Самообразование Метеоплощадка как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Поздеева Анна Владимировна
План самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Метеоплощадка в ДОУ81.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ « Гавриловский детский сад»

План самообразования

 

Тема: «Метеоплощадка как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста»

Воспитателя: Поздеевой А.В.

2021-2022г.

Актуальность выбранной темы:

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном  этапе,   принятие   Министерством   Просвещения    РФ «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО), введеие  профстандартов обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В Концепции модернизации российского образования говорится, что развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть стоящих у истоков становления личности.

Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), развитие детей в ДОУ должно быть направлено на приобретение опыта в ряде основных видов деятельности, в том числе и в сфере экологического образования. Экологическое образование – одно из инновационных направлений педагогики, которое активно внедряется в жизнь дошкольных учреждений.        

В настоящее время экологическое воспитание детей выходит на первый план, все больше и больше этому уделяется с каждым годом внимания. Причины кроются в деятельности человека, которая часто становится безграмотной, расточительной, неправильной с точки зрения экологии, ведущей к разрушению. Все мы когда-то были детьми. И каждый из тех, кто разрушает природу, тоже был ребенком. Вот почему так важна и велика роль дошкольного учреждения в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

С самых древних времен люди пытались предсказать, какой будет погода. Наблюдая за поведением животных и изменениями окружающей среды, люди постепенно накапливали опыт и учились сопоставлять увиденное с погодными явлениями. Так с течением времени и накапливался опыт наблюдения за погодой, формировались народные приметы. Метеорология стала неотъемлемой частью современной жизни человека.

 В нашем детском саду благодаря сложенной работе педагогов появилась  метеостанция, детям очень интересно наблюдать за погодными изменениями, они задают много вопросов, спрашивают: почему нужен тот или иной указатель, прибор, почему дует ветер  и т.п. Заинтересованность детей увлекла меня заняться изучением данной темы, чтобы дети могли на практике отслеживать изменения погодных условий, пользоваться приборами для определения погоды, наблюдать за приметами, которые указывают на изменение погоды (народные приметы).

Цель: Создание условий для обучения детей основам экологии; формирование экологических знаний и представлений через взаимодействие детей и взрослых в пространстве метеоплощадки.

Задачи:

- организовать опытно-исследовательскую деятельность детей в пространстве метеоплощадки для систематических наблюдений за погодой;

- развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов, через различные виды деятельности;

- расширить представления детей о разных аспектах взаимодействия человека с природой;

- расширить представления о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира;

- знакомить с измерительными приборами, учить использовать их для определения состояния погоды и ее прогнозирования;

- воспитывать представления о необходимости бережного и созидательного

отношения к природе.

План самообразования Поздеевой Анны Владимировны

на тему: «Метеоплощадка как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста»

1 этап « Подготовительный»

Раздел

Сроки реализаций

Содержание работы

Изучение литературы по выбранной теме

Подбор дидактических игр и упражнений по выбранной теме

Педагогическая диагностика индивидуального развития

     

СЕНТЯБРЬ

              Смотри список литературы.

2 этап «Основной»

Работа с детьми

ОКТЯБРЬ

 Освоение дидактических игр и  упражнений по формированию экологических представлений

 - Беседа “Что такое погода?”

- Экскурсия на метеоплощадку. Наблюдения на метеоплощадке, фиксирование результатов наблюдений.

- Показ презентации «Знакомство с профессией метеоролога».

-Беседы: «Солнечные часы» «Влияние солнца на образ жизни людей и животных». “Что такое погода?”

-Д/и «Времена года»

Работа с родителями

Привлечение родителей к работе по созданию развивающей среды в группе

( дидактические пособия своими руками: «Берегите природу», «Сортируй мусор правильно», д\и «Хорошо-плохо»).

Родительское собрание: «На пути к школе»

Анкетирование родителей «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания».

 Работа с педагогами

Консультация для педагогов  «Метеоплощадка в детском саду»

Работа с детьми

НОЯБРЬ

агадки о природных явлениях, о природе. 

идактическая игра «Назови погодное явление».

-Беседа с использованием «Календаря природы», «Православного календаря», «Лунного календаря».

-Экскурсия на метеоплощадку. Наблюдения на метеоплощадке, фиксирование результатов наблюдений.

 -Чтение  И. Суриков «Четыре  цвета года»

-Сюжетно-ролевая игра «Метеоролог».

-Дидактические игра «Сортируй мусор правильно»

Работа с родителями

Консультация для родителей «Учимся наблюдать за природой»

Работа с детьми

ДЕКАБРЬ

 - Показ презентации «Загадки планеты Земля»

 -Беседа Что такое компас?  «Путешествие на территории детского сада с компасом»

-Эксперимент «Откуда дует ветер? Знакомство с флюгером».

