Сенситивные периоды дошкольного детства
презентация к уроку (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

В презентации представлено,что такое сенситивные периоды, какими возрастными рамками они ограничены, чему важно уделять внимание в развитии ребёнка в тот или иной сенситивный период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensitivnye_periody_detstva.pptx452.17 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое сенситивные периоды в развитии ребёнка?

Слайд 2

Понятие «сенситивные периоды развития ребенка» было введено выдающимся отечественным психологом , психолингвистом , дефектологом, ученым с мировым именем Львом Семёновичем Выготским (1896—1934). Сенситивность (от лат. sensitivus — чувствительный) — оптимальное сочетание условий для развития психических процессов, присущих определенному возрастному периоду. В сенситивные периоды есть бОльшая возможность предельно развить способности детей.

Слайд 3

Важность сенситивных периодов Периоды эти ограничены по времени, следовательно, пропустив этапы психического развития, в будущем придется затрачивать немало усилий и времени, чтобы восполнить пробел в развитии определенных функций. Некоторые психические функции могут так и не развиться . Именно в первые 5—7 лет жизни ребенок получает 70% всей жизненной информации. Важность сенситивных периодов для развития и воспитания ребёнка подтверждается необратимыми последствиями для психики детей, выросших в стае животных. Звериные навыки, обретенные детьми, которые оказались с младенчества среди зверей, и провели сенситивные периоды жизни в звериной стае, впечатываются в психику и физиологию, а человеческие навыки привить уже фактически невозможно, т.е. полноценными людьми такие дети уже никогда не будут .

Слайд 4

Сенситивный период речевого развития: 1-3года 1,5—3 года . Период яркого восприятия речи, пополнения словарного запаса. В этом возрасте ребенок очень восприимчив к изучению языков . Также он благоприятен для развития моторики, манипуляций с предметами, восприятия порядка; В 2,5 года начинается лавинообразное пополнение словарного запаса. Закладывается представление о грамматических нормах родного языка. Поэтому в этот период окружению ребёнка особенно важно говорить грамотно, чётко, ясно, грамматически правильно выстраивая свою речь. Ребёнок испытывает потребность в слушании историй, рассказов, песенок, повествований разных жанров, жадно впитывает мелодику родного языка, накапливает необходимый словарный запас. В 2-3 года начинает активно разговаривать вслух сам с собой, позже перенося эгоцентрическую речь во внутренний план. В 4года ребёнок обычно начинает активно интересоваться буквами, произносить, раскрашивать, обводить, находить, показывать. А в 5 лет возникает интерес к самостоятельному чтению. Конечно, всё это просходит не само собой, а при активной развивающей работе взрослых: если ребёнок не проводит ни дня без книжки, сказки на ночь, без развёрнутых бесед с мамой и папой о прожитом дне, без бабушкиных песенок и потешек , без аудиокниг, включенных во время его самостоятельной игры, манипулятивной деятельности с предметами.

Слайд 5

Сенситивный период восприятия порядка: 0-3 года 0-3 года Мария Монтессори (первый в истории итальянский врач-женщина, доктор наук и педагог, создатель педагогической системы свободного воспитания) считает сенситивным периодом восприятия порядка. Всем известно, как дети раннего возраста бывают требовательны к сохранению ранее принятого порядка: режима дня, расположения места сна, вещей, игрушек, даже к последовательности повествования сказок. Создание и поддержание порядка позволяет ребёнку всякий раз убеждаться в устойчивости, предсказуемости окружающего мира и чувствовать свою защищённость. В возрасте 2-3 лет ребёнок вполне способен учиться поддерживать порядок на полке с игрушками, аккуратно складывать свои вещи. Мария Монтессори убеждена, что упорядоченность мыслей, поступков, законопослушность и саморегуляция поведения человека в дальнейшей жизни во многом зависит от упорядоченности окружения ребёнка в это возрастной период. Что зачастую требует от самих родителей особенной дисциплинированности.

Слайд 6

Порядок в пространстве вокруг ребёнка Важно, чтобы в семье сохранялся порядок пространственного расположения : В кухне, столовой – приём пищи, отдых и сон – в спальне, вещи из гардеробной не должны встречаться в ванной и т.д. У каждой вещи должно быть своё место.

Слайд 7

Порядок в режиме дня семьи. Ничего так благоприятно не воздействует на психику ребёнка, как здоровый, рациональный режим дня, систематически соблюдаемый всеми членами семьи. Предсказуемое и закономерное чередование режимных моментов обеспечивает физическое и психическое здоровье, закладывает основы самодисциплины, способствует любознательности и активности ребёнка, поскольку ребёнок, живущий по режиму чувствует себя гораздо лучше, чем ребёнок, лишённый чёткого распорядка дня.

Слайд 8

Порядок в отношениях с ребёнком Прядок в отношениях с ребёнком выражается в последовательности ожиданий и предъявляемых требований к нему. Требования должны быть постоянными и не зависеть от настроения взрослых или ребёнка. Требования лучше формулировать конкретно в виде цепочки простых последовательных действий, которые должны соблюдаться всеми членами семьи. В данной ситуации родителям всегда стоит помнить крылатое выражение: « Не пытайтесь воспитывать детей, всё равно они вырастут похожими на вас».

