Статья «Как приучить ребенка младшего возраста играть самостоятельно?»
статья

Сумманен Наталья Евгеньевна

Приучить ребенка занимать себя самостоятельно (не обязательно играть), вполне реально. По большому счету нужно немногое: простор для деятельности (чтобы были интересные предметы для манипуляции и исследования), хорошая фантазия и некоторое количество предварительного внимания от родителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kak_nauchit_samostoyatelno_igrat.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

«КАК ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА ИГРАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО?»

Сумманен Н.Е., воспитатель ГБДОУ детский сад 78 Фрунзенского района

Приучить ребенка занимать себя самостоятельно (не обязательно играть), вполне реально. По большому счету нужно немногое: простор для деятельности (чтобы были интересные предметы для манипуляции и исследования), хорошая фантазия и некоторое количество предварительного внимания от родителей.

Понятно, что в любой ситуации надо делать скидку на индивидуальные особенности ребенка, но также выявлены характерные особенности психологического развития детей  трех лет о которых должен знать каждый  родитель. Рассмотрим их.

Особенности психологического развития ребенка трех лет.

               1.  В раннем детстве наряду с развитием познавательной сферы идет и личностное развитие. В первую очередь происходит личностная социализация ребенка, так как, наблюдая за взрослыми, он старается подражать им: делать так, как делают они, вести себя так, как они ведут себя в тех или иных ситуациях.

         Процесс подражания идет через общение и взаимодействие взрослого и ребенка. Таким образом, наблюдение за поведением людей и подражание им становится одним из основных источников личностной социализации ребенка. В развитии личности немаловажную роль играет и чувство привязанности, которое формируется у ребенка к концу первого года жизни и продолжает развиваться в раннем детстве. Причина привязанности, возможно, кроется в том, что взрослые удовлетворяют основные потребности ребенка, снижают их тревожность, обеспечивают безопасные условия существования и активного изучения окружающей действительности.

               2.   В раннем детстве происходит становление самосознания. Развитие самосознания введет к формированию самооценки.

                3.  В этом возрасте у многих детей проявляется непослушание. Когда им говорят, что так делать нельзя, те продолжают делать по-своему. Зачастую это происходит из-за стремления детей как можно быстрее познать окружающий мир, показать свою значимость в нем.

4.  Трехлетний ребенок понимает, что может оказывать влияние на людей и добиваться желаемой цели.

5.    У ребенка появляется потребность в достижении успеха. Эта потребность формируется поэтапно. Сначала ребенок начинает осознавать свои успехи и неудачи,

         6.     Кризис трех лет характеризуется тем, что личностные изменения, происходящие с ребенком, приводят к изменению его отношений со взрослыми. Этот кризис возникает потому, что ребенок начинает отделять себя от других людей, сознает свои возможности, ощущает себя источником воли. Он начинает сравнивать себя со взрослыми, и у него невольно возникает желание выполнять те же действия, что и они.

                 7. В этом возрасте появляются следующие черты: негативизм, упрямство, протест-бунт. Эти характеристики описал Л.С. Выготский. Он считал, что возникновению подобных реакций способствует зарождение потребности в уважении и признании.

         .

Рекомендации:

  1. Исключить гиперопеку над ребенком. Роль взрослого должна заключается только в наставничестве, сотрудничестве, помощи в затруднительных ситуациях.
  2. Развивать самостоятельность, давая поручения,  посильные для самостоятельного выполнения ребенком.
  3. Каждый раз хвалить ребенка, когда он справился с поручением, отмечать какой он самостоятельный.  Это приведет к  формированию положительной самооценки ребенка,  уверенности в себе и своих силах.
  4. Обеспечить сменяемость развивающей среды (игр, игрушек).  Оставить несколько игрушек, остальные убрать. Рассказать  и показать ребенку способы  манипуляции с этими предметами.
  5. Возможно, ребенок «вырос» из имеющихся игрушек, поэтому потерял к ним интерес. Необходимо предложить ему игры и игрушки из «зоны ближайшего развития», то есть для детей 3-4 лет.  Новые игры рекомендую вводить постепенно, рассказывая правила и способы манипуляции с каждым.

    Если игра интересует ребенка, то он невольно сосредоточивается на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжете.

  1. Ребенок научился манипулировать родными для достижения поставленной цели (требовать чтобы с ним играли, от него не отходили ни на шаг).  Научить ребенка договариваться о чем-либо.  Например, «Ты раскрасишь эту картинку, а мама за это время приготовит стакан твоего любимого свежевыжатого сока».
  2. Внимательно выслушивать ребенка, его просьбы, относиться к нему с уважением, не «сюсюкать», четко и правильно проговаривать слова и предложения. Общаться с ребенком спокойно, доброжелательно, «на равных», чаще создавать ситуацию, чтобы ребенок получал желаемое или требуемое, чтобы его мнением считались. Ребенку необходимо утверждаться  в своей «взрослости», в том, что его мнение тоже что-то значит.
  3. Как можно больше с ребенком разговаривать, объяснять, задавать ему вопросов и  фантазировать.
  4. Начать с ребенком читать. Если не приучен- приучать. Будете читать -будет больше фантазии, усидчивости, интереса к окружающему миру.
  5. Ограничить мультики, хотя бы 20 минутами в день. Не давать планшет и прочие гаджеты. Гаджеты могут занять ребенка, но не способны развить необходимые качества.  С дошкольного возраста приучать ребенка к виртуальному миру - тупиковый путь, при всей его привлекательности и удобстве родителей.
  6. Всячески поощрять интерес маленького человека к большому миру, благо для этого совсем не обязательно доставать энциклопедии или развивающие игры. Например, на прогулке можно рассмотреть листву не деревьях и кустарниках, насекомых в траве или облака на небе. Разрешать исследовать окружающий мир детям, если такое исследование не угрожает жизни и здоровью малыша.

Развивать самостоятельность очень важно, так как у ребенка формируются такие качества, как сила воли, настойчивость, целеустремленность!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Как приучить ребенка слушать и слушаться вас?"

Как приучить ребенка слушать и слушаться вас? Искусство родителей не в том, чтобы искусно побеждать ребенка или удачно выруливать из трудного боя, а в том, чтобы боя и не возникало, чтобы у ребенка...

Статья " Как приучить ребенка самостоятельно одеваться"

Статья " Как приучить ребенка самостоятельно одеваться"...

Статья "Как приучить ребенка к порядку"

Статья о том как приучить к порядку...

Статья "Как приучить ребенка к хорошим манерам".

Как приучить ребенка к хорошим манерам....

Статья "Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье"

Статья рассчитана на взрослых: пап и мам, дедушек и бабушек. В ней кратко сформулированы 10 правил, которые помогут малышу полюбить заботиться о своем здоровье....

Статья "как приучить ребенка есть овощи"

Статья. "Как приучить ребенка есть овощи". Консультация для родителей....

Статья " Как приучить ребенка к здоровой пище"

quot;Как приучить ребенка к здоровой пище"...