-Наблюдения на метеоплощадке, фиксирование результатов наблюдений.

 -Чтение рассказа  Г.Скребинский «Всяк по своему»

-Разработка буклетов «Экологическое воспитание в семье»

-Беседа с родителями на тему «Новогодний праздник в детском саду (помощь родителей в оформление группы, подготовка костюмов к утреннику).

Работа с родителями

Работа с детьми

ЯНВАРЬ

 -Беседа  с демонстрационным материалом «Какие бывают термометры?»

-Экскурсия на метеоплощадку. Наблюдения на метеоплощадке, фиксирование результатов наблюдений.

-Опыт «Следы на снегу», опыты со снегом, льдом.

-Просмотр мультфильмов «Мальчик и Земля»

-Отгадывание загадок о месяцах года.

Работа с родителями

-Привлечение родителей к участию в акции «Открытие птичьих столовых»

-Организовать работу родителей по изготовлению атрибутов к инсценировке сказки «Чудесная полянка»

Работа с педагогами

-Буклет для педагогов: «Роль экологического воспитания в ДОУ»

Работа с детьми

ФЕВРАЛЬ

       

-Экскурсия на метеоплощадку Наблюдения на метеоплощадке, фиксирование результатов наблюдений.

 -Бесед: «Для чего нужен барометр?»

 «Дуют ветры в феврале». Знакомство с ветряным рукавом.

Чем измерить скорость ветра? Изготовление флюгера.

-Викторина по экологическому воспитанию  «Знатоки природы»

- Дидактическая игра «Человек и природа»

Работа с родителями

-Родительского собрания «Метеоплощадка как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста»

-Консультация для родителей «Экологическая тропа»

Работа с детьми

МАРТ

-Экскурсия на метеоплощадку. Наблюдения на метеоплощадке, фиксирование результатов наблюдений.

-Дидактическая игра «Что создано человеком, а что природой»

-Театральная деятельность инсценировки сказок: «Чудесная полянка»

 -Эко-рисование  специями

Работа с родителями

Консультация по созданию атрибутов к сюжетно- ролевой игре «Метеобюро»

Работа с детьми

АПРЕЛЬ

 -Беседа «Что такое осадки? «Измерение осадков».

-Экскурсия на метеоплощадку. Наблюдения на метеоплощадке, фиксирование результатов наблюдений.

 -Наблюдение «Явления в природе весной: оттепель, ветер, облака,  дождь»

-Чтение художественной литературы «Цветик-семицветик»

 Работа с родителями

 Консультация для родителей «Как сделать метеостанцию своими руками»

3 этап «Заключительный»

Работа с детьми

МАЙ

-Занятие на метеоплощадке: Изготовление султанчиков, вертушек.

«Это волшебница - вода».

«Взаимосвязь солнечной погоды и таяния снега»

-Наблюдение за тенью

 -Эксперимент «Какая бывает почва»

-Экскурсия на метеоплощадку. Наблюдения на метеоплощадке, фиксирование результатов наблюдений. Подведение итога работы за год.

-Сюжетно – ролевая игра «Юные экологи».

 Работа с родителями

Итоговое Родительское собрание: «Досвидания детский сад».

Работа с педагогами

Выступление на педсовете: «Отчёт о проделанной работе за учебный год»

Список литературы

1. ДыбинаО.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.

2. Зюзгина Л.А. Приобщаем ребенка к природе // Управление ДОУ. – 2005. - № 8. – С. 63-65.

3. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 56 с.

4. Маханева М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2010.

5. Марудова Е.В.Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. СПб.:Детство-пресс,2010.

6. Николаева С.Н. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада– М.: Мозаика-Синтез, 2016.

7. Николаева С.Н. Роль педагогических технологий в формировании экологической культуры детей и взрослых // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 6. С. 19.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста поэтическими средствами (стихи, потешки, песенки)»

Экологическое воспитание и образование предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими ми...

Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» - Эти слова мы знаем с детства. И действительно сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добро...

Выступление на педсовете"Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в образовательном процессе средствами проектной технологии"

Закреплять знания воспитателей о задачах, формах, методах и приемах работы с детьми экологического воспитания...

План работы по самообразованию на 2021-2022 уч.г.: “Метеоплощадка как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста”.

Цель: Создание условий для обучения детей основам экологии; формирование экологических знаний и представлений через взаимодействие детей и взрослых в пространстве метеоплощадки.Задачи:- организовать о...

План работы по самообразованию "Метеостанция как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста"

Современная напряженная экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания. Детский сад ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры ...