Картотека игр на развитие математических способностей
картотека (старшая группа)

Наталья Владимировна Кропивец
Сборник дидактических игр по развитию элементарных математических представлений старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_kak_sredstvo_razvitiya.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр

«Дидактические игры как средство развития

математических представлений старших дошкольников»

Содержание:

1 Пояснительная записка

2 Введение

3 Игры:

 Тема 1. Цифры и числа

 Тема 2. Путешествия во времени

 Тема 3. Ориентировка в пространстве

 Тема 4. Геометрические фигуры

 Тема 5. Логическое мышление  

Пояснительная записка

Создание сборника дидактических игр по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, и правильно организованная игровая деятельность, будет пробуждать у детей интерес к математическим знаниям, совершенствоваться познавательная деятельность. При разработке сборника, учитывались требования к дидактическим играм в условиях реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС.

Представленная структура сборника, включается в себя все компоненты математического развития.

В сборнике предлагается система игр по математическому развитию для формирования элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста. Дидактические игры разнообразны по своей тематике, характеру, способу решения. Для более удобного использования сборника дидактических игр они были разделены на разделы: цифры и числа, путешествия во времени, ориентировка в пространстве, геометрические фигуры, логическое мышление.

Данным сборником могут пользоваться, воспитатели и родители.

Введение

Игра является особой, необходимой для гармоничного развития ребенка. Это самое привычное для дошкольников занятие, в котором дети могут многому научиться. Игра развивает у детей фантазию, способность концентрировать внимание. В игре у ребенка есть полная свобода действий, в процессе которых дети учатся контролировать свои поступки, сдерживать желания, регулировать свое поведение. Таким образом, все важнейшие психологические новообразования у детей формируются именно в игровой деятельности.

 Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям (форма, количество, величина, время, пространство), которые способствует развитию понятий. В дошкольных учреждениях учитывается этот интерес, и воспитатели делают попытки расширить знания детей в этой области. Однако знакомство с содержанием этих понятий и развитием элементарных математических представлений в предлагаемых методиках не всегда систематично, поэтому в связи с новыми требованиями необходимы разработки и применение новых методических подходов.

Современные требования к развивающему обучению, ставят необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.

Проблема исследования определяется противоречием между необходимостью развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста как структурного компонента математического мышления в соответствии с требованиями ФГОС ДО и недостаточностью методических разработок, позволяющих осуществить это на практике.

Цель сборника: подбор и систематизация дидактических игр, направленных на развитие элементарных математических представлений старшего дошкольного возраста

Задачи:

1) Подбор игр, направленных на развитие элементарных математических представлений старшего дошкольного возраста

2) Систематизация игр по разделам сборника

3) Оформление сборника игровых упражнений и заданий, направленных на развитие элементарных математических представлений.

Объект исследования – процесс развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - дидактические игры как средство развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования - использование дидактических игр в процессе учебно-познавательной деятельности дошкольников, будет способствовать повышению уровня сформированности у них элементарных математических представлений, если:

- разработать комплекс дидактических игр с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста, индивидуального подхода к обучению, требований ФГОС ДО к образовательным результатам.

Тема 1. Игры с цифрами и числами

 «Математическая путаница»


Цель:
 Закрепить знания цифр. Развивать наблюдательность, внимание.

Задачи: Учить узнавать и называть числа в пределах первого десятка. Развивать внимание, память, речь.
Ход игры: В игре «Путаница» цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот момент дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места. Ведущий комментирует действия детей.

 «Какой цифры не стало?»


Цель: Развитие зрительного восприятия,

произвольности внимания, памяти.

Задачи: Развивать внимание, память.

Ход игры: В игре «Какой цифры не стало?» также убираются одна-две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра пять сейчас стоит между цифрами 7 и 8 (или она исчезла). Это неверно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.

«Убираем цифры»


Цель: Закреплять прямой и обратный счет; закреплять знание цифр от 1 до 10.

 Задачи: Формирование логического мышления.
Ход игры:  Перед всеми на столах лежат цифры первого десятка. Детям загадывают загадки про числа. Каждый ребенок, догадавшийся, о какой цифре идет речь, убирает из числового ряда эту цифру. Загадки могут быть самые разнообразные. Например, убрать цифру, которая стоит после цифры 6, пред цифрой 4; убрать цифру, которая показывает число на 1 больше 7; убрать цифру, которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши; убрать цифру, которая встречается в названии сказки про Белоснежку, и т.д.

