Картотека игр для формирования и развития математических способностей.
методическая разработка по математике (средняя группа) на тему

Экспериментирование, производимое собственными руками, поможет детям самостоятельно выявить основные свойства и отношения математических объектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр для формирования и развития математических способностей.

Упражнение 1.

 Материал.

    Любая коробочка, закрытая крышкой, содержащая однородные мелкие предметы двух цветов (бусы, пуговицы и т.п.) – красного и белого, мисочки.

    Воспитатель (показывая детям закрытую коробочку). Как вы думаете, что внутри? По звуку трудно догадаться точно. Поэтому заглянем внутрь. Какого цвета у нас бусы? (Ответы.) Нужно разложить бусы в две мисочки так, чтобы в каждой были похожие. Как это можно сделать? (Ответы.)

Упражнение 2.

Материал.

    Крупные деревянные бусы (или пуговицы) или крупные пластмассовые гайки (из конструктора); большая пластмассовая «иголка»; шнурок (можно использовать тонкую цветную проволоку).

    Воспитатель предлагает детям нанизать бусинки на шнурок, соблюдая чередование цветов – красный, белый, красный и т.д.

    Полезно обсуждать с каждым ребёнком процесс нанизывания: какую бусинку следующую возьмёшь? Почему белую? (После красной идёт белая.) 

Упражнение 3.

«Найди пару» (такой же предмет)

Материал.

    Любые изображения однородных предметов: птиц, зверей, фруктов, цветов; любые наклейки, фантики и т.п.  Можно также использовать старые игральные карты. Дети будут ориентироваться не только на картинки, но и на количество значков мастей; не столько пересчитывая их, сколько «схватывая» взглядом сразу всю группу значков. Поэтому вначале лучше использовать карты с двойками, тройками и т.д. желательно составить тематические наборы: «звери», «птицы», «фантики», «цветы» и хранить их в отдельных конвертах.

Ход игры.

    Ведущий наугад вынимает карточку; задача игроков – найти такую же. Выигрывает тот, кто нашёл её первым. Каждому ребёнку полезно попробовать себя в роли ведущего. В конце игры дети, сидящие рядом, выкладывая картинки на стол парами, определяют, у кого их больше.

Упражнение 3.

Материал.

    Квадрат из плотной бумаги («салфетка»), украшенный орнаментом из цветных кружков; такой же квадрат, но без украшений; несколько цветных кружков разного размера и разного цвета.

    По просьбе воспитателя дети украшают салфетку таким же узором, по образцу (рисунок) – раскладывают на своём квадрате (на цветной или белой бумаге – «салфетке») кружки, выбирая их из предложенного набора. В наборе подобрано больше кружков, чем нужно для выполнения задания.

Вариант. Если кто-то из детей испытывает трудности в выборе нужного кружка, дайте ему меньше кружков или сократите количество предлагаемых цветов (в крайнем случае до необходимого), тогда ему останется только разложить их. Однако выполнить это упражнение он должен несколько раз(разумеется, не за одно занятие), пока не научится свободно отбирать нужные кружки из достаточно большого количества.

Упражнение 5.

    Занятие полезно привести в виде беседы,  задавая вопросы каждому ребёнку так, чтобы, отвечая, он анализировал свою работу.

  • Какого цвета у тебя только один кружок? (Зелёного.)
  • Покажи его. Какие ещё есть кружки? (Белые и синие.)
  • Каких больше: белых или зелёных? Синих или зелёных? (Зелёный – один. Синих больше.)

Вариант. Каких больше: синих или белых? (Одинаково.) Проверяем, выкладывая кружки парами на столе.

Упражнение 6.

«Угадай цвет»

Правило игры.

    Разыгрываются три фишки разных цветов – белого, синего, зелёного. Фишки можно выставить на фланелеграфе, чтобы дети не забывали, какие цвета сегодня разыгрываются (набор цветов в следующий раз меняется). Фишки также можно выложить на столе перед каждым ребёнком так, чтобы, отвечая на вопрос, он мог соотнести полученную информацию со своим набором и давал бы ответ методом исключения.

