тренинг для родителей "АДАПТАЦИЯ -МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ"
консультация (младшая группа)
Адаптация в детском саду – это процесс привыкания ребенка к новым условиям его жизни: помещение, распорядок дня, педагоги и другие дети вокруг. В детском саду новые требования и правила, к которым нужно также постепенно привыкать. Некоторые дети адаптируются очень легко – без слез бегут в группу. Играют, веселятся и не хотят уходить домой. Другие – никак не могут оторваться от мамы. Цепляются за нее, громко плачут и боятся заходить в группу. Какой будет адаптация в детском саду – зависит от родителей, воспитателей и самого ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlyaroditeley_adaptptsiya_v_detskom_sadu_mif_ili_realdnost.docx | 53.92 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г.Шахты Ростовской области
«Детский сад комбинированного вида №28»
346537 г. Шахты, Ростовской обл., ул. Ландау, 5 т. 26-00-31 e-mail dou28@shakhty-edy.ru
Согласовано:
Заместитель заведующего по ВМР
__________________ О.А. Ершова
«____» сентября 2022 г.
Тренинг
На тему: «Адаптация в детском саду -миф или реальность».
Составила педагог-психолог
Т.Н.Абазян.
2022 г.
Цель: познакомить родителей с особенностями адаптации детей к детскому саду.
Число участников: не более 15 человек.
Время проведения: 2,5-3 часа.
Оборудование помещения: просторное помещение, где по кругу можно расставить необходимое количество стульев.
Материалы: ватман, цветные карандаши, клей-карандаш, ножницы, старые журналы и газеты, буклеты для родителей.
Подготовка ведущего: требуется опыт ведения групповой работы, знание процессов групповой динамики.
Ход работы.
Встреча участников. Представление (20 минут).
Участники садятся в круг. Ведущий приветствует их, предлагает представиться и рассказать о том, что они ожидают от встречи, чего хотели бы достичь.
Упражнение «Мое настроение».
Инструкция. « В детский сад все приходят с разным настроением. На наших занятиях с детьми существует ритуал отражения своего настроения, которое дети показывают и проговаривают в кругу: сжатые ладошки – напряженное, широко разведенные руки – замечательное, руки на коленях – спокойное. Давайте попробуем оценить атмосферу этой встречи перед началом работы. Покажите жестами настроение, с которым вы пришли на встречу».
Обсуждение правил групповой работы (10-15 минут).
- искренность: «говори правду или молчи»;
- конфиденциальность: нельзя выносить за пределы группы информацию личного характера, которую участники узнают друг о друге в ходе работы;
- безоценочное восприятие других участников тренинга;
- поддержка участников;
- имеет право голоса.
Упражнение «Оцени степень комфорта в группе» (10 минут)
Ведущий предлагает участникам представить, что в комнате проходит воображаемая ось «Комфорт в группе». Один конец оси имеет значение крайней степени дискомфорта в группе, другой-значение максимального комфорта. Просит каждого прислушаться к внутренним ощущениям и встать на оси в том месте, которая соответствует именно степени комфорта участника.
Затем ведущий предлагает вопросы для обсуждения: «Как вам удалось определить своё место на оси? Чем можно объяснить чувство дискомфорта: новизной группы, присутствием малознакомых людей, чувством недоверия?»
Работа в парах (20 минут).
Ведущий предлагает разделиться участникам на пары, выбрав себе в партнёры наименее знакомого человека. Ведущий выделяет 10 минут (5 минут на каждого): обсуждение привыкания ребёнка к детскому саду (ведущий побуждает участников рассказать друг другу о своих чувствах, связанных с трудностями привыкания детей к детскому саду, отделения ребёнка от родителей).
Затем все участники обсуждают результаты упражнения: «Легко ли было начать контакт с малознакомым человеком? Какие это вызывало эмоции? Появилось ли чувство комфорта в паре? Как быстро это проявилось? Если не появилось чувство комфорта, то почему? Что помогало в общении? Что мешало?
Мини-лекция «Адаптация ребёнка к детскому саду» (10-15 минут)
Адаптация – процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.
Цель адаптации – устранение разрушающего действия на организм факторов окружающей среды.
Адаптация имеет два аспекта – биологический и психологический. В период адаптации снижаются факторы местной защиты ( поэтому дети раннего возраста часто болеют).