 «Игра с Винни-Пухом» с палочками Кюизенера

Цель: Упражнять в счете в пределах 10, познакомить с образованием числа 6.

Ход игры: Аналогично знакомятся с образованием чисел 7,8,9,10.

Дети строят дом для пятачка. Подбирают палочки в соответствии с цветом крыши и написанной на ней цифрой. Обсуждают длину фиолетовой палочки: длина палочки больше желтой на 1. «К 5 прибавить 1 получится число 6». 

«Чудесный мешочек»


Цель: Учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

Задачи: Закреплять порядковый счет; представление о количественных отношений между числами.

Ход игры: В чудесном мешочке находятся счетный материал, два-три вида мелких игрушек. Ведущий выбирает кого–то из детей водящим и просит отсчитать столько предметов, сколько тот услышит ударов молоточка, ударов бубна, или столько предметов, сколько кружков на карточке. Дети, сидящие за столами, считают количество ударов и показывают цифру, соответствующую количеству ударов. Выполнение задания проверяют все вместе. Ведущим становится другой, игра повторяется.

Игры «Что изменилось?», «Исправь ошибку»

 

Цель: Закрепление умения пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой.

 Ход игры: Несколько групп предметов размещают на доске или фланелеграфе, рядом ставят цифры. Ведущий просит играющих закрыть глаза, а сам меняет местами или убирает из какой-либо группы один предмет, оставляя цифры без изменения, т.е. нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой. Дети открывают глаза. Они обнаружили ошибку и исправляют ее разными способами: «восстановлением» цифры, которая будет соответствовать количеству предметов, добавляют или убирают предметы, т. е. изменяют количество предметов в группах. Тот, кто работает у доски, сопровождает свои действия объяснением. Если он хорошо справился с заданием (найти и исправить ошибку), то он становится ведущим.

 «Сколько»


Цель: Развитие умения внимательно вслушиваться и различать тонкие звуковые нюансы. 
Задачи: Упражняет детей в счете.
Ход игры: На доске закрепляется 6-8 карточек с различным количеством предметов. Ведущий говорит: «Сейчас я загадаю загадку. Тот, кто ее отгадает, пересчитает предметы на карточке и покажет цифру. Слушайте загадку: сидит девица в темнице, а коса на улице». Играющие, догадавшиеся, что это морковь, пересчитывают, сколько морковок нарисовано на карточке, и показываю цифру 4. Вместо загадок можно давать описание предметов. Например: «Это животное ласковое и доброе. Оно не разговаривает, но хорошо знает свое имя, любит играть с мячом, клубком ниток, пьет молоко и живет вместе с людьми. Кто это? Сосчитайте сколько».  

 

Тема 2. Игры путешествие во времени

 «Живая неделя»

Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Материалы: карточки с цифрами от 1 до 7, музыка.

Ход игры: У детей карточки с кругами (от 1 до 7). По заданию ведущего дети под музыку выполняют различные движения. По ее окончании выстраиваются в ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни недели. Проверка осуществляется перекличкой. Игра повторяется 2-3 раза со сменой карточек.

«Когда это бывает?»

Цели: закрепить знание детей о частях суток, развивать речь, память.

Ход игры: Воспитатель раскладывает картинки, изображающие жизнь детей: утренняя гимнастика, завтрак, занятия и т. д. Дети выбирают себе любую картинку, рассматривают ее. На слово «утро» все дети поднимают картинку, связанную с утром, и объясняют свой выбор. Затем день, вечер, ночь.

«А что потом?»

Цели: закрепить знание детей о частях суток, о деятельности детей в разное время суток; развивать речь, память.

Ход игры: Дети садятся полукругом. Воспитатель объясняет правила игры:

Будем рассказывать по порядку о том, что мы делаем с самого утра. Кто ошибется, сядет на последний стул, а все остальные передвинутся. Можно ввести игровой такой момент: воспитатель поет песенку «камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать».

Воспитатель начинает: «Вы утром проснулись. А что было потом?» Передает камешек кому-либо из играющих. Тот отвечает: «Делали гимнастику» - «А потом?» Передает камешек другому ребенку.

Игра продолжается, пока дети не назовут последнее — ночной сон.

«Времена года»

Цель: Закреплять представления о временах года и месяцах осени.

Материалы: модель времена года.

 Ход игры: Воспитатель показывает детям модель «Времена года»: квадрат, разделенный на 4 части (времена года), окрашенные в красный, зеленый, голубой и желтые цвета. Желтой сектор разделен еще на 3 части, окрашенные в светло-желтый, желтый и желто-коричневый.

Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько всего времен года? Назовите их по порядку. (Показывает времена года на модели, уточняя цвет.)

Покажите на модель осень. На сколько частей разделено это время года? Как вы думаете, почему здесь 3 части? Какие месяцы осени вы знаете? Последний месяц осени – ноябрь. Назовите месяца осени по порядку». (сентябрь, октябрь, ноябрь.) Воспитатель показывает месяцы на модели.

«Назови скорей»

Цель: формирование знаний о днях недели.

Ход игры: Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Он бросает мяч кому-либо из детей и говорит: «Какой день недели перед четвергом? Ребенок, поймавший мяч, отвечает «Среда». Теперь он становится ведущим и задает вопрос: «Какой день недели был вчера?» (Назови дни недели после вторника. Назови день недели между средой и пятницей).

Тема 3.  Игры на ориентировки в пространстве.

 

 «Художники»

Цель: развитие ориентировки в пространстве.

Ход игры. Ведущий предлагает детям нарисовать картину. Все вместе продумывают ее сюжет: город, комната, зоопарк и т. п. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины, поясняет, где он должен находиться относительно других предметов. Воспитатель заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя ее мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги. В центре можно нарисовать избушку (изображение должно быть простым и узнаваемым) вверху, на крыше дома – трубу. Из трубы вверх идет дым. Внизу перед избушкой сидит кот. В задании должны быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа, от, за, перед, между, около, рядом и т.д

«Расскажи про свой узор»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями.

 Ход игры: У каждого ребенка картинка (коврик) с узором. Дети должны рассказать, как располагаются элементы узора: в правом верхнем углу круг, в левом верхнем углу - квадрат, в левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине — треугольник.

«Сравни и заполни»

Цель: учить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур.

Игровой материал: набор геометрических фигур.

 Ход игры: Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаками вопроса, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием.

«Найди парную картинку»

Цель: ориентировка на плоскости листа; учить описывать расположение геометрических фигур на карточках.

 Ход игры: На доске вывешивается 4-6 карточек, парные к ним раскладываются на столе рисунками вниз. Воспитатель объясняет задание: «Сейчас мы поиграем в игру «Найди парную картинку» тот, кого я вызову, возьмет одну из карточек на этом столе, назовет, какие фигуры на ней нарисованы и где они расположены. Затем найдет такую же карточку среди висящих на доске и поместит под ней свою

 

Тема 4. Игры с геометрическими фигурами.

«Геометрическая мозаика»

Цель: Закрепление у детей знаний о геометрических фигурах, формирование умение преобразовывать их, развивать воображение и творческое мышление, учить анализировать способ расположения частей, составлять фигуру, ориентироваться на образец.

Организуя игру, воспитатель заботится об объединении детей в одну команду в соответствии с уровнем их умений и навыков. Команды получают задания разной трудности. На составление изображения предмета из геометрических фигур: работа по готовому расчлененному образцу, работа по нерасчлененному образцу, работа по условиям (собрать фигуру человека – девочка в платье), работа по собственному замыслу (просто человека). Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети должны самостоятельно договориться о способах выполнения задания, о порядке работы, выбрать исходный материал. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельные элементы предмета из нескольких фигур. В заключении игры дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.

«Посмотри вокруг»

Цель: закрепить представления о геометрических фигурах, учить находить предметы определенной формы.

Ход игры: Игра проводится в виде соревнования на личное или командное первенство. В этом случае группа делится на команды. Ведущий (им может быть воспитатель или ребенок) предлагает назвать предметы круглой, прямоугольной, квадратной, четырехугольной формы, форму предметов, не имеющих углов, и . т.д. За каждый правильный ответ играющий или команда получает  фишку, кружок. Правилами предусматривается, что нельзя называть два раза один и тот же предмет. Игра проводится в быстром темпе. В конце игры подводятся итоги, называется победитель, набравший наибольшее количество очков.

«Чудесный мешочек»  

Цель: Закреплять название геометрических фигур, умение определять их на ощупь.