    Воспитатель (ведущий) прячет фишку (кружок) в руке и, обращаясь к одному из играющих, говорит: «Не синий, не белый. Угадай!». Ребёнок называет: «Зелёный».  Если он выиграл, фишка переходит к нему. Если ошибся, фишка остаётся у ведущего. В игре должны принять участие все дети, и не только в роли «ведомых», но и ведущих. Но в этом случае взрослый берёт на себя роль ошибающегося, чтобы и ведущий, и другие дети могли ловить его на ошибках. В конце играющие пары сравнивают, у кого фишек больше.

Примечание.

Если дети захотят сосчитать свои фишки, подскажите правильное звучание слов-числительных, а при счёте попросите показывать сосчитанную фишку. Желательно откладывать отсчитанные фишки в сторону. В этом случае процесс счёта будет соответствовать предметному действию: «пять» означает, что в кучке пять фишек. Говорить «пять», показывая пальцем на фишку (пятую), неверно, в этом случае надо говорить «пятая».

Упражнение 7.

Материал.

    Коробки с крышками разной формы и размера (круглые, квадратные, многоугольные); мелкие игрушки, подходящие к коробкам по размеру.

    Воспитатель предлагает детям разложить игрушки по коробкам, подбирая подходящие по размеру, а затем закрывая все коробки соответствующими крышками.

Упражнение 8.

«Что здесь?»

    Воспитатель берёт одну из коробок и, только описывая предмет, предлагает угадать, что это. Например: «Круглый, красный с синим, хорошо прыгает, можно с ним играть». (Мяч.)

Упражнение 9.

«Найди половинку»

    Воспитатель показывает детям половинку картинки, на которой изображены хорошо знакомые предметы. Задача играющего: найти вторую половинку среди предложенных карточек. Желательно, чтобы такая карточка и набор «половинок» был у каждого ребёнка, так, чтобы, меняясь карточками, они могли собрать несколько картинок (рисунок).

    Вариант. Задание можно предложить в форме: «Дорисуй вторую половинку».

Упражнение 10.

«Сложи круг»

Материал.

    Несколько кругов одинакового размера из плотного картона или пластика (удобно использовать обложки от старых общих тетрадей). Круги разрезаются по схеме (рисунок). Использование разноцветных кругов облегчит задание.

    Из разрезанных деталей (см. рис.) каждый ребёнок подбирает целый круг. На первых порах детали одного круга должны быть в отдельном конверте (ребёнок должен только слоить его). Затем можно предлагать детали 2-3 кругов вперемешку («выбери и сложи»).

Вариант. Если ребёнок испытывает трудности при конструировании, покажите ему образец конечного результата (его можно наклеить на конверт).

Упражнение 11.

«Разложи картинки по конвертам»

Материал.

(На каждого ребёнка). Два конверта (можно использовать плоские коробки из-под конфет): на одном наклеен круг, на другом – квадрат.

    Воспитатель предлагает детям разложить по конвертам картинки с изображениями предметов этой же формы – пуговицу, арбуз, книгу, солнце и т.п. так, чтобы в конверте оказались предметы, похожие на картинку на конверте. Классифицируя предметы, дети должны объяснить, на основании чего они сделали свой выбор. На данном занятии дети начинают учиться выделять в предмете признак формы. При этом речь идёт о четырёхугольной форме, а не конкретно о квадрате. Книга, например, подходит ко второй группе. Не следует подсказывать задание, формулируя его, например, так: «Разделить по форме». Дети должны сами догадаться, какое основание для классификации нужно выбрать. Если возникают проблемы, воспитатель предлагает сначала сравнить два предмета: книгу и арбуз – в чём их различие, обращая особое внимание на форму. Далее он просит найти сначала на карточках предмет, похожий на арбуз, уточняя, чем эти два предмета похожи, затем похожий на книгу (таким образом, внимание акцентируется на признаке формы) и, наконец, снова предлагает задание в полном виде: «Разделите на две группы».

    Завершая упражнение, воспитатель просит детей сказать,  чем похожи все предметы в каждой группе. (Здесь все круглые, а здесь все с углами.)

