

Ребёнок должен знать, что он имеет полное право не раздумывая отказаться от всего, что он считает нехорошим, неприятным, опасным или неприемлемым – и никто не в силах заставить его это сделать.

 

  • «Требования».

Требования отличаются от просьбы категоричностью и непреклонностью. Ребёнок должен знать, что, если он чувствует себя в опасности, если над ним производится что-то неприятное, нехорошее, он имеет право требовать и угрожать – и при этом рассчитывать на поддержку. (Хотя бы родителей).

 

  • «Слушание».

Казалось бы, чему тут учить? Сиди да слушай. Но умение по-настоящему слушать заключается в том, чтобы следить за речью другого и понимать, слышать речь!

Именно этот навык позволяет не перебивать другого, а спокойно ждать, когда он закончит свою мысль. И развивать его в дошкольном возрасте не так уж сложно: в этом помогает чтение книг, содержательные разговоры, совместные выдумывания историй и детские ауди кассеты и диски.

 

  • «Развернутое высказывание».

Это умение ребёнка изложить свои мысли и соображения не просто гладко и ровно, но при этом подробно и обстоятельно. При этом ребёнок должен понимать, в каких ситуациях стоит строить развёрнутые высказывания, а в каких можно отделаться краткими. Умение строить развёрнутые высказывания помогает рассуждать и доходчиво высказывать свои соображения.

От дошкольника пока не требуется большего.

Сегодня мне хотелось бы подчеркнуть и о важности речи для развития коммуникативных навыков детей.

Речь-это вербальное средство общения.

Развитие речи ребёнка осуществляется в разных видах деятельности: в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни, при чтении художественной литературы, рассматривании иллюстраций…

Но одним из главных средств является речевая среда, в котором растет ребёнок.

Речь и речевое поведение ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми в семье. Общаясь с ребёнком, учтите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и его близких, об увлекательных прогулках. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.

У многих народов сложились пословицы о речи и речевом общении, ведь пословицы-это кладезь мудрости.

Раскройте конверты, в них листы со словами, из которых нужно составить пословицу. Игра «Составь пословицу».

      1.Без языка и колокол нем.

      2.Каков ум, такова и речь.

      3.Слово-полководец человечьей силы.

      4.Видна птица по перьям, человек по речам.

      5.Живое слово дороже мёртвой буквы.

      6.Короткая речь и ясна-оттого и прекрасна.

      7.Словом пронзишь то, что иглой не проткнёшь.

      8.Учись вежливости у невоспитанного.

      9.Лошадь узнают в езде, человека в общении.

     10.Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани.

     11.Уважай слово другого- и твое слово услышат.

     12.Выслушать-все равно что вылечить.

     13.Если кто говорит-ты молчи да на него смотри.

     14.Кто ругается, грубит- с тем никто не говорит.

     15.Где слово привета, там улыбка для ответа.

     16.Недоброе слово больше огня жжет.

     Наши слова так же, как и манера поведения при общении, копируются ребёнком. Вы, наблюдая за ребенком дома, а мы в детском саду (в общении со сверстниками) можем увидеть, как он передает тот или иной характер общения, подражая своей маме, бабушке, воспитателю. Более того психологи доказали, что со своими детьми ребёнок будет общаться в том же стиле, в котором вы общаетесь с ним.

Прежде всего, он общается и воспитывается в семье. А если в доме, кроме вас, есть другие члены семьи, то каждый воспитывает по-своему, поставляя малышу свои эмоции. И нередко негативные эмоции затмевают положительные.

Воспитатель: А вы, уважаемые родители, во многом копируете стиль общения своих родителей и переносите на детей. Что вы взяли из общения со своими родителями и перенесли на детей?

Старайтесь быть ребёнку другом. От того, как происходит общение, зависят и результаты воспитания, и общее благополучие ребёнка. Важна доброжелательная атмосфера общения, она создается благодаря овладению и использовании навыков общения.

Психологами был найден замечательный способ, который получил название Техники Активного Слушания.

При активном слушании ваша задача понять говорящего и его эмоциональное переживание, и дать ему знать об этом.

Решить эти задачи помогает следующий приём:

Вы повторяете то, что сказал собеседник, и при этом называете его чувство или состояние. Повторять сказанное нужно в утвердительной форме. Важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Помните, что ваше положение по отношению к ребёнку и ваша поза-первые и сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать.