Ход игры: В мешочке находятся предметы разных геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру которую хочет показать. Усложнить задание можно, если ведущий дает задание найти в мешочке какую-то конкретную фигуру. При этом ребенок последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную. Целесообразно, чтобы чудесный мешочек был у каждого ребенка.

 

«Найди свой домик»

Цель: развить у детей умение различать цвет, геометрические фигуры, умение сравнивать схемы (геометрические фигуры), ориентироваться в пространстве, зрительное восприятие, координацию движений. Развивать положительные эмоции от процесса игры.

Материал:

Домики разных цветов, флажки к домикам, схемы из геометрических фигур.

Описание игры:

1 вариант

В комнате, в разных углах размещают домики. Дети себе выбирают флажки.

Задача: по цвету флажка нужно найти домик такого же цвета.

2 вариант

На домики крепятся карточки-схемы «Приглашения» с геометрическими фигурами (сначала по одной, после карточки-схемы можно усложнять, добавляя геометрические фигуры).

Дети делятся на 2 группы, одни будут «домиками», другие с «Приглашением».

«Домики» располагаются в ряд, либо хаотично, а дети с «Приглашением» должны по сигналу найти свой домик.

Тема 5. Игры на логическое мышление

«Делаем забор»

Цель: Учить строить в соответствии с заданным алгоритмом, переносить модели из горизонтальной плоскости в вертикальную. Упражнять в счете.

Ход игры: На доске изображение заборчика: по вертикали желтая палочка, справа - розовая по горизонтали, следующая - голубая по вертикали и розовая - по горизонтали. Все палочки стоят без интервалов. Предлагается выложить заборчик из таких же палочек по заданному образцу и повторить два раза. Сделайте так, чтобы все дощечки были одинаковой высоты,

«Детская железная дорога»

 

Цель: Учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать условие предложенной задачи и выполнять её самостоятельно.

 Ход игры:

1 вариант

 Наш поезд состоит из 3 вагонов: голубого, желтого, розового, при этом: желтый в середине, а розовый не является первым, в какой последовательности стоят вагоны? В 1 вагоне едет 3 пассажира, во 2 вагоне-5 пассажиров, в 3 – 2 пассажира. Подложив под вагоны палочку оранжевого цвета, дети приходят к выводу: в поезде едет 10 пассажиров.

2 вариант

 Наш поезд состоит из 3 вагонов: голубого, фиолетового, желтого. При этом: фиолетовый- в середине, а желтый не является последним. В какой последовательности стоят вагоны? Вагоны стоят так: жёлтый, фиолетовый, голубой. В 1 вагоне поезда едет 5 пассажиров, во 2 -6, в 3-3 пассажира. Подложив под вагоны палочку оранжевого цвета, дети приходят к выводу, что нужно доложить ещё палочку красного цвета. Значит: в поезде едет 10 и 4 пассажира, то есть 14.

3 вариант

 Более сложная задача. Наш поезд состоит из 3 вагонов: голубого, фиолетового, желтого. При этом: фиолетовый в середине, а желтый не является последним. В середине пути из последнего вагона вышли все пассажиры. В какой последовательности стоят вагоны? Сколько пассажиров доехало до конечной остановки? В 1 вагоне поезда едет 5 пассажиров, во 2 -6, в 3-3 пассажира. Подложив под вагоны палочку оранжевого цвета, дети приходят к выводу, что нужно доложить ещё палочку красного цвета. Значит: в поезде едет 10 и 4 пассажира, то есть 14.Дети убирают голубой вагон, подложив палочку оранжевого цвета, дети убеждаются, что необходима ещё палочка белого цвета. -5+6=11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр на развитие математических способностей и логического мышления

Картотека дидактических игр на развитиематематических способностей и логического мышления...

Картотека игр для формирования и развития математических способностей.

Экспериментирование, производимое собственными руками, поможет детям самостоятельно выявить основные свойства и отношения математических объектов....

картотека игр на развитие математических способностей с помощью Лего конструктора

КАРТОТЕКА ИГР ПОМАТЕМАТИКЕС ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛЕГО КОНСТРУКТОРА...

Картотека дидактических игр на развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр на развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр на развитие математических способностей

Дидактические игры по математике для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр на развитие математических способностей

Картотека дидактических игр на развитие математических способностей ...