Вариант. Можно ввести в упражнение треугольную форму и, соответственно третий конверт.

Упражнение 12.

Материал.

    Коробка с прорезями разной формы. В эти прорези дети проталкивают соответствующие объёмные тела (кубики, шарики, кирпичики). Такие коробки бывают фабричного производства, к ним даётся соответствующий набор геометрических тел. Если такого набора нет, воспитатель может сделать его сам из любой плотной коробки, прорезав отверстия нужной формы острым ножом. Можно подобрать предметы  одинаковой формы, но разного размера: кубики, банки из-под кофе (цилиндры), кирпичи из строительных наборов и т.п. В этом случае  дети должны учитывать не только форму, но и размер предмета, проталкивая его в отверстие.

Упражнение 13.

«Матрёшка»

    Воспитатель показывает детям матрёшку, обыгрывая её появление. (Гости пришли. Сколько чашей вынимать?) Чтобы узнать, сколько гостей, дети разбирают матрёшку и составляют каждую из двух половин. Воспитатель просит поставить их по росту, проверяя рукой: высокая, ниже, ещё ниже… Затем просит поставить столько чашек, сколько матрёшек. При этом нет необходимости считать матрёшек, следует ориентироваться на взаимно-однозначное соответствие: каждой матрёшке – по чашке. Полезно заранее поставить больше или меньше чашек, чтобы дети обнаружили это несоответствие: у каждой матрёшки есть чашка и ещё одна чашка лишняя, значит, чашек больше, чем матрёшек (и наоборот).

Упражнение 14.

«Что у ёжика в мешочке?»

Материал.

    Небольшой полотняный мешочек и несколько небольших легко узнаваемых предметов, которые без труда помещаются в мешочке. В продаже бывают такие наборы, где предметы – кубик, мисочка, пирамидка, груша, яйцо, шарик, горшочек, молоточек и др. – выточены из дерева и приятны на ощупь.

Ход игры.

    Воспитатель предлагает каждому ребёнку по очереди выбрать предмет в мешочке на ощупь, назвать его, а потом уже вынуть и проверить, правильно ли угадан. Выставляя предмет на стол, ребёнок фиксирует это в речи («Одна пирамидка»; «Одна груша»; Много предметов»).

    Затем между взрослым и детьми разыгрывается примерно такой диалог:

  - Петя, возьми одну пирамидку и одну грушу, поставь на поднос. (Остальные предметы пока убираются в мешочек.) 

  - Посмотрите, здесь у нас два предмета. Ваня, покажи их и назови. Кто ещё хочет сосчитать их? Какой предмет мы достали первым, какой – вторым? Кто хочет сам достать два предмета?

    Воспитатель предлагает каждому ребёнку так же, как вначале, опознать предмет, потом достать его и поставить на поднос перед собой.

  - Петя, что Ваня достал первым? (Ответ.) что вторым? (Ответ.) Кто ещё хочет доставать предметы? (Ответы.)

  - Маша, покажи мне два пальчика. Петя покажи две руки. Катя, покажи две ноги. Таня, чего у тебя ещё по два? Правильно, два глаза, два уха.

  -Вова, сколько у тебя носов? Голов? (Ответ.)

  -Коля, достань ещё что-нибудь. Что это? (Кубик.) Теперь у нас три предмета.

  -Вот один (отодвигаем пирамидку).

  -Вот два (придвигаем к ней грушу).

  -Вот три (придвигаем к ним кубик). Кто хочет сосчитать предметы, как я сделала?

  -Ваня, покажи мне три пальчика. Оля, может быть, у человека три руки? (Ответ.) Так бывает? Три головы? (Ответ.)

  -Кто помнит, у какого героя из сказки было две головы? Правильно, у Тяни-Толкая. У кого было три головы? Конечно, у Змея Горыныча.

Упражнение 15.

    Воспитатель ставит на поднос три предмета, дети называют их. Затем, накрыв предметы платком, прячет один в руку так, чтобы дети не видели, что за предмет. Платок убирается. «Что пропало» - спрашивает воспитатель. – Сколько теперь предметов?»