В период адаптации:
- у детей возникают сдвиги в функциональном состоянии организма, сопровождающиеся отчётливым изменением эмоционально-поведенческих реакций и другими клиническими проявлениями;
- отмечаются реакции «биологической осторожности» или протеста, которые выражаются в виде плача, страха, агрессивных действий или общей заторможенности, негативизма;
-уменьшаются социальные контакты и речевая активность (вплоть до их полного исчезновения);
- дети теряют часть приобретённых ранее навыков;
- резко снижается аппетит, нарушаются продолжительность и глубина сна;
- происходит задержка темпов нервно-психического и физического развития;
- проявляются соматические изменения в виде потери массы тела, побледнения кожи, сухости слизистых, похолодания конечностей, учащения пульса;
- у часто болеющих детей и у детей с пограничными состояниями обнаруживаются расстройства в виде энуреза, энкопреза, неустойчивости стула, обострения кожных заболеваний.
Вы можете сами оценить течение адаптации вашего ребёнка:
- благоприятное течение – отсутствие невротических реакций, стабилизация психоэмоционального состояния в течение 20-30 дней в рамках графика адаптации;
- условно-благоприятное течение – лёгкие невротические реакции в течение 1-2 недель, умеренная потеря веса, однократное ОРЗ, регресс, стабилизация психоэмоционального состояния в течение 30-75 дней;
- неблагоприятное течение – длительные невротические реакции, потеря в весе, частые ОРЗ, стабилизация психоэмоционального состояния более чем через 75-80 дней.
Адаптация закончена, если у ребёнка отмечается стабильное положительное психоэмоциональное состояние в течение недели, то есть ребёнок пребывает в основном в хорошем настроении, активно играет, взаимодействует со взрослыми и сверстниками, соблюдает режим дня, хорошо ест и спокойно спит, не болеет.
Упражнение «Качества взрослого, которые помогают (мешают) ребёнку в период адаптации» (работа в тройках, 25 минут)
Группа делится на тройки (по желанию). Каждой тройке даётся время, чтобы придумать и изобразить 2 скульптуры: «Качества взрослого, которые мешают ребёнку в период адаптации» и «Качества взрослого, которые помогают ребёнку в период адаптации». Скульптуры представляются другим участникам, которые пробуют угадать представляемые качества.
Затем участники обсуждают, какие чувства вызвало у них это упражнение.
Упражнение «Не хочу в детский сад» (работа в тройках, 20 минут)
Участники образуют новые тройки, распределяют между собой роли: воспитатель, ребёнок, мама и разыгрывают 3 мини-сценки, отражающие трудные ситуации привыкания детей к детскому саду (из личного опыта участников). На каждую сценку даётся 5 минут, потом участники меняются ролями и разыгрывают следующую сценку. Таким образом, каждый участник должен побывать во всех трёх ролях.
Упражнение завершается обменом впечатлениями. Какие чувства вызвали разыгранные ситуации? В какой роли понравилось (не понравилось) быть? Какая роль вызвала трудности? Почему?
Создание коллажа, рисунка «Детский сад нашей мечты»
Участники группы садятся в круг. В центре круга лежат бумага, фломастеры, ножницы, клей, журналы. Каждому участнику предлагается взять лист бумаги и нарисовать рисунок или сделать коллаж на тему «Детский сад нашей мечты» (10 минут).
По окончании работы каждый рассказывает о своей работе, о том, какие чувства она вызывает.
Завершение встречи (15 минут)
Желающие могут поделиться чувствами и впечатлениями от встречи, рассказать об опыте, полученном в ходе выполнения заданий.
В конце каждому участнику вручается буклет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Полоролевое воспитание в контексте современной педагогической реальности".
Полоролевое воспитание - составная часть полового. В результате его осуществления ребенок-дошкольник должен в значительной мере овладеть культурой взаимоотношения полов, в основе которой - доброта, вз...
Английский язык с детства: Мифы и реальность
Консультация для родителей о том какие мифы существуют в обучении детей дошкольного возраста при обучении английскому языку....
Консультация для родителей «Детские мечты. Воплощать ли их в реальность»
Жизнь диктует свои правила, поэтому большинство детей желают того что и взрослые: статуса и популярности. Также встречаются более оригинальные фантазии: превратиться в сказочную принцессу, познакомить...
эссе "Инклюзивное образование в России: реальность и перспективы"
Инклюзивное образование в России: реальность и перспективы. (эссе) «Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, дем...
Ветрянка. мифы и реальность!
Надеюсь многие вопросы по поводу ветрянки отпадут при прочтении данного материала....
ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОУ «ЛЕГКАЯ АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ – МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ»
Цели:1. Педагогическое просвещение родителей по проблемам адаптации детей.2. Вовлечь родителей в воспитательный процесс ДОУ.3. Создание условий для полноценного общения (обмен мнениями, опытом с...
Тренинг для родителей ДОУ «Легкая адаптация к детскому саду – миф или реальность»
Упражнение «Качества взрослого, которые помогают (мешают) ребенку в период адаптации»....