Пятый год жизни - "Давай поговорим"
консультация (средняя группа)

Ирина Викторовна Кадолова

Консультация будет полезна родителям детей пятого года жизни. В ней содержатся рекомендации по развитию речи детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей по развитию речи детей

«Пятый год жизни – давай поговорим»

Пятый год – середина дошкольного периода. Как незаметно мы до нее добрались! А ведь именно в этом возрасте окончательно формируются главные черты характера маленького человека. Вот, не приучен убирать за собой игрушки – и не будет этого делать в будущем уже и со всеми прочими предметами. Если «хочу» воюет с «надо» и побеждает, готовьтесь оказаться лицом к лицу с рабом хотений и желаний. Иногда родители удивляются: ну в кого она у нас такая, мы то ведь такие послушные были, аккуратные, занимались с удовольствием, от кого же наша дочка унаследовала лень и капризность? А произошло это, наверное, потому, что воспитанием занимались мало и плохо. Как вы думаете? Не отрицая влияния наследственности и пр. все – таки уповаем на ваш родительский долг – воспитывать своё дитя… Это же относится и к речи. Влияние окружающих, той обстановки, где живет ребенок, имеет огромное значение. Чем старше ребенок, тем большее воздействие оказывает на него мир, в котором он живет. Так что, в ваших руках мощные рычаги воспитания и развития. А мы будем помогать вам по мере сил и возможностей.

Часто родители с гордостью говорят о том, что ребенок предпочитает играть сам, один, с игрушками. Это не доставляет никаких хлопот, позволяет маме и папе иметь свободное время. Конечно, хорошо, что малыш может себя занять, но не стоит слишком уж увлекаться этим. Малыш пятого года жизни тянется к взрослым, ему интересно поговорить с ними, поделиться своими мыслями, наблюдениями, тревогами, радостью. Ему уже под силу терпеливо, до конца выслушать ваш ответ на вопрос, ваши объяснения.

Начнем с чтения. Малыш обладает сейчас хорошей памятью, как правило, легко запоминает даже довольно длинные стихи. Но, конечно, надо читать как стихи, так и прозу. Все ли понимает ребенок из прочитанного, все ли слова знакомы? Вот вы сели вечером с хорошей книжкой, почитали. Ребенок послушал, но ни о чем не спросил. Все понял? Может быть и так. Но все же лучше было бы обсудить с ребенком прочитанное, а то и рассказать что-нибудь в тему.  Кроме того, потихонечку учите  ребенка пересказывать прочитанное. Иначе у него не будет развиваться умение высказывать свои впечатления и мысли свободно.

Очень полезно рассказывать ребенку сказки с продолжением. Это тот вариант, когда каждая сказочная история представляет собой относительно законченный по сюжету эпизод, но в конце остается некий хвостик, указывающий на возможность развития событий.

Итак, читаем, пересказываем, рассказываем, и, конечно, продолжаем копить слова. Их становится все больше и больше, за этот год их станет уже около 3000!

Продолжаем знакомить ребенка с новыми профессиями, теми, которые ребенок еще недавно не знал: летчик, капитан, космонавт. Слова, связанные с темой транспорта, легче усваиваются в комплексе. Например, вы покажете ребенку картинки, на которых изображены различные транспортные средства, или сделаете это на улице, во время прогулки, поездки. Малыш назовет все, что увидел, а у вас еще и несколько загадок припасено в тему, ребенок отгадает. Верхом творчества, в данном случае, будет рисование поезда или автобуса. Только не все сразу. Если вы представитель какой – либо сложной профессии и раньше не рассказывали ребенку о своей работе (иногда ребенок в этом возрасте так и отвечает на вопрос, кем работает папа: «Работает»), то теперь стоит это сделать. Попробуйте рассказать, с помощью чего вы выполняете свою работу, а также с помощью чего делают своё дело представители других профессий. Например, кассиру нужна касса, врачу – градусник, вата, шприц, бинт.

Особое внимание обратите на появление в речи ребенка прилагательных, то есть, обозначение признаков предметов. Простейший способ это сделать – использование заданий типа: «Назови, какой» (ложка какая? – большая, стол какой? – деревянный и т.д.)

Как и раньше, мы продолжаем осваивать новые слова во время деятельности и стараемся сделать саму деятельность разнообразной. Дети  увлеченно работают в Школе ремесел. Вот уж где простор и для развития речи, и для развития множества умений и навыков! Кстати, о поделках и ловких пальчиках. Хорошо известно, что активные, тонкие движения пальцев рук стимулирует развитие детской речи.

Ребенку уже приходилось держать в руке карандаш и использовать его по назначению, но задания, которые вы ему предложите, теперь выводят на новый этап. Попробуйте предложить ребенку вот такие задания: продолжи узор, прокатись, учимся штриховать, дорисуй, раскрась, обведи. Пусть ребенок штрихует, обводит, продолжает линии ровные и волнистые, дорисовывает и рисует. Такие занятия не должны быть слишком длительными, заштриховал несколько фигурок, и достаточно на сегодня, обвел несколько рисунков, и хватит.  Подумайте и о столике для малыша, и о его позе при выполнении таких заданий, и об освещении рабочего места ребенка. На полу хорошо играть, но писать лучше за столом.

Попробуем теперь попросить ребенка дополнить предложение, да не просто предложение, а сложное. Точнее, ребенок сам сделает предложение сложным. Например, вы говорите: «Маша сегодня надела шубу, шапку и шарф, потому, что (потому что пришла зима, потому что стало холодно)». Обратите внимание, закончит ребенок предложение коротким или длинным словосочетанием. А вдруг получится целый рассказ? Тогда не прерывайте ребенка, выслушайте его, дайте закончить свою мысль.

Итак, к пяти годам ваш малыш:

  • Обладает словарным запасом около 3000 слов
  • Пользуется предложениями из 5 – 6 слов
  • C:\Users\Пользователь\Downloads\XqkVgyV6rPQ.jpgумеет пересказывать
  • Определяет право – лево у себя, но не у других
  • Знает назначение предметов, может сказать из чего они сделаны
  • Знает простые антонимы (большой - маленький)
  • Знает свой адрес

Источник: А Герасимова «Уникальное руководство по развитию речи»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Альбом детского словотворчества "Давай поговорим"

Альбомы детского словотворчества могут использоваться в работе с родителями в любой дошкольной группе. Альбомы дают возможность воспитателям закрепить пройденный материал, выявить необходимость работы...

Давайте поговорим

(Советы молодым родителям)Радует, что число новорожденных растет, а значит, прибавляется больше забот и ответственности тому, кто находится рядом с ними. Находиться рядом - значит не только опекать, н...

Пятый год жизни - "Давай поговорим"

Консультация для родителей содержит рекомендации по развитию речи детей пятого года жизни...

Консультация для родителей "Давай поговорим, малыш!"

В статье говорится о речевом ращвитии ребёнка с младенческого возраста...

Мастер-класс "Здравствуй, игрушка!" Давай, поговорим..." - использование театрализованной игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста, имеющих ОНР.

Участвуя в театрализованной игре, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умст...

Тема: «Давай поговорим о ДОБРОТЕ»

ГБДОУ детский сад № 16 Красногвардейского района СПбГруппа № 3 «Почемучки»Совместная деятельность воспитателя и детей, развитие игровой деятельностиСредняя группа Образовательная область  «С...