Протокол родительского собрания. Тема: Финансовая грамотность детей дошкольного возраста
материал (старшая, подготовительная группа)

Караваева Ксения Владимировна
Цель: повышение компетенции родителей вопросу экономического воспитания детей дошкольного возраста. Задачи: познакомить родителей с необходимостью экономического воспитания; расширять кругозор родителей по средством экономической направленности через сказки; дать советы родителям по формированию финансово грамотной личности ребёнка, что такое карманные деньги и как научить ребёнка ими распоряжаться

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodit_sobranie_po_fin_gr.docx31.65 КБ

Предварительный просмотр:

Протокол родительского собрания №1

 в старшей группе «Лимпопо»

МБДОУ №17 «Родничок»

Дата: 19 сентября 2022 года

Списочный состав группы: 28 человек

Присутствовало: 10 человек (лист регистрации прилагается)

Отсутствовало: 18 человек

Тема: «Финансовая грамотность детей в старшем дошкольном возрасте».

Провела: Караваева К.В

План мероприятия:

  1. Познакомить родителей(законных представителей) с темой Финансовая грамотность-зачем она нужна детям?
  2. Познакомить родителей с разнообразными формами и методами работы с детьми по экономике, которые используются в детском саду.
  3. Проверить знания родителей в игре «экономика в сказках».
  4. Рассказать, что такое карманные деньги и нужно ли платить детям за домашние дела.
  5. Повысить компетентность родителей о безопасности детей на дороге.

Цель: Повышение Компетенции родителей вопросу экономического воспитания детей дошкольного возраста.

Исходя из цели, сформированы задачи: 

-познакомить родителей с необходимостью экономического воспитания,

-возможностями расширить кругозор родителей посредством экономической направленности,

-дать советы родителям по формированию финансово-грамотной личности ребенка, что такое карманные деньги и как научить ребенка ими распоряжаться.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Многие уже знают, что темой моего саморазвития является- Финансовая грамотность детей.

Сегодня я хочу познакомить вас с этой темой и рассказать, что же такое финансовая грамотность и зачем она нужна детям.

Финансовая грамотность- это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.

Родителям, я всегда объясняю, что финансовая грамотность, это больше про управление деньгами, но далеко не о них, если посмотреть глубже.

В советском союзе все было понятно, учишься, трудишься, получаешь жилье за хорошую работу, получаешь зарплату, на пенсии тебя обеспечивает государство.

Все ясно-понятно. «усердно трудись=будешь жить хорошо»

Потом 90-е. Разруха, страх, бандитизм, дефицит, финансовые пирамиды, дефолт.

Ясно было лишь то, «что больших денег честным трудом не заработаешь», «все богатые-бандиты или воры», «мы не можем себе этого позволить», «смысл копить и откладывать?! Потом не известно, что будет. Вон тот дядя копил-копил, потом все рухнуло и вместо машины, только на телевизор хватило»… помните такие фразы?

Сейчас все по-другому. Рыночная экономика. У нас есть выбор: что кушать, что одевать, как жить и сколько зарабатывать. Сейчас время возможностей и именно сейчас от человека зависит, как ему жить.

Поэтому воспитание финансовой грамотности детей в настоящее время очень актуально и востребовано, так как мы живем в мире денег и каждый день с ними сталкиваемся. Зачем нужна Финансовая грамотность? Для того, чтобы в будущем ребенок жил комфортной, обеспеченной жизнью, мы должны объяснить детям: что такое деньги, где их взять, как ими правильно распоряжаться. Это качество поможет в будущем никогда не влезать в долги и аккуратно вести свой бюджет.

Когда следует начинать общение детей обращению с деньгами?

Многие родители считают- дети еще слишком маленькие, для того, чтобы обучаться финансовой грамотности, не нужно «отнимать у них детство», пусть бегают, гуляют и не думают не о чем-вырастут, разберутся.

Наши привычки формируются с детства, и очень часто, переносятся на взрослую жизнь.

Психологи считают, что приобщать детей к финансам следует с 5-6 лет, так как в этом возрасте ребенок готов изучать нечто новое, он уже учится считать.

Так что занятия по финансовой грамотности принесут двойную пользу-ребенок поймет цену деньгам и усовершенствует навыки счета.

Финансы, экономика и ребенок лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. На самом деле, малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, понимает, что их родители работают и зарабатывают деньги, чтобы покупать товары или услуги.

