Хочет ли ребёнок учиться?
статья (подготовительная группа)

Попова Олеся Владимировна

Информация для родителей о готовности ребёнка учиться в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hochet_li_rebenok_uchitsya.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Хочет ли ребенок учиться?

        На первом месте в понятии «готовность к школе» стоит мотивационная готовность. Проще говоря – это ответ на вопросы: «Почему ребенок хочет идти в школу? Хочет ли он учиться?»

        Большинство детей в школу идти хочет, даже очень. Поэтому большинство родителей считают, что мотивационная готовность у ребенка есть. Но это не всегда так.

К шести годам школа для ребенка – в первую очередь символ взрослости. И если развитие ребенка происходит в нормальных, здоровых условиях, у него хорошие взаимоотношения с родителями, которым он стремится подражать, то для такого ребенка стать взрослым – желанная цель. А школа приближает его к этой цели. «Я уже большой, я иду в школу!»

        Впрочем, бывает и по – другому. Случается, что по нашей взрослой вине ребенок начинает думать, что лучше и легче быть маленьким. «Маленьких не ругают, им все можно, а большим ничего нельзя, их за все ругают». А раз так, ребенку совсем не хочется становиться большим, и школа с ее новыми требованиями становится желанной. Совсем другое дело, если упоминания о школе, о взрослении связаны с похвалой.

        Ребенок может захотеть в школу, потому что все друзья тоже пойдут в школу, потому что ему купят много новых вещей: пенал, карандаши, ручки, ранец. Кроме того, для него интересно все новое и необычное. Такое отношение тоже естественно для ребенка и совершенно необходимо.

        Однако важно различать желание пойти в школу и желание учиться. Разница между этими желаниями большая. Желание учиться формируется сложнее. Конечно, и здесь большую роль имеют слова и поступки взрослых. Кроме того, на протяжении всего дошкольного детства главная роль в развитии этого желания принадлежит игре. Именно она помогает ребенку осознать важность человеческих отношений, попробовать себя в различных ролях, «примерить» на себя самые разные профессии и ситуации. И именно в игре ребенок сталкивается с недостаточностью своих знаний и умений. Где же все узнать?         Конечно в школе! И вот уже ребенок хочет поскорее пойти в школу, чтобы там всему научиться. В начале он еще не полностью сознает, что ему придется выполнять определенные правила и даже отказываться от некоторых своих желаний (например, поиграть в машинки прямо сейчас). К шести годам желание учиться формируется у большинства детей в полной мере.

        Но если ребенок дома слышит разговоры о том, что в школе скучно, не интересно, то стремление стать школьником у него пропадает.

        Бывает, что ребенок боится идти в школу. «В школе учительница строгая. Она меня ругать будет. Она двойку поставит». Причина такого отношения к учебе в школе чаще всего кроется в неправильном домашнем воспитании. Родители, стремясь показать ребенку, как надо и как не надо себя вести в школе, начинают запугивать его. Это очень вредно для всех и совершенно не допустимо по отношению к робким и не уверенным в своих силах детям. «Смотри, как ты неаккуратно сделал. В школе тебе за такую работу двойку поставят». После таких слов ребенку становится просто страшно идти в школу.

        Намного лучше сразу сформировать правильное представление о школе, положительное отношение к учителю, к учебе книге.

        Существует множество методов, которыми успешно пользуются многие семьи. Это чтение всей семьей различных книг, составление личной библиотечки ребенка, и родительские рассказы о школьных годах. Часто детский вопрос, одно из бесконечных «почему», может поводом для совместного поиска ответа в книге. Путь более трудоемкий на первый взгляд, он может превратиться со временем в исключительно полезную привычку «рыться в книгах» в поисках ответов на самые разные вопросы.

        Родители могут задать закономерный вопрос: «Значит ли, что ребенок со сформированной мотивационной готовностью не будет испытывать трудностей при поступлении в школу?»

        К сожалению, это не всегда так. В чем же тогда ценность мотивационной готовности? В том, что она является фундаментом, на котором развивается интерес к получению знаний в школе. Этот интерес не возникает на пустом месте. Вначале появится интерес к внешней стороне обучения, к школьным принадлежностям, правилам, учительнице. Такой интерес не долог, он исчезает, как только ребенок привыкнет к школе.         Его должен сменить интерес к содержанию знаний, к получению новых знаний и умений. А вот он как раз формируется на основе мотивационной готовности к школьному обучению.

        Если ребенок не стремится в школу и не готов соблюдать школьные обязанности и правила, то,  как бы хорошо он ни умел читать и считать, он не сможет хорошо учиться.

        Для того, чтобы привыкание к школе происходило успешно, необходимо еще до школы сформировать у ребенка те качества характера, которые помогут ему найти контакт с учителем и одноклассниками.

К таким качествам можно отнести:

  • Умение ребенка построить общение со сверстниками
  • Умение при необходимости подчиняться требованиям взрослых

        Важно помнить, что в первом классе для ребенка самое главное – научиться учиться, а не получать конкретные знания и умения. Поэтому с раннего возраста ребенка начинайте внимательно относиться к его поступкам и делам. Достижения ребенка, его правильные поступки принесут вам радость, а ошибки совместными усилиями можно будет исправить.

        Исследования психологов показали, что для первоклассника общение с взрослыми, родителями не является основным. Однако это общение играет большую роль во время смены одного вида деятельности на другой (игры на учение). Ребенку в этом возрасте необходимо эмоциональное сопереживание со взрослыми, их понимание. Ему крайне важно, чтобы его оценка окружающего мира совпала с оценкой взрослых. Это также необходимо для того, чтобы ребенок смог правильно оценить себя.

        Очень важно, чтобы родители не использовали при этом угрозы типа: «Вот в школе тебе покажут, как надо себя вести!» Необходимо подчеркивать значимость занятий ребенка для членов семьи. Родители должны демонстрировать свою уверенность в том, что учеба ребенка будет успешной, что он будет выполнять требования учителя.  

        Однако не надо брать с ребенка слово, что он обязательно станет отличником. Быть отличниками никогда не смогут все дети. Да и едва ли это самое важное. Только отсутствие завышенных требований и уверенность родителей в том, что учеба у ребенка наладится, в конце концов, принесут свои плоды.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Почему ребёнок не хочет идти в детский сад?» (о значении режима дня в жизни ребёнка)

Часто дети капризничают после выходных или  после длительного отсутствия в детском саду (в связи с болезнью или с отпуском родителей). Особенно много капризов бывает в понедельник до обеда....

Консультация для родителей «Как хочется научить ребёнка читать!» (подготовительная группа)

Консультация для родителей «Как хочется научить ребёнка читать!» (подготовительная группа)Привить ребёнку любовь к чтению сложно,вокруг компьютеры,планшеты и т. д,но это необходи...

Консультация для родителей «Как хочется научить ребёнка читать!» (подготовительная группа)

Привить ребёнку любовь к чтению сложно, вокруг компьютеры, планшеты и т. д, но это необходимо сделать, причём приучать ребёнка необходимо с раннего возраста. Приятным, родным и лас...

РЕБЁНОК СНАЧАЛА НЕ ХОЧЕТ ИДТИ В ДЕТСКИЙ САД, ПОТОМ НЕ ХОЧЕТ УХОДИТЬ. ПОЧЕМУ И ЧТО ДЕЛАТЬ?

Консультация для родителей : "РЕБЁНОК СНАЧАЛА НЕ ХОЧЕТ ИДТИ В ДЕТСКИЙ САД, ПОТОМ НЕ ХОЧЕТ УХОДИТЬ.ПОЧЕМУ И ЧТО ДЕЛАТЬ?"...

«Как хочется научить ребёнка читать!»

Консультация для родителей,с чего надо начинать при обучении ребенка чтению....

Памятки для родителей "Ребёнок плохо ест", "Ребёнок плохо засыпает", "Ребёнок не хочет слушать книжки".

Данные памятки были предложены родителям для прочтения после родительского собрания "Проблемы воспитания детей раннего возраста"....

Консультация для родителей «Как хочется научить ребёнка читать!» (подготовительная группа)

Привить ребёнку любовь к чтению сложно, вокруг компьютеры, планшеты и т. д, но это необходимо сделать, причём приучать ребёнка необходимо с раннего возраста. Приятным, родным и лас...