Консультация для родителей "Песочная ерапия для детей"
консультация

Оспищева Елена Ивановна

Не только дети, но и взрослые любят строить замки из песка. По мнению психологов игра с песком благотворно влияет на психику ребёнка. А совместная игра детей с родителями помогает изучить особенности поведения ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnaya_terapia_dlya_detey.docx17.92 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Песочная терапия для детей»

подготовили: воспитатель Оспищева Е.И, тьютор Боровкова М.С

Маленький ребенок, как только оказывается в песочнице,  сразу же начинает увлеченно играть с песком. Да и взрослым нравится сооружать песочные замки. По мнению психологов, игры с песком благотворно влияют на нашу психику, избавляют от негативных эмоций, тревог, даже помогают в решении проблем. Дети, которые любят играть в песочнице, строить замки, рисовать песком, вырастают уверенными в себе и чаще достигают успеха. Занятия с песком совместно с родителями помогают изучить особенности поведения и развития ребенка.

Песочница является хорошим диагностическим средством, которое позволяет эффективно преодолеть самые разные личностные проблемы, снять внутреннее напряжение. Песочная терапия помогает высвободить и понять своё «Я», способствует восстановлению своей психической целостности.

Ребёнок часто не умеет выражать свои тревоги и страхи словами. Сделает это за него песочная терапия для детей раннего возраста. Ребёнок проигрывает волнующую его ситуацию с помощью игрушечных персонажей, создаёт картину собственного мира из песка, освобождаясь от напряжения.

Играя в песке с различными фигурками, ребёнок имеет возможность изменить некомфортную для него ситуацию или состояние в игровой форме, таким образом приобретая опыт самостоятельного решения проблем как внутренних, так и внешних. Полученный опыт малыш переносит в реальность. Следует отметить уникальные свойства песка, который способен «заземлить» отрицательные эмоции, привнося гармонию в состояние человека.

Песочная терапия очень актуальна в современном мире. Мы всё больше отдаляемся от природы, забывая своё естественное начало. Занятия с песком помогают вернуться к первобытным чувствам и ощущениям.

Для чего нужна песочная терапия?

Занятия с песком помогают определить особенности личности ребёнка, понять себя и своё «Я», способствуют развитию мышления, фантазии, мелкой моторики пальцев. Они учат детей создавать модели своих фантазий, понимать их и объяснять. Занятия помогают преодолеть трудности в общении, учат выражать свои мысли словами, отвечать за собственные действия и поступки, больше полагаться на себя, способствуют развитию самооценки, избавлению от страхов и последствий психологических травм и обретению веры в себя.

Песочная терапия для детей раннего возраста используется не для того, чтобы изменить или переделать ребёнка, она даёт ему возможность быть самим собой. Подобные игры – это символический язык для самовыражения. Манипуляции с игрушками помогают ребёнку выразить отношение к себе и другим людям, к происходящим событиям.

Какие проблемы помогают устранить занятия с песком?

Детская песочная терапия помогает справиться с различными нарушениями поведения, наладить взаимоотношения с другими детьми и взрослыми, избавиться от психосоматических заболеваний, повышенной тревожности, страха, неврозов, пережить трудности, которые связаны с различными семейными и социальными ситуациями.

Песочная терапия в детском саду и дома способствует развитию наглядно-образного мышления, восприятия и памяти, тактильной чувствительности и мелкой моторики рук. В практике песочная терапия с дошкольниками обычно организуется в двух вариантах: работа с неоформленным материалом – песком, водой; построение песочных миров, сюжетная игра (по заданной теме или же спонтанная). 

На первый взгляд простые действия − выливание в песочницу воды, перемешивание, вымешивание песочной жижи, переливание из ёмкости в ёмкость, отделение воды от песка и т.п. – позволяют уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативные эмоции и страхи, снять напряжение, тем самым подготовить почву для конструктивного взаимодействия. Сначала взрослый дает возможность ребёнку потрогать песок, просыпать его между пальцами, почувствовать крупинки, попробовать стряхнуть их с рук. После чего малышу подсказывают, что в песок можно добавить воду. Если ребёнок легко увлекается предложенной игрой, дальше взрослому надо лишь следовать за детской фантазией. Если же ребёнок сомневается, опасается или отказывается от контакта с природными материалами, то объяснение воспитателя должно быть более интересным для малыша и более прозрачным. Нужно подводить ребёнка к идее, давать возможность ему самому догадаться, что делать и как играть с этими материалами. Вряд ли малышу захочется играть по продиктованным вами правилам, он выбирает игру сам – в этом суть методов арт-терапии. Порой, заигравшись, дети в песочницу выливают столько воды, сколько позволяет объем, до самых краев. Руки ребенка погружаются в ту самую вязкую смесь, напоминающую грязь, к которой взрослые так категорически запрещают приближаться. Ребёнок получает возможность удовлетворить потребность в экспериментировании и свободной активности. Через несколько занятий малыш сам захочет развивать игру.

Базовые игры с песком

Игр для песочной терапии много, для начала можно попробовать самые популярные и простые:

1.Игра «Угадайка»

В песок зарывают несколько фигурок и предлагают малышу узнать их, не вынимая из песка.

2.Игра на релаксацию «Песочный дождик»

Дети представляют, что они находятся в сказочной стране, в которой идёт дождик из песка. Малыши показывают, как медленно или быстро сыплется песок из кулачка на ладонь. Они закрывают глаза, сыплют песок на ладонь или на любой из пальцев, затем рассказывают, куда сыпался песок, и передают свои ощущения. Игра помогает снимать напряжение, расслабляет, повышает внимание.

3.Игра на развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики «Необыкновенные следы»

«Идут медвежата» — ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» – расслабленными/напряжёнными пальцами рук делают поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь руками друг с другом — «жучки здороваются»).

4.Игры на развитие воображения и творческих способностей

«Забавные ладошки». Дети делают отпечатки ладошек, палочкой дорисовывают изображение.

«Картины на песке». На ровной влажной поверхности палочкой, прутиком рисуют различные изображения животных, людей, зданий и т.п.

«Дорожка из песка». Нужно показать ребёнку, как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая разные формы (дорожку к дому зайчика, лисы, птички и т.д.).

В условиях семьи желательно создание своего Центра песка и воды. Это зона арт-терапии для решения задач релаксации, выражения и отработки новых эмоциональных состояний ребенка. Песок и вода наиболее часто используются ребенком в качестве игровой среды. 

Эти игры имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Телевидение и дети" ТЕЛЕВИДЕНИЕ И ДЕТИ

«Какое горе-телевизор! Вечные конфликты с детьми, которые готовы сидеть всё свое время у телевизора, которые перестают читать, ибо телевизор вытесняет книги…» «Какое счастье – телевизор! Как он ...

Консультация "Роль игры в развитии детей дошкольного возраста. Какие игрушки нужны детям?!"

КонсультацияТема: "Роль игры в развитии детей дошкольного возраста. Какие игрушки нужны детям?!"Воспитатель: Попова T.A. КАКИЕ ИГРУШКИ ПРИОБРЕТАТЬ ДЕТЯМ 1.Сюжетно-образные, изображающие люде...

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Консультация для воспитателей Совместная деятельность детей и родителей как средство развития творческой активности детей

У каждого из нас есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве ребенок ищет возможности реализовать свой творческий п...

Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей)  Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...