Консультация для родителей «Музыка как дар»
статья

Музыка без дара, или музыка как дар для всех, кто хочет быть музыкантом. Только избранные имеют слух такой, как у тебя, я же имею только то, что дал мне Бог. Ты со своей музыкой забыл о главном… Что в груди не избранных тоже бьется Сердце.

Том Жобим

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx20.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Владыкина Вера Владимировна

ГБДОУ №23

Василеостровского района

Консультация для родителей

«Музыка как дар»

Музыка без дара, или музыка как дар для всех, кто хочет быть музыкантом. Только избранные имеют слух такой, как у тебя, я же имею только то, что дал мне Бог. Ты со своей музыкой забыл о главном… Что в груди не избранных тоже бьется Сердце.

Том Жобим

Хотя теоретики и преподаватели музыки стараются найти эффективные способы обучения в этой области, миф о врожденном даре, об уме, «готовом» для музыкальной деятельности, по-прежнему производит на тех, кто не имеет музыкальных способностей, такое впечатление, что их обучение психологически запрограммировано на неудачу. Таким образом, самовыражение с помощью музыкального инструмента считается «талантом»: это мнение присутствует в обществе, особенно в специальных музыкальных школах и консерваториях, а музыкант считается продуктом индивидуальной гениальности. В свою очередь, те кто не отвечают установленным музыкальной школой формальным стандартам обучения, то есть не обладают необходимыми физическими данными, не имеют слуха, способного узнать и идентифицировать звуки, не обладают быстрыми физическими реакциями для исполнения ритмов – как правило, исключаются из процесса обучения.

Традиционный процесс обучения музыке основывается на методе «натаскивания». Учитель предлагает ученику некую схему, всецело направленную на повторение и на достижение виртуозного исполнения. Ученику остается только принять схему, всецело направленную на повторение и на достижение виртуозного исполнения. Ученику остается только принять схему учителя, даже если она совершенно ему чужда, и таким образом, он отказывается от своих музыкальных желаний и намерений, удаляясь и отчуждаясь от своей непосредственной социально-музыкальной среды. Так традиционное обучение музыке подспудно приобщает к идеологии, согласно которой существуют два разных типа музыки: первый – вульгарная, сомнительного качества, звучащая в повседневной жизни. Так создаются две различные музыкальные системы, нередко даже воспринимаемые как антагонистические, почти не сообщающиеся между собой.

Но так было не всегда. В другие эпохи музыкальная деятельность и различные формы ее выражения воспринимались иначе.

Мир музыки – это мир звуков. Можно сказать, что музыка – это коммуникативный процесс передачи субъективных состояний и эмоций, переживаний и опыта общения, культуры и культурных ценностей и, в то же время, процесс творчества и созидания.

Музыка в момент своего возникновения была только телесной и голосовой реакцией, составной частью борьбы за существование. Она развивалась с возникновением и ростом человеческого общества. Музыка также была связана с магией, религией, этикой, терапией, политикой, играми и удовольствием, являясь главной составляющей культуры древних цивилизаций. Музыка передавалась из поколения в поколение путем подражания, и это впоследствии закрепилось в традиционном обучении.

Музыка в течение тысячелетий оставалась устной традицией, так же, как и многие другие виды искусства (литература, например). Желание сохранить и передать музыку будущим поколениям в первозданном виде возникло совсем недавно и характерно преимущественно для западных цивилизаций.

Начиная с V века главным в музыке становится партитура. Появление музыкальных символов ведет к разделению музыкантов на исполнителей и композиторов и, таким образом, к специализации. Именно в этот момент музыканты-любители уступают место профессионалам. Поначалу партитура являлась чем-то вроде инструкции, «музыкального рецепта», или архитектурного плана. Становясь с каждым разом все более сложной, нотная запись превращает теорию в строгую систему, вырабатывая жесткие правила и логические схемы. Так письменность проникает в язык и в творчество.

В греческой цивилизации музыке приписывалось божественное происхождение, она считалась одним из видов деятельности, нацеленной на поиски красоты и истины. Согласно классической мифологии, музыка была формой прилагательного от «муза» (так называли девять богинь-сестер, которые управляли искусствами и науками). Философы посвящали им свои размышления. Например, согласно Пифагору, который считал числа ключами от духовного и физического мира, музыка и арифметика не были отдельными предметами, так как система музыкальных звуков и ритмов управлялась числами и являлась образцом мировой гармонии. Аристотель, в сою очередь, понимал, что настоящая функция музыки – воспитание, когда наслаждение богатством благородных мелодий и ритмов способствует формированию характера. Платон защищает музыку как инструмент воспитания души, который должен предшествовать гимнастике. Исполняемые на инструментах ритмы, так же как мелодии и гармония, должны были способствовать честной и справедливой жизни. Музыка становится основой воспитания, поскольку, по мнению философов, она глубоко проникает в душу, делает ее совершеннее. Для Платона законы музыки были выше законов общества.

Музыка и некоторые музыкальные термины были известны и в Риме. Обучение музыке являлось составной частью воспитания культурного человека. Первые два века новой эры, в эпоху расцвета Римской империи, существовали большие хоры и оркестры, проводились большие музыкальные фестивали и конкурсы. В этот период даже императоры являлись покровителями музыки, а Нерон, в свою очередь, хотел иметь успех как музыкант.

В раннем Средневековье исполнители считались низшим классом из-за низкого интеллектуального уровня и невежества. В первую половину V века, с появлением общественных театров и платежеспособной публики, началась популяризация оперы и симфонических концертов. Одновременно возрастает значение общения композитора с публикой, повышается статус исполнителя. По мере того, как растет виртуозность исполнения, все большую важность приобретает личность исполнителя.

Для исполнительского мастерства, в свою очередь, нормой становится виртуозность, так что техника исполнения из вспомогательного средства, способствовавшего выразительной силе музыки, сама превратилась в первую и наивысшую цель деятельности. Теперь музыка не служит человеку, а порабощает его. Сегодня в учебных заведениях именно эта модель часто применяется для подготовки музыканта-исполнителя, так как целью такой подготовки является выпуск виртуозов. Таким образом, мы воспитание заменяем муштрой, развиваем не способности к музыкальному творчеству, а тренируем ловкость рук.

Когда требования к технике становятся нормой и высшей целью обучения, любые отклонения от нормы исключены. Все, что не соответствует принятым требованиям, не имеет права на существование. Такое неразумное стремление превращать средство в цель ищет новое объяснение – и находит его в идее «музыкального дара».

Согласно этому взгляду, только те дети, у которых есть врожденные музыкальные задатки, являются идеальными для музыкальной подготовки. Те, кто по каким-либо причинам не отвечают данным требованиям, считаются «не музыкальными» (не имеющими врожденных способностей). Но если считать, что «задача музыки – усовершенствование человека и человеческих отношений», тогда можно понять, что «ее структура отражает человеческие отношения, и ценность музыкальной пьесы неотделима от ее значимости в плане выражения человеческого опыта». Так, «отсутствие таланта» и другие недостатки, приписываемые «немузыкальным» учащимся, - недостатки, которые не дают детям возможности выразить себя в музыке, - являются надуманной проблемой. Музыкальное исполнительство – это возможность, открытая для всех. Проблема не в тех, у кого, как предполагается, нет таланта. Проблема в монопольном стандарте музыкальной выразительности.

Используемые сейчас в области воспитания метрические способы измерения человеческих способностей, умения и талантов – эти способы являются инструментами, устанавливающими монополизированные нормы, которые приводят к идее псевдо-трудностей в обучении и к зарождению теорий и методов, основанных на неправильных предпосылках. О таких трудностях говорят тогда, когда обществу нужно как-то объяснить социальные разграничения. Эти препоны являются конкретным выражением идеи «дара».

Музыкальная деятельность является формой выражения человеческого опыта, поэтому выразительная сила музыки связана с ее социальной функцией. Следовательно, ценность музыки как формы передачи человеческого опыта может быть измерена, главным образом, ее способностью выполнять определенную социальную функцию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Музыка и личность"

Музыка развивает личность. Как?...

Консультация для родителей "Музыка и речь"

В данной консультации рассматривается вопрос о влиянии музыки на здоровье ребенка, в частности на развитие речи. К консультации прилагаются советы родителям и анкета....

Консультация для родителей "Музыка в общении с ребенком"

Музыка в общении с ребенком. Музыка дарит и родителям, и детям радость совместного творчества, насыщает жизнь яркими впечатлениями. Не обязательно иметь музыкальное образование, чтобы р...

Консультация для родителей "Музыка и здоровье"

     Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последние годы станов...

Консультация для родителей «Музыка и дети»

Музыкальное развитие детей дома....

Консультация для родителей. Музыка в общении с ребёнком. Советы родителям.

Предложенный материал будет полезен в работе музыкальным руководителям ДОУ, воспитателям, старшим воспитателям....