Психологи описали результаты активного слушания.

1.Исчезает или по крайней мере сильно ослабевает отрицательное переживание ребёнка. Здесь сказывается замечательная закономерность: разделённая радость удваивается, разделённое горе уменьшается вдвое.

Например :

 

Ситуации.

Чувства ребенка.

Ответ.

1.Страший сын-маме: «Ты всегда её защищаешь, говоришь «маленькая, маленькая», а меня никогда не жалеешь».

 

Обида.

«Тебе обидно. Тебе хочется, чтобы я тебя тоже защищала».

2.Ребёнок влетает в дверь: «Мама, ты знаешь, я сегодня сам застегнул пуговицы на рубашке».

Радость.

«Я вижу ты очень рад что сам застегнул пуговицы на рубашке».

3.Ребёнок роняет чашку, она разбивается: «Ой, моя чашечка».

Обида, огорчение.

«Было очень неловко и обидно, что чашка разбилась».

4. «Ну надо же, я забыла включить телевизор, а там было продолжение фильма».

Досада.

«Тебе очень досадно что ты забыла включить телевизор».

 

 

 

 

 

 Ваш ответ в стиле активного слушателя.

            

Пожалуйста, и в повседневном общении с ребёнком, замечайте его переживания: когда он обижен, расстроен, боится и т.д.                                   

 Как же мы, взрослые, должны выражать свое недовольство ребёнком? Это надо  выражать особым способом.

1.Выражать недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом.

2.Осуждать действие ребёнка, а не его чувства.

3.Недовольсвто действиями ребёнка не должно быть систематическим, иначе оно перерастёт в неприятие его.

В этом случае психологи советуют использовать метод «Я-сообщения».

Когда вы говорите о своих чувствах ребёнку, говорите от первого лица, сообщаете о себе, о своём переживании, а не о нём, не о его поведении.

Например : Вы который раз зовёте ребенка за стол, а он отвечает «Сейчас» и продолжает заниматься своим делом.

Ответ «Я-сообщение»: «Я начинаю сердиться, когда приходиться повторять одно и то же».

«Я-сообщение» имеет ряд преимуществ:

Оно позволяет нам выразить свои негативные чувства в необидной для ребёнка форме.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. РЕФЛЕКСИЯ.

Мы разряжаемся на ребенке, а он, в свою очередь, заряжается нашей отрицательной энергией.

Как правило, детство- это идиллия, где нет места отрицательным эмоциям. Но ребенок не только испытывает их, но и порождает. Поэтому важно научиться гасить агрессию. Воспитывая ребенка, необходимо, чтобы чаша поощрений перевешивала хотя бы. Только тогда ребенок будет ощущать себя комфортно.

-Воспитывая ребенка, необходимо, чтобы мы научили его летать, а не ползать. Самое главное, никогда не воспитывайте малыша в состоянии аффекта. Наше занятие мне хочется закончит строчками из «вечной детской мудрости»

Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть,

И лучше проводить меня, чем указать мне путь….

--------------------------------------------------------------------------------------


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современный взгляд на проблему повышения квалификации педагогов ДОУ».

Конспект выступления на круглом столе руководителей ДОУ Кольчугинского района Владимирской области, апрель, 2011 год....

Практический опыт доведения до детей проблем экологии в детском саду через сказку

Экологическое воспитание — это направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления с природой.     Важнейшим условием воспи...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ: «Прогноз и профилактика проблем обучения в школе»

Представляю Вашему вниманию презентацию родительсвого собрания. Цель которого, обратить внимание родителей, на проблемы с которыми дети могут столкнуться при обучении в школе. Так же были раскрыты пут...

Родительское программирование как источник эмоциональных проблем ребенка и пути его коррекции в ходе самовоспитания родителей.

Консультация для родителей "Родительское программирование как источник эмоциональных проблем ребенка и пути его коррекции в ходе самовоспитания родителей"....

Конспект практического занятия родительского клуба на тему: «Общение без проблем!»

Педагогическое просвещение родителей в вопросах: как правильно общаться с детьми в семье и вырастить ребёнка здорового, жизнелюбивого, общительного....

Консультация "Родительские установки как источник проблем"

В разделе дается  информация о профилактике эмоционально-личностных нарушений у детей...