СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья по теме

Сарафанова Тамара Павловна

   Проблема преемственности в системе образования не нова. Еще К. Ушинский обосновал мысль взаимоотношениях "подготовительного обучения" и " методического обучения" в школе. К сожалению,в практике работы дошкольных и школьных образовательных учреждений не всегда просматриваются эти взаимоотношения, их единство. Так подготовка детей к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. Однако, как показывает практика, наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения в школе. Гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно из добывать и применять в жизни. О том , как это осуществить и говорится в статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grablina_saransk.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Граблина Т.П.

МДОУ «Детский сад №29» (Саранск)

Научно-технический прогресс, увеличение потока информации, совершенствование и повышение значимости образования привели к тому, что школа стала постоянно повышать требования к интеллектуальному развитию детей. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения должна существовать преемственность.

Преемственность – это опора на пройденное, использование имеющихся у детей знаний, представлений, способов деятельности. Она означает расширение и углубление этих знаний, осознание уже известного на новом, более высоком уровне.

Проблема преемственности в системе образования не нова. Еще              К. Ушинский обосновал мысль о взаимоотношениях «подготовительного обучения» и «методического обучения в школе». К сожалению, в практике работы дошкольных и школьных образовательных учреждений не всегда просматриваются эти взаимоотношения, их единство. Так, подготовка детей к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы 1 класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. Однако, как показывает практика, наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения в школе. Гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

Принятие Закона «Об образовании в РФ», введение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) повлекли за собой пересмотр сложившейся системы работы по обеспечению преемственности, позволили педагогам по-новому выстраивать дошкольное и школьное образование.

Общепризнанным является мнение, что сущность преемственности между детским садом и школой в развитии у детей математических представлений, умений и навыков состоит во взаимосвязи, согласованности и перспективности всех компонентов методической системы: целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации образовательного процесса. Это обеспечивает поступательное развитие ребенка.

Авторы концепции непрерывного образования считают, что преемственность в целях и задачах обучения детей 3-10 лет математике заключается в формулировке следующих общих для дошкольного и младшего школьного этапа задач:

1) развитие элементарных форм интуитивного и логического мышления и соответствующего им математического языка; формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации); умений оперировать знаково-символическими средствами;

2) овладение определенной системой математических понятий и общих способов действий;

3) овладение первоначальными представлениями о ведущем математическом методе познания реальной действительности – математическом моделировании.

Содержание математического образования в дошкольном и младшем школьном возрасте определяется образовательными программами. В настоящее время существует множество вариативных программ на уровне детского сада и школы. Это существенно затрудняет установление преемственности в системе образования.

Содержание работы в 1-м классе школы не должно являться идентичным подготовительной группе детского сада, а способствовать дальнейшему усложнению и усвоению знаний на основе полученных.

Другой вариант эффективного достижения преемственности – создание комплекса «Детский сад – образовательная школа». Здесь создается механизм интеграции дошкольного и начального образования на основе преемственности в содержании, методах и средствах обучения детей. Это – идеальный вариант достижения преемственности, когда работает целый педагогический коллектив, как правило, имеющий научное руководство. В обычных случаях педагогам детского сада необходимо налаживать тесный контакт с близлежащей школой, изучать специфику предъявляемых там требований к математическому образованию учащихся, определять уровни познавательного развития детей и учитывать их в работе подготовительной группы. В свою очередь, школьные учителя должны быть ознакомлены с программой ДОУ, знать и учитывать уровень поступающих к ним детей.

Преемственность в средствах, методах, формах достигается грамотной организацией работы по развитию элементарных математических представлений в детском саду о школе.

Дошкольное звено процесса непрерывно математического  образования ребенка является самоценным и должно опираться на ведущую – игровую деятельность. С другой стороны, оно должно создавать условия для элементов учебной деятельности.

Игровая форма обучения является преемственной, так как сложные понятия математики лучше всего усваиваются ребенком в ситуации игрового общения. Как воспитатель, так и учитель может в доступной игровой занимательной форме вводить ребенка в мир сложных математических понятий.

Исключительно важное значение для развития мыслительной активности ребенка имеют проблемно-практические ситуации. Проблемно-поисковый метод ценен тем, что как в ДОУ, так и в школе он организует творческое усвоение знаний детьми, потому что учит их самостоятельно применять накопленные знания для решения проблемных задач.

Развивающие упражнения являются эффективным методом работы педагога по математике в ДОУ и в школе. Например, работа по ознакомлению с дробями в школе опирается на такое развивающее упражнение в детском саду: чем большем число частей, на которые вы разделите предмет, тем меньше по размеру получится каждая его часть.

Развитие познавательной активности детей достигается тем, что и на занятии, и на уроке по математике ребенок должен рассуждать, делать для себя открытия, высказывать свое мнение, решать задачи проблемного характера. Главное – учить детей поиску правильного ответа, когда педагог направляет их рассуждения в нужное русло.

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что математическое развитие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста будет эффективным в том случае, если оно представляет собой целенаправленный и непрерывный процесс активизации и формирование качеств математического мышления (гибкости, логичности, вариативности, рациональности и др.), что приводит к стимуляции способностей к продуктивному применению математических знаний. Поскольку ведущим типом мышления детей дошкольников является наглядно-действенное мышление, а на границе перехода в начальную школу – наглядно-образное, основным способом обучения ребенка должен стать конструктивно-моделирующий способ деятельности в математическим материалом. Основным способом развития мыслительной деятельности ребенка будет обобщение результатов своей деятельности на основе сенсорного восприятия информации. Такой развивающий образовательный процесс должен обеспечить ребенку индивидуальную траекторию развития в рамках изучаемого материала.

Литература

  • Богданский Ф.Г. Развитие математического мышления у младших школьников. Сб. науч. трудов. М., 1983. – с. 115-125.
  • Вахрушева Л.И. Условия формирования познавательного интереса к математике у старших дошкольников. Москва, 1996. – 231 с.
  • Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 2. – с. 69-79.
  • Леушина А.М. О путях создания преемственных программ обучения детей в детском саду и в начальной школе // «Личность, образование и общество в России в начале XXI века. С.-Пб: ЛОИРО. – 2001. – 45 с.
  • Лебедева С.А. Еще раз о преемственности дошкольного и начального образования. / С.А. Лебедева // Нач. шк. – 2005. - № 11. – С. 38-39.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста с использованием математических сказок"

Вопросом формирования математических представлений у детей дошкольного возраста занимались многие педагоги (начиная с Я.А. Коменского и заканчивая современными исследователями - Т.И.Ерофеевой, Н.Я. Бо...

Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством математических сказок

Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направ...

презентация Современные подходы к формированию и развитию математических способностей детей.

Презентация:Современные подходы к формированию и развитию математических способностей детей....

Развитие математических способностей детей дошкольного возраста средствами логико-математических игр

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, ф...

Педагогическая энциклопедия – консультация «Роль логико-математических игр в развитии математических способностей детей дошкольного возраста»

Педагогическая энциклопедия – консультация«Роль логико-математических игр в развитии  математических способностей детей дошкольного возраста»Цель: дать педагогам информацию о ро...