КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Развитие сенсорных способностей, как средство формирования экологических представлений у детей раннего возраста»
консультация

Ребенок младшего дошкольного возраста видит окружающий его мир «глазами и руками». Потребность действовать с предметами, играть с ними неукротима: ребенок все хочет взять в руки, опробовать предмет в действии. В основе его познавательной деятельности лежат сенсомоторные процессы, деятельность всех анализаторов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_sensornyh_sposobnostey.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Развитие сенсорных способностей, как средство формирования экологических представлений у детей раннего возраста»

Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего

мир природы с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,

вечный источник детского разума.

                                          В. Сухомлинский

 

Ребенок младшего дошкольного возраста видит окружающий его мир «глазами и руками». Потребность действовать с предметами, играть с ними неукротима: ребенок все хочет взять в руки, опробовать предмет в действии. В основе его познавательной деятельности лежат сенсомоторные процессы, деятельность всех анализаторов. Сложное дети усваивают через конкретное. Конкретное, доступное непосредственному восприятию, действию обозначаемое словом, составляет основу для обобщения и накопления опыта. Одним из важнейших средств  развития сенсорных способностей является экологическое воспитание. Так как, именно природа постоянно привлекает внимание малыша, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств: зрение, осязание, обоняние, слух. Важность сенсорного воспитания определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущениях и восприятиях. Малыши узнают об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха и т.д., и лишь на этой основе возникают и развиваются такие самостоятельные процессы, как память, воображение, мышление. Ведь для того чтобы вспомнить что-либо, надо было раньше это видеть или слышать.

Таким образом,  сенсорное воспитание – это формирование полноценного восприятия детьми окружающей действительности, - это основа познания мира, первая ступень накопления чувственного опыта. Успешность физического, умственного и эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей: насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее; насколько качественнее он может оперировать этой информацией; насколько точно эти знания может выразить в речи.

В течение  двух последних  лет я проводила работу с детьми первой и второй групп раннего возраста по развитию сенсорных способностей посредством экологического воспитания.

Почему я остановилась именно на этой теме?

Во – первых, сенсорное  развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка как в детском саду, так и в школе. То, что они усваивают без усилий в 2, 3, 4 года в дальнейшем дается им с трудом. Исследования детских психологов и физиологов показали, что ключ к развитию умственных способностей ребенка – это его личный опыт познания впервые годы жизни, т.е. в период развития мозговых клеток. Поэтому именно в младшем дошкольном возрасте дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов.           

Во - вторых общение ребенка с объектами природы придает яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, обогащает его опыт познания и самопознания, формирует сострадание к живому существу, желание заботиться о нем, радость и восхищение от взаимодействия с природой, т.е. положительную мотивацию на отношение к природе. Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, тем богаче становятся его представления.                                                                                                                                                                   

Маленький ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Поэтому на занятиях  я широко использовала наглядные пособия, предметы которые ребенок может взять в руки. Так, при ознакомлении с овощами и фруктами, дети обследовали их тактильно, при помощи запаха, пробовали на вкус, рассматривали их, отмечали цвет, форму, вкусовые качества.

Занятия с детьми я строила  в форме игры. Главное звено игры-занятия – воображаемая ситуация, которую я поддерживала в течение всего занятия. Предлагала ребятам путешествие по воображаемому лесу (групповой комнате), время от времени выводя  их то на полянку (ковер) для выполнения какого- либо задания, поручения, то предлагая сесть на пенек (стульчик) для прослушивания художественного произведения, то осторожно проводя  вокруг какого-то водоема так, чтобы никто не намочил ноги. Важным моментом воображаемой ситуации является наша установка на правильное поведение в лесу. Так, при проведении занятия «Лесные чудеса», мы путешествовали по лесу, встречали диких животных зайца, белку и мишку, определяли, кто, чем питается и в то же время, я объясняла детям, как правильно вести себя в лесу.

Наблюдения – это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Несомненную ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки и т. д.).    Самые первые наблюдения я организовывала с детьми в 2 – 3 года: за изменениями температуры – на улице тепло, холодно, жарко; за осадками – идет снег, дождь и т.д. При этом я не просто констатировала факты, а использовали различные приемы, чтобы задержать внимание детей на том или ином явлении. Например, снег падает хлопьями, спокойно ложится на землю. Предлагала детям проследить, как летят снежинки, как опускаются на землю.  Во время наблюдений за деревьями и кустарниками, учила находить высокие и низкие деревья, рассматривала с детьми разные по форме и цвету листья, цветы, следили за их движениями во время ветра и в покое, слушали шум деревьев, дождя и др.