Слайд 9

Сенситивный период сенсорного развития: 0-5,5 лет. 0-5,5 лет сенситивный период для сенсорного развития . Многообразие цветов, звуков, запахов, вкусов, тактильных ощущений, с которыми встречается ребёнок в этот период, закладывает фундамент для тонкой дифференциации чувств, ощущений, впечатлений в последующей жизни. Поэтому родителям важно не упускать возможности обогащения среды ребёнка разнообразными событиями, впечатлениями. Решающее значение здесь имеет способность родителя обратить внимание ребёнка на нюансы, отличия, вербализовать их (подобрать подходящее слово, определение), чтобы многообразие впечатлений отложилось в сознании и влекло развитие словарного запаса .

Слайд 10

Сенситивный период развития движений и действий : 0-4 года. 0-4 года сенситивный период развития движений и действий. Именно благодаря движению и сопровождающей его усиленной вентиляции легких ребенка происходит насыщение крови кислородом, достаточное для снабжения им тех клеток головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. Ощущение своего тела, его возможностей позволяет ребёнку формировать адекватную высокую самооценку уже в тот период, когда ещё очень ограничены другие умения и возможности. Ребёнок ещё мало какими умениями и навыками может обоснованно гордиться, но возможность сделать «мостик», «шпагат», высоко прыгнуть или быстро бегать, владеть мячом или скакалкой, способствуют формированию уверенности в себе, позитивному самовосприятию , желанию добиваться новых достижений. Поэтому заботливые родители стараются обеспечить возможность ребёнка реализовать потребность в движении, подбирая для него секцию, кружок по интересам или сооружая шведскую стенку, выбирая игрушки, побуждающие ребёнка двигаться (скакалка, мяч, велосипед, роликовые коньки, лыжи, обручи и т.д.)

Слайд 11

Сенситивный период развития социальных навыков: 2,5 - 6лет. В возрасте 2.5 - 6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам общения, чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых разных людей. Ребенок в этом возрасте быстро усваивает формы общения и хочет их применять. В воспитании социальных навыков лучшим помощником родителей становится их собственный пример : манера обращаться друг к другу, громкость голоса, формулировки, стиль взаимоотношений, принятые в семье – всё это воспринимается ребёнком, как эталон, поэтому родителям стоит обращать внимание, прежде всего на собственное поведение. А в качестве помощников можно использовать разнообразную детскую литературу, дидактические игры, которые помогут обогатить словарь родителя и ребёнка вежливыми учтивыми фразами, научить правильно и уважительно просить прощения, выражать благодарность, сочувствие, поддержку, правильно критиковать и делать комплименты, принимать и дарить подарки, проситься в игру, мириться и многим другим важным социальным навыкам.

Слайд 12

«Судьба – не есть предопределение, она формируется всю жизнь, но более всего в детские годы». Если ребёнок в дошкольном детстве не имел опыта восприятия: Классической, народной, инструментальной музыки Художественных произведений искусства Чтения и прослушивания книг, радиопостановок то вряд ли в школьном возрасте вам удастся приобщить ребёнка к чтению и искусству . Если в самом нежном возрасте ребёнок не получил опыта: Наведения порядка в своей комнате и вещах Помощи и заботы о близких и природе Преодоления страха, нерешительности и лени Преодоления конфликтов, примирения и сотрудничества, то в школьном возрасте всё это будет представлять для него большие сложности . Поэтому так важно вовремя сеять Доброе, Светлое и Вечное в души наших детей .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значимость периода дошкольного детства

Значимость периода дошкольного детства для раскрытия творческого потенциала ребенка.Задача педагога, занимающегося с детьмиизобразительным искусством, — постепеннооткрывать детскому пытливому ум...

Доклад «Роль воспитателя в формировании речи детей в разные возрастные периоды дошкольного детства 3-5 лет».

Для воспитателя детского сада владение образцовой речью-это показатель его профессиональной подготовленности....

Развитие образной речи в разные периоды дошкольного детства

Дети, начиная уже с младшего дошкольного возраста, даже без специального обучения, проявляют большой интерес к языковой деятельности, "экспериментируют" со словами, создают новые, ориентируясь как на ...

Потребности ребенка в разные периоды дошкольного детства

ПОСТРОЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ НА ОСНОВЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПО МАСЛОУ...

эссе "Так уж важен период дошкольного детства в воспитании и развитии личности ребенка"

В своем эссе я попыталась донести до воспитателей и родителей о важности формирования характера и личности в целом в период дошкольного детства....

Развитие социально-коммуникативной сферы личности в период дошкольного детства. Задачи развития.

Развитие социально-коммуникативной  сферы личности  в период дошкольного  детства.Задачи развития....

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ В ПЕРИОД ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА (С 3-Х ДО 6-7 ЛЕТ)

Дошкольное детство охватывает период с 3 до 6–7 лет. В это время происходит отсоединение ребенка от взрослого, что ведет к изменению социальной ситуации. Ребенок впервые покидает пределы ми...