Формирование финансовой грамотности благополучно влияет на развитие мышления, памяти. Воображения, развивается речь и кругозор ребенка. Чем раньше дети узнают о роли денег в семейной, общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

2.

Я себе как педагог и воспитатель, поставила задачу в увлекательной и интересной форме познакомить детей с разными экономическими понятиями и научить азам финансовой грамотности.

Знакомство дошкольников с основами финансовой грамотности проходит через взаимосвязь со всеми образовательными областями Фгос дошкольного образования, что способствует всестороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе. Главное говорить ребенку о сложном мире экономики на понятном ему языке.

Есть много методов, форм и средств с помощью чего можно научить финансовой грамотности. Основная форма обучения-игра. Через игру ребенок осваивает и познает мир. А именно сюжетно-ролевая игра. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно обучаются экономике.

В детском саду мы используем разнообразные формы и методы по ознакомлению дошкольников с экономикой:

Загадки, пословицы, экономические задачи, экономические проблемные ситуации, сказки. Дидактические игры, интерактивные игры, сюжетно-ролевые игры, просмотр и обсуждение обучающих мультфильмов(Смешарики-азбука денег, уроки тетушки совы по финансовой грамотности, три кота-серия в магазин)

Воспитателям и родителям необходимо донести до детей, что:

-деньги не появляются сами собой, а их нужно зарабатывать трудом

-объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности и выбора профессии.

-Сначала зарабатываем, потом тратим

-Рассказываем, что из кошелька, можно взять только то, что в него положили- соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше сможешь купить.

-стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, на сколько сложно его произвести.

-Объясняем, что цена-это количество денег, которые нужно отдать, а товар в магазине-это результат труда других людей, поэтому он стоит денег

-деньги- это лишь инструмент и средство, которое помогает на пути к достижению целей и получению желаемого. Предмет жизненной необходимости и всего лишь средство покупки товаров и услуг.

- Иметь много денег-это не цель. Детям я всегда привожу пример: представьте себя на необитаемом острове с чемоданом денег и?

-деньги любят счет. Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.

-в магазине привлекайте ребенка к покупкам, пусть помогает выбирать товары, сравнивает цену и качество

-рассказываем, что не все покупается. Прививаем понимание того, что есть главные ценности в жизни-за деньги не купишь (Жизнь, радость близких, любовь)

-берите с собой ребенка в банк, рассказывайте про то, что такое банкомат, откуда там берутся деньги, почему мы не можем достать оттуда все деньги, а только определенную сумму, что такое пин-код, что такое банковская карта.

-учим, что твои деньги бывают объектом чужого интереса. Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.

Приобщая дошкольника к экономике, воспитатели и родители помогут ему стать самостоятельнее, научат ценить свой и чужой труд, отличать истинные ценности от мнимых.

А самое главное: наши воспитанники научатся правильно обращаться с деньгами в будущем, вырастут социально адаптированными , успешными людьми. Во взрослой жизни будут чувствовать себя уверено, независимо. Поэтому лучшее, что мы можем для них сделать- это начать говорить с ними о деньгах, учить ими распоряжаться –с детства.

3.

Знакомить дошкольников с азами экономики можно средством художественной литературы. Например: многие народы, в сказках, пословицах и поговорках воспитывают такие черты характера. Как трудолюбие, хозяйственность, бережливость, практичность и даже расчетливость.

С помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.

Давайте вместе с вами посмотрим на сколько хорошо вы знаете сказки и экономику?

Поиграем в игру: я вам читаю экономическое описание сказки, а вы пробуете угадать ее название.

1 Дед посадил корнеплод и не смог достать его самостоятельно. Тогда он позвал на помощь бабку, внучку и так далее. Решить проблему удалось тогда, когда к работе были подключены все члены семьи. Сказка учит важности коллективного труда. (РЕПКА)

2 Она нашла денежку и тут же ее потратила. Классический пример спонтанных покупок, которые захламляют наши квартиры и создают дыры в семейном бюджете (МУХА-ЦИКАТУХА)

3 Очень важна хорошая реклама товара. Ведь продать даже самую ненужную вещь поможет  именно хорошая подача ее достоинств. Но честный старик совсем этого не понимает, поэтому и стоит с самого утра на рынке.(КАК МУЖИК КОРОВУ ПРОДАВАЛ)

4 Падчерица много трудилась, была доброй, трудолюбивой. Поэтому дед мороз наградил ее. Старухина дочь не любила трудиться. За что и была одарена сундуком с воронами. Трудится должны все члены семьи. (МОРОЗКО)