Особенно удобны для обследования и наблюдения комнатные растения – их форма во все сезоны не меняется. Я предлагала не только рассмотреть растение, но и обследовать его: потрогать, ощутить гладкость листьев фикуса и бархатистость герани. Сравнивая  растения,  отмечали их различие: у фиалок стебель тонкий, прозрачный, сочный, а листья небольшие, нежные, светло-зеленые, а у фикуса листья большие, ярко крашенные, ствол толстый, у листьев герани очень сильный запах и бархатистые, круглые листья.

Эталоном для изучения цвета, формы и величины я использовала живые садовые цветы на участке. Например, рассматривая с детьми цветы (золотой шар, георгин, ноготки), я обращала внимание ребят на их цвет (желтый золотой шар, красный георгин, оранжевые ноготки и т.д.), на величину и форму листьев и стебля (у золотого шара стебель длинный, листья большие, а у ноготков стебель короткий, а листики маленькие). Все это очень помогало мне в развитии у малышей сенсорных представлений.

Очень детям нравились наблюдения за живыми объектами: за рыбками в аквариуме, за попугаем или морской свинкой, щенком, за птицами на улице. Мы сравнивали размер птиц: воробей маленький, голубь большой, воробей прыгает, голубь ходит и т.д. Учила детей видеть зависимость животного от человека.

Особое место в моей работе я уделяла играм с природным материалом, т.к. в таких играх создаются благоприятные условия для развития органов чувств, пробуждая мысль, совершенствуя речь. Многочисленны игры с песком, в этих играх дети узнали о таких свойствах песка, как цвет, сыпучесть, форма:  влажный – лепится, сухой – рассыпается. Со свойствами снега дети познакомились во время игр в снежки, при лепке снежной бабы. Они узнали, что он бывает влажным, сыпучим в зависимости от погоды.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я старалась использовать больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Проводимая работа дала положительный результат. Дети стали бережно относиться к растениям, сами выражают желание ухаживать за ними. Это также способствовало развитию речи. Давая посильные поручения  детям, я одновременно побуждала их рассказать о проделанной работе. Радует, что малыши стали правильно называть части растений, их цвет, форму, размер, научились более четко формулировать свою мысль.

Наблюдения, прогулки, экскурсии давали обогащенную почву для размышлений, пробуждали в детях пытливость и любознательность. У них возникали бесчисленные: «Почему?» и «Зачем?». Дети после завершения проекта стали добрее, отзывчивее, коммуникабельнее.

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому я не только учитывала это сама, но и значительное внимание уделяла работе с родителями.

Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использовала, как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (экологические игры, посещение открытых мероприятий, дни открытых дверей, совместный поход в лес).

В середине мая было проведено экологическое развлечение, на которое я пригласила родителей. Дети второй младшей группы самостоятельно находили ответы на вопросы, решали проблемные ситуации, читали стихи, загадывали загадки, играли в игры с экологическим содержанием, пели песни, водили хоровод.

Однако работа еще не завершена. Она продолжится в следующих группах. И я  надеюсь, что мои воспитанники на всю жизнь сохранят любовь ко всему, что их окружает.

Ну, а самое главное в экологическом воспитании это личная убежденность педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания у коллег, родителей и дошкольников.

 

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных экологических представлений у детей раннего возраста

Предлагаю к вниманию педагогов, примерное перспективное планирование по формированию элементарных экологических представлений у детей раннего возраста.   Заложить любовь к Родине, к родному ...

Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» - Эти слова мы знаем с детства. И действительно сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добро...

Сообщение из опыта работы на тему "Формирование экологических представлений у детей раннего возраста посредством дидактической игры".

Природа окружает ребёнка с ранних лет. Задача педагога состоит в том, чтобы воспитать отзывчивых, милосердных детей, научить их экологически грамотному отношению ко всему живому....

План работы по самообразованию "Метеостанция как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста"

Современная напряженная экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания. Детский сад ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры ...