тренинг для родителей "АДАПТАЦИЯ -МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ"
консультация (младшая группа)

Абазян Татьяна Николаевна

Адаптация в детском саду – это процесс привыкания ребенка к новым условиям его жизни: помещение, распорядок дня, педагоги и другие дети вокруг. В детском саду новые требования и правила, к которым нужно также постепенно привыкать. Некоторые дети адаптируются очень легко – без слез бегут в группу. Играют, веселятся и не хотят уходить домой. Другие – никак не могут оторваться от мамы. Цепляются за нее, громко плачут и боятся заходить в группу. Какой будет адаптация в детском саду – зависит от родителей, воспитателей и самого ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

РОСТОВСКАЯ  ОБЛАСТЬ

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г.Шахты Ростовской области

«Детский сад комбинированного вида №28»

   346537 г. Шахты, Ростовской обл.,  ул. Ландау, 5       т. 26-00-31                                    e-mail dou28@shakhty-edy.ru

Согласовано:

Заместитель заведующего по ВМР

__________________  О.А. Ершова

«____» сентября 2022 г.

Тренинг

На тему: «Адаптация в детском саду -миф или реальность».

                                                 

 

    Составила педагог-психолог

Т.Н.Абазян.

2022 г.

Цель: познакомить родителей с особенностями адаптации детей к детскому саду.

Число участников: не более 15 человек.

Время проведения: 2,5-3 часа.

Оборудование помещения: просторное помещение, где по кругу можно расставить необходимое количество стульев.

Материалы: ватман, цветные карандаши, клей-карандаш, ножницы, старые журналы и газеты, буклеты для родителей.

Подготовка ведущего: требуется опыт ведения групповой работы, знание процессов групповой динамики.

Ход работы.

Встреча участников. Представление (20 минут).

Участники садятся в круг. Ведущий приветствует их, предлагает представиться и рассказать о том, что они ожидают от встречи, чего хотели бы достичь.

Упражнение «Мое настроение».

Инструкция. « В детский сад все приходят с разным настроением. На наших занятиях с детьми существует ритуал отражения своего настроения, которое дети показывают и проговаривают в кругу: сжатые ладошки – напряженное, широко разведенные руки – замечательное, руки на коленях – спокойное. Давайте попробуем оценить атмосферу этой встречи перед началом работы.  Покажите жестами настроение, с которым вы пришли на  встречу».

Обсуждение правил групповой работы (10-15 минут).

- искренность: «говори правду или молчи»;

- конфиденциальность: нельзя выносить за пределы группы информацию личного характера, которую участники узнают друг о друге в ходе работы;

- безоценочное восприятие других участников тренинга;

- поддержка участников;

- имеет право голоса.

Упражнение «Оцени степень комфорта в группе» (10 минут)

Ведущий предлагает участникам представить, что в комнате проходит воображаемая ось «Комфорт в группе». Один конец оси имеет значение крайней степени дискомфорта в группе, другой-значение максимального комфорта. Просит каждого прислушаться к внутренним ощущениям и встать на оси в том месте, которая соответствует именно степени комфорта участника.

Затем ведущий предлагает вопросы для обсуждения: «Как вам удалось определить своё место на оси? Чем можно объяснить чувство дискомфорта: новизной группы, присутствием малознакомых людей, чувством недоверия?»

Работа в парах (20 минут).

Ведущий предлагает разделиться участникам на пары, выбрав себе в партнёры наименее знакомого человека. Ведущий выделяет 10 минут (5 минут на каждого): обсуждение привыкания ребёнка к детскому саду (ведущий побуждает участников рассказать друг другу о своих чувствах, связанных с трудностями привыкания детей к детскому саду, отделения ребёнка от родителей).

Затем все участники обсуждают результаты упражнения: «Легко ли было начать контакт с малознакомым человеком? Какие это вызывало эмоции? Появилось ли чувство комфорта в паре? Как быстро это проявилось? Если не появилось чувство комфорта, то почему? Что помогало в общении? Что мешало?

Мини-лекция «Адаптация ребёнка к детскому саду» (10-15 минут)

Адаптация – процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.

Цель адаптации – устранение разрушающего действия на организм факторов окружающей среды.

Адаптация имеет два аспекта – биологический и психологический. В период адаптации снижаются факторы местной защиты ( поэтому дети раннего возраста  часто болеют).

В период адаптации:

- у детей возникают сдвиги в функциональном состоянии организма, сопровождающиеся отчётливым изменением эмоционально-поведенческих реакций и другими клиническими проявлениями;

- отмечаются реакции «биологической осторожности» или протеста, которые выражаются в виде плача, страха, агрессивных действий или общей заторможенности, негативизма;

-уменьшаются социальные контакты и речевая активность (вплоть до их полного исчезновения);

- дети теряют часть приобретённых ранее навыков;

- резко снижается аппетит, нарушаются продолжительность и глубина сна;

- происходит задержка темпов нервно-психического и физического развития;

- проявляются соматические изменения  в виде потери массы тела, побледнения кожи, сухости слизистых, похолодания конечностей, учащения пульса;

- у часто болеющих детей и у детей с пограничными состояниями обнаруживаются расстройства в виде энуреза, энкопреза, неустойчивости стула, обострения кожных заболеваний.

Вы можете сами оценить течение адаптации вашего ребёнка:

- благоприятное течение – отсутствие невротических реакций, стабилизация психоэмоционального состояния в течение 20-30 дней в рамках графика адаптации;

- условно-благоприятное течение – лёгкие невротические реакции в течение 1-2 недель, умеренная потеря веса, однократное ОРЗ, регресс, стабилизация психоэмоционального состояния в течение 30-75 дней;

- неблагоприятное течение – длительные невротические реакции, потеря в весе, частые ОРЗ, стабилизация психоэмоционального состояния более чем через 75-80 дней.

Адаптация закончена, если у ребёнка отмечается стабильное положительное психоэмоциональное состояние в течение недели, то есть ребёнок пребывает в основном в хорошем настроении, активно играет, взаимодействует со взрослыми и сверстниками, соблюдает режим дня, хорошо ест и спокойно спит, не болеет.

Упражнение «Качества взрослого, которые помогают (мешают) ребёнку в период адаптации» (работа в тройках, 25 минут)

Группа делится на тройки (по желанию). Каждой тройке даётся время, чтобы придумать и изобразить 2 скульптуры: «Качества взрослого, которые мешают ребёнку в период адаптации» и «Качества взрослого, которые помогают ребёнку в период адаптации». Скульптуры представляются другим участникам, которые пробуют угадать представляемые качества.

Затем участники обсуждают, какие чувства вызвало у них это упражнение.

Упражнение «Не хочу в детский сад» (работа в тройках, 20 минут)

Участники образуют новые тройки, распределяют между собой роли: воспитатель, ребёнок, мама и разыгрывают 3 мини-сценки, отражающие трудные ситуации привыкания детей к детскому саду (из личного опыта участников). На каждую сценку даётся 5 минут, потом участники меняются ролями и разыгрывают следующую сценку. Таким образом, каждый участник должен побывать во всех трёх ролях.

Упражнение завершается обменом впечатлениями. Какие чувства вызвали разыгранные ситуации? В какой роли понравилось (не понравилось) быть? Какая роль вызвала трудности? Почему?

Создание коллажа, рисунка «Детский сад нашей мечты»  

Участники группы садятся в круг. В центре круга лежат бумага, фломастеры, ножницы, клей, журналы. Каждому участнику предлагается взять лист бумаги и нарисовать рисунок или сделать коллаж на тему «Детский сад нашей мечты» (10 минут).

По окончании работы каждый рассказывает о своей работе, о том, какие чувства она вызывает.

Завершение встречи (15 минут)

Желающие могут поделиться чувствами и впечатлениями от встречи, рассказать об опыте, полученном в ходе выполнения заданий.

В конце каждому участнику вручается буклет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Полоролевое воспитание в контексте современной педагогической реальности".

Полоролевое воспитание - составная часть полового. В результате его осуществления ребенок-дошкольник должен в значительной мере овладеть культурой взаимоотношения полов, в основе которой - доброта, вз...

Английский язык с детства: Мифы и реальность

Консультация для родителей о том какие мифы существуют в обучении детей дошкольного возраста при обучении английскому языку....

Консультация для родителей «Детские мечты. Воплощать ли их в реальность»

Жизнь диктует свои правила, поэтому большинство детей желают того что и взрослые: статуса и популярности. Также встречаются более оригинальные фантазии: превратиться в сказочную принцессу, познакомить...

эссе "Инклюзивное образование в России: реальность и перспективы"

Инклюзивное образование в России: реальность и перспективы. (эссе) «Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, дем...

Ветрянка. мифы и реальность!

Надеюсь многие вопросы по поводу ветрянки отпадут при прочтении данного материала....

ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОУ «ЛЕГКАЯ АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ – МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ»

Цели:1. Педагогическое просвещение родителей по проблемам адаптации детей.2.  Вовлечь родителей в воспитательный процесс ДОУ.3. Создание условий для полноценного общения (обмен мнениями, опытом с...

Тренинг для родителей ДОУ «Легкая адаптация к детскому саду – миф или реальность»

Упражнение «Качества взрослого, которые помогают (мешают) ребенку в период адаптации»....