5 В семье их было трое. Двое братьев не хотели заниматься тяжелой работой, и сделали все по принципу « и так сойдет» из простых и дешевых материалов. А третий брат построил прочное, крепкое и надежное жилище и оно спасло его и двух братьев от волка. Качество превыше экономии. (скупой платит дважды) (ТРИ ПОРОСНЕКА)

6 «половина зернышка в день, в день это не много. Женюсь! А в год? В году 365 дней. По половине Зернышка в день-182,5 зерна в год. В год не так уж и  мало. Нет, не женюсь!» Вот оно: финансовое планирование семейного бюджета. (ДЮЙМОВОЧКА)

7 В процессе путешествия из одних гостей в другие лиса, переночевав, предъявляла счет хозяевам за якобы пропавшую ее собственность. Хитрая лиса совершила ряд обменов (бартер): скалочка-гусочка- индюшечка-барашек. Лиса совершала не равноценный натуральный обмен. (ЛИСИЧКА СО СКАЛОЧКОЙ)

8 Он ищет себя, он перепробовал много профессий. Важна необходимость знаний, умений и опыта в приобретении профессии.(НЕЗНАЙКА)

9 Чудесное поле: посадишь денежку – вырастет куча денег. Глупость, жадность и недальновидность людей, поддавшихся соблазну получить быстрые и легкие деньги, не прикладывая ни каких усилий, приводит к обогащению аферистов и мошенников. (БУРАТИНО)

10 Они живут в бедности, на помощь приходит рыбка. С помощью нее Старуха удовлетворяет свои потребности. Но из за непомерных запросов и жадности она осталась у разбитого корыта. Чтобы не оказаться в подобном положении, нужно думать о своем будущем, в том числе о старости. Денежное благополучие в пожилом возрасте-результат собственного труда.(СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ)

4.

Давайте поговорим о карманных деньгах для ребёнка.

Давать или не давать ребенку карманные деньги это выбор каждого родителя.

Если вы хотите, чтобы ребенок умел правильно распоряжается деньгами- начните давать ему карманные деньги. Это отличный инструмент для того, чтобы ребенок на своем личном опыте научился распоряжаться деньгами.

Есть такой метод, лет с 5-6 перестаем покупать ребенку игрушки. Можно только в подарок на день рождения или новый год. Почему так, давайте разберемся?

Потому что с этого возраста вы начинаете выдавать ребенку карманные деньги, и здесь начинается его обучение «Финансовой грамотности».

Нужно поговорить с ребенком, «сын или дочка, ты у нас уже взрослый и теперь у тебя будут свои карманные деньги. Ты можешь распоряжаться ими на свое усмотрение, покупать все, что ты хочется или копить на что-то большое и очень желаемое, и теперь мы не будем покупать тебе игрушки, потому что ты сможешь купить их себе сам».

Главное, что нужно запомнить про карманные деньги:

-нужно выдавать их регулярно, предварительно обсудить с ребенком день, в который они будут выдаваться и сумму.

-не ругайте ребенка за то, что он покупает «ерунду», лучше спокойно в формате обсуждения рассказывайте, если не покупать мелочи, которые быстро надоедают, можно отложить часть денег и накопить на что-нибудь крупное. Для того чтобы это понять ребенку понадобится время и личный опыт. Он со временем будет пробовать разные варианты: а что если потратить все сразу на сладости? Сладостей наелся, а деньги закончились. Ситуация не очень приятная. Здесь родителям стоит проявить твердость.

 - не добавляйте ребенку деньги, если он за первый день потратил все недельные карманные деньги. Дайте ему столкнутся с последствиями, раз потратил все сразу, теперь нужно ждать следующей выдачи карманных денег и ощутить на себе последствия своего поступка.

Дайте ребенку «удочку, а не рыбку» . поговорите, что «что мы договаривались о сумме карманных расходов, это та сумма которая рассчитана в нашем семейном бюджете, больше выдать не получится. Но если тебе нужны деньги, давай подумаем как их можно заработать, или подумаем как правильно ими распоряжаться, чтобы они не заканчивались так быстро».

Стоит ли платить за домашние дела?

Мой ответ: смотря какие дела.

Не стоит платить ребёнку за то, что вы сами делаете бесплатно.

Семья является настоящим механизмом, сложенной командой, где каждый член семьи должен вносить свой вклад в дела семьи для общего блага.

Участвуя в простых домашних делах, дети понимают ценность этого труда и чувствуют себя нужными.