    Игра повторяется 2-3 раза.

    Вариант. Если дети легко справляются с заданием, под платком могут «исчезать» два предмета.

    Вариант. Если дети легко справляются с заданием, добавьте 1-2 предмета из мешочка, сосчитайте, а затем приступайте к игре «Что пропало?». Как и в предыдущем варианте, можете прятать 1-2 предмета.

Упражнение 16.

Материал.

    Коробочка со  счётными палочками (около 20 штук). Обычно палочки окрашены в два цвета. Если в коробочке больше двадцати палочек, лишние на время убираются.

    Воспитатель (обращаясь к детям). Разложите палочки так, чтобы здесь были такие (показывает зелёную), а здесь… (показывает красную). Скажите, какие здесь собраны палочки? (Ответ: все красные.) Какие здесь все палочки? (Ответ: все зелёные.)

    Таким подведением итогов (обобщением) полезно заканчивать все упражнения на классификацию.

Упражнение 17.

«Сложите такую ёлку»

Дети работают по образцу (рис.), который воспитатель сложил на их глазах. Можно использовать фланелеграф, на котором воспитатель собирает нужную конструкцию, используя вместо палочек узкие полоски бархатной бумаги. Свой вариант конструкции каждый ребёнок делает самостоятельно.

    Если группа небольшая, воспитатель собирает всех у стола, где они и работают совместно.

    Вариант. Задание можно усложнить: предлагается не образец из палочек, а схематические рисунок на индивидуальной карточке.

Упражнение18.

    Воспитатель (сопровождает конструкцию сюжетным рассказом). К зелёной ёлке летит красная птица. Сейчас мы с вами сложим птицу. Петя, покажи, в какую сторону летит птица? (рис.1).

    Теперь сложите рядом такую же птицу. Сколько стало птиц? (Ответы.) Сложите третью птицу так, чтобы она летела в другую сторону. Ваня покажет, в какую сторону летят две птицы, а Таня – в какую сторону летит одна птица (рис.2).

    Сосчитайте всех птиц. Сложите рядом ещё одну ёлку. Сколько теперь ёлок? (Ответы.) Ёлки одинаковые? (Ответы.)

    Воспитатель предлагает детям сравнить конструкции и найти, у кого получились две одинаковые ёлки. Если задание не выполнено, например, вторая ёлка сложена из красных палочек или на ней больше веток, обязательно обращает внимание детей. Тем самым формируются внимание, наблюдательность, точность воспроизведения, самоконтроль.

    После занятия воспитатель просит детей сложить палочки в коробку.

    На этих можно использовать дополнительные конструктивные задания, где в качестве материала используются не только палочки, но и фигурки из обычного дидактического набора (кружки, квадраты, треугольники). Каждую фигурку нужно нарисовать на отдельной карточке и показать детям по одной так, чтобы постепенно разворачивался мини-сюжет (рис.3).

    Можно использовать также специальную тетрадь с заданиями, одна из страниц которой представлена на рисунке 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Проблема преемственности в системе образования не нова. Еще К. Ушинский обосновал мысль взаимоотношениях "подготовительного обучения" и " методического обучения" в школе. К сожалению,в пр...

Математика в детском саду. Проблема формирования и развития математических способностей детей. Логика и математика для дошкольника.

Одной из наиболее актуальных и важных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических п...

презентация Современные подходы к формированию и развитию математических способностей детей.

Презентация:Современные подходы к формированию и развитию математических способностей детей....

Формирование и развитие математических способностей.

Проблема формирование и развитие математических способностей у детей - одна из наименее разработанных на сегодняшний день методических проблем....

Современные подходы к формированию и развитию математических способностей у детей старшего дошкольного возраста

Практика работы дошкольных образовательных учреждений, современное состояние науки и техники, культуры предъявляет высокие требования к человеку, его образованию...

Формирование и развитие математических способностей, развитие логического мышления у детей дошкольного возраста.

Математическое развитие ребенка… Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открыв...