Консультация для родителей "Готов ли ваш ребенок к школе"
консультация (подготовительная группа)

Синотова Евгения Евгеньевна
Консультация для родителей. На что стоит обратить внимание перед последним в школу и в первые дни обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 40 комбинированного вида»

Готов ли ваш ребенок к школе?

                                                                                                 

Подготовила педагог –психолог

                                                                                                Синотова Е.Е.

г. Петропавловск –Камчатский

2022г.

«Теперь дети не играют, а учатся.

Они все учатся, учатся и никогда не начнут жить»

Александр Степанович Грин

      В период от 6–7 до 12 лет ребенок осваивает элементарные культурные навыки. Этот отрезок жизни ребенка характеризуется его возрастающими способностями к логическому мышлению и самодисциплине, а также способностью взаимодействовать со сверстниками в соответствии с предписанными правилами. Поведение ребенка в этот период определяется преимущественно его внутренним стремлением к приобретению новых навыков и умений. Рассмотрим основные изменения, которые происходят в развитии ребенка и влияют на его успешность.

Будущий школьник: что же необходимо знать взрослым???

Физическое развитие.

«Утро встречай зарядкой,

вечер провожай прогулкой.»

Русская пословица

      Изменение привычного образа жизни ребенка может обернуться серьезным испытанием. Поэтому особое внимание следует уделить состоянию его здоровья. Важнейшей составляющей готовности ребенка к систематическому школьному обучению является физиологическая готовность, отражающая зрелость и состояние всех структур и функций организма будущего школьника. Невнимательное отношение родителей к состоянию ребенка и ошибки в организации режима дня могут привести к перегрузке ребенка и, как следствие, нанести ущерб его физическому и психологическому здоровью.

      Детский организм не является уменьшенной копией организма взрослого человека, а отличается присущими возрасту качественными особенностями, которые влияют на жизненные процессы в организме, на физическую и умственную деятельность ребенка. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте происходит более медленный и плавный рост ребенка по сравнению с первыми годами жизни. Однако следует отметить, что в этот период наблюдаются различия как в характере, так и темпах роста. Дети взрослеют с неодинаковой скоростью.

       Возраст от 6 до 7 лет – период существенных изменений в организме, но все-таки индивидуальные различия настолько велики, что паспортный возраст не всегда соответствует биологическому». Возрастной период от 6 до 7 лет характеризуется резкой перестройкой всех систем организма и, как следствие, уязвимостью к неблагоприятным условиям и воздействиям внешней среды.

В возрасте с 6 до 7 лет мелкая моторика детей достигает уровня развития, необходимого для рисования карандашом и красками, письма, лепки фигур из глины. Но, как правило, мелкие мышцы рук развиты еще недостаточно, еще не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев. Поэтому ребенок часто жалуется на боли в руке. Не завершено формирование нервной регуляции движений.

      Понимание отмеченных особенностей развития ребенка должно рассматриваться родителями при принятии решения о том, когда следует отдавать ребенка в школу. Если речь идет об ослабленном, часто болеющем ребенке, то торопиться с началом школьного обучения не следует, как и не следует в этом случае ориентироваться на выбор образовательной программы повышенного уровня сложности.

     Физическая готовность ребенка к школе является важной составляющей готовности к обучению. Следует учитывать особенности состояния здоровья и конституции ребенка как при принятии решения о начале школьного обучения и планировании дополнительных нагрузок.

       Подготовка к школе должна включать в себя грамотное планирование режима дня ребенка. Необходимо выделять достаточно времени на сон, отдых и прогулки на свежем воздухе. Изменения в режим дня ребенка следует вводить заранее и постепенно.

Нейрофизиологическое развитие.

        Учебная деятельность младшего школьника связана с овладением большим объемом новых знаний и теоретических понятий. Этот вид деятельности предполагает наличие определенного уровня развития познавательных процессов ребенка, таких как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь.

        Развитие познавательных процессов в свою очередь напрямую зависит от зрелости структур коры головного мозга. Согласно данным современной нейропсихологии, существует определенная хронология созревания различных отделов мозга. В ней можно выделить возрастные пики, связанные с достижением зрелости у целого ряда мозговых структур. Наиболее значительные из них приходятся на первые два года жизни ребенка и на возраст 6–7 лет. Как правило, дети 6–7 лет уже готовы к восприятию и переработке большого потока информации. Они способны подчинять свои действия словесной инструкции, но устойчивость их внимания еще недостаточна. Лишь к 9–10 годам произойдут резкие изменения (формирование произвольной регуляции), которые и позволят работать длительно, не отвлекаясь. Знание этих закономерностей позволяет взрослым с пониманием относиться к трудностям, с которыми сталкиваются дети. Так, невнимательность и рассеянность – лидеры среди причин неуспеваемости – вызваны в первую очередь незрелостью структур мозга, а не «нежеланием» ребенка выполнить задание или его «трудным» характером.

         Подготовиться к школе ребенку помогут задания, направленные на развитие внимания и умение подчинять свои действия правилу или инструкции. Призывы взрослых к ребенку «Будь внимательным!», «Не вертись!», «Научись слушать меня!», как правило, не приводят к желаемому результату. А применение учебных заданий уже до школы формирует у ребенка стойкое нежелание учиться. Для тренировки внимательности ребенка больше подходит использование настольных игр, которые, с одной стороны, предполагают наличие правил и необходимость следовать им (что схоже со школьными требованиями), а с другой стороны, следование правилам происходит в игре и сопровождается положительными эмоциями. Играя, ребенок учится управлять своими импульсами и руководить действиями. Дополнительным (но не менее важным!) бонусом использования игр является совместное времяпрепровождение взрослых и детей, формирование общих интересов, которое может стать основой для развития отношений сотрудничества и взаимопонимания, в которых так нуждаются и взрослые и дети.

Познавательное развитие.

       Познавательное развитие старшего дошкольного возраста не ограничивается лишь уровнем формирования отдельных интеллектуальных операций, а включает в себя такие значимые для успешности школьного обучения познавательные процессы, как восприятие, внимание, память, мышление, речь и воображение. Из-за недостаточного умения различать сходные объекты в процессе восприятия первоклассники нередко путают изображение таких букв, как «б» и «д», «з» и «э» или цифр «2» и «3», «6» и «9». При торопливом чтении короткие слова иногда читают наоборот: вместо «из» – «зи», вместо «на» – «ан» и т.д., искажая текст.

       Особенности развития внимания проявляются в том, что детям очень сложно выполнять два или более видов деятельности одновременно, например, слушать учителя и делать записи. В старшем дошкольном возрасте ребенок плохо распределяют внимание, поэтому не следует заставлять одновременно выполнять два дела или при выполнении одного дела отвлекать внимание ребенка на другое. К этому следует приучать будущего школьника – к распределению своего внимания, ставить его в такие условия, где это делать необходимо. Развитию внимания будущих школьников  способствует обучение их правильному наблюдению во время совместных прогулок или посещения выставок. При правильном руководстве взрослого у детей развивается умение подмечать существенные детали, улучшается взаимосвязь анализа и синтеза в самом процессе восприятия.

Личностное развитие.

        В возрасте от 6 до 12 лет обучение оказывает существенное влияние и на развитие личности ребенка. Именно в этот период ребенок попадает в особую ситуацию развития – он начинает сравнивать себя с другими детьми.

       Важно учитывать, что в этом возрасте критерии для сравнения выбираются хаотично и часто носят поверхностный характер. Равнозначными критериями для ребенка являются как успешность в учебной деятельности, так и величина игрушки или цвет куртки. Так, отсутствие важных атрибутов, «которые есть у всех, кроме меня», может стать основой для формирования чувства неполноценности у ребенка, сомнения в своих способностях или статусе в среде сверстников.

        Одним из последствий формирования неполноценности в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте является ее принятие ребенком: «Да, я ничего не могу, у меня ничего не получится».

       Чувство полноценности является основой для формирования трудолюбия – важного качества личности, которое означает стремление продвигаться вперед, приобретать новые навыки, самостоятельно выполнять задачи и включает в себя чувство межличностной компетентности – уверенность в том, что «я могу быть полезным для общества». Преодоление данного кризиса лежит в основе формирования самосознания ребенка.

       Самосознание – это система представлений, образов и оценок человека, относящихся к самому себе.

        Дошкольники с недостаточным уровнем развития самосознания без колебаний говорят о том, что они самые лучшие и что все остальные (мама, папа, воспитатель) считают так же. Такой способ выполнения задания говорит о «детском» самовосприятии, неумении увидеть разные аспекты своего я. Дети с более развитым самосознанием также оценивают себя положительно, но они, как правило, обдумывают и могут аргументировать свой выбор. Например, «Я иногда не слушаю маму, но все равно я хороший» или «Я еще не умею читать, как старший брат, но я уже знаю все буквы. Потому я хороший». Чем более развитым является уровень самосознания, тем более развернутой становится аргументация ответов. Особого внимания заслуживают дошкольники, в рассказах которых о себе присутствуют отрицательные характеристики (в виде повторяющихся негативных самооценок). Они и сами считают себя «плохими», и говорят о том, что именно так их оценивают взрослые. Такое поведение может быть признаком личностного неблагополучия и требует дополнительного психолого-педагогического обследования и наблюдения за ребенком.

         Готовность к школе представляет собой сложное системное образование, которое шире, чем знания и умения ребенка, такие как, например, умение читать, писать или считать. Готовность к школе включает в себя особенности физического развития ребенка и состояние его здоровья, уровень развития познавательных процессов и информированность о мире, а также отношение ребенка к самому себе и другим людям. Дети, недостаточно подготовленные к школьному обучению, нуждаются как в специальной психолого-педагогической помощи, так и в особом внимании и поддержке со стороны взрослых.

Литература:

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ - инновационная программа дошкольного образования (под редакцией Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой)

2.Г.А.Угунтаева «Дошкольная психология» М.,2001

3.Бугрименко Е.А., Венгер Л.А., Поливанова К.Н., Сушкова Е.Ю. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. М., 1989.

4. https://edu.1sept.ru/my/archive «Готов ли ваш ребёнок к школе, или Секреты успешного старта»

5.Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2001.3. Нижегородцева Н.В. Методика и результаты исследования готовности к усвоению первоначального чтения и письма // Формирование интеллектуальной и личностной готовности ребенка к школе. Ярославль: ЯГПИ, 1993.

6. Б.С. Волков , Н.В. Волкова «Психология дошкольного возраста» М., 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Психологическая готовность ребенка к школе"

Консультация для родителей."Психологическая Готовность ребенка к школе"Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Одни считают, что надо начинать готови...

Консультация на тему «Как подготовить ребенка к школе»

простые советы для родителей будущих первоклассников...

Консультация для родителей. Речевая готовность ребенка к школе.

                                               Наиболее значимым дл...

Консультация для родителей "Речевая готовность ребенка к школе."

Родителям будущих первоклассников о речевой готовности к школе....

Консультация для родителей "Психологическая готовность ребенка к школе"

Автором представлен практический материал для родителей воспитанников подготовительной к школе группы по их подготовке к обучению....

консультация для родителей "Готов ли ребенок к школе"

                Многие родители считают, что подготовка к первому классу может ограничиться покупкой необходимых школьных принадлежностей. Главное, что р...

Консультация для родителей. " Как подготовить ребенка к школе".

Рекомендации как подготовить ребенка к школе....