Например, если вы сами пылесосите, моете посуду, выносите мусор…вы можете попросить ребенка помочь сделать какие то домашние дела. Просто потому, что так заведено в вашей семье и люди помогают друг другу. Вы же не просите ребенка оплату, за то, что накормили его обедом?

Правильнее будет вводить ребенку его обязанности. Обязанность, за которую отвечает только он, например: выносить мусор, поливать цветы или всегда заправлять свою кровать.

Важно! Если вы поручили ребенка, что то сделать,  то не влезайте со своими указаниями и не доделывайте за него. Чем больше вы сделаете за него, тем меньше он будет ценить ваши усилия.

Можно заплатить ребенку за те бытовые обязанности, за которые вы платите другим людям.

Например: если вы платите другому человеку за то, что он намоет машину, покрасит забор или  другое., и вы видите, что ваш ребенок интересуется подработкой, вы можете предложить ему сделать какое то дело, за которое вы итак собирались заплатить.

Важно! Сразу обговорить с ребенком тот момент, что вы будите принимать работу ни как у ребенка, а как у наемного сотрудника, поэтому работа должна быть выполнена качественно, а если нет, то ее придется доделывать.

Так мы учим детей ценить труд человека и понимать ценность денег. Учим их самостоятельности.

Спасибо за внимание! Я с удовольствием отвечу на ваши вопросы.

5.

Безопасность на дороге.

- учите ребенка наблюдать и ориентироваться. Основной способ формирования навыков поведения-наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям. Подавайте правильный пример своему ребенку.

-На проезжей части не спешите, переходите дорогу спокойным размеренным шагом. Ни в коем случае нельзя бежать! Иначе вы научите спешить там, где надо наблюдать и соблюдать правила безопасности.

-не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу впереди вас-этим вы обучаете его переходить дорогу, не глядя по сторонам.

Маленького ребенка надо крепко держать за руку и не отпускать, иногда дети могут попытаться вырваться и побежать-это типичная причина несчастных случаев.

- твердо усвойте сами и научите ребенка, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит.

-выходить на дорогу из-за стоящего транспорта нельзя!

-у ребенка должен выработаться твердый навык: прежде , чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает дорогу во всех направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.

- прежде чем переходить дорогу, ребенок должен убедиться, что все машины остановились.

-учите ребенка оценивать скорость и направление движения машины. Научите ребенка определять, какая машина едет прямо, а какая готовится к повороту.

-учите ребенка  замечать машину. Иногда ребенок не замечает машину, находящуюся вдалеке. научите ребенка всматриваться вдаль.

На этом наше собрание подошло к концу.

Благодарю за внимание!  Берегите себя и своих детей!

Родителям раздаются памятки (буклеты): «что такое карманные деньги? Как научить ребенка ими распоряжаться?»

Общее решения собрания:

1). Финансовая грамотность является актуальным для каждого ребенка и взрослого. Выяснили, что любые методы и формы лучше применять на практике. Чтобы ребенок научился распоряжаться деньгами, ему необходимо давать карманные деньги. За домашние дела платить не стоит, лучше вводить домашние обязанности.

2). Личный пример родителей в вопросе безопасности на дороге, эффективней любой теории.

3). Ознакомить с протоколом родительского собрания группы от 19.09.22г. всех отсутствующих родителей.

Председатель:

Дата: 19.09.22г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста»

Дети сегодняшнего поколения рано включаются в экономическую жизнь семьи. Детей повсюду окружает реклама, они сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, а в их лексикон включается все боль...

Статья на тему: «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста»

laquo;Финансовая грамотность детей дошкольного возраста»Дети сегодняшнего поколения рано включаются в экономическую жизнь семьи. Детей повсюду окружает реклама, они сталкиваются с деньгам...

План работы по самообразованию на тему: «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста посредством экономического воспитания»

Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности.  Помочь детям дошкольного возраста войти в социально-  экономическую жизнь. Создание осн...

Консультация для педагогов ДОУ. Тема: “Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста”

Консультация для педагогов ДОУ. Тема: "Основы воситания финансовой грамотности детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей на тему: «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей на тему: «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста»Дети сегодняшнего поколения рано включаются в экономическую жизнь семьи. Детей повсюду окружает рекла...

«Финансовая грамотность детей дошкольного возраста» (средний и старший дошкольный возраст) Тема проекта: «Дорога к финансовой грамотности»

Актуальность проекта обусловлена необходимостью подготовки ребенка кусловиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильнойориентацией его в экономических явлениях, а также необходимость...